МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
МО «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
«Особенности работы с детским духовым оркестром»
Подготовила:Преподаватель
I квалификационной категории
по классу «Духовые и ударные инструменты»
Васильева М.В.
пгт.Верхнеднепровский
27 марта 2024 г.
Введение. «От оркестра Древнего мира до оркестра наших дней»
Начиная разговор о духовых оркестрах и об оркестрах в целом будь то школьные, военных, симфонических, нельзя не затронуть возникновение первых музыкальных инструментов. Так духовые инструменты наряду с ударными инструментами считаются первыми древнейшими инструментами. Сперва это были тростинки растений, кости животных, раковина моллюсков. И уже позже появились деревянные и медные духовые инструменты, но и они претерпели большое количество изменений, чтобы дойти до нас в том виде, в котором мы их привыкли видеть.
Первоначальные примитивные инструменты с одной нотой были изготовлены последовательно из костей животных, чтобы сформировать примитивную мелодию необходимо было несколько таких инструментов. Инструменты отличались своими размерами и как правило высотой звучания. Первые, так называемые духовые оркестры возникли еще в древние времена. Как правило они использовались племенами и шаманами для различных обрядов. Чтобы во время ритуала исполнить примитивную мелодию на таких инструментах требовалось около двадцати человек (причем женщин и детей не допускали. Даже за касание к этим инструментам их могли убить. Эти инструменты считались священными). Каждый в группе отвечал за то, что он играет свою мелодию в нужном моменте в музыке - дилетанты, расставляющие акценты неправильно, наказывались поркой, и группе приходилось обходится без этого участника всю оставшуюся неделю.
Шло время, инструменты совершенствовались по своему виду, материалу, механике, аппликатуре. Уже для игры простой мелодии не требовалось 20 человек. Стало возможным играть не только мелодию, но и сопровождать ее гармонией, аккомпанементом. Так стали зарождаться первые духовые оркестры.
Духовые оркестры в начальный период своего существования использовались, главным образом, в войсках, для игры в походах и участия в различных воинских ритуалах. В конце XVI века в России были образованы регулярные войсковые части, в состав которых входили небольшие духовые оркестры, состоящие из малых флейт, гобоев, труб и малых барабанов. В начале XVII века в духовых оркестрах появляются валторны и фаготы, а во второй половине XVII века вводятся большие флейты, кларнеты, бассеты, тромбоны, а также большие барабаны, тарелки, литавры и другие ударные инструменты.
Духовые инструменты прошли сложный путь развития. На протяжении нескольких столетий они подвергались различным конструктивным усовершенствованиям.
Современный духовой оркестр сложился в результате длительной эволюции духовых инструментов и совершенствования его состава. В настоящее время духовые оркестры получили широкое распространение в художественной самодеятельности. Исполняя произведения классической и современной музыки, они содействуют эстетическому воспитанию широких масс во всех странах. Сила эмоционального воздействия духовой музыки на человека проверена самой жизнью, практикой трудовых будней и боевых сражений. Способность ярко звучать вне помещений: на воздухе, на широких площадях, улицах, в парках придала деятельности духовых оркестров особую специфичность, демократическую направленность. Вся история развития духового оркестра и духовой музыки тесно связана с историей нашего государства. Духовая музыка стала носителем всего лучшего, что было создано в области музыкальной культуры. Одним из крупнейших ее достижений является жанровое разнообразие и идейно-художественное богатство репертуара духовых оркестров. Особое место в нем занимает марш, вокруг которого группируются все остальные жанры.
Марш - исторически исходная точка становления духовой музыки, тот фундамент, на основе которого началось и продолжается все развитие. Музыка марша оказывает быстрое и концентрированное влияние на человека благодаря тому, что она вовлекает слушателя в организованное и коллективное «действие», делая его частицей этого процесса, тем самым вводя в образную систему произведения.
В исполнении духового оркестра великолепно звучат танцы: вальсы, польки, мазурки, фокстроты, народные танцы.
Главной отличительной чертой духовых оркестров от всех остальных, что именно им присущ такой жанр музыки как джаз. Именно джаз является неотъемлемой частью репертуара духовых оркестров.
Но как жаль, что духовых оркестров становится всё меньше. Демографическая обстановка, экономические проблемы, загруженность детей в общеобразовательной школе - всё это в той или иной степени повлияло на то, что родители меньше стали уделять внимание художественно – музыкальному воспитанию детей. Хотя последние несколько лет в обществе наблюдается тенденция к росту интереса к музыкальным школам и школам искусств. Проблема ещё и в том, что очень мало молодёжи решают связать свою жизнь с музыкой на профессиональном уровне, и, тем более, работать в детских школах искусств.
