Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Методический доклад на тему «Сравнительный анализ прелюдий Фридерика Шопена»

Методический доклад на тему «Сравнительный анализ прелюдий Фридерика Шопена»

Доклад предназначен для учащихся старшего школьного возраста ДШИ. В начале доклада представлена сравнительная характеристика прелюдий Ф. Шопена и И. Баха. Во второй части доклада - подробный анализ прелюдий Шопена, в которых проявились наиболее характерные элементы творчества этого гениального композитора.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 3 г.Курска»

Методический доклад

на тему:

«Сравнительный анализ прелюдий Фридерика Шопена»

Подготовила:

Преподаватель историко-теоретических дисциплин

Глухова И.А.

Курск,2023

Фридерик Шопен-великий польский композитор. В отличие от многих своих предшественников и современников Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. Фортепианное творчество Шопена в истории музыкальной культуры-явление удивительное, особое. Оно было принято сразу и оценивалось высочайшим образом с момента возникновения. Еще при жизни сочинения композитора приобрели популярность, которая сохранилась и в наши дни. Это мазурки и полонезы, вальсы и ноктюрны, этюды и, конечно

же, прелюдии.

Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление». В старинной музыке она, действительно, выполняла скромную роль вступления к чему-то важному: к пению хорала, к фуге, сонате или еще какой-нибудь пьесе. В 18 веке инструментальные прелюдии начали не только предварять другие пьесы, но и создаваться как самостоятельные произведения. Это, например, органные хоральные прелюдии И.С.Баха. А в двух томах «Хорошо темперированного клавира» им были созданы два цикла из 24 прелюдий и фуг во всех мажорных и минорных тональностях.

Прелюдии великого польского маэстро-совершенно новый жанр, о котором ранее никто никогда не слышал. Каждая из его двадцати четырех миниатюр-настоящая романтическая поэма, рассказывающая свою, самобытную историю. Именно поэтому эти шопеновские пьесы часто сравнивают с жемчужинами, ведь они, как и эти изысканные творения природы, также уникальны и неповторимы по своей красоте и форме.

Между циклом прелюдий Фридерика Шопена и циклом прелюдий «Хорошо темперированного клавира И.С.Баха можно увидеть определенную общность.Оба цикла показывают возможности использования всех 24х тональностей, но смысловые акценты и трактовка тональностей различна: у Иоганна Себастьяна Баха в «Хорошо темперированном клавире» акцент сделан на показе равноправия всех тональностей, а у Фридерика Шопена- на индивидуализации каждой тональности, поиске ее собственной «краски» В «Хорошо темперированном клавире» Баха прелюдии располагаются в неразрывной связи с фугами, которые и являются основным смысловым центром каждого мини-цикла (прелюдия-фуга). У Шопена же сама прелюдия является смысловым центром, отражающим определенное «движение души». Вообще прелюдии Шопена – это тоска по Родине, невероятная тоска. Это ессе, монологи, понимание того, что этого никогда не будет. Это отражение психологического состояния. Основной отличительной чертой цикла является контрастность составляющих его произведений. Прелюдии разнообразны по своей экспресии, динамике, темпу, ритму и колориту. Исследователи делят их на 8 групп. 1. Идиллические-№1, 7, 11, 23.

Идиллические прелюдии объединяет схожий, спокойный характер. Они скомпанованы в мажорных тональностях, имеют умеренный темп и мягкую динамику. Каждая из них монотематична,т.е они основаны на одной мелодии, которая задает музыкальный тон всей композиции. Еще одной характерной чертой этих прелюдий является частая повторяемость мотивов. Лучшим примером этого приема является открывающий прелюдию № 11 четырехчастный мотив. Отличным примером является прелюдияB-dur: открывающий ее мотив появляется в такте 1-4, а затем повторяется и трансформируется в течение всей композиции.

2. Элегические-№ 2,4,6.

Прелюдии из элегической группы драмматичны, у них исключительно медленный темп,они почти всегда заканчиваютсяsmorzando(замиранием в сочетании с замедлением) илиslentando(постепенным замедлением темпа).

ПрелюдияE-mole №4 является самым известным произведением из всей группы. Остановимся на ней подробнее. Прелюдия ми минор принадлежит к страницам самой скорбной музыки Шопена. Образ страдания предстает здесь в особенно возвышенном и обобщенном выражении. В этой музыке есть сходство со старинными оперными ариями-жалобами («ламенто»),в которых основу базового голоса инструментального сопровождения образует нисходящее движение по хроматическим полутонам. В своей прелюдии Шопен развил этот прием, сделав глубоко выразительным гармонически насыщенным мерное «соскальзывание» аккордов в партии левой руки. На таком фоне звучит мелодия, поначалу скорбная и скованная ,тоже движущаяся по узким интервалам-секундам. Она как бы с трудом пытается высказать что-то дорогое, заветное. В конце первого предложения (пьеса имеет форму периода) возникает две мягко распевные фразы. А во втором предложении скованность мелодии на несколько мгновений решительно преодолевается:смелыми размашистыми ходами быстро достигается высокая патетическая кульминация. Но силы острого душевного протеста тотчас исчезают. Происходит быстрый спад-возвращению к выражению скорбных скованных чувств. Так, в пьессе, которая может уместиться на одной нотной странице, словно разыгрывается целая лирическая драмма. В этой прелюдии показан конфликт двух жанровых основ: хоральности (фон повторяющимися аккордами) и речевой декламации «выразительная мелодия с интонациями «ламенто»).

