16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУРСАВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ИНТЕГРАЛ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока на тему:«Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)»
по учебной дисциплине ОПЦ. 07 «Налоги и налогообложение»
специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)»
с. Курсавка
2023 г.
Методическая разработка урока предназначена для студентов 3 - го курса специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в целях формирования знаний о налоге на добычу полезных ископаемых, по дисциплине ОПЦ.07 «Налоги и налогообложение».
Организация – разработчик: ГБПОУ КРК «Интеграл»
Разработчик: Ушакова Елена Васильевна, преподаватель ГБПОУ КРК «Интеграл»
Рассмотрена, утверждена и рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании Методического совета ГБПОУ КРК «Интеграл»
Протокол № 10 от « 16» ноября 2023 г.
Председатель методсовета Н.Н.Тучина
357070 Ставропольский край,
Андроповский район,
с.Курсавка, ул. Титова, 15
тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83
факс:6-39-79
Содержание
1. Пояснительная записка 4
2. Методика проведения урока 4
3. План урока 6
4. Ход урока 9
5. Учебно – методическое обеспечение 10
Приложения 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — это федеральный налог, который регулируется главой 26 НК РФ. Также в его правовую базу входит Закон РФ «О недрах». Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых на основании лицензии. Чтобы добывать полезные ископаемые, нужно получить лицензию на пользование участком недр. После этого налогоплательщики должны встать на учет в налоговую инспекцию по месту нахождения участка в течение 30 календарных дней. Если участок находится за пределами России, то постановка на учет производится по местонахождению организации.
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Данная методическая разработка представлена в форме комбинированного урока на тему «Налог на добычу полезных ископаемых» по учебной дисциплине ОПЦ.07 «Налоги и налогообложение» проводится в учебном кабинете, оснащенном персональным компьютером, видеопроектором, экраном.Занятие предусматривает групповую форму работы. Структура урока определяется выбором темы и цели урока. Другими словами, лекция строится на сочетании этапов урока, организации, постановке целей и актуализации знаний; сообщении знаний преподавателем и усвоении их обучающимися; определении домашнего задания.
Предварительная подготовка со стороны преподавателя включает в себя конструирование урока: выбор методов, приёмов, средств обучения, постановку задач на каждом этапе урока, в том числе: формирование вопросов для контроля знаний обучающихся, полученных на предыдущем уроке по теме «Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды», подбор материалов по новой теме, создание презентации, формирование вопросов для предварительного контроля усвоения обучающимися новых знаний. Эта подготовка также включает в себя:
Организационный момент - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, формирование интереса к предстоящей теме урока
Актуализация знаний – установление межпредметных связей, установление уровня усвоения знаний, умений, определение ошибок и проблем в знаниях, стимулирование учебной активности
Изучение нового учебного материала – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в изучении основных понятий и темы в целом, формирование умений рационального составления конспекта лекции после изучения темы урока
Закрепление изученного материала – получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися запланированных результатов обучения
Задание на дом – постановка цели самостоятельной работы обучающихся (содержание домашнего задания)
Подведение итогов. Объявление оценок.
Предварительная подготовка со стороны обучающихся включает выполнение домашнего задания по ранее изученной теме.
В конце урока – рефлексия, в ходе которой обучающиеся оценивают свое состояние, эмоции, результаты деятельности на занятии.
Выполнение домашнего задания позволит глубже вникнуть в изучаемую тему путем изучения нормативно – правовых источников, таких как Налоговый Кодекс РФ.
3. ПЛАН УРОКА
Тема урока: «Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)»
Цели урока:
Сформировать знания обучающихся о налоге на добычу полезных ископаемых, контроль полученных знаний по теме «Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды»
Задачи:
образовательные: формирование представления о налоге на добычу полезных ископаемых;
развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять и сравнивать различные виды налогов, применяемых в Российской Федерации;
воспитательные: использовать приобретенные знания в профессиональной деятельности;
здоровьесберегающие:. обеспечение возможности сохранения здоровья обучающихся, создание благоприятного эмоционального фона
В ходе изучения данной дисциплины у студента формируются следующие виды деятельности (ВД) и компетенции (ПК):
ВД 3. | Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами |
профессиональные:
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды и налоговые органы.
ПК 5.3. Проводить определение налоговой базы для расчета налогов и сборов, обязательных для уплаты
ПК 5.4. Применять налоговые льготы в используемой системе налогообложения при исчислении налогов и сборов, обязательных для уплаты
Кроме того в ходе изучения данной дисциплины у студента формируются следующие общие компетенции(ОК) и личностные результаты(ЛР):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ЛР 1 | Осознающий себя гражданином и защитником своей страны |
ЛР 2 | Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций |
ЛР 3 | Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих |
ЛР 4 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» |
ЛР 7 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 12 | Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания |
ЛР 13 | Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности |
ЛР 14 | Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость |
ЛР 15 | Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий |
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: групповая
Технология:информационно - развивающая
Методы и приемы: фронтальный и индивидуальный устный опрос;
объяснительно - иллюстративный
Техническое и методическое обеспечение:
Персональный компьютер, видеопроектор, учебная литература, Налоговый кодекс РФ, конспект
Время проведения урока – 90 мин.
