Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Открытые уроки
  3. Работа над произведениями выпускной программы в классе «фортепиано» ДШИ

Работа над произведениями выпускной программы в классе «фортепиано» ДШИ

Цель нашего урока – подготовка программы к выпускному экзамену. В произведениях мы будем работать над характером, звукоизвлечением, динамикой и техникой. Арканджело Корелли – это выдающийся итальянский композитор и скрипач конца 17- начала 18 века. Его творчество включает два основных жанра: камерные и церковные трио-сонаты и кончерто-гросси. Инструментальный состав включал 2 мелодических голоса (2 скрипки или скрипка и виолончель) и аккомпанемент (орган, клавесин, виола да гамба). Поэтому они и называются трио-сонатами.

Предметы

Открытые уроки

Категория

Открытые уроки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств «Центр культуры и искусства»

Открытый урок: «Работа над произведениями выпускной программы в классе «фортепиано» ДШИ»

Подготовила: преподаватель МБУ ДО «ДШИ «ЦКИ»

Левина Н.А.

г. Городец

2024 год

Цель урока:подготовка к успешной сдаче выпускного экзамена

Форма урока:индивидуальная

Задачи урока:

- Формировать и развивать у учащегося профессиональные исполнительские навыки в освоении классической музыки;

- Учить понимать характер и настроение музыки, интерпретировать ее выразительные средства;

- Развивать образное мышление, воображение;

- Формировать образное восприятие и умение ученика выразить целостный синтетический образ при исполнении музыкального произведения;

- Формировать чувство формы у ученика;

- Развивать мелкую и крупную моторику у ученика;

- Культивировать музыкально-интеллектуальные, художественно -

творческие способности, творческую самостоятельность и активность учащегося;

- Обучить навыкам анализа на основе средств музыкальной выразительности;

- Воспитывать интерес к различным видам искусства, расширять кругозор учащегося.

Музыкальный материал:

1. А.Корелли Сарабанда – прослушивание в исполнении камерного оркестра

2. Р.Щедрин. Вариация Царь-Девицы (просмотр фрагмента балета)

План урока:

1. Объявление темы урока. Вступительная часть. Постановка задачи.

2. Основная часть урока, работа над произведениями:

  1. А. Корелли Сарабанда

  2. Й. Гайдн Соната

  3. Р. Щедрин Вариация Царь-Девицы

  4. Г. Бургмюллер Неистовый шторм

3. Домашнее задание.

Ход урока:

Здравствуйте. Я Левина Нина Александровна сегодня проведу открытый урок с ученицей 8 класса Рыбаковой Дашей на тему: «Работа над произведениями выпускной программы в классе «фортепиано» ДШИ».

Цель нашего урока – подготовка программы к выпускному экзамену. В произведениях мы будем работать над характером, звукоизвлечением, динамикой и техникой.

Основная часть:

  1. А. Корелли Сарабанда

Сначала Даша сыграет Сарабанду

Ученица играет произведение

Арканджело Корелли – это выдающийся итальянский композитор и скрипач конца 17- начала 18 века.

Его творчество включает два основных жанра: камерные и церковные трио-сонаты и кончерто-гросси. Инструментальный состав включал 2 мелодических голоса (2 скрипки или скрипка и виолончель) и аккомпанемент (орган, клавесин, виола да гамба). Поэтому они и называются трио-сонатами.

Сарабанда ре-минор, столь прочно вошедшая в полифонический репертуар молодых пианистов, имеет интересную историю возникновения. На самом деле она является частью одной из известных сонат Корелли – Сонаты для скрипки и бассо континуо ор.5 № 7 ре-минор, которая состоит из 4 частей: Preludio (vivace), Corrente (allegro), Sarabande (largo) и Giga (allegro).

Подобные сонаты были прообразами сюит, которые получили свое распространение и развитие чуть позже, наиболее ярко жанр сюиты отразился в творчестве великих немецких композиторов эпохи барокко И.С. Баха и Г.Ф.Генделя.

