Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Детская школа искусств «Центр культуры и искусства»
Методический доклад на тему:
«Общее фортепиано в ДШИ»
Подготовила: преподаватель
Н. А. Левина
г. Городец
2024
Основной целью изучения курса общего фортепиано является расширение музыкального и культурного кругозора учащихся музыкальных учебных заведений, для которых рояль не является основной специальностью. Фортепиано - это инструмент, который предоставляет широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой в различных жанрах, включая симфоническую, оперную и балетную. Рояль является уникальным инструментом, который позволяет каждому человеку, независимо от возраста, научиться играть на нем, если есть желание и трудолюбие. Игра на фортепиано приносит эстетическое удовольствие и способствует развитию духовной составляющей личности.
Курс общего фортепиано в ДШИ
Сегодня мы рассмотрим предмет "общее фортепиано", который является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. Учащиеся фортепианного и не фортепианных отделений в ДШИ имеют разные возможности: духовые и струнные инструменты ограничены в воспроизведении многоголосья, в то время как фортепиано обладает богатой палитрой звуковых выразительных возможностей. Это делает фортепианное исполнительство особенно важным для развития учащихся.
Основная цель общего курса фортепиано - дать учащимся возможность познакомиться с фактурными возможностями фортепиано и расширить их музыкальный кругозор. Изучение большое количество музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует углублению общетеоретического и культурологического аспектов музыкального образования.
Общий курс фортепиано играет особую роль в ряду учебных дисциплин, изучаемых в детских музыкальных школах и школах искусств. Он является связующим звеном между игрой на любом музыкальном инструменте, сольфеджио, музыкальной литературой и хоровым пением. Все эти дисциплины призваны воспитывать музыканта, и процесс их усвоения напрямую зависит от фортепианной подготовки.
В методике каждого урока должны присутствовать элементы обучения учащихся умению использовать фортепиано в помощь другим дисциплинам. Эти элементы составляют в сумме обязательный комплекс методических требований, именуемых межпредметными связями. Здесь находится большой простор для инициативы, развития индивидуальной методики преподавателя.
В свое время педагог Ленинградской консерватории Н.Н. Загорный впервые в музыкально-педагогической литературе сформулировал принципиальные основы специфики методики общего фортепиано. Вот некоторые тезисы его доклада под названием "Программа и методы работы по общему курсу фортепиано".
Жизненность методов работы в общих классах фортепианной игры обусловливается приспособление их к требованиям специальности учащихся.
Все недостатки прежней постановки дела в так называемых, обязательных классах фортепиано, сводится к ложному построению работы по образцу спец. классов фортепиано.
Прохождение общего курса фортепианной игры должны содействовать поднятию общей культуры учащихся, и, с другой стороны, своей специальной профессиональной работе.
Выработка основных приёмов игры является необходимым условием курса, объём, содержание и качественные требования определяются её конечными прикладными целями.
По мере хода занятий по техническому овладению инструментом, специальность учащегося находит, чем дальше, тем больше, отражение в материалах и форме заданий по общему фортепиано.
Отказ от ориентировки на спец. классы и выработка особых методов в общих классах игры на фортепиано, поставит этот предмет на равную со всеми высоту.
Н.Н. Загорный называет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано:
развитие фортепианной техники;
разучивание пьес разных стилей и фактур;
игра в ансамбле, аккомпанементе;
чтение нот с листа.
Развитие методики общего фортепиано связано с именем Б.Л. Яворского и его трудом "Методическая хрестоматия по курсу общего фортепиано", изданным в 1935 году. Эта хрестоматия является уникальным явлением не только в отечественной методической литературе, но и в мировой педагогике. Яворский развивает тезис о том, что общий курс фортепиано должен непрерывно повышать исполнительскую культуру учащихся. Он подчеркивает важность воспитательной функции общего фортепиано и творческого подхода к решению этой задачи. Яворский предлагает создавать специальный учебный материал в виде переложений ансамблевой и сольной литературы. Он также ставит вопрос о необходимости развития навыка схематического прочтения нотного текста. Яворский убедительно доказывает необходимость различия методов технического развития учащихся разных специальностей. Он предвидит, что программа курса общего фортепиано будет строго обособлена для каждой специальности. К сожалению, дальнейшие события в стране помешали внедрению этих методик в жизнь.
В наше время предмету общее фортепиано отводится не столь значимая роль, как хотелось бы. Вышеуказанные задачи Н. Загорного остаются актуальными и в настоящее время, правда, условия для их решения не простые:
отсутствие инструмента у учащихся, иногда классов для занятий;
кроме того, на всех отделениях общее фортепиано начинается со второго класса обучения.
