Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Журналистика
  3. Методическая разработка городской прогулки (с элементами исследования) по теме “Адмиралтейский район: летопись подвигов в бронзе и граните”»

Методическая разработка городской прогулки (с элементами исследования) по теме “Адмиралтейский район: летопись подвигов в бронзе и граните”»

Адресат: подростки старшего школьного возраста, учащиеся студии «Тележурналистики», «Школы блогеров», владеющие навыками работы с фото и видеоаппаратурой. Цель: создание условий для духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся, включения их в активную исследовательскую деятельность по историческим местам Санкт-Петербурга. Задачи: • Воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа, любовь к Отечеству; • Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны; • Воспитывать чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны; • Углублять исторические знания школьников о блокаде Ленинграда; • Формировать чувство сопричастности к культурному наследию своего народа; • Формировать умение слушать окружающих.

Предметы

Журналистика

Категория

Журналистика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом творчества «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка городской прогулки

(с элементами исследования) по теме

Адмиралтейский район: летопись подвигов в бронзе и граните”»

Кучальская Марина Александровна

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДТ «Измайловский»

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

Shape1 2024

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….……2

Ход образовательного события…………………………………………………3

  • Подготовительный этап……………………………….......… 3

  • Дискуссия в Медиацентре……………………………….…...3

  • Городская прогулка (с элементами исследования)…………4

Приложения …………………………………………………….……………….8

Список литературы……………………………………………………………..11

Введение

Адресат:подростки старшего школьного возраста,учащиеся студии «Тележурналистики», «Школы блогеров», владеющие навыками работы с фото и видеоаппаратурой.

Цель: создание условий для духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся, включения их в активную исследовательскую деятельность по историческим местам Санкт-Петербурга.

Задачи:

  • Воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа, любовь к Отечеству;

  • Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны;

  • Воспитывать чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;

  • Углублять исторические знания школьников о блокаде Ленинграда;

  • Формировать чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;

  • Формировать умение слушать окружающих.

Место проведения: Адмиралтейский район Санкт-Петербурга

Объекты культурного наследия города, с которыми работают дети (перечисление):

Памятник погибшим студентам, сотрудникам и преподавателям (Московский пр., д.9, во внутреннем дворе), Памятник ополченцам Ленинского района (пл. Балтийского вокзала, м. Балтийский вокзал), Музей ПГУПС (наб. реки Фонтанки, д. 115, в здании Петербургского государственного университета путей сообщения (ЛИИЖТ в годы Великой Отечественной войны), Памятник погибшим сотрудникам Военного порта (Санкт-Петербург, 10-я Красноармейская улица), Мемориальная доска П.Д. Винокурцеву

(проезд Винокурцевский, д. 1).

Используемые методы освоения городского пространства / объектов культурного наследия города (перечисление): Фасетированная дискуссия, образовательная прогулка, метод фотофиксации и видеофиксации.

Задания после прогулки (рефлексия):

- Какие памятники произвели наибольшее впечатления? Опишите детали и факты, способствовавшие этому.

- Какие факты, имена, изложенные в рассказе, вызвали у вас интерес, побудивший к поиску детальной информации?

Творческая работа (по желанию):

- Создайте фото или видеоматериалы о прогулке

- Опубликуйте созданный материал в социальных сетях.

Необходимое оборудование: видеокамера, штатив, фотоаппарат, телефоны, маршрутный лист.

Ход городской прогулки (с элементами исследования)

«Адмиралтейский район: летопись подвигов в бронзе и граните»

1. Подготовительный этап

1.1.Поиск педагогом фотографий или фотопроектов о времени Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда.

2.1 Создание списка, направляющих на изучение городского пространства, вопросов.

2.2 Создания маршрутных листов для обучающихся.

2. Дискуссия в Медиацентре

2.1 Представление фотопроекта Сергея Ларенкова «Блокадный Ленинград» (Прил.1)

2.2 Фасилитированная дискуссия с детьми:

Что изображено на этой фотографии, кого вы видите?

Что можете сказать об обстановке на фотографиях?

Что здесь происходит?

Что вы помните о Блокаде Ленинграда? А о Великой Отечественной войне?

Какие памятники, посвященные этому времени, вы можете назвать?

Какие памятники вы можете назвать в Адмиралтейском районе?

2.3 Педагог объединяет все высказывания детей. Выясняет был ли кто-то из детей в местах, которые запечатлены на фотографиях. Выясняет, какие памятники дети знают.

ПЕДАГОГ: Для того, чтобы узнать, какие памятники есть в нашем районе, мы отправляемся по местам Адмиралтейского района, хранящим память о Великой Отечественной войне.

