"Обобщение и распространение наиболее удачного педагогического опыта по созданию модели профориентационного сопровождения"
Семинар-практикум для педагогов дополнительного образования
Модель профориентационного сопровождения в МБОУ ДО ЦДО "Аэрокосмическая школа" - это комплекс психолого-педагогических мероприятий для сопровождения по профессиональному самоопределению подростков 6-9 классов, а также создания организационных, инфраструктурных, кадровых и других условий для развития профориентационной работы с учётом требований государственной политики в сфере образования.
Семинар-практикумнацелен на создание условий для эффективного педагогического взаимодействия вопросах внедрения разработанной модели профориентационного сопровождения обучающихся 6-9 классов.
Задачи:
-изучить приоритетные направления разрабатываемой в учреждении в 2023-2024 уч.г. Модели профориентационного сопровождения обучающихся 12-15 лет;
- проанализировать результаты деятельности по обобщению и распространению наиболее удачного педагогического опыта разработанной модели профориентационного сопровождения;
- заполнить таблицу по профессиональным специализациям, используемым в интерактивной профориентационной игре "ПрофВыбор";
- принять участие в разработке содержания интерактивных площадок профориентационного фестиваля.
Материалы и оборудование: ноутбук, экран, проектор, листы с заданиями.
План проведения
1.Теоретическая часть
1.1. Презентация Модели профориентационного сопровождения обучающихся 12-15 лет, реализуемой в рамках городской базовой площадки
1.2. Обобщение и распространение наиболее удачного педагогического опыта по созданию модели профориентационного сопровождения
2. Практическая часть
2.1. Изучение и заполнение таблицы для включения в интерактивную профориентационную игру "ПрофВыбор"
2.2. Разработка содержания интерактивных площадок профориентационного фестиваля
3. Рефлексия
Ход проведения
Теоретическая часть. Презентация Модели профориентационного сопровождения обучающихся 12-15 лет, реализуемой в рамках городской базовой площадки.
В основу разработки модели положена идея акцентирования внимания на развитие мотивированного отношения подростков к миру профессий, возможностей для проявления личностных качеств в различных видах профессиональной деятельности. Участие в предпрофессиональных мероприятиях позволяет подросткам не только более детально изучить разные профессии, расширить кругозор и определить интересы в конкретной профессии, но и приобрести начальные трудовые навыки при освоении профессиональных проб.
В число заинтересованных лиц в реализации данной модели входят:
- педагоги дополнительного образования (в том числе, педагоги внешних организаций);
- родители обучающихся;
-представители науки СУЗов и ВУЗов;
-представители потенциальных работодателей (предприятия, организации малого и среднего бизнеса и т.д.).
Тиражирование наиболее удачного педагогического опыта позволит заинтересованным лицам наиболее детально изучить обобщённый и распространённый опыт в реализуемом направлении.
Данная Модель направлена на решение следующих проблем:
- включенность педагогов в разработку эффективных профориентационных программ и занятий к ним с учетом разнообразных специальностей инженерно-технических направленностей;
- повышение уровня подросткового самоопределения в выборе будущей профессии, определение личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям;
- заинтересованность родителей в самоопределении и профессиональном выборе ребенка.
Цель и задачи Модели профориентационного сопровождения обучающихся 12-15 лет направлены на: разработку и апробирования цикла мероприятий профориентационной направленности (тестирования, игр, занятий, экскурсий) для обучающихся 6-9 классов с учетом требований специфики региона.
Основные направления деятельности при реализации данной модели ориентированы на раскрытие идей городского проекта "Я нужен городу, краю, стране" по:
- вовлечению обучающихся 6-9 классов по изучению модульной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Профимпульс» (для обучающихся 12-15 лет);
-привлечению партнёров и родителей для реализации модульной программы «Профимпульс»;
-подготовке условий для участия обучающихся в профессиональных пробах;
- включению в план деятельности профориентационных мероприятий по выбору (родительский клуб, профориентационные экскурсии, профориентационная интерактивная игра «ПрофВыбор»);
-изучению возможностей конкурсных движений профориентационной направленности («Профессионалы», «Абилимпикс») и дальнейшее их использование.
Базовое описание модели
Одним из первых шагов при разработке Модели профориентационного сопровождения обучающихся 12-15 лет стало составление анкет по изучению запроса на программы инженерно-технических направленностей и необходимости организации профессиональных проб.
На основе полученных данных запланирован ряд мероприятий, позволяющих устранить обозначенные дефицитов по данному направлению:
- запуск интерактивной игры «ПрофВыбор», направленной на выявление исходных профориентационно-значимых характеристик, обучающихся 6-9 классов;
- реализация профориентационного модуля «Человек в профессии», позволяющего изучить разные виды современных информационно-технологических, инженерно-технических, профориентационно-аналитических профессий.
По результатам проведения данных мероприятий для целевой группы разработанной модели организуются:
- итоговое тестирование, позволяющее определить устранение обозначенных ранее дефицитов профориентационной направленности;
- профориентационный фестиваль, позволяющий познакомить обучающихся 6-9 классов с многообразием современных инженерно-технических профессий и перспективами их развития для дальнейшего выстраивания индивидуальных траекторий профессионального самоопределения и развития.
