Методическая разработка учителя-логопеда
«Технология «Lego-конструирование» в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Одним из видов коррекционной работы для детей с ТНР является деятельность с LEGO- конструктором. В спокойной и непринуждённой обстановке учитель-логопед в кабинете, воспитатели в групповом помещении или на прогулке, родители дома, строят своё взаимодействие с ребёнком таким образом, что, ребёнок, того и не подозревая, будет обучаться новым умениям в комфортной для него обстановке. Играя с LEGO- конструктором, дети познают такие лексические темы, как «Мебель», «Игрушки», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Обитатели водных глубин» и другие, что помогает обогатить словарный запас- запоминать смысловые значения незнакомых или малознакомых слов, используя тактильный и зрительный анализаторы.
У детей с речевой патологией накопление словаря происходит качественнее благодаря увиденному, осознанному. Положительно влияя на формирование психических процессов, LEGO-конструирование формирует эмоциональную сферу детей-логопатов, учит мыслить, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
LEGO позволяет детям с ОВЗ воплощать в жизнь свои задумки, используя метод познавательного и художественного поиска, что соответствует алгоритму организации проектной деятельности.
Речевые игры по развитию звукопроизношения
Игра «Звуковая полянка коврик»
Цель: закрепление навыка произнесения изолированного звука «С».
Оборудование: лего-платформа и набор лего-фишек желтого и синего цветов равного количества.
Ход игры: ведущий предлагает игроку/игрокам выложить произвольно коврик из лего-фишек. Затем просит «пройти» по коврику и назвать звуки в соответствии с лего-фишками: на фишку синего цвета произносить звук «С», на фишку красного цвета произносить гласные звуки.
Игра «Пирамида»
Цель: закрепление произношения изолированного звука «С» громко и тихо.
Оборудование: набор лего-деталей для постройки двух пирамид— высокой и низкой.
Ход игры: ведущий объясняет игроку, что при указании на высокую пирамиду игроку нужно громко произносить звук «С», при указании на низкую — тихо (ведущий показывает на пирамиды 6-8 раз, игрок произносит звук с необходимой громкостью).
Игра «Дрель »
Цель: закрепление навыка произнесения изолированного звука «Р».
Оборудование: набор лего-деталей и игровое поле.
Ход игры: ведущий предлагает игроку собрать из лего дрель Игрок произносит длительно звук Р .
Игра «Звуковые кубы»
Цель: закрепление произношения изолированного звука длительно и коротко.
Оборудование: набор лего-деталей для постройки цепочки из дорожек и отдельных кубиков.
Ход игры: ведущий предлагает игроку рассмотреть цепочку из дорожек и кубиков. Игрок продвигается по цепочке и называет закрепляемый звук длительно, если попадает на дорожку, и коротко, если на отдельный кубик. Например: ШШШШ, Ш,Ш
Игра «Чебурашка»
Цель: закрепление произношения звука «Р» в словах.
Оборудование: набор лего-деталей для постройки Чебурашки и картинка постройки.
Ход игры: ведущий предлагает игроку собрать из деталей петушка. Затем просит назвать части петушка, в названии которых есть звук «Р». Например: борода, крылья, шпоры, гребешок.
Игра «Звуковая дорожка»
Цель: закрепление навыка произнесения изолированного звука «К».
Оборудование: лего-платформа и набор лего-фишек размером 2/2 синего цвета в количестве 8-10 шт.
Ход игры: ведущий предлагает игроку выложить на лего-платформе дорожку из синих лего-фишек, затем «пройти» по дорожке и назвать слова на звук «К».
Игра «Волшебная лесенка»
Цель: автоматизация звука Ж в словах.
Оборудование: лесенка, сложенная из лего-деталей, к которой прикреплены картинки с изображением предметов на звук Ж.
Ход игры: ведущий предлагает игроку подняться по «волшебной» лесенке, а затем спуститься вниз, называя при этом слова на звук Ж.
Дети-логопаты самостоятельно придумывают и конструируют декорации, воспроизводят действия персонажей, озвучивают, конструируют модели ситуаций с последующим их описанием. Сделанные ими LEGO-модели могут быть использованы для совершенствования лексической и грамматической сторон речи. При возведении построек по определенной сюжетной тематике, учатся пониманию пространственного соотношения между объектами, что является профилактикой оптической дисграфии.
Игра с LEGO-конструктором упрощает работу по формированию графических образов букв. Используя LEGO-конструктор в автоматизации поставленных звуков, учитель-логопед вносит разнообразие в монотонность работы на данном этапе.
Значимым этапом является развитие монологической и диалогической речи. Передача событий не по картинке, а по объектному образу модели из конструктора, помогает ребёнку с логопедическими проблемами лучше описать события, что делает пересказ последовательным и логичным. Составление рассказов по возведённым LEGO-декорациям позволяет ребятам достоверно увидеть пространственно-временные отношения объектов, которые служат для связи в высказываниях.
LEGO, является не только средством индивидуального умственного и творческого развития, но и мощным средством коммуникации. Работая в команде, дети не только обсуждают и сравнивают индивидуально созданные модели, но и совместно их усовершенствуют и преобразовывают для последующей игры или в соответствии с заданными условиями. Для этого они учатся договариваться, учитывая мнение партнёров по игре, совместно прогнозировать варианты, продумывать сюжет, использовать дополнительные средства для его воплощения.