МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании.
У большинства учеников с особыми возможностями здоровья отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности, как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса. [2].
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, часто не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. Дети с ОВЗ из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием, поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока. Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
•Индивидуальный подход к каждому ученику.
•Предотвращение утомляемости, чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала.
•Применение методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь, иформирующих необходимые учебные навыки.
•Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. [3].
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ учитель может использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
- Активные методы рефлексии.
- Ратификация (похвала, одобрение) за маленькие успехи для создания и закрепления целеустремленности.
- Использование мультимедийной презентации.
-Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
- Восприятие материала на определённом этапе урока с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти. Данный вид работы помогает переключению эмоционального состояния детей после активной деятельности. [1].
Сочетая предметное, метапредметное, личностное, коррекционное и развивающее направления, опираясь на педагогические методы и приемы, учитель организует коррекционно-образовательный процесс по адаптированным образовательным программам следующим образом:
1.Дети с ОВЗ опрашиваются чаще других.
2.Учащимся с ОВЗ дается возможность сделать предварительные записи и зарисовки на доске, ответы у стола учителя.
3.Первоначально детям с ОВЗ разрешается отвечать по простому плану, составленному дома, но не содержащему явных подсказок.
4.Чаще практикуется ответ на основной вопрос по плану учителя.
5.При фронтальном опросе ученикам с ОВЗ сначала дают простые вопросы, ответы поощряются, чтобы включить их в деятельность по более сложным вопросам.
6.При опросе школьникам предлагается серия картин, плакатов, помогающих изложить существо явления, понятия правила, закона.
7.Обязательная проверка домашнего задания.
8.Учитывая индивидуальные особенности учащихся, учитель поддерживает робких и застенчивых, приучает к усидчивости легко возбудимых детей, формирует самостоятельность и активность слабовольных.
Во время самостоятельной работы:
1.Задания для учащихся с ОВЗ отличаются следующими особенностями:
- они являются посильными для детей в данный момент;
- в них содержится план и подробный инструктаж;
- они отличаются вначале меньшим объемом;
- практикуется задание по «выбору», когда ученик сам определяет какой из вариантов для него посилен в настоящий момент;
- глубина, объем знаний и степень помощи со стороны учителя изменяется по мере преодоления отставания ученика в умении.
2.Во время самостоятельной работы учитель осуществляет контроль за учащимися с ОВЗ, чаще подходит к ним, своевременно инструктирует их, помогает, проверяет, предлагает исправить ошибки.
3.Во время практических работ дается задание ученикам для оказания помощи детям с ОВЗ в овладении умениями и навыками.
4.При закреплении учебного материала учитель проверяет степень усвоения материала учениками путем контрольных вопросов, тестирования.
При выполнении домашних заданий:
1.Задания составляются с учетом личных затруднений ученика с ОВЗ, выявленных учителем в ходе работы над ошибками.
2.Используются карточки-помощницы с направляющим планом действий, т.е. дифференцируется характер помощи.
3.Даются дополнительные задания тренировочного плана.
4.Учитывается тип памяти учеников с ОВЗ и предлагаются наглядные пособия.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон. [3].
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ. Основная задача работы с детьми с ОВЗ в школе — дать ученику достойное образование и социальные навыки.
Литература
Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и наука»,2012.
Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина. Красноярск, 2013. С. 71-95.
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. – М: МГППУ, 2012.