Методическая разработка урока ОБЖ 10–11 класса на тему:
«Кровотечения. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений» с использованием информационных и коммуникационных технологий
Для проведения урока с применение информационно-коммуникационных технологий можно выбрать тему 10 класса курса безопасности жизнедеятельности, которая обусловлена наличием в ней междисциплинарных положений и достаточного количества практических умений и навыков, которые являются основоположными в обеспечении как личной безопасности отдельного человека, так и общества в целом.
Класс: 10.
Тема: «Кровотечения. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений».
Цель: обучение учащихся распознаванию и определению видов кровотечений и практическому оказанию первой доврачебной помощи при их возникновении.
Исходя их выделенной цели ведения урока, можно выделить определенный спектр задач, которые подразделяются своим содержательным аспектом:
Образовательные:
сформировать первоначальное представление у обучающихся касательно видов кровотечений, методов и средств их остановки, а также возможных осложнений, которые возникают из-за некомпетентного применения теоретических знаний на практике.
определить характерные положения сходств и различий видов кровотечений.
Развивающие:
развить профессиональный навык определения вида кровотечения и подбора метода его остановки.
развить способность установления причинно-следственных связей.
Воспитательные:
формировать мотивацию к изучению данной темы и стимулировать интерес к применению полученных практических умений.
сформировать чувство сострадания, гуманности и готовности прийти на помощь человеку, оказавшемуся в беде
Оборудование: мультимедийные системы обучения, электронный учебно-методический комплекс, презентации, таблицы, графики, диаграммы и схемы «Виды кровотечений», «Оказание первой помощи при кровотечениях».
Тип урока: изучение нового материала с применением информационных и коммуникационных технологий.
Основные термины и понятия: кровотечения, их виды и особенности, способы и методы оказания первой доврачебной помощи.
Вопросы для обсуждения:
Характерные особенности артериального, венозного и капиллярного кровотечения.
Правила оказания первой доврачебной помощи при возникновении кровотечений.
Наиболее распространенные места на теле человека, которые подвержены возникновению кровотечений.
Ход урока:
Организационный момент.
Формулировка темы.
Начинаем свой урок с рассказа / беседы на тему о функциональных особенностях строения организма, которая используется как вступительная часть. С помощью наводящих вопрос пытаемся активизировать мотивацию детей к определению темы занятия, вследствие чего задаем вопрос: «Что происходит при ранении кожи?» (ответы обучающихся). Анализируя полученные ответы и вместе с этим устанавливая уровень уже имеющихся знаний, определяем тему урока. «Тема нашего урока: Кровотечения. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений».
Изучение нового материала.
Далее переходим к практическому этапу ведения урока и изучению нового материала посредством применения коммуникационной технологии - беседы, обсуждения, диспута, а также сопровождаем свою речь наличием представленной на доске схемы и предлагаем ее зафиксировать для включения наибольшего количества способов ведения урочной деятельности. В это же время продолжаем поддерживать диалоговую среду и задаем ряд вопросов и анализируем их ответы на правильность и заинтересованность в теме урока.
Вопрос № 1 :« Кровотечение – что это»?
Ответ обучающихся № 1: «Кровотечением называется излияние крови из поврежденного кровеносного сосуда».
Вопрос № 2:«Каковы причины возникновения кровотечений»?
Ответ обучающихся № 2: « Причины возникновения кровотечения имеют, с одной стороны, такую схожую, а, с другой стороны, абсолютно отличительную природу появления, а именно: порез, ушиб, ссадина и т. д.».
Вопрос № 3 :«Какие виды кровотечений существуют»?
Ответ обучающихся № 3: «Существуют такие виды кровотечения, как: артериальное, венозное, капиллярное и внутриполостное».
Далее ученикам предлагается самостоятельно заполнить раздаточную таблицу, на основе пройденного материла. Выполнять задание можно как индивидуально, так и в небольших группах, для включения большего количества обучающихся в образовательный процесс.
После того, как обучающиеся заполнили таблицу, продолжается диалоговое взаимодействие с представлением небольшого видеофрагмента после ответа учеников на каждый вопрос, для визуальной и информационной поддержки урока.
Вопрос № 4: «Какие отличительные особенности присущи каждому из видов кровотечений»?
Ответ обучающихся № 4: « Отличительной особенностью артериального кровотечения – является пульсирующая струя ярко алой крови из артерии. Отличительной особенностью венозного кровотечения – является вишневая окраска крови, которая вытекает из вен довольно медленной и ровной струей. Капиллярное кровотечение – повреждение кровеносных капилляров, как правило, всегда довольное небольшое и быстро останавливающееся.
Дальнейшим этапом нашего урока является – контрольно-корректировочный, он обусловлен самостоятельным выполнением практических заданий в парах с использованием подручных инструментов деятельности (жгутов, бинтов) с организацией видеосопровождения и электронно-методического комплекса. На данном этапе учитель на своем примере показывает выполнение того или иного практического задания, а в последствии только корректирует действия обучающихся.
Содержание видеосопровождения или электронно-методического комплекса выглядит так:
Способы остановки кровотечения:
Первый способ остановки кровотечения – это зажимание артерий. В таком случае решением данной проблемы будет являться сгибание руки или ноги, а также использование подручных инструментов ( мягкая ткань) в местах сгиба.
Втором способом остановки кровотечения является наложения жгута выше раны, если его под рукой нет, можно воспользоваться также куском мягкой ткани. У данного процесса есть важная отличительная особенность, например: жгут нельзя накладывать на время более 1,5 -2 часа.
IV. Закрепление пройденного материала.
После выполнения практической части урока и оценки результатов учителем выполняем несколько небольших упражнений на закрепление пройденного материала и разрядки эмоционального фона учеников. Данная часть может выполняться просто в виде диалогового общения с классом, подведением итогов или коллективной рефлексией. Предложенные нами задания для закрепления материала выглядя так:
Задания:
На изображении даны две капли крови, Ваша задача определить вид крови.
На изображении даны два вида кровотечения, необходимо определить: где и какой вид кровотечения.
В результате проведения урока на основе методической разработки с использованием различных информационных и коммуникационных технологий мы можем отследить, как изменилось отношение обучающихся к образовательному процессу такого формата, увеличилась ли у них мотивация к получению новых теоретических и практических навыков в процессе обучения.