Таким образом, модель включает в себя четыре ключевые инфраструктурные единицы:
-тестирование (входное и итоговое);
- интерактивную игру «ПрофВыбор»
- профориентационный модуль «Человек в профессии»;
- профориентационный фестиваль.
Обобщение и распространение наиболее удачного педагогического опыта по созданию модели профориентационного сопровождения.
По данным направлениям разработаны, апробированы и опубликованы на сайте учреждения (https://aeroschool.siteedu.ru/news/anketa-po-proforientatsii-dlya-obuchayuschihsya-6-/#megamenu) и образовательном портале "Продленка" анкеты по профориентации для обучающихся 6-9 классов (https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/554261-anketa-po-proforientacii-dlja-obuchajuschihsj).
Разработки по модулю "Человек в профессии" представлены на образовательном портале "Продленка" (https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/550312-modul-chelovek-v-professii-pervaja-vstrecha-u)
Педагогический проект "ПрофВыбор" опубликован во всероссийском журнале «Дополнительное образование и воспитание» № 3 за 2024 учебный год.
Практическая часть
Изучение и заполнение таблицы для включения в интерактивную профориентационную игру "ПрофВыбор"
Педагогам предлагается разделиться на 3 команды и каждой команде подготовить для их областей профессиональных специализаций содержание необходимых знаний по Hardskills и навыков Softskills, а также указать основные общие предметы и предметы профильной подготовки для составления интерактивной профориентационной игры "ПрофВыбор".
№ п/п | Области профессиональных специализаций | Hardskills профессиональные знания, инструменты и навыки человека, его технические компетенции, которые можно проверить и оценить (знание иностранных языков или определенных языков программирования, умение работать с механизмами, устройствами) | Softskills «мягкие/гибкиенавыки»), которые обозначают общие социальные и психологические качества человека, могут иметь сильное влияние на успешность человека, его способность эффективно работать в коллективной среде (организованность, целеустремленность, продуктивность, стрессоустойчивость, развитые коммуникативные навыки, лидерские качества, умение работать в команде) | Учебные (школьные предметы) 6-9 классы |
Инженерно-техническое и производственно-технологическое Примеры профессий: инженеры-разработчики, инженеры-электроники | Профессиональные знания, аналитическое мышление, | Самоорганизация саморазвитие планирование, принятие решений | Математика Информатика Физика Алгебра Геометрия Черчение Технология | |
информационно-технологическое (в частности IT) Примеры профессий: специалисты в области IT технологий | Знание иностранного языка, умение пользоваться 1С, программирование | Способность общаться и договариваться, креативность, планирование, принятие решений. | Информатика Технология Алгебра Физика Математика Иностранный язык | |
естественно-научное Примеры профессий: биолог, химик, физик, геолог, астроном | Исследования, анализ и интерпретации естественных явлений, разработка новых технологий и продуктов на основе естественно-научных знаний | Целеустремленность, продуктивность, умение работать в команде | Экономика Финансовая грамотность Математика Алгебра Физика Химия |
Разработка содержания интерактивных площадок профориентационного фестиваля
Созданным ранее командам предлагается заполнить таблицы и презентовать их с обоснованием выбранного содержания интерактивных площадок профориентационного фестиваля
Название площадки | Цель/задачи | Формат проведения | Предполагаемый результат работы площадки |
Площадка 1 "Информационно-коммуникационные технологии" | Организовать профориентационные пробы по программам, включающих в свое содержание ИКТ учреждения | Профориентационные пробы с практическим освоением компетенций ИКТ | Освоены практические навыков ИКТ по: робототехнике, программированию, основ нейросетей, компьютерному 3D моделированию |
Площадка 2 "Инженерно-техническое проектирование" | Познакомить с программами по инженерно-техническому проектированию | Интерактивные площадки с практическим освоением основных направлений деятельности | Изучено содержание программ по: ракетостроению, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), электронике, 3D моделированию и прототипрированию |
Площадка 3 "Человек в профессии" | Познакомить с разнообразием мира профессий, с классификацией, типами и подтипами профессий | Мастер-классы для практического освоения профессий программы "ПрофИмпульс" | Приобретены практические навыки по программам: "Журналистика" "Робототехника и мехатроника" "IT - технологии и нейросети" "3D - моделирование и прототипирование" |
Площадка 4 "ПрофВыбор" | Освоить навыки практической профориентационной игры | Интерактивная игра | Через участие в игре получены системные представления о востребованных профессиях в локальной экономике города и региона |
Рефлексия
Педагогам предлагается обвести на листе бумаги ладонь и на каждом из палацев ладони обозначить свое мнение об участии в семинаре:
-на большом пальце – что было важным и интересным;
-на указательном – какая конкретная информация получена по модели профориентационного сопровождения;
-на среднем – рекомендации по обобщению и распространению наиболее удачного педагогического опыта;
-на безымянном – оценку собственного участия по заполнению таблицы для включения в интерактивную профориентационную игру "ПрофВыбор";
-на мизинце – дополнения к содержанию интерактивных площадок профориентационного фестиваля.
Используемые Интернет- ресурсы