Методика репетиционной работы с оркестром
Говоря о школьных духовых оркестрах, хочется рассказать историю становления оркестра нашей школы и специфику работы с детским оркестром, как в целом, так и конкретно с оркестром нашей школы.
1887 году в Дорогобуже было создано вольное пожарное общество, объединившее добровольцев, помогавших пожарной команде в тушении пожаров. В 1888 году вольное пожарное общество организовало свой оркестр, ставший достопримечательностью города и предметом его гордости. В оркестре было 24 духовых инструмента, и под его музыку в Дорогобуже устраивали танцы.
Старожилы помнят звучание духового оркестра в 50-70 годах ХХ века, на открытой веранде городского Вала под духовой оркестр танцевал весь город. С открытием в 1967 году в Дорогобуже детской музыкальной школы оркестр набрал должный уровень, в него входили как учащиеся школы, так и музыканты-любители. Оркестр звучал на всех торжественных мероприятиях города, праздничных демонстрациях, в фестивалях духовой музыки в городе Смоленске.
Специфика духового оркестра такова, что каждый ребёнок чувствует свою важность и нужность в коллективе. Не все дети могут быть исполнителями солистами в ряде различных причин, но каждый ребёнок- духовик обязан стать оркестровым музыкантом. Подготовка к игре в оркестре занимает достаточное количество времени, так как ребёнок должен почувствовать, что значит играть не одному и быть солистом, а уметь слушать товарища. Конечно, на уроках специальности в классе духовых инструментов происходит такое обучение игре в ансамбле, когда ребёнок работает с концертмейстером, он учится слушать аккомпанемент, интонацию, но всё равно он солист и ведущая партия его.
В оркестре всё происходит по- другому. Ученик чётко должен слышать, где солирует его группа, а где группа других инструментов. В процессе работы над музыкальными произведениями ученики должны приобрести следующие знания и навыки:
научиться слышать музыку, исполняемую оркестром в целом и отдельными группами инструментов, различать звучание темы, подголосков, контрапункта, гармонии;
исполнять свою партию, руководствуясь требованиями дирижера, понимать его ритмические и динамические жесты;
уметь аккомпанировать солистам, хору;
применять в оркестре музыкально-исполнительские навыки, полученные на занятиях по специальности;
научиться читать с листа.
Занятия в оркестровом классе преследуют, как правило, учебные цели. Конечно, важную роль в этом играет дирижёр. Важнейшей его задачей является воспитание сознательной, творческой дисциплины в коллективе, без которой невозможно достичь успеха в работе и высокого уровня художественного исполнения. Руководитель оркестра, который должен предельно внимательно относиться к звуковедению оркестра, интонированию, ритмическим, штриховым рисункам, динамическим оттенкам и агогике. Каждый руководитель обязан знать специфику, строй, диапазон инструментов духового оркестра. А так же выразительные возможности и способы звукоизвлечения инструментов его оркестра.
Репетиция начинается с общей настройки инструментов. Для этого используется инструмент, настроенный под камертон, обычно - это рояль. В своей практике мы так же пользуемся тюнером.
Инструменты оркестра настраиваются под ноту «си-бемоль» натурального звукоряда. В духовом оркестре инструменты в основном транспонирующие. Это означает, что при настройке инструментов строя Си-бемоль (трубы, баритоны, саксофоны- тенора, тенора, саксофоны-сопрано, корнеты) будут играть ноту «до»; альты, саксофоны-альты – ноту «соль»; валторны – ноту «фа»; флейты, тромбоны и басы – ноту «си-бемоль». Настройка происходит сначала по инструментам, потом по группам и, наконец, весь оркестр.
После настройки оркестра обязательное разыгрывание. Это могут быть гаммы или специальные упражнения для настройки. Хорошие сборники, хоть и старые «Курс начальной игры в духовом оркестре» Е.Васильев, Я. Зирянов. В нем есть упражнения, построенные на звуках тонического трезвучия, доминантсептаккорда и его обращения, трезвучия побочных ступеней лада и их обращения. Также в разных выпусках есть упражнения для отработки триолей, пунктира, форшлагов, штрихов, динамики и т.д. Упражнения (гамма) можно играть сначала целыми нотами, половинными, четвертными в разных штриховых комбинациях, восьмыми и шестнадцатыми так же в разных штриховых и ритмических комбинациях, затем арпеджио в таком же порядке. Для настройки оркестра подойдут такие произведения как: «Гамма-джаз» Е.Медедовский, «Хорал» Р.Шуман, «Патриотическая песня» М.Глинка и др. Это не большие легкие в исполнении произведения, помогающие ребятам отрабатывать интонацию и ровность звучания. В своей работе так же используем упражнения из школы оркестровой игры В. М. Блажевича. В основу этих упражнений взяты произведения классических и джазовых композиторов разных времён.