На месте начала нашей прогулки, я раздам вам маршрутные листы, там будут отмечены номера наших станций, адреса и названия памятных мест. Так же там, будет графа, где вы можете отметить фото или видеофиксацию памятника. Это позволит вам точно знать, есть ли у вас материал по этой локации или нет.

3. Городская прогулка (с элементами исследования)

Педагог раздает детям маршрутные листы с адресами памятных мест (Приложение 2).

Задача: Сфотографировать или снять на видео памятники блокады Адмиралтейского района. Узнать информацию об объектах культурного наследия города и самостоятельно создать видеоматериал.

Важно! Так как маршрут прогулки проходит в городе, накануне мероприятия, нужно вспомнить с обучающимися «Правила поведения и безопасности в городском пространстве», «Правила дорожного движения».

Станция 1: Памятник ополченцам Ленинского района (пл. Балтийского вокзала, м. Балтийский вокзал)

ПЕДАГОГ: Друзья, сегодня мы начинаем нашу городскую прогулку «Адмиралтейский район: летопись подвигов в бронзе и граните». Но прогулка наша не совсем обычная. Это настоящее исследование, на основании которого, вы сможете создать фото и видеоматериалы для опубликования их в социальных сетях. Сегодня мы изучим памятники Великой Отечественной войны, которые есть в нашем Адмиралтейском районе, узнаем о настоящих героях и погрузимся в историю страшных дней, которые пережил наш город. Расскажите, пожалуйста, что вы помните о Великом Отечественной войне?

Ответы ребят

ПЕДАГОГ: Ребята, мы находимся с вами в сквере перед зданием Балтийского вокзала. Именно здесь находится памятник народным ополченцам Ленинского района. Он был открыт в 1965 году в честь героических защитников Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Авторами проекта выступили архитекторы В. С. Васильковский, В. П. Эстрин.

Посмотрите, композиция представляет собой полукруглую бетонную стелу с мемориальной надписью: "Народным ополченцам Ленинского района - героическим защитникам города Ленина и советского Отечества. 1941- 1945"; "Ваш героический пример живет и побеждает в борьбе за торжество коммунизма".

Ребята, кто знает - кто такие народные ополченцы?

Ответы детей

ПЕДАГОГ: В первые два дня войны с повестками и без повесток в военкоматы Ленинграда обратилось около 100 тысяч ленинградцев. Ввиду большого наплыва добровольцев Ленинградский горком ВКП(б) направил в адрес Главнокомандующего РККА просьбу о создании Армии народного ополчения. После того, как разрешение было получено, началось формирование добровольческих дивизий и полков. Большинство ополченцев не были военными, не имели военной подготовки. Командирами назначались кадровые военные. Вторая волна народного ополчения пришлась на май — сентябрь 1942 года, они должны были защищать Ленинград в случае прорыва врага. Большую часть ополчения составляли женщины. Одна четвёртая часть ушла на фронт. Всего в народную армию ополчения ушло более 200 тысяч человек. Из их числа были сформированы 10 дивизий, артиллерийские батальоны и партизанские отряды.

Именно этим героям, имена некоторых история не сохранила, установлен этот памятник. Прошу вас зафиксировать этот памятник на фото или видео.

Дети фиксируют памятное место на видео

ПЕДАГОГ: А мы продолжаем нашу прогулку. В году войны, на борьбу с фашистами, встала вся страна. Это были не только военные, но и мирные жители. В том числе, студенты и преподаватели. И сейчас мы отправляемся с вами к другому памятнику, который установлен на Московском проспекте.

Станция 2: Памятник погибшим студентам, сотрудникам и преподавателям (Московский пр., д.9, во внутреннем дворе)

ПЕДАГОГ: Ребята, мы находимся с вами во дворе Петербургского Государственного Университета Путей Сообщения. Здесь стоит памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны студентам, сотрудникам и преподавателям. Из этого сквера, в 1941 году, лиижтовцы уходили на фронт. Важный момент, что памятник сооружен силами студентов института.

Посмотрите на гранитную стеллу. Здесь барельеф с изображением лиц советских солдат и две надписи: «Погибшим на фронтах и в блокаде Ленинграда. Студентам, сотрудникам, преподавателям ЛИИЖТ", "Вечная слава! Вечная память Отдавшим свои жизни за нашу Великую Родину". Перед стелой установлены десять гранитных плит с именами погибших. Их было больше 1000 человек. Только вдумайтесь: вчерашние студенты взяли в руки оружие, чтобы защитить нашу страну от вторжения нацистов. Прошу вас зафиксировать этот памятник на фото или видео.

Дети фиксируют памятное место на видео

Станция 3. Музей ПГУПС (наб. реки Фонтанки, д. 115, в здании Петербургского государственного университета путей сообщения (ЛИИЖТ в годы Великой Отечественной войны).

