Тема: «Ракета».
Цель: Закрепление навыков лепки конструктивным способом. Создание макета космического аппарата из теста.
Задачи:
Формировать представление детей о планетах солнечной системы.
Развивать умение слушать и отвечать на вопросы полным предложением.
Расширять представления детей о профессии летчика – космонавта.
Стимулировать развитие речи, памяти, мышления, развивать воображение, фантазию.
Активизировать словарный запас детей: космос, космонавт, скафандр, ракета, планета, звезды.
Формировать умение ориентирования на листе бумаги, располагать фигуры относительно друг друга.
Повторение способов и приемов лепки.
Организации самостоятельной работы детей.
Развитие творческих способностей. Расширение кругозора.
Материалы и оборудование: тесто, стеки, дощечки; трубочки (по количеству детей).
Наброски, эскизы, фотографии космического корабля (ракеты).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог: Ребята займите места за рабочим столом.
2. Вступительная беседа.
Педагог:
Ребята, отгадайте загадку:
"Рассыпался горох на тысячу дорог” (звёздное небо)
- Что такое космос?
Дети: Космос – это место, где звёзды, планеты, солнце; место, куда летают космические корабли, ракеты; место, где живут инопланетяне. Педагог: Космос – это вселенная, где много планет похожих и непохожих на нашу планету Земля. Какие планеты вы знаете?
Дети: Венера, Марс, Сатурн, Юпитер…
Педагог: Многие мечтали полететь в космос, но первым на планете Земля в космос полетел Юрий Гагарин, космонавт нашей страны (1961году 12 апреля); 108 минут длился его полёт. В 1963 году в космос полетела первая женщина Валентина Терешкова.
А какими качествами должен обладать космонавт? Каким он должен быть?
3. Физкультминутка.
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
4. Сообщение темы занятия.
Педагог: Сегодня я вас, ребята, приглашаю в космическое путешествие. Вы согласны?
Дети:Да.
Педагог: Замечательно. Для того, чтобы долететь в космос, каждый из вас должен построить из теста свой космический корабль, используя знания по работе стестом. Сейчас вы станете главными конструкторами, художниками, инженерами и дизайнерами в одном лице. Вы видели, какие космические корабли строят учёные, но космические корабли бывают и сказочные.
5. Практическое занятие.
1. Педагог:Для того, чтобы построить космический корабль, я возьму лист бумаги и карандаш. Нарисую на листе корабль, который нужно построить. Определяю, из скольких деталей состоит мой аппарат. Выбираю материалы, инструменты, которые мне понадобятся. Приступаю к изготовлению.
Демонстрация лепки корабля.
2. Педагог: Для лепки корпуса ракеты, мне понадобится половина кусочка теста. Возьму стеку и отрежу.
Корпус корабля имеет коническую форму. Для того чтобы получить такую форму, сначала нужно слепить шар. Тесто нужно положить на доску для лепки, накрыть сверху ладонью и совершать движения по кругу. Когда основная форма готова, можно положить шар на ладонь, накрыть второй ладонью и «отполировать», довести форму шара до совершенства. Получился ШАР. А нужен КОНУС. Для того чтобы получился конус, нужно положить шар на доску для лепки и вытянуть его с одной стороны, раскатывая тремя пальцами, движениями вперед-назад. Я вижу, что получился корпус ракеты, откладываю его в сторону.
Теперь нужно слепить турбины и антенну. Какой формы турбины?
Дети: Конической (подсказать при необходимости)
Педагог: Для этого нужно взять кусок теста и разделить на две части. (по насечке разделить на две части). После этого, каждую часть делим еще на две части (по насечке разделить каждую половину на две части). Получилось 4 кусочка теста. Теперь каждый кусочек нужно согреть и скатать из него шарик. Чтобы получить коническую форму, каждый шарик нужно поочередно положить на доску для лепки и, движениями вперед-назад, вытянуть одну из сторон. Старайтесь чтобы три конуса получились одинаковыми, потому что это турбины, а турбины и ракеты всегда одинаковые. Последний шарик можно раскатать чуть сильнее, в более вытянутый конус, поскольку это антенна, а антенна всегда имеет вытянутую форму.
Приступаем к сборке. Турбины сильно прижимаем одной стороной к широкому концу корпуса ракеты. Антенну крепим на узкий конец.
Ну вот, наши ракеты почти готовы. Осталось добавить иллюминаторы и украсить ракеты по своему вкусу.
Педагог: Все понятно? Ну, тогда приступаем к работе.
6.Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
В звёздном небе звёзды светят (показываем звёзды, пальчики переплетаются)
Космонавт летит в ракете (изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)
День летит, ночь летит (загибаем пальцы)
И на землю вниз глядит. (изображаем иллюминатор)
Видит сверху он поля, (загибают по очереди пальцы)
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной, (ладонями изображают шар)
Шар земной – наш дом родной.
(самостоятельная деятельность детей)
7. Рефлексия.
Педагог: Космические корабли готовы к путешествию в космическое пространство. Приглашаю вас в полёт (дети переносят свои поделки на подготовленный лист красного картона). Посадка проведена успешно (Воспитатель подписывает «приземлившиеся» космические корабли и устанавливает российский флаг на МКС)
Поделитесь своими впечатлениями о нашем путешествии? В чем вы встретили трудности?