Особенности работы с учащимися народного отделения
Наиболее перспективными в овладении курсом фортепиано являются учащиеся народных отделений, таких как баянисты. Баян близок по фактуре к фортепиано, а воспроизведение нотного текста одновременно двумя руками в разных ключах - не новость для них. Учащиеся по классу домры также имеют опыт инструментального исполнительства в ансамбле с фортепиано. В практике исполнителей на народных инструментах широко используются переложения произведений других жанров, преимущественно фортепианных. Например, педагогический репертуар для баяна из классической и романтической музыки представлен преимущественно фортепианными произведениями, переложения которых используют в своей практике домры, балалайки, а также эти инструменты используют скрипичный репертуар. Таким образом, фортепиано предоставляет учащимся народного отделения возможность исполнять произведения всех музыкальных направлений на инструменте, для которого они написаны. При этом только урок фортепиано расширяет возможности познания тех произведений, которые не поддаются транскрипции для народных инструментов.
Возбудить живой интерес учащегося к освоению необходимых пианистических навыков можно только на высокохудожественном музыкальном материале. Однако на первых порах глубина художественных образов должна сочетаться с несложностью пианистических приемов, чтобы избежать неполноценного исполнения и торможения общего темпа музыкально-пианистического развития ребенка. Одним из наиболее важных условий расширения музыкального и общекультурного кругозора учащихся является разнообразие учебного материала и постоянная смена художественных впечатлений.
Включение в учебный репертуар ученика лучших образцов народного песенного творчества является наиболее подходящим ответом на требования разнообразия учебного материала и постоянной смены художественных впечатлений. Это особенно актуально, учитывая любовь к песне в нашей стране. Исполнение народных песен на фортепиано особенно нравится учащимся, играющим на щипковых народных инструментах, таких как балалайка, домра и гитара. По словам Нырковой В.В., на фортепиано они впервые получают возможность исполнять музыку в напевной и связной манере. В практике преподавания курса общего фортепиано часто встречаются случаи, когда возможность легатного и певучего исполнения музыкальной фразы на фортепиано становится стимулом для учащихся, играющих на струнных щипковых инструментах, к работе над овладением фортепианными навыками.
Игра в ансамбле является самым быстрым способом вовлечения ученика в процесс активного музицирования, приносящего ему не только эстетическое, но и моральное удовлетворение. Читая более легкую партию, учащийся получает полное представление от музыки в целом, так как его партнер (обычно педагог) берет на себя исполнение всех остальных, более трудных, элементов фортепианного текста. Игра в ансамбле мобилизует творческую волю учащегося и побуждает его играть ритмично и в определенном, обусловленном содержанием музыки, темпе.
При выборе учебного материала для учащихся крайне важно развивать полифоническое мышление. Работая в области многоголосия с хором, камерным ансамблем или оркестром, недостаточно обладать только мелодическим слухом. Изучение полифонических произведений оказывает также большое влияние на развитие гармонического слуха и общей и музыкальной культуры учащихся. Поэтому можно смело считать работу в этой области основой музыкального воспитания. Работе над произведениями полифонического склада придаётся особое значение еще и потому, что музыкальная литература, написанная для ряда инструментов (например, народных), вследствие специфики своего репертуара недостаточно воспитывает навыки исполнения полифонии.
В произведениях крупной формы рекомендуется изучать сонатное аллегро с контрастными темами, их разработкой и классической репризой. Однако на практике в классе общего фортепиано часто приходится ограничиваться прохождением любой другой части сонатины. Изучение вариаций, которые являются синтезом крупной и малой форм, также обогащает учащихся и представляет педагогическую ценность. Вариации часто пишутся на темы народных песен и танцев, которые учащиеся усваивают лучше. Они различаются по техническим приемам, контрастны по содержанию и разнообразны по форме.
Воспитание исполнительских навыков, игра в ансамбле, чтение нот с листа и аккомпанемент в классе общего фортепиано являются подготовительным этапом для самостоятельной работы учащегося над музыкальным материалом. Преподавание данного курса имеет большое значение для всестороннего развития личности юных музыкантов.
Для успешной работы в классе общего фортепиано необходимо убедить учащегося в необходимости изучения инструмента и показать его практическую значимость. Преподаватель должен быть гибким в своих требованиях, предлагать различные варианты и даже поощрять учащихся предлагать свои решения. Важно поддерживать активность мысли учащегося.
Успешному овладению фортепиано способствует доверие к преподавателю, его авторитет, взаимопонимание, чуткое отношение к жалобам учащегося, готовность помочь и заинтересованность в его успехах. Создание такой атмосферы зависит от реакции преподавателя на успехи учащегося, поощрения и своевременной реакции на проявления лени и неорганизованности. Важно также подчеркнуть, что ответственность за успеваемость лежит на самом учащемся.
Если учащийся дома не закрепил материал, урок можно посвятить чтению с листа, не повторяя предыдущий урок. Это повышает эффективность каждого урока, воспитывает самостоятельность и ответственность учащегося.