Управление образования администрации Озёрского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи»
Методическая разработка занятия
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник»
«Пишем по мокрому. Закат»
Ангелина Евгеньевна Каримова,
педагог дополнительного образования
2024
Озёрск
Пояснительная записка
Занятие по теме «Пишем по мокрому. Закат» реализуется в рамках учебного плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Юный художник». Вид деятельности по программе – изобразительная деятельность.
Формат занятия: традиционная.
Тип занятия: занятие сообщения и усвоения новых знаний.
Методы обучения: словесный (беседа, объяснение), наглядный, практический.
Педагогические технологии: технология эмоционального погружения; конструирование; технология творческого сотрудничества, личностно-ориентированные технологии, информационно – коммуникационная технология.
Роль педагога: обучающая, контролирующая, корректирующая.
Целевые обходы педагога: контроль организации рабочего места, оказание дозированной помощи обучающимся при затруднении, создание ситуации успеха; оценивание результатов обучающихся.
Место проведения: Новогорненский филиал «Дружба» - МБУ ДО «ДТДиМ», кабинет № 15.
Время проведения: 20 мая
Целевая аудитория: обучающиеся первого года обучения, 7-12 лет
Продолжительность занятия: 1 час 45 минут.
Цель занятия: познакомить с нетрадиционной техникой рисования - по мокрому.
Задачи занятия:
личностные:
-знакомство с нетрадиционной техникой рисования - по мокрому; формирование познавательного интереса.
метапредметные:
- развитие творческих способностей;
- развитие внимания, аккуратности, наблюдательности, зрительной памяти;
- формирование коммуникативных навыков.
предметные:
- формирование знаний и умений в смешивании акварельных красок прямо на листе бумаги, когда цвет втекает в цвет по мокрому.
Методическое обеспечение: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник»; методическая разработка занятия.
Материально-техническое оснащение: листы бумаги формата А4 плотностью 200 г/м2, смоченная в воде губка, стакан-непроливайка, акварель, кисть широкая круглая, тряпочка.
Предполагаемый результат занятия: обучающиеся знакомы с нетрадиционной техникой рисования по мокрому, умеют смешивать акварельные краски прямо на листе бумаги.
Конспект занятия:
Организационный этап.
Вступление.
Основной этап.
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования по мокрому.
Основные принципы работы.
Практический этап.
Закат.
IV. Заключительный этап.
Рефлексия.
I. Организационный этап.
1.1. Вступление.
Добрый день, уважаемые обучающиеся! Сегодня очень увлекательная тема занятия. Я считаю, что она понравится каждому из вас. Ведь, акварельные краски знакомы каждому с детства. А нетрадиционная техника рисования - «по мокрому» -увлекательная, завораживающая деятельность. Необыкновенная лёгкость красок, получение новых цветов прямо на рисунке, сделают вашу работу удивительно интересной, уж поверьте мне!
Итак, давайте проверим вашу готовность к занятию и организацию рабочего места. Сегодня вам понадобятся следующие материалы: лист бумаги формата А4 плотностью 180-200 г/м2, смоченная в воде губка, стакан-непроливайка, акварель, кисть широкая круглая, тонкая контурная, тряпочка.
План работы такой: знакомство с нетрадиционной техникой рисования «по мокрому», основные принципы работы в данной технике, практическая работа, написанная «по мокрому».
А давайте попробуем угадать на какую тему будет выполнен ваш творческий рисунок?Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы с легкостью догадаетесь и скажете мне правильный ответ.
Ах, эта магия заката!
День прожит — нет ему возврата!
А я смотрю заворожённо, —
Душа ликует восхищённо!
В чём, не пойму, моя отрада —
Дня отзвеневшего утрата?
Уходит он… но как красива,
Его сжигающая сила!
Ну что, догадались? Правильно, тема практической работы «Закат».
II. Основной этап.
2.1. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования по мокрому.
Давайте же, наконец, познакомимся с нетрадиционной техникой рисования «по мокрому».
«По мокрому» - нетрадиционная техника рисования, которая является самой экспрессивной и красивой техникой акварельной живописи. Когда краски накладывают либо на мокрую бумагу, либо на участок еще мокрой краски, они стекают по мокрой поверхности, образуя неровный дымчатый край цветного пятна. Такая техника особенно часто хороша для изображения неба и воды. Она позволяет передать легкие переходы цвета, отражающие постоянно меняющееся освещение.
Также эту технику называют A laPrima, т.е. живопись по-сырому. Рисунок создается максимально быстро и за один сеанс. Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается неповторимыми разводами, переливами и размытиями, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Именно поэтому рисунки, выполненные в такой технике, практически невозможно скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Используя разнообразные цветовые комбинации, можно добиться удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Метод а-ля прима позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность рисунка, которой так славится акварель.
При работе в данной технике важен выбор бумаги. Не нужно брать слишком гладкую или сильно проклеенную бумагу, так как краска по такой бумаге не потечет. Идеально подойдет бумага с легким рельефом зерна, сглаженного холодным прессованием. Такая бумага позволяет краске проникать в ее структуру. Но бумага должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать частое соприкосновение с водой без коробления.
Как контролировать свою работу в данной технике рисования? Хотя техника «по мокрому» отличается непредсказуемостью эффектов, придется потратить какое-то время и набраться опыта. Только тогда вы сможете определить, как сильно надо намочить бумагу и насколько густым должен быть слой краски, чтобы вы могли контролировать распространение и стекание краски. Возьмите мягкую губку или широкую кисть и смочите бумагу чистой водой. Вся поверхность листа должна быть равномерно увлажнена. Используйте тряпку, чтобы собрать лужицы воды. Затем соберитесь с духом, возьмите кисть в руку и начинайте наносить краску. Работайте быстро и уверенно, позволяя краскам распространяться и стекать, как им вздумается. Вы можете частично контролировать процесс, меняя угол наклона листа бумаги. Наклонять его можно в любую сторону, но лишь слегка. В этом и заключаются основной интерес и творческое напряжение этого метода. Если краска потекла не туда, куда следует, снимите часть краски мягкой сухой кистью или аккуратно промокните тряпкой.