ПЕДАГОГ: Мы находимся с вами перед зданием Университета путей сообщения. Именно здесь работает музей с экспозицией "Институт в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны", где демонстрируются две инсталляции: "Комната студента" (предвоенный год) и "Блиндаж на Невском пятачке".

В инсталляции использованы вещи, найденные на Невском пятачке, где воевали лиижтовцы. Помимо инсталляций, представлены исторические материалы этого периода, переданные в музей в том числе сотрудниками Университета: блокнот и полевая сумка, простреленные пулей, письма с фронта, обмундирование участников войны.

В первые дни после объявления войны 307 лиижтовцев добровольно подали заявления о призыве в Красную Армию. В июле 1941 г. наряду с формированием народного ополчения началась организация партизанских отрядов. В короткий срок в Октябрьском районе было сформировано 16 отрядов, в том числе два - из студентов ЛИИЖТа. Более 900 человек ушло в ополчение и партизанские отряды. Многие были мобилизованы в состав специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения, приняло участие в строительстве и эксплуатации железных дорог.

Ученые ЛИИЖТа приняли активное участие в проектировании легендарной Дороги жизни через Ладожское озеро. Ученые факультета электрификации железных дорог выполнили проект и монтаж передвижного энергопоезда, сыгравшего важную роль в строительстве свайно-ледовой эстакады через Невскую губу Ладожского озера.

В годы военных испытаний профессора, преподаватели, студенты, рабочие и служащие с честью выполнили свой долг перед Родиной. 1423 лиижтовца отдали свои жизни в борьбе с врагом, умерли в блокадном Ленинграде. За время войны институт потерял крупных ученых: А. Б. Лебедева, Н. М. Беляева, Л. П. Шишко, Н. Н. Костромитина, В. А. Глазырина и других. За военные подвиги и труд в период Великой Отечественной войны орденами и медалями было награждено 842 лиижтовца. Сегодня коллектив университета бережно хранит память о тех грозных и героических днях.

Дети фиксируют памятное место на видео

ПЕДАГОГ: А теперь мы отправляемся с вами на 10-ю Красноармейскую улицу, чтобы увидеть памятник, мимо которого часто проходят люди и не знают, кому он установлен.

Станция 4. Памятник погибшим сотрудникам Военного порта (Санкт-Петербург, 10-я Красноармейская улица)

ПЕДАГОГ: Эта гранитная стела была перенесена в 2008 году во двор Лицея № 281 Адмиралтейского района по адресу: 10-ая Красноармейская улица, д. 5-а с территории острова Новая Голландия. Памятник посвятили воинам, рабочим и служащим Военного порта, сражавшихся в тылу Ленинградской военно-морской базы.

Ленинградская военно-морская база (ЛенВМБ) появилась 15 марта 1919 года. Она была ответственна за дислокацию кораблей и судов, а также должна была оборонять город с морских направлений. Её неоднократно упраздняли и переформировывали. И если изначально она входила в состав Балтийского флота, то во времена СССР подчинялась напрямую Главнокомандующему военно-морского флота СССР.

Во время Великой Отечественной войны на Ленинградском фронте сражалось 100 тысяч военных моряков. Корабли и катера ЛенВМБ участвовали в десантных операциях в Петергофе, на Ладожском озере, Выборгском и Нарвском заливах. Давайте зафиксируем этот памятник на фото или видео.

Дети фиксируют памятное место на видео

А сейчас мы отправимся к станции метро Пушкинская, чтобы увидеть мемориальную доску, которая посвящена настоящему герою.

Станция 5. Мемориальная доска П.Д. Винокурцеву (проезд Винокурцевский, д. 1)

ПЕДАГОГ: Обратите внимание на эту доску. Это мемориальная доска участковому уполномоченному милиции П.Д. Винокурцеву. Ребята, как вы думаете, в чем состоял его подвиг?

Ответы детей

ПЕДАГОГ: 8 ноября 1941 года участковый уполномоченный 5 отделения милиции Ленинского района Ленинграда Павел Дмитриевич Винокурцев во время бомбежки руководил работой по укрытию населения в убежище. Внезапно на Перекопской улице возле дома 1 появилась плачущая девочка 3-4 лет, потерявшая мать. Милиционер схватил ребенка на руки и попытался унести в убежище, но разрыв бомбы застал его на середине улицы. Павел Дмитриевич упал на трамвайное полотно, прикрыв ребенка своим телом. Когда бомбежка прекратилась, подбежавшие люди нашли лежавшими на земле невредимую девочку и участкового с тяжелыми ранениями в голову и спину, от которых он скончался, не приходя в сознание. 8 ноября 1988 года райисполком Ленинского района г. Ленинграда принял решение назвать безымянный проезд между Витебским вокзалом и станцией метро «Пушкинская» Винокуровским проездом с установлением мемориальной доски. 10 ноября 1988 года мемориальная доска из гранита была установлена на правой стороне наружного вестибюля станция метро «Пушкинская». Давайте зафиксируем этот памятник на фото или видео.

