Статья
Методы изучения идейно-художественного своеобразия произведения. М.Ю. Лермонтов и Кавказ.
Эффективным методом анализа является «понимающая социология» М. Вебера, сосредоточивающая свое внимание на субъективно - ценностном уровне изучения социокультурной динамики. По концепции Вебера, типы социального действия рассматриваются лишь как определенный «идеальный тип», с помощью которого можно объяснить в самом деле реальное поведение людей. Допустим, что тот или иной феномен культуры содержательно воспроизводится разного рода социокультурными явлениями, представляющими специфические языки, следовательно ,в области применения комплексного анализа в познании социокультурной действительности безгранична - различные явления духовно-творческой деятельности человека - язык, мифология, искусство, религиозные взгляды, литературные и иные культурные тексты, история идей, феномены массовой культуры, мода и т.п. - могут быть, согласно идеям структурализма, исследованы как знаковые системы.
Закономерно, что языки искусства также занимают важное место в культуре. Широким и разнообразным обладанием знаков-символов отличен язык искусства. Художественные образы, созданные искусством, часто становятся общепринятыми культурными символами, своего рода эталонами оценки явлений действительности. «И только воплотившись в материальную языковую оболочку «сырой», неясный порой лишь смутно чувствуемый образ «дозревает» и достраивается до конца. При этом языковая оболочка как выразительное средство, средство эмоционального воздействия, становится неотъемлемой составной частью художественного образа.» В конструировании художественного пространства, которое представляет собой интегральную характеристику произведения искусства особенно четко проявляется влияние культуры эпохи на форму произведений искусства, на способы интерпретации художником предметного содержания. Этот методологический принцип рассматривает идею культурно — исторической определенности художественного прогресса. Фромм характеризуя конфликты, вызванные социокультурными причинами, показал связь между психикой индивида и социальной структурой общества. Однако интерпретация на языке изобразительного искусства неоднозначна, но проста. Развитие человека как социокультурного субъекта сопровождается изменениями окружающей его «среды» в прямом смысле этого слова. Изменения эти зависят от многих факторов, как экономического плана, так и политического. Тематика и содержание произведения искусства зависит от происходящих в обществе процессов, от господствующего мировоззрения, специфического мироощущения и стиля мышления. Богатейшая родословная темы Кавказской войны складывалась в стремительном духовном росте русского изобразительного искусства. Нет сомнения, что Лермонтову - поэту, и Лермонтову — прозаику часто помогал его глаз художника, и немного рождалось писателей, которые бы не только так прекрасно «слышали мир, но не «видели» его так объемно, так красочно; так умели бы передать движение игру света и тени. Как иллюстрация к произведению помогает понять героев произведения, раскрыть через изобразительное искусство чувства и уловить тонкую нить авторского замысла:
М.Ю. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца. Художественные способности будущего поэта проявились уже в детские годы, когда он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции и сцены. Лермонтов не получил сколько-нибудь систематического художественного образования. Его домашним учителем был художник Александр Степанович Солоницкий. Постоянное стремление совершенствовать своё мастерство в рисунке и живописи заставило его в дальнейшем брать уроки у П.Е.Заболотского, уже известного тогда художника. Н.Н.Манвелов, учившийся вместе с поэтом в юнкерской школе, подчёркивает, что "рисунки Лермонтова отличались замечательной бойкостью и уверенностью карандаша, которым он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы из многочисленных фигур в различных положениях и движениях, полных жизни и правды". Являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины Лермонтова тематически близки его поэтическим созданиям. Вместе с тем ряд рисунков, акварелей и картин имеет и сюжетную общность с литературными произведениями Лермонтова.
«Вид Пятигорска»Портрет Варвары Лопухиной
Изучение литературных произведений в школе - это сложный процесс обучения и развития в его взаимосвязи, взаимодействии. Приобретение знаний тем более эффективно, чем более всесторонне развиваются способности и умения уч-ся. Для восприятия и усвоения лит-ры особое значение имеет развитие наблюдательности, воображения, культуры нравственных и эстетических чувств, образного мышления, чувства языка и стиля, умения вдумчиво читать про себя и выразительно вслух, умения работать с книгой, кратко и четко, просто и выразительно, в устной и письменной форме излагать свои мысли. Чтение и изучение художественного произведения - процесс внутренне цельный, не поддающийся искусственному дроблению.Чтение произведения, если оно внимательно и вдумчиво, уже заключает в себе элементы анализа, размышления по ходу развития сюжета, характеров героев, позиции автора и пр. основательнее вникают в содержание и ход образной мысли автора, вдумываются в детали, раскрывают взаимосвязи отдельных компонентов произведения, уясняют сложность и многогранность идейно-художественного его содержания, соотносят прочитанное со своими жизненными впечатлениями, мыслями, стремлениями, идеалам.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.
План:
1. Вступительные занятия к изучению литературного произведения.
2. Чтение произведения.
3. Изучение текста художественного произведения.
4. Заключительные занятия в системе работы над литературным произведением.
Ключевые слова: слово учителя, классификация вступительных занятий, экскурсия, вступительное слово, жанрово-композиционные и стилистические особенности произведения.