- Хорошо, а давай мы сейчас послушаем это произведение в исполнении камерного оркестра.

Видео А.Корелли в исполнении камерного оркестра

Работа над полифонией начинается с проработки каждого голоса, которая включает в себя выразительное их исполнение, слышание фраз, работа над туше (качество звука), динамика.

-Даша, скажи верхний голос звучит у какого инструмента в данном исполнении?

- У скрипок.

-Хорошо. Это верхний регистр. А нижний голос?

- Звучит у виолончели, в нижнем регистре.

- Это уже контраст! Регистровый.

Верхний голос надо исполнить плавно, певуче, слушать как один звук вливается в другой, связываясь в мелодическую линию. Но также мы должны слушать вертикаль голосов, так как у нас произведение в четырехголосном изложении. Очень важно услышать верхний голос и нижний - бас, а средние голоса играть более приглушенно.

-Попробуй сыграть отдельно верхний голос. Веди мелодию, но играй теми пальцами, которые прописаны в произведении.

Ученица играет

- Теперь сыграй нижний голос –бас.

Ученица играет

-Хорошо. Теперь нужно соединить два голоса – верхний и нижний, они должны звучать отчетливо.

Ученица играет

-В самом начале изучения этого произведения мы с тобой играли по голосам и затем соединяли два голоса – верхний и один из средних голосов, бас и один из средних голосов, бас и верхний голос.

Теперь давай сыграем все 4 голоса: ярко верхний и бас, а средние будут звучать приглушенно, как аккомпанемент в камерном оркестре. Нам нужно если не сыграть, как это звучит у оркестра, то максимально приблизиться к этому звучанию.

  1. Й. Гайдн Соната №11 (1 часть)

Вначале ученица играет Сонату.

Й. Гайдн – один из трех венских классиков.

Среди богатейшего и разнообразнейшего наследия Й. Гайдна важное место принадлежит клавирным сонатам. Гайдн писал сонаты на протяжении всей своей творческой жизни. Этот жанр претерпел у него колоссальную эволюцию - от небольших и несложных произведений до циклов крупного масштаба.

Ранние сонаты Й.Гайдна датируются приблизительно – до1766г. Он сам постигал сложную науку композиции. Образцом для его ранних сонат служили сочинения его старших австрийских современников Георга Кристофа Вагензейля (1715-1777), позднее - Ф.Э.Баха (1714-1788), его руководство «Опыт об истинном искусстве игры на клавикорде» и сонаты Гайдн тщательно изучал и позднее говорил, что многим обязан сочинениям Ф.Э.Баха. Музыка сонат раннего периода проста и непритязательна – в авторском каталоге они именуются не сонатами, а «партитами» или «дивертисментами». Формы предельно лаконичны, фактура ясна и прозрачна.

Когда Гайдн создавал свои клавирные произведения, фортепиано постепенно вытесняло из музыкальной практики клавесин и клавикорд. Свои ранние сочинения он писал ещё для этих старинных инструментов, а на изданиях более поздних лет стал указывать: «для клавесина и фортепиано»; и, наконец, только «для фортепиано».

В процессе многолетней работы над сонатой у него складывался и закреплялся новый фортепианный стиль. Конечно, черты клавесинного письма не исчезли сразу. Они проявлялись ещё довольно долго, например, в пристрастии к орнаментике, в применении приёмов ударного звукоизвлечения.

Полностью индивидуальный стиль Гайдна проявился в клавирных сонатах 80-90 годов. Сонаты этого периода отличаются стремлением к законченному яркому образу каждого сонатного цикла.