Сколько же набирать цвета и воды?
Постарайтесь не разбавлять краску очень сильно, иначе законченная картина будет выглядеть блеклой и тусклой. Так как вы намочили бумагу, вы можете использовать насыщенную краску. Но ее густота не должна мешать ей стекать. Краска сохранит свой насыщенный цвет, смягчившись на мокрой бумаге. Мокрая краска будет выглядеть темнее, потом она высохнет и посветлеет.
2.2. Основные принципы работы.
Для рисования в технике «по мокрому» необходимо хорошенько смочить акварельный лист. Можно сделать это кисточкой, губкой или прямо из пульверизатора, если позволяет формат бумаги. Затем влажной кисточкой набрать необходимое количество краски и смело наносить прямо в воду. В зависимости от влажности, цветовое пятно может пойти мягким градиентом или сочными кляксами.
Просачивание воды в заливку - метод от обратного. В данном случае в уже имеющееся цветовое пятно или полную заливку добавляется небольшой объем воды чистой кистью. Вода медленно проникает в структуру краски, высветляя отдельные участки. Этот эффект можно сравнить с облаками. Самое сложное во вливании воды - угадать момент, когда краска уже схватилась с бумагой и проникла в фактуру, но еще не окончательно высохла.
Интересен способ работы по фрагментарно увлажненному листу, когда он смачивается не полностью, а лишь в некоторых конкретных местах. Длинный мазок, захватывающий как сухие, так и влажные области бумаги, приобретет неповторимые очертания, соединив, при своей общей непрерывности, четкие контуры в сухих местах с «растекшимися» в увлажненных:
Во время работы над предыдущими размывками очень легко увлечься смешиванием цветов, в результате чего они могут стать мутными, грязными или слишком прозрачными. Поэтому важно не углубляться в детали!
Итак, мы с вами познакомились с нетрадиционной техникой рисования «по мокрому» и изучили основные принципы работы.
Прежде чем перейти к практическому этапу нашего сегодняшнего занятия - предлагаю немного отдохнуть на физкультминутке.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять.
Плавно руки опустили,
всем улыбки подарили.
Сели тихо и сейчас будем с вами рисовать!
III. Практический этап.
3.1. Закат.
В начале нашего занятия, по красивому стихотворению, вы с легкостью догадались, какая будет тема вашей творческой работы. Закат, какой он бывает? Давайте немного поразмышляем…
В безмятежном море неба, почти лишенном облачности, закат берет начало. Подобно гигантскому художнику, природа воплощает свои самые великолепные цветовые симфонии. Сначала горизонт окутывается нежными оттенками розово-лиловых и слегка ярких желтых тонах. Это спокойное пролегание цветов формирует основу духовной гармонии этой природной сцены.
По мере того, как солнце начинает скрываться за горизонтом, небо охватывает огненно-красные и оранжевые оттенки, словно огонь естественного творца. Светодиодные лучи играют с облачными текстурами, превращая обычные облака в мечты и стихи. Разные оттенки пурпурного, коричневого и золотистого цветов ласкают глаз, создавая ощущение нежности и трепета.
Облака, как ватные шарики, покоряют небо, придавая этой картины объем и глубину. Они располагаются в формации, создавая динамичный рисунок в небесной панораме, словно художник создал абстрактный шедевр специально для наблюдателя.
Когда солнце исчезает полностью, причудливые и нежные оттенки фиолетового и синего цветов усиливаются, отражаясь на поверхностях облаков и придавая им фантастические формы. В эту магическую праздничную сцену включается звездное небо, плавно появляющееся на фоне глубокого темно-синего небосвода. Блеск звезд создает ощущение чудес и загадочности, привлекающих взгляды каждого, кто стоит перед этой природной лента кино.
Закат и небо во время заката — это неповторимое приключение для глаз и души, где цвета и формы сочетаются в гармонии. Это яркое зрелище наполняет нас восторгом и вдохновением, напоминая о бесконечной прекрасной силе природы. Он предлагает нам уйти от суеты повседневной жизни и полностью погрузиться в то, что прекрасно и вечно.
Ну что, художники, готовы творить? Создали образы своего заката в воображении?
Первое, смачиваем лист водой при помощи губки. Слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска растечется по всему листу и так же рисунок не получится. Чтобы он не сморщивался при высыхании - его нужно смочить с двух сторон.
Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточкой. При прикосновении с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.
Если краска не растекается значит вы недостаточно смочили лист. Если краска бесформенно растекается очень сильно, значит воды слишком много. Лишнюю воду можно убрать сухой кисточкой или губкой.
IV. Заключительный этап.
4.1. Рефлексия.
Юные художники, наше занятие подошло к концу. Нереально красивые работы получились у вас! Вы большие умнички. Давайте вспомним, что же мы сегодня изучили?
Что значит рисовать «по-мокрому»?
Что такое A laPrima?
Как понять, какая бумага подходит для рисования в технике «по мокрому»?
Как контролировать работу в данной технике рисования?
Сколько набирать цвета и воды?
Какие основные принципы работы в нетрадиционной технике рисования «по-мокрому»?
Как смешиваются цвета акварели на листе бумаги в данной технике?
Понравилась вам тема сегодняшнего занятия? Обучились ли вы чему-то новому?
Спасибо! До новых встреч, ребята!