Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Другое
  3. Междисциплинарный курс “Учусь исследовать”

Междисциплинарный курс “Учусь исследовать”

Междисциплинарный курс “Учусь исследовать” реализуется на ступени основного общего образования, в 7 классе, в учебном плане школы входит в часть формируемую участниками образовательных отношений. Курс направлен на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, исследовательского типа мышления и исследовательской деятельности. Программа преемственна по отношению к ступени основного общего образования. Содержание курса объединено в 3 тематических модуля: структура учебно-исследовательскойдеятельности; этапы организации учебно-исследовательскойдеятельности; презентациярезультатов.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Другое

Категория

Другое
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Классы – 7

Количество часов

Всего - 34, в неделю – 1

Междисциплинарный курс “Учусь исследовать” реализуется на ступени основного общего образования, в 7 классе, в учебном плане школы входит в часть формируемую участниками образовательных отношений.

Курс направлен на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, исследовательского типа мышления и исследовательской деятельности. Программа преемственна по отношению к ступени основного общего образования.

Содержание курса объединено в 3 тематических модуля:

структура учебно-исследовательскойдеятельности;

этапы организации учебно-исследовательскойдеятельности;

презентациярезультатов.

Содержание первого модуля включает в себя рассмотрение общего понятия учебно-исследовательской деятельности. Изучаются формы данной работы – реферат, исследовательский проект, прикладной проект. Рассматривается распределение функций автора и руководителя при выполнении проекта. Даётся краткая характеристика этапов создания проекта и особенности создания практической части исследования.

Содержание второго модуля включает в себя изучение условий, определяющих выбор темы исследования. Прорабатываются смысловые части проекта: оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение. Большое внимание уделяется формулировке актуальности исследования, целей, задач, объекта, предмета и гипотезы. Рассматриваются методы исследования. Но основной акцент ставится на изучение этапов исследования – от выбора темы до окончательного оформления учебно-исследовательскогопроекта.

Содержание третьего модуля включает в себя изучение особенностей публичного выступления при защите проекта, а также исследовательскую и проектную деятельность обучающихся по выбранным темам.

ОПИСАНИЕЦЕННОСТНЫХОРИЕНТИРОВ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Цельизучениякурса–формированиенавыков исследовательской деятельностиобучающихся

Задачи изучения курса:

знакомство со спецификой учебно-исследовательской деятельности;

введение учебно-исследовательскойдеятельности в образовательную средушколы;

знакомство с основными этапами учебно-исследовательской деятельности, методами научныхисследований;

формирование умений публичной защитыработы;

создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

Изучение дисциплины строится на следующих принципах:

принцип гуманизации – заключается в ориентации образовательного процесса на личность обучающегося в центре образовательного процесса;

принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов ит.д.;

принцип непрерывности – определяет процесс формирования компетенций для дальнейшего развития навыков самостоятельной деятельности.

Содержание курса

Учебно-исследовательскаядеятельность – деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственныевыводы.

Понятие учебно-исследовательской деятельности. Формы данной работы: реферат, исследовательский проект, прикладной проект. Распределение функций автора и руководителя при выполнении проекта. Краткая характеристика этапов создания проекта. Создание теоретической и практической частей исследования. Условия, определяющие выбор темы исследования: возрастные особенности ученика, научные предпочтения ученикаи

учителя,сложившиесятрадициишколы,материальныевозможности проведения экспериментальныхисследований.

Смысловые части проекта: оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение. Их состав и специфика наполнения. Формулировка актуальности исследования, целей, задач, объекта, предмета и гипотезы. Выбор методов исследования. Структура научно-справочного аппарата книги. Способы фиксацииинформации.

Формулировка выводов. Подтверждение или опровержение гипотезы.

Общие требования к оформлению исследовательскихработ.

Особенности публичного выступления. Правила ответов на вопросы. Психологические особенности подготовки выступления.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Изучение курса «Учусь исследовать» направлено на достижение следующих результатов обучения:

Личностные результаты

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания;

самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальныйпроект;

использовать догадку, озарение,интуицию;

целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковыесредства;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненногопроекта.

Метапредметные результаты

планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемойпроблеме;

распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы.