Фортепианное письмо ранних венских классиков выделялось прозрачностью, и в этом оно ещё связано с традициями клавесинного стиля. Ему не свойственна крупная техника. Исполнителю следует сохранить «клавесинность» ощущения музыки – звонкость, прозрачность с пальцевой активностью. Кончики пальцев в пассажах необходимо ощущать острыми, чуткими, суховатыми. Нельзя играть вязким, романтическим легато, особенно пассажи басового голоса, которые на инструментах гайдновской поры отличались ясностью и звонкостью. Необходимо как бы «ограничить» динамические возможности ф-но. Антон Рубинштейн заявлял, что он «всего Гайдна и Моцарта играет с левой педалью» потому, что современное звучание инструмента слишком не соответствует тогдашней звучности и характеру музыки этих композиторов».

Соната № 11 написана в 1767 году и вполне ее можно причислить к ранним сочинениям, если внимательно посмотреть в экспозиции, нет ярко выраженных контрастных тем. Контраст мы можем здесь показать в динамическом плане. Разработка звучит в соль миноре, фактура отличается от экспозиции. Так же, чтобы разнообразить звучание, мы здесь используем разную динамику. Ну и реприза полностью идентична экспозиции. Можно в репризе в первых двух строчках вместо форте сыграть пиано. Так же стоит очень аккуратно обращаться с педалью, точно, как обозначено в нотах.

Ученица играет с учетом сказанного.

  1. Р. Щедрин Вариация Царь-Девицы из балета «Конек-Горбунок»

«Вариация Царь-Девицы» Р.Щедрина - пьеса кантиленного характера. Темп - piu lento - очень, весьма протяжно, медленно.

Tempo rubato (тeмпо рубaто, итал., букв. - украденный темп) - свободное в ритмическом отношении музыкальное исполнение, ради эмоциональной выразительности отклоняющееся от равномерного темпа. В произведении много замедлений.

Динамика разнообразна, но форте появляется в конце средней части.

Штрихи в пьесе довольно разнообразны: legato, non legato, staccato. Всё разнообразие штрихов в пьесе обусловлено особенностями музыкальных интонаций и артикуляцией во фразах, идущих от образа Царь-Девицы.

При помощи педали достигается поразительный эффект, искусно смешивая на одной педали различные гармонии. Педализация в пьесе заслуживает особого внимания в связи с тем, что прописана достаточно подробно и подчёркивает особую выразительность музыкальных интонаций. В репризе - una corda — указание нажать левую педаль - даёт своеобразный, художественно оправданный эффект, подчёркивает загадочность и сказочность образа Царь-Девицы.

Предлагаю посмотреть отрывок из балета: послушать как произведение звучит в исполнении симфонического оркестра и посмотреть на образ Царь-Девицы в исполнении балерины.

Просмотр видео Р. Щедрин Вариация Царь-Девицы (фрагмент балета)

-Даша, давай вспомним сказку «Конек-Горбунок», а что ты думаешь о характере «Царь-Девицы», какая она?

- Она хрупкая, загадочная, изящная, грациозная, но и хитрая.

- Согласна с тобой, давай попробуем воспроизвести все качества в музыке, конечно с помощью штрихов, динамики, свободного темпа.

Ученица играет произведение с учетом сказанного

  1. Ф.Бургмюллер Неистовый шторм op.109, №13

Фридрих Бургмюллер создал много замечательной музыки в разных жанрах. Наиболее известны его фортепианные этюды.

Этюд – это инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники. Жанр этюда известен с ХVIII века. Виды этюдов:

1.Инструктивный этюд - это пьеса, направленная на освоение какого- то определённого исполнительского приёма. Такие этюды есть у К. Черни, А. Лешгорна, Крамера и других композиторов.

2. Этюды промежуточной формы - это пьесы инструктивного содержания, в которых присутствует художественный замысел (фортепианные миниатюры), например, этюды С. Геллера, Л. Шитте, К. Гурлитта, Ф. Бургмюллера.

3. Концертные этюды – это виртуозные пьесы, наполненные высоким художественным содержанием. Например, этюды Ф. Шопена; Ф. Листа, Рахманинова, Р. Шумана, А. Скрябина, К. Дебюсси, С.С. Прокофьева и др.