Дети фиксируют памятное место на видео

ПЕДАГОГ: Вот и подошла к концу наша городская прогулка (с элементами исследования) «Адмиралтейский район: летопись подвигов в бронзе и граните». Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на нашей прогулке? Что вам особенно запомнилось? А что вам поразило? О чем вы думали, пока мы с вами исследовали памятники нашего района?

Ответы детей

ПЕДАГОГ: Ребята, по итогам нашей прогулки, вам нужно будет сделать ролик, используя ваши фото и видеоматериалы. Хронометраж ролика до 2 минут.

Вы можете самостоятельно расширить информацию об этих памятниках и героях нашего района. Можно создать собственные путеводители для ваших друзей или родных.

Можно сделать посты или видео в социальных сетях. Не забудьте поставить хэштеги: #Победа80! Ведь 2025 год объявлен Президентом России - Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, Годом мира и единства в борьбе с нацизмом!

Спасибо за внимание и вашу работу!

4. Приложения

Приложение 1

Фотографии С. Ларенкова, фотопроект «Блокада Ленинграда»

Приложение 2

Маршрутный лист городской прогулки (с элементами исследования)

Адмиралтейский район: летопись подвигов в бронзе и граните”

Задачи городской прогулки:

  1. Узнать информацию об объектах культурного наследия города.

  2. Сфотографировать или снять на видео памятники, посвященные героям Великой отечественной войны.

  3. Творческая работа (по желанию): Самостоятельно расширить информацию о памятных местах и создать (фото) видеоматериал для публикаций в социальных сетях.

Номер станции

Адрес станции

Памятное место (памятник, мемориальный комплекс, памятная доска)

Фото

или видео

Станция 1

пл. Балтийского вокзала, м. Балтийский вокзал

Памятник ополченцам Ленинского района

Станция 2

Московский пр., д.9, во внутреннем дворе

Памятник погибшим студентам, сотрудникам и преподавателям

Станция 3

наб. реки Фонтанки, д. 115, в здании Петербургского государственного университета путей сообщения

Музей ПГУПС

Станция 4

10-я Красноармейская улица

Памятник погибшим сотрудникам Военного порта

Станция 5

проезд Винокурцевский, д. 1

Мемориальная доска П.Д. Винокурцеву

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.М., 2011.

  2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

  3. Ленинград в осаде: сб. документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1944 / ред. А. Р. Дзенискевич. – Санкт-Петербург : Лики России, 1995. – 640 с.

  4. Ленинградская эпопея: организация обороны и население города / под ред. В. М. Ковальчука [и др.] ; Институт российской истории. – Санкт-Петербург : [б. и.], 1995. – 295

  5. Беляев, С. Народное ополчение Ленинграда / С. Беляев, П. Кузнецов ; Институт истории партии при Ленингр. обкоме КПСС – филиал Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. – Ленинград : Лениздат 1959. – 132 с.

1

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В нашем Доме творчества успешно реализуется проект "Я - волонтер". Для того, чтобы вовлечь детей в добровольчество, мы используем разные форматы мероприятий. В публикации представлен сценарий мероприятия для поддержки добровольческих активностей. Цель мероприятия: содействие проявлению познавательного интереса ребят к деятельности волонтёра.
0 ₽
Адресат: подростки старшего школьного возраста, учащиеся студии «Тележурналистики», «Школы блогеров», владеющие навыками работы с фото и видеоаппаратурой. Цель: создание условий для духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся, включения их в активную исследовательскую деятельность по историческим местам Санкт-Петербурга. Задачи: • Воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа, любовь к Отечеству; • Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны; • Воспитывать чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны; • Углублять исторические знания школьников о блокаде Ленинграда; • Формировать чувство сопричастности к культурному наследию своего народа; • Формировать умение слушать окружающих.
0 ₽
Цель: закрепление знаний об экологии, осознанном потреблении и переработки пластика Задачи: • Закрепить знания детей о значимости экологичного и осознанного потребления • Формировать правильное отношение к сохранению экологии • Воспитывать внимание, сосредоточенность. • Развивать коммуникативные навыки, творческие способности, логику, мышление. • Создавать благоприятную эмоциональную среду для детей. Сопровождение и реквизит: Презентация, контейнеры, крышечки для игры, подарки Технические: сюжет, фоновая музыка, звук сказки, таймер на экране Методы и приёмы реализации содержания: словесные (вопросы, задания, словесное объяснение), наглядные (демонстрационные видеоматериалы, показ слайдовые фрагменты), практические (игры и задание).
0 ₽