4. ХОД УРОКА
1.Вводная часть – 5 мин.
1.1. Проверка наличия обучающихся
1.2. Проверка готовности группы к уроку
1.3. Объявление темы, цели и структуры урока
2.Основная часть – 75мин.
2.1.Проверка домашнего задания. Опрос обучающихся по предыдущей теме «Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды» (Приложение 1)
2.2. Объяснение нового материала в соответствии с планом (Приложение 2)
Краткое содержание новой темы представлено в Приложении 3.
3. Заключительная часть – 10 мин
3.1. Ответы на вопросы обучающихся
3.2. Закрепление нового материала (Приложение 4)
3.3.Объявление оценок, полученных обучающимися в ходе опроса домашнего задания.
3.4. Домашнее задание: конспект, Интернет – ресурсы, учебник «Налоги и налогообложение»: налог на добычу полезных ископаемых.
5. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список используемой литературы:
1. Налоговый кодекс РФ часть 1 и 2
2. Глухов В.В., Дольда И.В. Налоги. Теория и практика. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2020 – 465с.
3. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. О.В. Скворцов, Н.С. Скворцова. - М.: Академия, 2019 – 360с.
4. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: учебник для студ. Учреждний сред. проф. образования / М.: Издательский центр «Академия», 2019.- 365с.
Интернет – ресурсы:
5. http://www.consultant.ru/–Консультант – плюс (дата обращения 19.011.2023г.)
6. http://buhcon.com/index.php – Экономическая библиотека (дата обращения 19.11.2023г.)
7. nalog.ru (Федеральная налоговая служба (дата обращения 19.11.2023 г.)
Приложение 1
Вопросы для контроля знаний обучающихся по теме
«Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды»
В какие социальные фонды зачисляются страховые взносы?
Кто является плательщиком страховых вносов во внебюджетные фонды?
Что является объектом обложения страховыми взносами?
Что не является объектом обложения страховыми взносами?
Какие ставки страховых взносов применяются в каждый социальный фонд?
Что является налоговым и отчетными периодами по страховым взносам?
Каков порядок отчетности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды?
Каковы сроки уплаты страховых взносов?
Приложение 2
План
объяснения материала по теме
«Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)»
Экономическое обоснование налога на добычу полезных ископаемых
Плательщики НДПИ
Методы определения налоговой базы по НДПИ
Налоговые ставки
Налоговый период
Порядок исчисления суммы НДПИ
Отчетность по НДПИ
Приложение 3
Конспект лекции на тему:
«Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)»
Налог на добычу полезных ископаемых – это федеральный прямой налог, взимаемый с пользователей недр при добыче (извлечении) полезных ископаемых из недр (отходов, потерь). Он призван регулировать процессы природопользования и вопросы охраны природы.
Субъекты налогообложения
Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, Пользователи недр должны встать на учет по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование. При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ плательщики налога становятся на учет по месту своего нахождения (государственной регистрации).
Объект налогообложения:
· полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне, а также за пределами РФ (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора);
Налоговая база
определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах нетто массы (объема) прямым или косвенным методом.
Прямой метод предполагает определение количества полезного ископаемого посредством измерительных приборов.
Косвенный метод применяется в том случае, когда количество добытых полезных ископаемых прямым методом определить невозможно. Количество добытого полезного ископаемого определяется расчетным путем по показателям содержания добытого полезного ископаемого в извлекаемом минеральном сырье (например, по доле содержания).
Налоговый период – календарный месяц.
Ставка налога
Ставка по налогу определена по видам добытых полезных ископаемых, по отдельным добытым полезным ископаемых. Например, конкретно по торфу установлена ставка 4%, по горнорудному неметаллическому сырью в целом - 6%, по полезным ископаемым, добываемым при разработке некондиционных запасов, - 0%.
Исчисление и уплата налога
Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.
Уплата налога и отчетность
Налог уплачиваетсяне позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.
Приложение 4
Вопросы
для закрепления нового материала по теме
«Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)»
Какова цель налога на добычу полезных ископаемых ?
Кто является плательщиком НДПИ?
Какие методы определения налоговой базы по НДПИ вы знаете?
Что означает «прямой метод» определения налоговой базы?
Что означает «косвенный метод» определения налоговой базы?
Каковы ставки по НДПИ?
Каков порядок исчисления суммы НДПИ?
Каковы порядок отчета и уплаты НДПИ?