Классы – 7
Количество часов
Всего - 34, в неделю – 1
Междисциплинарный курс “Учусь исследовать” реализуется на ступени основного общего образования, в 7 классе, в учебном плане школы входит в часть формируемую участниками образовательных отношений.
Курс направлен на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, исследовательского типа мышления и исследовательской деятельности. Программа преемственна по отношению к ступени основного общего образования.
Содержание курса объединено в 3 тематических модуля:
структура учебно-исследовательскойдеятельности;
этапы организации учебно-исследовательскойдеятельности;
презентациярезультатов.
Содержание первого модуля включает в себя рассмотрение общего понятия учебно-исследовательской деятельности. Изучаются формы данной работы – реферат, исследовательский проект, прикладной проект. Рассматривается распределение функций автора и руководителя при выполнении проекта. Даётся краткая характеристика этапов создания проекта и особенности создания практической части исследования.
Содержание второго модуля включает в себя изучение условий, определяющих выбор темы исследования. Прорабатываются смысловые части проекта: оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение. Большое внимание уделяется формулировке актуальности исследования, целей, задач, объекта, предмета и гипотезы. Рассматриваются методы исследования. Но основной акцент ставится на изучение этапов исследования – от выбора темы до окончательного оформления учебно-исследовательскогопроекта.
Содержание третьего модуля включает в себя изучение особенностей публичного выступления при защите проекта, а также исследовательскую и проектную деятельность обучающихся по выбранным темам.
ОПИСАНИЕЦЕННОСТНЫХОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Цельизучениякурса–формированиенавыков исследовательской деятельностиобучающихся
Задачи изучения курса:
знакомство со спецификой учебно-исследовательской деятельности;
введение учебно-исследовательскойдеятельности в образовательную средушколы;
знакомство с основными этапами учебно-исследовательской деятельности, методами научныхисследований;
формирование умений публичной защитыработы;
создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Изучение дисциплины строится на следующих принципах:
принцип гуманизации – заключается в ориентации образовательного процесса на личность обучающегося в центре образовательного процесса;
принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов ит.д.;
принцип непрерывности – определяет процесс формирования компетенций для дальнейшего развития навыков самостоятельной деятельности.
Содержание курса
Учебно-исследовательскаядеятельность – деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственныевыводы.
Понятие учебно-исследовательской деятельности. Формы данной работы: реферат, исследовательский проект, прикладной проект. Распределение функций автора и руководителя при выполнении проекта. Краткая характеристика этапов создания проекта. Создание теоретической и практической частей исследования. Условия, определяющие выбор темы исследования: возрастные особенности ученика, научные предпочтения ученикаи
учителя,сложившиесятрадициишколы,материальныевозможности проведения экспериментальныхисследований.
Смысловые части проекта: оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение. Их состав и специфика наполнения. Формулировка актуальности исследования, целей, задач, объекта, предмета и гипотезы. Выбор методов исследования. Структура научно-справочного аппарата книги. Способы фиксацииинформации.
Формулировка выводов. Подтверждение или опровержение гипотезы.
Общие требования к оформлению исследовательскихработ.
Особенности публичного выступления. Правила ответов на вопросы. Психологические особенности подготовки выступления.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Изучение курса «Учусь исследовать» направлено на достижение следующих результатов обучения:
Личностные результаты
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания;
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальныйпроект;
использовать догадку, озарение,интуицию;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковыесредства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненногопроекта.
Метапредметные результаты
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемойпроблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы.
Предметные результаты
использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимостимодели/теории.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Кол- вочасов | Содержание образования | Основные виды деятельности | Планируемый результат | Вид контроля | |||
План | Факт | |||||||||
1 | Введение в самостоятельную исследовательскую деятельность. 1-2 урок | 2 | Понятие учебно- исследовательской деятельности. Формы данной работы: реферат, исследовательский проект, прикладной проект. Распределение функций автора и руководителя при выполнении проекта. | Активное слушание | Включение в систему общих умений и навыков знаний по изучаемой теме. | Входной экспресс- опрос. | ||||
2 | Основные этапы исследования 3-4 урок | 2 | Краткая характеристика этапов исследования. Создание теоретической и практической частей исследования. | Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму. | Включение в систему общих умений и навыков знаний по изучаемой теме. | Опрос. | ||||
3 | Выбор темы исследования 5 урок | 1 | Условия, определяющие выбор темы исследования: возрастные особенности ученика, научные предпочтения ученика и учителя, сложившиеся традиции школы, материальные возможности проведения экспериментальных исследований. | Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму. | Формулировка темы проекта. | Проверка учителем домашнего задания. | ||||
4 | Разработка структуры исследования | 2 | Смысловые части проекта: оглавление, введение, основная часть, | Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму. | Представление плана проекта. | Защита плана проекта. | ||||
6-7 урок | заключение, список использованной литературы, приложение. Их состав и специфика наполнения. | |||||||||
5 | Разработка программы исследования. 8-9 урок | 2 | Формулировка актуальности исследования, целей, задач, объекта, предмета и гипотезы. Выбор методов исследования. | Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму. | Формулировка введения к проекту. | Проверка учителем домашнего задания. |