3. Этюдные - № 3, 5, 19.

Эти произведения наиболее динамичны: у них ускоренный темп, сложные переходы, в них содержатся весь калейдоскоп звуков и элементы народной музыки. Пианисты считают эти сочинения особо трудными для исполнения.

4. Кантабильные- (напевные) №17,21.

Кантабельный по-итальянски значит «напевный». И это верное определение для обеих прелюдий. Они очень спокойные и довольно длинны по сравнению с прочими произведениями цикла.

5. В форме скерцо - № 8, 10,14.

Скерцо-это необычайно динамичное, забавная композиция,которая может входить в состав более крупной формы. По-итальянски означает «шутку». Прелюдии в форме скерцо выдержаны в быстром темпе.

6. Маршево-гимнографические-№9,20.

Эти прелюдии наиболее торжественные и возвышенные. Они выдержаны в низком регистре. Самая коротка-прелюдия № 9, состоящих всего из 12 тактов.

Сильно контрастирована и динамична прелюдия № 20. Еще одна «жемчужина» цикла. Разберем ее подробно. Прелюдия эта узнаваема благодаря характерным маршовым аккордам в самом начале произведения. В ней всего 13 тактов. Ее многие воспринимают как траурный марш. Скорбный, и в то же время торжественный характер музыки напоминает проводы в последний путь. Но в ней поступь траурного шествия впечатляюще воссоздается плавным движением полнозвучных аккордов в низком регистре фортепиано. Одновременно кажется¸что слышится скорбное величавое пение хора. Эффект постепенного удаления шествия создается сменой динамических оттенков-от «фортиссимо» к «пианиссимо». Здесь тоже наблюдается взаимодействие двух жанровых основ: марша и хорала. В первом предложении преобладает траурный марш-шествие и колокольность, возможно символизирующее объективную реальность. Во втором и третьем предложении более проявлена хоральность. В последних тактах, благодаря усилению громкости происходит возвращение к траурному маршу.

7. В форме баллады- № 12, 16,18,22. Очень динамичные, взрывные композиции, от которых дыхание замирает в груди. Каждый раз, когда они звучат в цикле,эти прелюдии потрясают и волнуют слушателя.

8. В форме ноктюрнов-№ 13,15.

Ноктюрн-это музыкальная композиция, создающая ночную атмосферу. Ноктюрные прелюдии Шопена схожи с кантабельными, хотя они длиннее, более развернуты и спокойнее.

Последняя прелюдия № 24.

Прелюдия № 24-это решительный жест,завершающий весь цикл. Прелюдия имеет взрывной, бурный характер и торжественную атмосферу, некоторые исследователи ассоциируют это сочинение с «Реквием» Моцарта, так же написанном в тональности ре минор.

24 прелюдии ценны не только как цикл красиво написанных произведений для фортепиано. Их оригинальность и инновационный подход к форме навсегда изменили прелюдию как музыкальный жанр. Они представляют собой наиболее характерные элементы творчества Шопена. В них много лиризма, беспокойства, виртуозности и личной трагедии. Прелюдии являются прекрасным свидетельством эрудиции и гения композитора.

Используемая литература:

  1. https://www.belcanto.ru/chopin_preludes.html Шопен. Двадцать четыре прелюдии

  2. http://musike.ru/index.php?id=62 Прелюдии Шопена

  3. https://musicseasons.org/shopen-prelyudii/  Фредерик Шопен. Прелюдии

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

План урока является обобщением опыта по преподаванию предмета "Сольфеджио". План составлен с целью закрепления пройденного материала по темам "интервалы", "трезвучия". Материал подается в интересной игровой форме для создания у ребенка новых музыкальных впечатлений с целью привлечения в мир музыки.
0 ₽
Доклад предназначен для учащихся старшего школьного возраста ДШИ. В начале доклада представлена сравнительная характеристика прелюдий Ф. Шопена и И. Баха. Во второй части доклада - подробный анализ прелюдий Шопена, в которых проявились наиболее характерные элементы творчества этого гениального композитора.
0 ₽
План урока составлен с целью закрепления материала по пройденным темам ("интервалы", "трезвучия") и объяснения новой темы "обращение трезвучий". План предусматривает взаимосвязь между изучением музыкально-теоретических знаний и их применением обучающимися на практике. По плану после изучения обращения трезвучий, обучающиеся переходят к слуховому анализу и интонированию данных аккордов.
0 ₽