Предметные результаты

использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимостимодели/теории.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема урока

Кол-

вочасов

Содержание образования

Основные виды деятельности

Планируемый результат

Вид контроля

План

Факт

1

Введение в самостоятельную исследовательскую деятельность.

1-2 урок

2

Понятие учебно- исследовательской

деятельности. Формы

данной работы: реферат, исследовательский проект,

прикладной проект. Распределение функций автора и руководителя при выполнении проекта.

Активное слушание

Включение в систему общих умений и навыков

знаний по изучаемой теме.

Входной экспресс- опрос.

2

Основные этапы исследования

3-4 урок

2

Краткая характеристика этапов исследования.

Создание теоретической и практической частей исследования.

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму.

Включение в систему общих умений и навыков

знаний по изучаемой теме.

Опрос.

3

Выбор темы исследования 5 урок

1

Условия, определяющие выбор темы исследования: возрастные особенности ученика, научные

предпочтения ученика и учителя, сложившиеся традиции школы, материальные возможности проведения

экспериментальных исследований.

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму.

Формулировка темы проекта.

Проверка учителем

домашнего задания.

4

Разработка структуры

исследования

2

Смысловые части проекта: оглавление, введение,

основная часть,

Активное слушание, выполнение действий по

заданному алгоритму.

Представление плана проекта.

Защита плана проекта.

6-7 урок

заключение, список использованной литературы, приложение.

Их состав и специфика наполнения.

5

Разработка программы исследования. 8-9 урок

2

Формулировка актуальности

исследования, целей,

задач, объекта, предмета и гипотезы.

Выбор методов исследования.

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму.

Формулировка

введения к проекту.

Проверка учителем

домашнего задания.

6

Работа с источниками

информации по теме исследования.

10-11 урок

2

Структура научно- справочного аппарата книги. Способы фиксации информации.

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму.

Составление списка источников по теме исследования.

Проверка учителем

домашнего задания.

7

Разработка заключительной

части исследования 12-13 урок

2

Формулировка выводов. Подтверждение или опровержение гипотезы.

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму.

Формулировка выводов к проекту.

Проверка учителем

домашнего задания.

8

Наглядное оформление исследования 14-15 урок

2

Общие требования к оформлению

исследовательских работ.

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму.

Формирование умений по представлению результатов

исследования.

Представление визуального отчета (диаграмма,

таблица).

9

Особенности защиты.

16-17 урок

2

Особенности публичного выступления. Правила ответов на вопросы.

Психологические особенности подготовки выступления.

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму.

Формирование умений по представлению результатов

исследования.

Доклад,

дискуссия, итоговый проект.

10

Работа над учебно- исследовательскими проектами

обучающихся

13

Активное выполнение действий

Формирование полученных ранее умений

Итоговый проект

18-30 уроки

11

Публичная защита

4

Активное выполнение действий

Формирование

Итоговый

исследовательских и

полученных ранее

проект

проектных работ

умений

обучающихся

31-34 уроки

Планируемые результаты изучениякурса

Программа курса «Учусь исследовать» позволяет реализовать компетентностный подход, который определяет общие результаты обучения:

приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и ихпрезентации;

овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной,рефлексивной;

освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно- познавательной, информационной,коммуникативной;

формирование умений публичной защитыработы.

В результате изучения дисциплины у учащихся формируются универсальные учебные действия, которые отражены в таблице

Вид универсального

учебного действия

Характеристика результатов формирования универсальных

учебных действий

целеполагание

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что

уже известно и усвоено учащимися

планирование

составление плана и последовательности действий

прогнозирование

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его

временных характеристик

контроль

в форме сличения способа действия и его результата

коррекция

внесение необходимых дополнений и коррективов в план и

способ действия в случае расхождения реального действия и его результата

оценка

выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня

усвоения

саморегуляция

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому

усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий

анализ объектов

с целью выделения признаков (существенных,

несущественных)

синтез

составление целого из частей, в том числе самостоятельное

достраивание с восполнением недостающих компонентов

Помимо формирования универсальных учебных действий, результатом обучения является выполнение учебно- исследовательских проектов. Критерии оценки отражены в таблице

