Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Детская школа искусств «Центр культуры и искусства»
Открытый урок: «Работа над произведениями выпускной программы в классе «фортепиано» ДШИ»
Подготовила: преподаватель МБУ ДО «ДШИ «ЦКИ»
Левина Н.А.
г. Городец
2024 год
Цель урока:подготовка к успешной сдаче выпускного экзамена
Форма урока:индивидуальная
Задачи урока:
- Формировать и развивать у учащегося профессиональные исполнительские навыки в освоении классической музыки;
- Учить понимать характер и настроение музыки, интерпретировать ее выразительные средства;
- Развивать образное мышление, воображение;
- Формировать образное восприятие и умение ученика выразить целостный синтетический образ при исполнении музыкального произведения;
- Формировать чувство формы у ученика;
- Развивать мелкую и крупную моторику у ученика;
- Культивировать музыкально-интеллектуальные, художественно -
творческие способности, творческую самостоятельность и активность учащегося;
- Обучить навыкам анализа на основе средств музыкальной выразительности;
- Воспитывать интерес к различным видам искусства, расширять кругозор учащегося.
Музыкальный материал:
1. А.Корелли Сарабанда – прослушивание в исполнении камерного оркестра
2. Р.Щедрин. Вариация Царь-Девицы (просмотр фрагмента балета)
План урока:
1. Объявление темы урока. Вступительная часть. Постановка задачи.
2. Основная часть урока, работа над произведениями:
А. Корелли Сарабанда
Й. Гайдн Соната
Р. Щедрин Вариация Царь-Девицы
Г. Бургмюллер Неистовый шторм
3. Домашнее задание.
Ход урока:
Здравствуйте. Я Левина Нина Александровна сегодня проведу открытый урок с ученицей 8 класса Рыбаковой Дашей на тему: «Работа над произведениями выпускной программы в классе «фортепиано» ДШИ».
Цель нашего урока – подготовка программы к выпускному экзамену. В произведениях мы будем работать над характером, звукоизвлечением, динамикой и техникой.
Основная часть:
А. Корелли Сарабанда
Сначала Даша сыграет Сарабанду
Ученица играет произведение
Арканджело Корелли – это выдающийся итальянский композитор и скрипач конца 17- начала 18 века.
Его творчество включает два основных жанра: камерные и церковные трио-сонаты и кончерто-гросси. Инструментальный состав включал 2 мелодических голоса (2 скрипки или скрипка и виолончель) и аккомпанемент (орган, клавесин, виола да гамба). Поэтому они и называются трио-сонатами.
Сарабанда ре-минор, столь прочно вошедшая в полифонический репертуар молодых пианистов, имеет интересную историю возникновения. На самом деле она является частью одной из известных сонат Корелли – Сонаты для скрипки и бассо континуо ор.5 № 7 ре-минор, которая состоит из 4 частей: Preludio (vivace), Corrente (allegro), Sarabande (largo) и Giga (allegro).
Подобные сонаты были прообразами сюит, которые получили свое распространение и развитие чуть позже, наиболее ярко жанр сюиты отразился в творчестве великих немецких композиторов эпохи барокко И.С. Баха и Г.Ф.Генделя.
- Хорошо, а давай мы сейчас послушаем это произведение в исполнении камерного оркестра.
Видео А.Корелли в исполнении камерного оркестра
Работа над полифонией начинается с проработки каждого голоса, которая включает в себя выразительное их исполнение, слышание фраз, работа над туше (качество звука), динамика.
-Даша, скажи верхний голос звучит у какого инструмента в данном исполнении?
- У скрипок.
-Хорошо. Это верхний регистр. А нижний голос?
- Звучит у виолончели, в нижнем регистре.
- Это уже контраст! Регистровый.
Верхний голос надо исполнить плавно, певуче, слушать как один звук вливается в другой, связываясь в мелодическую линию. Но также мы должны слушать вертикаль голосов, так как у нас произведение в четырехголосном изложении. Очень важно услышать верхний голос и нижний - бас, а средние голоса играть более приглушенно.
-Попробуй сыграть отдельно верхний голос. Веди мелодию, но играй теми пальцами, которые прописаны в произведении.
Ученица играет
- Теперь сыграй нижний голос –бас.
Ученица играет
-Хорошо. Теперь нужно соединить два голоса – верхний и нижний, они должны звучать отчетливо.
Ученица играет
-В самом начале изучения этого произведения мы с тобой играли по голосам и затем соединяли два голоса – верхний и один из средних голосов, бас и один из средних голосов, бас и верхний голос.
