15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУРСАВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ИНТЕГРАЛ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока на тему:«Налоговый контроль»
по учебной дисциплине ОПЦ. 07 «Налоги и налогообложение»
специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)»
с. Курсавка
2023 г.
Методическая разработка урока предназначена для студентов 3 - го курса специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в целях формирования знаний о налоговом контроле в Российской Федерации, по дисциплине ОПЦ.07 «Налоги и налогообложение».
Организация – разработчик: ГБПОУ КРК «Интеграл»
Разработчик: Ушакова Елена Васильевна, преподаватель ГБПОУ КРК «Интеграл»
Рассмотрена, утверждена и рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании Методического совета ГБПОУ КРК «Интеграл»
Протокол № 10 от « 16» ноября 2023 г.
Председатель методсовета Н.Н.Тучина
357070 Ставропольский край,
Андроповский район,
с.Курсавка, ул. Титова, 15
тел.: 8(86556)6-39-82, 6-39-83
факс:6-39-79
Содержание
1. Пояснительная записка 4
2. Методика проведения урока 4
3. План урока 6
4. Ход урока 9
5. Учебно – методическое обеспечение 10
Приложения 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Налоговый контроль — комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права. Целью этой процедуры является выявление нарушений законодательства. При этом налоговые органы используют различные формы налогового контроля и методы.
Учет налогоплательщиков, контроль за правильностью исчисления налогов и сборов - основные функции ФНС, которые позволяют своевременно и в полной мере пополнять бюджет страны или отдельного муниципалитета.
Представленный урок на тему: «Налоговый контроль» позволяет обучающимся получить новые знания в области налогообложения.
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Данная методическая разработка представлена в форме комбинированного урока на тему «Налоговый контроль» по учебной дисциплине ОПЦ.07 «Налоги и налогообложение» проводится в учебном кабинете, оснащенном персональным компьютером, видеопроектором, экраном.Занятие предусматривает групповую форму работы. Структура урока определяется выбором темы и цели урока. Другими словами, лекция строится на сочетании этапов урока, организации, постановке целей и актуализации знаний; сообщении знаний преподавателем и усвоении их обучающимися; определении домашнего задания.
Предварительная подготовка со стороны преподавателя включает в себя конструирование урока: выбор методов, приёмов, средств обучения, постановку задач на каждом этапе урока, в том числе: формирование вопросов для контроля знаний обучающихся, полученных на предыдущем уроке по теме «Система налогов и сборов в Российской Федерации», подбор материалов по новой теме, создание презентации, формирование вопросов для предварительного контроля усвоения обучающимися новых знаний. Эта подготовка также включает в себя:
Организационный момент - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, формирование интереса к предстоящей теме урока
Актуализация знаний – установление межпредметных связей, установление уровня усвоения знаний, умений, определение ошибок и проблем в знаниях, стимулирование учебной активности
Изучение нового учебного материала – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в изучении основных понятий и темы в целом, формирование умений рационального составления конспекта лекции после изучения темы урока
Закрепление изученного материала – получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися запланированных результатов обучения
Задание на дом – постановка цели самостоятельной работы обучающихся (содержание домашнего задания)
Подведение итогов. Объявление оценок.
Предварительная подготовка со стороны обучающихся включает выполнение домашнего задания по ранее изученной теме.
В конце урока – рефлексия, в ходе которой обучающиеся оценивают свое состояние, эмоции, результаты деятельности на занятии.
Выполнение домашнего задания позволит глубже вникнуть в изучаемую тему путем изучения нормативно – правовых источников, таких как Налоговый Кодекс РФ.
3. ПЛАН УРОКА
Тема урока: «Налоговый контроль»
Цели урока:
Сформировать знания обучающихся о налоговом контроле в России, контроль полученных знаний по теме «Система налогов и сборов в Российской Федерации»
Задачи:
образовательные: формирование представления о налоговом контроле;
развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять и сравнивать различные виды налогового контроля, применяемых в Российской Федерации;
воспитательные: использовать приобретенные знания в профессиональной деятельности;
здоровьесберегающие:. обеспечение возможности сохранения здоровья обучающихся, создание благоприятного эмоционального фона
В ходе изучения данной дисциплины у студента формируются следующие виды деятельности (ВД) и компетенции (ПК):
ВД 3. | Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами |
профессиональные:
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды и налоговые органы.
ПК 5.3. Проводить определение налоговой базы для расчета налогов и сборов, обязательных для уплаты
ПК 5.4. Применять налоговые льготы в используемой системе налогообложения при исчислении налогов и сборов, обязательных для уплаты
Кроме того в ходе изучения данной дисциплины у студента формируются следующие общие компетенции(ОК) и личностные результаты(ЛР):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ЛР 1 | Осознающий себя гражданином и защитником своей страны |
ЛР 2 | Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций |
ЛР 3 | Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих |
ЛР 4 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» |
ЛР 7 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 12 | Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания |
ЛР 13 | Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности |
ЛР 14 | Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость |
ЛР 15 | Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий |
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: групповая
Технология:информационно - развивающая
Методы и приемы: фронтальный и индивидуальный устный опрос;
объяснительно - иллюстративный
Техническое и методическое обеспечение:
Персональный компьютер, видеопроектор, учебная литература, Налоговый кодекс РФ, конспект
Время проведения урока – 90 мин.