После разыгрывания переходим к основной части репетиции. За учебный год оркестр должен разучить 4-6 новых произведения. Но на практике их намного больше, так как наш оркестр учувствует не только в концертах школы, но и выступает с целой концертной программой на 9 мая, День России, фестивалях и др. Каждое такое мероприятие требует концертную программу, состоящее из 11-14 произведений. Естественно, что ежегодно выступать с одной и той же программой недопустимо. Поэтому к разучиванию основных 4-6 новых произведений добавляется повторение старых и разучивание тематических произведений, которые можно варьировать и использовать в концертных программах.
К началу непосредственной работы над пьесой педагогу стоит ознакомить учащихся с краткой биографией композитора, характером его творчества. Более подробно нужно остановиться на художественном материале, который должен быть выполнен. Такая вводная беседа систематизирует эстетические представление детей, расширяет их кругозор. Руководитель оркестра должен раскрыть содержание музыкального произведения и характер его основных тем, обратить внимание на форму, предупредить о возможных трудностях, наметить пути их преодоления.
Работа происходит поэтапно:
разбор произведения;
работа с отдельными группами;
работа по цифрам;
работа над штрихами и нюансами.
Это основные этапы работы. Помимо этого, работа над интонацией, над синхронностью исполняемых штрихов, звукоизвлечением, дыханием и звуковедением.
Огромную роль в работе оркестровых музыкантов имеют самостоятельные занятия, разучивание партий. Работа над оркестровыми трудностями носит индивидуальный характер, и проводится самостоятельно, либо с помощью педагога по специальности. Эти занятия имеют неоценимую роль в процессе подготовки музыканта духовика.
Чтобы добиться эффективных результатов дирижёр, как мы уже говорили, очень хорошо должен знать инструменты оркестра, специфику каждого инструмента, но кроме этого он должен уметь чётко донести до каждого оркестранта поставленные задачи, чётко выполнять свои указания. Сыгранность, т. е. слаженность групп первых и вторых голосов, стройность ее звучания, чувство ансамбля (умение слышать друг друга в совместном исполнении) и, наконец, умение «понимать руку» дирижера и правильно реагировать на его указания - все это предопределяет полноценную работу коллектива в целом.
Из-за небольшого численного состава детей, наш школьный оркестр не имеет дирижера. Руководитель коллектива является участником оркестра. Такое положение дел немного усложняет работу. Такое положение дел требует от юных музыкантов еще большей внимательности и чуткости, весь оркестр должен функционировать как единый организм. Все динамические нюансы, проведения темы должны быть отработаны до автоматизма, чтобы оркестрант мог исполнить их без «подсказок» дирижера. Потому уже на этапе разбора важно указать обучающимся на важность соблюдения динамических оттенков, развития фраз, верного исполнения штрихов.
Концерт - это логическое завершение учебного процесса, подведение итогов проделанной работы. Праздник для всего коллектива, и вместе с тем экзамен на творческую зрелость, успех которого зависит от каждого члена коллектива, а также совместного взаимодействия дирижёра (руководителя) со своим оркестром. Коллективная игра помогает сплотить ребят и сделать их одним коллективом, обострить чувство внимания, взаимопонимания, помогает детям сдружиться.
Задачи руководителя детского духового оркестра
Руководитель детского духового оркестра, прежде всего, должен быть педагогом. Одной из основных его задач является воспитание сознательного, творческого коллектива, дисциплины, без которой невозможно достичь успеха в работе и высокого уровня художественного исполнения.
На репетициях оркестра основное внимание руководителя должно быть сосредоточено в работе над чистотой интонации оркестрового звучания. Преподаватель должен добиваться выполнения единого ритма в оркестре, воспроизведение учащимися одинаковых штрихов и динамических оттенков, стремиться к использованию единой аппликатуры и позиций, работа над техникой должна быть подчинена достижению выразительности передачи музыкальных произведений.
Руководитель детского духового оркестра должен лаконично рассказать детям о композиторе, ознакомить их с темой, идеей, формой и стилем пьесы, которую предлагает изучить.
