Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. ОБЖ
  3. Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в курсе ОБЖ»

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в курсе ОБЖ»

Для снижения заболеваемости школьников необходимо проводить профилактические мероприятия, такие как вакцинация, пропаганда здорового образа жизни, улучшение условий гигиены в школах и домах, проведение физических занятий и спортивных мероприятий, использовать здоровьесберегающие технологии на уроках, проводить физкультминутки.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

ОБЖ

Категория

ОБЖ
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в курсе ОБЖ

В наши дни, образование требует от школьников больших энергозатрат. Не стоит забывать о нанесённом вреде COVID-19 и дистанционного обучения в образовательном процессе: снижение физической активности, падение иммунитета, проблемы со зрением из-за длительного нахождения за монитором, искривление позвоночника. Для того, чтобы избежать различных заболеваний в школьном возрасте, необходимо не только рассказывать о здоровом образе жизни, который является важной составляющей, но и использовать здоровьесберегающие технологии на уроках.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСТ), по определению Н. К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Н.К. Смирнов выделил следующую классификацию ЗСТ: медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические, обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные, социально-адаптирующие, лечебно-оздоровительные.

Здоровьесберегающие технологии в школе — это методы и инструменты, которые помогают ученикам сохранять и улучшать свое физическое и психическое здоровье. Это может включать в себя использование специальных программ для физической активности, разработку здорового питания, обучение основам гигиены и профилактики заболеваний, а также методы психологической поддержки и снижения стресса. Основная цель здоровьесберегающих технологий в школе - создать благоприятную среду для развития учеников, которая способствует их здоровью и благополучию. Данные технологии реализуются педагогами образовательного учреждения и выполняют целый ряд функций: развивающая, воспитательная, образовательная, оздоровительно-гигиеническая, общекультурная, организующая, контролирующая. Для применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения они должны соответствовать целому ряду требований: научность, системность, воспроизводимость, универсальность, и эффективность. Содержание технологий должно опираться на приведённые выше требования и соответствовать следующим критериям: ценностная направленность, гуманистическая направленность, культуросообразность, научность содержания, прогностичность, системность и целостность, динамичность и открытость, преемственность, доступность, гендерность единство содержания, практическая значимость и привлекательность. Не стоит забывать, что выбор здоровьесберегающих технологий исходит из интересов класса и их потребностей. Важно, чтобы школьники осознавали значение здорового образа жизни и учитывали его в своих действиях и привычках. Для этого необходимо, чтобы учителя создавали подходящие условия, которые заинтересуют детей в уходе за своим здоровьем. Однако, запреты и угрозы не являются эффективными методами, так как могут вызвать негативную реакцию и сопротивление со стороны учеников.

Несмотря на успехи в области медицины в вопросах профилактики и лечения детских болезней, этого недостаточно для сохранения и поддержания здоровья. Негативное влияние на состояние здоровья детей и подростков оказывает именно школьная среда. Учёные-исследователи Института возрастной физиологии РАО в результате многолетних исследований выявили факторы, негативно влияющие на состояние здоровья школьников во время обучения: стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебно-воспитательного процесса, несоответствие проводимых методик возрастным особенностям, нерациональная организация учебной деятельности, недостаточная грамотность педагогов и родителей в вопросах сохранения здоровья, проблемы организации медицинского обслуживания.

Д алеко не во всех случаях хватает теоретической базы знаний по здоровому образу жизни, поэтому учителю ОБЖ необходимо использовать здоровьесберегающие технологии и систему мер отслеживания характеристик своего здоровья, проводить практические работы и давать их на дом. Для современных детей будет недостаточно предложить выполнить одно из заданий, нужно их заинтересовать. К примеру, бросить «вызов» сократить экранное время и по итогам недели выбирается лучший из лучших. Или установить приложение для отслеживания своего питания, где считается калорийность и содержание белков, жиров и углеводов – по итогу недели каждый рассказывает о своих успехах.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках способствует профилактике предболезненных ситуаций и созданию условий для поддержания и сохранения здоровья школьников. В основу входят соблюдение температурного режима и влажности в классе, правильное освещение и неперегруженное расписание уроков. Немалое значение уделяется и использованию игровых технологий для привлечения внимания и заинтересованности обучающихся, а также повышению усваеваемости учебного материала.

Педагог информирует учеников о возможностях школы в этой сфере, принимает участие с ними в разнообразных мероприятиях («Дни здоровья», спортивные соревнования), поддерживает их в реализации здорового образа жизни.

Для разнообразия учебного процесса, в содержании урока рекомендуется использовать следующие элементы: обсуждение нового материала и пройденных тем, включая домашние задания; использование головоломок, кроссвордов, открытых вопросов, проблемных ситуаций; физкультминутки; домашнее задание, направленное на осуществление коммуникации родителя и ребёнка. В следствие этого преподаватель ОБЖ обязан применять такие технологии, которые эффективны и в то же время увлекательны ребятам: просмотр и последующее обсуждение видеороликов по теме; выполнение творческих заданий (написать сочинение, выдумать ситуацию, сказку, нарисовать баннер, плакат, составить честную рекламу); поисковая и исследовательская работа; проведение социологических изучений, анкетирования.