Критерии

Баллы

Структурно-

содержательный компонент

Обоснование темы, описание ее

актуальности

1-5 баллов

Наличие всех элементов введения к

проекту (объект, предмет, цели, задачи,

1-5 баллов

гипотеза, методы исследования)

Теоретический компонент

Актуальность и обоснованность темы

1-5 баллов

Описание современного состояния

проблемы исследования

1-5 баллов

Наличие самостоятельного осмысления

проблемы (выводы, суждения, мнения, дискуссия)

1-5 баллов

Оригинальность идеи, способа решения

проблемы

1-5 баллов

Оформление

Логическая соразмерность частей

проекта (глав и параграфов)

1-5 баллов

Корректность использования справочно- библиографического аппарата

(оформление цитат, ссылок, примечаний, приложений, библиографического

описания, рисунков, иллюстраций, таблиц, схем)

1-5 баллов

Учебно-

исследовательская значимость работы

Самостоятельность формулировки

выводов

1-5 баллов

Результативность исследования (достижение цели, решение

поставленных задач)

1-5 баллов

Коммуникативные навыки

Устная коммуникация (соблюдение норм речи, частота обращения к тексту,

использование иллюстративного материала)

1-5 баллов

Продуктивная коммуникация (качество

ответов на вопросы, наличие аргументов в ответе, )

1-5 баллов

Владение рефлексией (способность дать

оценку проделанной работе)

1-5 баллов

Общая сумма баллов

13-65 баллов

Шкала пересчета баллов приведена в таблице

Перевод сумм баллов в оценочные нормы

85% и выше

«5»

71%-84%

«4»

50%-70%

«3»

56-65 баллов

46-55 баллов

30-45 баллов

Оценка учебно-исследовательских проектов призвана показать уровень сформированности умений решать поставленные в ходе исследования. Самостоятельная учебно-исследовательская деятельность школьников проводится как дополнение к основному учебному процессу, формируя у школьников научный стиль

мышления. Главным требованием является учет возрастных особенностей ученика и соответствие темы творческой работы общему контексту полученных ранее знаний. Выполнение научно- исследовательской работ ставит целью расширение, углубление и систематизацию теоретических знаний учащихся, полученных в ходе обучения, а также выработку умений для проведения самостоятельной исследовательской работы. Критерием оценки достижения цели является публичная защита творческих работ на научно-практических конференциях, предметных олимпиадах и т.д. В результате происходит включение в общую систему мировоззрения и кругозора школьника новых знаний, а также повышение уровня развития познавательныхспособностей.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Букреева И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 309-312.

Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // «Завуч», № 1, 2001.

Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с. Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003.

№2. С.76-86.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

ХуторскойА.В.

Ключевые

компетенции.

Технология

конструирования

-М.:

Педагогика,

2003,№5.

 https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/359925-rabochaja-programma-mezhdisciplinarnogo-kursa

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цель: определение уровня адаптации первоклассников к обучению в школе. Методики: 1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О. А. Ореховой) Хроническое переутомление (ХП), истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребёнка. Выявлен у 1 обучающегося из 23, что составило 4%. Компенсируемое состояние усталости (КСУ). Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счёт периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. Выявлен у 6 обучающихся из 23, что составило 26%. Оптимальная работоспособность (ОП). Ребёнок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребёнку восстанавливать затраченную энергию. Выявлен у 16 обучающихся из 23, что составило 70%. Перевозбуждение (П). Чаще является результатом работы ребёнка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки. Этот показатель среди обучающихся ни у кого не выявлен.
0 ₽
Справка по результатам изучения адаптационного периода обучающихся 5 «А» класса Цель: определение уровня адаптации пятиклассников к обучению в школе. Методики: 1. Методика изучения мотивации учебной деятельности Н.Ф. Талызиной 2. Методика «Шкала тревожности Кондаша» Дата проведения: 19.10.2022г. Участие в тестировании приняло 24 человека.
0 ₽
Цель: определение уровня адаптации старшеклассников к обучению в школе. Методики: 1. Экспресс – методика М.В. Матюхиной 2. Методика диагностики уровня тревожности (Р.Кондаш) Дата проведения: 28.10.2022г. Участие в тестировании приняло 22 человека.
0 ₽