Одним из важнейших условий постепенного усвоения учащимися навыков оркестрового исполнения является работа с отдельными группами инструментов. Особое внимание следует уделить группе аккомпанемента. Ведь на четкости звучания и ритмичности этой группы зависит, как прозвучит мелодия. К тому же группа аккомпанемента сложна тем, что в большинстве случаев она играет на «И», что парой бывает сложно сделать. Всегда есть тенденция сбиться как в доле, так и в темпе. Так же без внимания нельзя оставлять группы ведущие партии. В работе с этой группой инструментов есть возможность тщательнее поработать интонацию, штрихи, динамику, выявить проблемы и указать пути их решения.
Наш оркестр частый гость на массовых городских мероприятиях, которые проходят на улице. Игра на воздухе сложна тем, что звук рассеивается и распространяется иначе, чем в помещении, музыканту играть крайне тяжело: чаще всего он практически себя не слышит, динамика, с которой он играл в классе тоже не подходит, плюс погодные условия- ветер, солнце- могут внести множество неудобств. Чтобы подготовиться к подобным выступлениям и форс-мажорам в свою практику мы ввели репетиции на улице (естественно, в теплое время года). Такие репетиции учат детей еще лучше прислушиваться друг к другу, быть готовыми к разным погодным условиям. Педагог делится маленькими хитростям игры на воздухе (как держать пюпитр, чтобы он не упал от ветра, как закрепить ноты, как сесть, чтобы музыканты себя лучше слышали, как реагировать на подходящую, иногда мешающую публику). На массовых уличных мероприятиях, часто случается так, что разыгрывание оркестра происходит в помещении, а выступление на улице. Такой вариант мы проходили, чаще всего погода выдается прохладной, чье-то выступление порядком затягивается, а оркестр сидит уже готовый к игре, естественно, что у остывшего инструмента строй «поплывет». В такой ситуации руководитель оркестра должен напомнить музыкантам о необходимости поддерживать тепло в инструменте одним дыханием.
Руководитель оркестра должен выполнять не только педагогическую функцию, которая включает в себя образовательный и воспитательный процесс, но он должен быть примером для своих воспитанников, как в профессиональном, так и в личном плане. Создавать комфортную атмосферу вокруг себя. В течение срока обучения педагог должен держать тесный контакт с родителями, организовывать родительские собрания, общаться после ежегодных отчетных концертов, совместно решать проблемы, возникающие в процессе обучения, непременно сообщать семьям учеников об их успехах и достижениях, мелкие недоразумения преодолевать, если это возможно, с помощью самих учеников и коллег-педагогов. В глазах учащихся такой подход к делу только усилит авторитет руководителя оркестра, и непременно положительно отразится на работе коллектива.
Сотрудничество с преподавателями по специальности является залогом успешной работы детского творческого коллектива в школе искусств. Они помогают руководителю оркестра совершеннее изучить оркестровые партии, решить проблемы с аппликатурой.
Использование информационно-компьютерных технологий
Наличие информационно-компьютерных технологий в оркестровом классе и определенных навыков у руководителя детского духового оркестра поможет работать гораздо эффективнее. Компьютер, в сочетании с нужной музыканту периферией и программным обеспечением - это камертон, метроном, цифровой проигрыватель аудио и видео, иллюстратор-исполнитель на любых инструментах, виртуальный электронный духовой оркестр, многотомная нотная библиотека, учетчик оркестрового имущества и журнал посещения занятий одновременно. И это далеко не полный перечень возможностей, потребностей и задач, удовлетворить и воплотить в жизнь которые помогают прогрессивному педагогу-музыканту информационно-компьютерные технологии.
Реальную помощь в работе руководителя детского духового оркестра могут оказать профессиональные нотные редакторы для набора и редактирования нотного текста. Из всего их многообразия нотных редакторов просты и понятны в использовании такие программы как: Sibelius, Finale, MuseScore. В своей работе активно ими пользуемся.
Такие программы компьютерной нотации крайне необходимы аранжировщику, дирижеру, руководителю оркестра, в конце концов - любому музыканту, привыкших выражать и воспринимать музыкальные сообщение с помощью нотной записи. Овладев ими, руководитель оркестра сможет качественно и гораздо эффективнее делать аранжировки, оркестровки, переводы и транскрипции для своего оркестра.
Заключение
Работа с духовым оркестром – это увлекательный творческий процесс, который при грамотной постановке, приносит чувство глубокого удовлетворения всем его участникам: руководителю, оркестрантам и, конечно же, публике. Ведь только слушатели могут по достоинству оценить качество проделанной работы коллектива и дирижёра.