Вступительные занятия призваны подготовить учеников к восприятию произведения, обеспечить правильность его понимания, возбудить интерес, создать наиболее благоприятную атмосферу. Трудно регламентировать и объем вступительных занятий. Он может быть различен - от 5-20 мин. в средних классах, до целого урока в старших. Следует лишь твердо знать о том, что разнообразной может быть методика этих занятий. Это могут быть:
– слово учителя;
– беседа по личным впечатлениям;
– рассматривание картин;
– предварительная творческая работа с последующим его обсуждением;
– использование ТСО;
– экскурсии и т.д.
Объем, содержание, методика приведения вступительных занятий определяются спецификой произведения, воспитательными и учебными задачами, возрастными особенностями учащихся.
На вступительных занятиях необходимо поднимать вопросы и предлагать задания, устанавливающие связь с ранее изученными и самостоятельно прочитанными произведениями. Эта связь может быть осуществлена как в виде вопросов: «Какие произведения данного автора вы читали?», так и в виде вступительного слова об истории создания, месте данного произведения в творческой судьбе автора.
Наиболее значительны и распространены:
1. вступительные занятия, помогающее понять историческую эпоху, отраженную в произведении или относящуюся ко времени его создания;
2. вступительные занятия, дающие определенный угол зрения на произведения или вводящие в его тематику;
3. занятия, основанные на использование жизненного опыта и живых наблюдений учащихся;
4. вступительные занятия, связанные с использованием биографического материала и т.д.
На вступительных занятиях исторические экскурсы часто оказываются необходимыми, да и принцип историзма в изучении литературы требует знания исторической эпохи, в которой создавалось художественное произведение и которая изображена в нем.
При классификации вступительных занятий в отдельную группу часто выделяют те, основная задача которых - возбудить интерес учащихся к произведению и вопросам, в нем поднятым. Сообщение же исторических сведений и объяснение непонятных слов призваны решать другие задачи - обеспечить правильность понимания произведения. Здесь опять сказывается условность попытки классифицировать вступительное занятие. Надо помнить, что любое из вступительных занятий должно возбуждать интерес к произведению, в том числе и сообщение исторических сведений. Нужно, чтобы эпоха предстала перед учащимся живописно и красочно. С этой целью следует, прежде всего, воссоздать эмоциональный облик эпохи, для чего следует использовать произведения художественной литературы, смежных видов искусств, воспоминания современников, исторические документы. В старших классах чтение становится в основном домашним. В школьную программу включены такие большие по объему произведения, что прочесть их в классе целиком невозможно. Поэтому учитель должен продумать, как побудить ребят прочитать книгу и как помочь им в чтении, а затем выяснить, насколько глубоко они сами ее восприняли.
Прежде всего, учащиеся должны знать, что педагог интересуется его чтением, следит за ним и опирается в ходе анализа на самостоятельное восприятие учащихся. Поэтому одним из действенных средств организации чтения является доброжелательный, заинтересованный и серьезный анализ итогов чтения.
Желательно контроль, за ходом чтения, облечь в разнообразные формы:
1. Викторина (учитель читает отрывок, школьники должны написать, кто произнес эти слова, или где происходит действие и т.п.). Такая викторина подтягивает учеников, побуждает их читать, поскольку они знают, что каждый должен дать отчет о прочитанном.
2. Выполнение заданий. Например: назвать любимые страницы, наиболее запомнившиеся эпизоды, высказывать впечатление от прочитанной книги; поставить вопросы, которые хотелось бы обсудить в классе.
3. Самостоятельная формулировка вопросов, которые хотелось бы обсудить в классе.
4. Задания, акцентирующие внимание учеников на эмоциональной тональности произведения типа: назвать самые грустные или радостные эпизоды и пересказать их. Лишь, после того как учитель будет уверен, что произведение школьниками прочитано, можно приступить к изучению его.
Изучение текста художественных произведений должно строиться, опираясь на принципы научности, историзма. Анализ художественного произведения в школе - это процесс углубленного вчитывания, умного осмысленного чтения текста, который не должен уничтожить того эмоционального впечатления, какое могло возникнуть у школьников при самостоятельном чтении.
Содержание школьного разбора - сложный, неоднородный, многослойный процесс. Оно вводит в особый мир, где исследуются разнообразные явления человеческого бытия, отношения людей, их характеры чувства. Школьник не только знакомится с жизнью, он как бы проживает ее вместе с героями.
При изучении произведений школьной программы учащиеся приучаются видеть, что каждое из них обладает своей формой и строится писателем в соответствии с определенным замыслом, что, стремясь выразить переживание, автор создает лирическое произведение, осмысляя же жизненные конфликты, пишет драму и т. п.
В работе над произведением всегда рассматривается и исследуемая автором жизнь, и элементы художественной формы, выражающие данное содержание, и личность автора, авторская художественная концепция. После того как содержание анализа определено, учителю следует практически осуществить его в конкретных условиях, придать процессу изучения определенную структуру. Из чего это складывается?
1. Нужно распределить материал во времени (часть произведений школьной программы изучается в течении 1-2 уроков, а часть 15 и более уроков).
2. Материал надо сгруппировать (тематически, по проблемам, по сюжетным звеньям), найти внутренние связи между ними в каждом уроке, а так же переходы и линии, соединяющие все уроки между собой в единую систему.