С использованием здоровьесберегающих технологий на уроках стало проще и действенней отслеживать состояние здоровья школьников и направлять их в нужное русло. При проведении физкультминутки идет разминка и ненадолго даётся отдых мозгу, помогая тем самым восстановиться после умственной нагрузки. Активное взаимодействие на уроке помогает лучше усваивать материал и сохранять своё здоровье.

Стоит отметить, что существуют нетрадиционные технологии борьбы с переутомлением. К примеру, дыхательные гимнастики, которые легко применимы на уроках. Дыхательная гимнастика представляет собой естественный способ укрепления организма, который оказывает комплексное воздействие на тело человека. С помощью упражнений можно увеличить объем легких и улучшить их вентиляцию, стимулировать кровообращение, нормализовать сердечный ритм и давление, повысить иммунитет, активизировать перистальтику кишечника, повысить тонус и жизненные силы, а также улучшить состояние при переутомлении, стрессе и неврозах. Кроме того, дыхательная гимнастика является профилактикой заболеваний органов дыхания и других систем организма. Примеры нескольких дыхательных гимнастик для школьников: «Подуй на одуванчик» (обучающийся сидит или стоит. Делает вдох через нос и выдыхает через рот так, как будто хочет сдуть лепесток одуванчика), «Трубач» (кулачки сжимаются в трубочку и приставляются ко рту. Задача сделать вдох и выдохнуть, произнося громко звуки «пф», для имитации игры на трубе), «Ныряльщик» (для выполнения данного упражнения необходимо сделать три глубоких вдоха, затем задержать дыхание, закрыв нос пальцами, и "нырнуть под воду", продолжая задерживать дыхание до тех пор, пока не возникнет потребность в вдохе и необходимости "вынырнуть". Это упражнение эффективно насыщает мозг кислородом, однако его следует использовать с осторожностью и чередовать с другими упражнениями, так как может вызвать головокружение), «Дует ветерок» (Для этого упражнения потребуется полоска бумаги. После глубокого вдоха необходимо медленно выдохнуть на бумажную полоску. Это упражнение способствует улучшению работы сердечной мышцы и кровообращения в мозге), «Воздушный шарик» (Дети выполняют упражнение, при котором они делают 4 глубоких вдоха- «надуваются» под счет учителя (от 1 до 4) и затем медленно выдыхают – «сдуваются» (учитель считает от 1 до 10). Дыхательные

гимнастики помогают обучающимся немного отвлечься, улучшить кровообращение и сконцентрироваться на получении информации.

К нетрадиционным методам относят и йогу. При повышенном уровне переутомления стоит вернуть обучающихся к работоспособному состоянию.

Вот некоторые позы, которые можно применить на уроке. Поза дерева (Врикшасана) «в этом упражнении на баланс, ты стоишь на одной ноге и опираешься внутренней поверхностью другой ноги на бедро первой. Начни в положении стоя и перенеси свой вес на одну ногу. Подними другую ногу и поставь её на внутреннюю поверхность бедра стоящей ноги. Если хочешь усложнить упражнение, вытяни руки вверх над головой и попробуй коснуться ладонями друг друга. Постарайся удержаться в этой позе в течение пяти глубоких вдохов, а затем поменяй стороны». Воин 3 (вирабхадрасана) – «начни стоя на одной ноге и опирайся внутренней поверхностью другой ноги на бедро первой. Если хочешь усложнить упражнение, вытяни руки вверх над головой и попробуй коснуться ладонями друг друга. Постарайся удержаться в этой позе в течение пяти глубоких вдохов, а затем поменяй стороны». Поза ребёнка (Баласана) - поза ребёнка «очень подходящая восстановительная поза йоги для детей. Чтобы начать, встань на колени на землю и коснись большими пальцами ног друг друга. Сядь на пятки и разогни колени так, чтобы они находились на ширине бедер друг от друга. Медленно опусти голову вниз и упрись ею в пол перед собой. Наконец, удлини и вытяни руки перед собой и сделай глубокий вдох. Это помогает детям уменьшить подавляющую внешнюю сенсорику и сосредоточиться на себе».

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Для снижения заболеваемости школьников необходимо проводить профилактические мероприятия, такие как вакцинация, пропаганда здорового образа жизни, улучшение условий гигиены в школах и домах, проведение физических занятий и спортивных мероприятий, использовать здоровьесберегающие технологии на уроках, проводить физкультминутки.
0 ₽
Основными технологиями, без которых невозможно представить ведение ни одного педагогического процесса, являются – информационные и коммуникационные. Главная отличительная особенность данных технологий заключается в их универсальности, другими словами, их повсеместное использование не обуславливается наличием определенных факторов, при которых их применение становится неуместным или же не соответствует заранее определённым ожидаемым результатам.
0 ₽
В нашей стране онлайн-обучение не является самостоятельной формой получения образования, а лишь является одним способов организации учебного процесса, с использованием дистанционных образовательных технологий. Благодаря технологиям, образование становится более доступным. Согласно прогнозам экспертов, в будущем дистанционное обучение станет еще более интерактивным и эффективным, что позволит учиться быстрее и лучше.
0 ₽