6 | Работа с источниками информации по теме исследования. 10-11 урок | 2 | Структура научно- справочного аппарата книги. Способы фиксации информации. | Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму. | Составление списка источников по теме исследования. | Проверка учителем домашнего задания. | ||||
7 | Разработка заключительной части исследования 12-13 урок | 2 | Формулировка выводов. Подтверждение или опровержение гипотезы. | Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму. | Формулировка выводов к проекту. | Проверка учителем домашнего задания. | ||||
8 | Наглядное оформление исследования 14-15 урок | 2 | Общие требования к оформлению исследовательских работ. | Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму. | Формирование умений по представлению результатов исследования. | Представление визуального отчета (диаграмма, таблица). | ||||
9 | Особенности защиты. 16-17 урок | 2 | Особенности публичного выступления. Правила ответов на вопросы. Психологические особенности подготовки выступления. | Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму. | Формирование умений по представлению результатов исследования. | Доклад, дискуссия, итоговый проект. | ||||
10 | Работа над учебно- исследовательскими проектами обучающихся | 13 | Активное выполнение действий | Формирование полученных ранее умений | Итоговый проект |
18-30 уроки | |||||||
11 | Публичная защита | 4 | Активное выполнение действий | Формирование | Итоговый | ||
исследовательских и | полученных ранее | проект | |||||
проектных работ | умений | ||||||
обучающихся | |||||||
31-34 уроки |
Планируемые результаты изучениякурса
Программа курса «Учусь исследовать» позволяет реализовать компетентностный подход, который определяет общие результаты обучения:
приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и ихпрезентации;
овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной,рефлексивной;
освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно- познавательной, информационной,коммуникативной;
формирование умений публичной защитыработы.
В результате изучения дисциплины у учащихся формируются универсальные учебные действия, которые отражены в таблице
Вид универсального учебного действия | Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий |
целеполагание | постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися |
планирование | составление плана и последовательности действий |
прогнозирование | предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик |
контроль | в форме сличения способа действия и его результата |
коррекция | внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата |
оценка | выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения |
саморегуляция | способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий |
анализ объектов | с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
синтез | составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов |
Помимо формирования универсальных учебных действий, результатом обучения является выполнение учебно- исследовательских проектов. Критерии оценки отражены в таблице
Критерии | Баллы | |
Структурно- содержательный компонент | Обоснование темы, описание ее актуальности | 1-5 баллов |
Наличие всех элементов введения к проекту (объект, предмет, цели, задачи, | 1-5 баллов |
гипотеза, методы исследования) | ||
Теоретический компонент | Актуальность и обоснованность темы | 1-5 баллов |
Описание современного состояния проблемы исследования | 1-5 баллов | |
Наличие самостоятельного осмысления проблемы (выводы, суждения, мнения, дискуссия) | 1-5 баллов | |
Оригинальность идеи, способа решения проблемы | 1-5 баллов | |
Оформление | Логическая соразмерность частей проекта (глав и параграфов) | 1-5 баллов |
Корректность использования справочно- библиографического аппарата (оформление цитат, ссылок, примечаний, приложений, библиографического описания, рисунков, иллюстраций, таблиц, схем) | 1-5 баллов | |
Учебно- исследовательская значимость работы | Самостоятельность формулировки выводов | 1-5 баллов |
Результативность исследования (достижение цели, решение поставленных задач) | 1-5 баллов | |
Коммуникативные навыки | Устная коммуникация (соблюдение норм речи, частота обращения к тексту, использование иллюстративного материала) | 1-5 баллов |
Продуктивная коммуникация (качество ответов на вопросы, наличие аргументов в ответе, ) | 1-5 баллов | |
Владение рефлексией (способность дать оценку проделанной работе) | 1-5 баллов | |
Общая сумма баллов | 13-65 баллов |
Шкала пересчета баллов приведена в таблице
Перевод сумм баллов в оценочные нормы | ||
85% и выше «5» | 71%-84% «4» | 50%-70% «3» |
56-65 баллов | 46-55 баллов | 30-45 баллов |
Оценка учебно-исследовательских проектов призвана показать уровень сформированности умений решать поставленные в ходе исследования. Самостоятельная учебно-исследовательская деятельность школьников проводится как дополнение к основному учебному процессу, формируя у школьников научный стиль
мышления. Главным требованием является учет возрастных особенностей ученика и соответствие темы творческой работы общему контексту полученных ранее знаний. Выполнение научно- исследовательской работ ставит целью расширение, углубление и систематизацию теоретических знаний учащихся, полученных в ходе обучения, а также выработку умений для проведения самостоятельной исследовательской работы. Критерием оценки достижения цели является публичная защита творческих работ на научно-практических конференциях, предметных олимпиадах и т.д. В результате происходит включение в общую систему мировоззрения и кругозора школьника новых знаний, а также повышение уровня развития познавательныхспособностей.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Букреева И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 309-312.
Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // «Завуч», № 1, 2001.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с. Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003.
№2. С.76-86.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
ХуторскойА.В. | Ключевые | компетенции. | Технология |
конструирования | -М.: | Педагогика, | 2003,№5. |
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/359925-rabochaja-programma-mezhdisciplinarnogo-kursa