Нарушения речи детей, классов ОВЗ
Важнейшая роль речи в процессе обучения и в развитии личности становится особенно ясной, когда мы встречаемся со случаями тяжелой речевой патологии. Именно здесь особенно отчетливо проявляется связь между развитием речи у ребенка и развитием его мышления.
Накопление ребенком представлений, понятий, знаний является необходимым условием развития его речи. Ребенок начинает говорить, когда у него есть необходимое содержание для высказывания, т. е. необходимый запас знаний об окружающем мире.
Тяжелые дефекты речи отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка, на формировании его мышления и на форме выражения мыслей. Это приводит к затруднениям в процессе общения с окружающими людьми, осложняет процесс обучения ребенка. Широко распространены и нарушения письменной речи.
У детей чаще встречаются также дефекты смягчения, заключающиеся преимущественно в замене твердых согласных соответствующими мягкими, что проявляется часто в письме. Один и тот же ребенок может искажать звук по-разному: то совсем опускать его в речи, то произносить искаженно, то заменять другим звуком.
Коррекцию звукопроизношения необходимо связывать с развитием познавательной деятельности детей и речевой функции в целом, с работой над грамматическим строем речи. Большое внимание должно уделяться развитию общей и речевой моторики и воспитанию фонематического слуха.
При коррекции звукопроизношения необходим также учет особенностей протекания их психических процессов (неустойчивость внимания, слабость памяти, неустойчивость и пр.).
Характерная неустойчивость внимания вызывает необходимость в многообразных и многократных упражнениях, в частой смене видов деятельности в процессе занятия, в привлечении достаточного количества наглядных пособий, в поисках интересных для ребенка форм работы, в широком использовании доступных и понятных для него игр. Все это способствует повышению устойчивости внимания и лучшему запоминанию предлагаемого материала.
Учитывая слабую мотивацию деятельности, ее недостаточную целенаправленность, следует связать работу над речью с интересной и понятной для ребенка деятельностью, приближая ее к его жизненному опыту. Это поможет преодолеть безразличие учащихся, вызвать у них интерес к занятиям в логопедическом кабинете и потребность в речевом общении.