4. ХОД УРОКА
1.Вводная часть – 5 мин.
1.1. Проверка наличия обучающихся
1.2. Проверка готовности группы к уроку
1.3. Объявление темы, цели и структуры урока
2.Основная часть – 75мин.
2.1.Проверка домашнего задания. Опрос обучающихся по предыдущей теме «Система налогов и сборов в Российской Федерации» (Приложение 1)
2.2. Объяснение нового материала в соответствии с планом (Приложение 2)
Краткое содержание новой темы представлено в Приложении 3.
3. Заключительная часть – 10 мин
3.1. Ответы на вопросы обучающихся
3.2. Закрепление нового материала (Приложение 4)
3.3.Объявление оценок, полученных обучающимися в ходе опроса домашнего задания.
3.4. Домашнее задание: конспект, Интернет – ресурсы, учебник «Налоги и налогообложение»: налоговый контроль.
5. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список используемой литературы:
1. Налоговый кодекс РФ часть 1 и 2
2. Глухов В.В., Дольда И.В. Налоги. Теория и практика. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2020 – 465с.
3. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. О.В. Скворцов, Н.С. Скворцова. - М.: Академия, 2019 – 360с.
4. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: учебник для студ. Учреждний сред. проф. образования / М.: Издательский центр «Академия», 2019.- 365с.
Интернет – ресурсы:
5. http://www.consultant.ru/–Консультант – плюс (дата обращения 19.011.2023г.)
6. http://buhcon.com/index.php – Экономическая библиотека (дата обращения 19.10.2023г.)
7. nalog.ru (Федеральная налоговая служба (дата обращения 19.11.2023 г.)
Приложение 1
Вопросы для контроля знаний обучающихся по теме
«Система налогов и сборов в Российской Федерации»
Кем устанавливаются налоги и сборы в Российской Федерации?
Каковы особенности федеральных налогов?
Каковы особенности региональных налогов?
Каковы особенности местных налогов?
Приложение 2
План
объяснения материала по теме
«Налоговый контроль»
Цель налогового контроля
Виды налогового контроля
Виды налоговых проверок
Особенности камеральной налоговой проверки
Особенности выездной налоговой проверки
Приложение 3
Конспект лекции на тему:
«Налоговый контроль»
1. Налоговый контроль является необходимым условием успешного функционирования любой налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги.
Для реализации налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе. Организации, ПБОЮЛ и физические лица обязаны самостоятельно становиться на учет в налоговом органе. Постановка на учет юридического лица (организации) осуществляется как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ее филиалов.
Завершающим этапом процедуры постановки налогоплательщика на учет является присвоение емуидентификационного номера. Он является единым по всем налогам и на всей территории РФ.
Налоговый контроль проводится налоговыми органами посредством: налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.
2. НК предусматривает два вида налоговых проверок – камеральные и выездные. Они различаются местом проведения проверки, объемом проверяемой документации, используемыми методами.
Камеральная налоговая проверка проводится непосредственно в помещении налогового органа и заключается в контроле представленной налогоплательщиком налоговой отчетности и других документов о его деятельности. Для этого не требуется специального решения руководителя налогового органа. Проверка осуществляется в течение трех месяцев со дня представления информации в налоговые органы. В случае выявления ошибок или противоречий в представленной документации налогоплательщик обязан внести необходимые исправления в установленный срок.
3. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие проверке. Такие проверки не могут быть чаще одного раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период. При необходимости налоговые органы могут проводить инвентаризацию имущества, осмотр помещений и территорий налогоплательщика.
В случае наличия подозрений о возможности уничтожения, сокрытия, изменения или замене документов, свидетельствующих о совершении правонарушения, производиться их выемка. При этом составляется акт о выемке документов с подписью и печатью налогоплательщика.
По окончании выездной налоговой проверки составляется справка, в которой фиксируют предмет проверки и сроки ее проведения.
По результатам проверки не позднее двух месяцев налоговыми органами составляется акт налоговой проверки, который должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных налоговых правонарушений или отсутствие таковых, а также выводы и предложения по устранению выявленных правонарушений.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководство налогового органа выносит решение:
- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
- об отказе в привлечении к ответственности;
- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Приложение 4
Вопросы
для закрепления нового материала по теме
«Налоговый контроль»
Какова цель налогового контроля?
Какие виды налогового контроля вы знаете?
Какие виды налоговых проверок вы знаете?
В чем особенность камеральной налоговой проверки?
В чем особенность выездной налоговой проверки?