Фортепианные этюды Фридриха Бургмюллера прекрасно вписываются в программу для музыкальных школ и школ искусств - от младших до старших классов. Они компактны, удобны, помогают осваивать различные виды техники, содержат много необходимых для освоения пианистических приемов.

Приступая к работе с учеником над музыкальным произведением, очень важно помочь ему понять содержание, выявить самые существенные стороны художественного образа, жанровые особенности, помочь расшифровать текст. Решая вопросы проникновения в художественно-эмоциональное содержание пьесы, важно нацелить ученика на реализацию исполнительского замысла путем выбора наиболее целесообразных пианистических приемов, на преодоление фактурных, штриховых и иных трудностей.

В педагогической практике вызывают заслуженный интерес сборник «18 жанровых этюдов» Ф. Бургмюллера ор. 109. Они привлекают своей мелодичностью, изысканностью и тонкостью выражения музыкальных характеров. Эти сочинения - не просто инструктивный материал для совершенствования техники, а законченные жанровые миниатюры.

Этюд №13 «Неистовый шторм» - яркий по характеру, разнообразный по фактуре: позиционные последовательности, арпеджио, тремоло, октавы. Форма трехчастная, завершается этюд Кодой. Идеальными наглядными пособиями могут служить полотна Айвазовского, в частности, знаменитый «Девятый вал».

Но сегодня я хочу предложить вспомнить наши грозы, когда объявляют штормовое предупреждение.

Этюд начинается на pp в миноре, которое продолжается крещендо,sf, а затем диминуэндо – это как шум ветра и раската грома начинающейся грозы и так несколько подходов. К средней части уже идет дождь и гром еще продолжает греметь.

В средней части появляется мажор – это как свет, который пробивается сквозь тучи. Но тучи пока не рассеиваются и дождь пока еще все идет.

В третьей части(репризе) – та же тема, что и в первой, но уже больше p и иногда прорывается sf – это как вроде гроза еще продолжается, но она уже уходит и гром слышен уже издалека.

Домашнее задание:

  1. Вспомнить, о чем говорили на уроке и учесть на занятиях.

  2. Сарабанда – продолжать играть по голосам, стараться выразительно играть верхний голос и глубоко нижний – бас.

  3. Соната – выверить в медленном темпе педаль, левой на октавах играть легче.

  4. Вариация Царь – Девицы – среднюю часть играть легче, поучить отдельными руками верными штрихами.

  5. Неистовый шторм – играть в медленном темпе, стараться тремоло в левой руке четко соединять с правой рукой.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Война резко изменила всю музыкальную жизнь страны. Многие театры, музыкальные коллективы были эвакуированы в тыл, где они напряженно работали. Интенсивной была творческая деятельность композиторов, оказавшихся в эвакуации. Регулярно транслировалась по радио их музыка. Наряду с песнями это были симфонии и оперы. Только за один 1942 год, особенно тяжелый для страны, московское радиовещание передало 447 новых произведений советских композиторов.
0 ₽
Основной целью изучения курса общего фортепиано является расширение музыкального и культурного кругозора учащихся музыкальных учебных заведений, для которых рояль не является основной специальностью. Фортепиано - это инструмент, который предоставляет широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой в различных жанрах, включая симфоническую, оперную и балетную. Рояль является уникальным инструментом, который позволяет каждому человеку, независимо от возраста, научиться играть на нем, если есть желание и трудолюбие. Игра на фортепиано приносит эстетическое удовольствие и способствует развитию духовной составляющей личности.
0 ₽
Цель нашего урока – подготовка программы к выпускному экзамену. В произведениях мы будем работать над характером, звукоизвлечением, динамикой и техникой. Арканджело Корелли – это выдающийся итальянский композитор и скрипач конца 17- начала 18 века. Его творчество включает два основных жанра: камерные и церковные трио-сонаты и кончерто-гросси. Инструментальный состав включал 2 мелодических голоса (2 скрипки или скрипка и виолончель) и аккомпанемент (орган, клавесин, виола да гамба). Поэтому они и называются трио-сонатами.
0 ₽