Теперь давай сыграем все 4 голоса: ярко верхний и бас, а средние будут звучать приглушенно, как аккомпанемент в камерном оркестре. Нам нужно если не сыграть, как это звучит у оркестра, то максимально приблизиться к этому звучанию.
Й. Гайдн Соната №11 (1 часть)
Вначале ученица играет Сонату.
Й. Гайдн – один из трех венских классиков.
Среди богатейшего и разнообразнейшего наследия Й. Гайдна важное место принадлежит клавирным сонатам. Гайдн писал сонаты на протяжении всей своей творческой жизни. Этот жанр претерпел у него колоссальную эволюцию - от небольших и несложных произведений до циклов крупного масштаба.
Ранние сонаты Й.Гайдна датируются приблизительно – до1766г. Он сам постигал сложную науку композиции. Образцом для его ранних сонат служили сочинения его старших австрийских современников Георга Кристофа Вагензейля (1715-1777), позднее - Ф.Э.Баха (1714-1788), его руководство «Опыт об истинном искусстве игры на клавикорде» и сонаты Гайдн тщательно изучал и позднее говорил, что многим обязан сочинениям Ф.Э.Баха. Музыка сонат раннего периода проста и непритязательна – в авторском каталоге они именуются не сонатами, а «партитами» или «дивертисментами». Формы предельно лаконичны, фактура ясна и прозрачна.
Когда Гайдн создавал свои клавирные произведения, фортепиано постепенно вытесняло из музыкальной практики клавесин и клавикорд. Свои ранние сочинения он писал ещё для этих старинных инструментов, а на изданиях более поздних лет стал указывать: «для клавесина и фортепиано»; и, наконец, только «для фортепиано».
В процессе многолетней работы над сонатой у него складывался и закреплялся новый фортепианный стиль. Конечно, черты клавесинного письма не исчезли сразу. Они проявлялись ещё довольно долго, например, в пристрастии к орнаментике, в применении приёмов ударного звукоизвлечения.
Полностью индивидуальный стиль Гайдна проявился в клавирных сонатах 80-90 годов. Сонаты этого периода отличаются стремлением к законченному яркому образу каждого сонатного цикла.
Фортепианное письмо ранних венских классиков выделялось прозрачностью, и в этом оно ещё связано с традициями клавесинного стиля. Ему не свойственна крупная техника. Исполнителю следует сохранить «клавесинность» ощущения музыки – звонкость, прозрачность с пальцевой активностью. Кончики пальцев в пассажах необходимо ощущать острыми, чуткими, суховатыми. Нельзя играть вязким, романтическим легато, особенно пассажи басового голоса, которые на инструментах гайдновской поры отличались ясностью и звонкостью. Необходимо как бы «ограничить» динамические возможности ф-но. Антон Рубинштейн заявлял, что он «всего Гайдна и Моцарта играет с левой педалью» потому, что современное звучание инструмента слишком не соответствует тогдашней звучности и характеру музыки этих композиторов».
Соната № 11 написана в 1767 году и вполне ее можно причислить к ранним сочинениям, если внимательно посмотреть в экспозиции, нет ярко выраженных контрастных тем. Контраст мы можем здесь показать в динамическом плане. Разработка звучит в соль миноре, фактура отличается от экспозиции. Так же, чтобы разнообразить звучание, мы здесь используем разную динамику. Ну и реприза полностью идентична экспозиции. Можно в репризе в первых двух строчках вместо форте сыграть пиано. Так же стоит очень аккуратно обращаться с педалью, точно, как обозначено в нотах.
Ученица играет с учетом сказанного.
Р. Щедрин Вариация Царь-Девицы из балета «Конек-Горбунок»
«Вариация Царь-Девицы» Р.Щедрина - пьеса кантиленного характера. Темп - piu lento - очень, весьма протяжно, медленно.
Tempo rubato (тeмпо рубaто, итал., букв. - украденный темп) - свободное в ритмическом отношении музыкальное исполнение, ради эмоциональной выразительности отклоняющееся от равномерного темпа. В произведении много замедлений.
Динамика разнообразна, но форте появляется в конце средней части.
Штрихи в пьесе довольно разнообразны: legato, non legato, staccato. Всё разнообразие штрихов в пьесе обусловлено особенностями музыкальных интонаций и артикуляцией во фразах, идущих от образа Царь-Девицы.
При помощи педали достигается поразительный эффект, искусно смешивая на одной педали различные гармонии. Педализация в пьесе заслуживает особого внимания в связи с тем, что прописана достаточно подробно и подчёркивает особую выразительность музыкальных интонаций. В репризе - una corda — указание нажать левую педаль - даёт своеобразный, художественно оправданный эффект, подчёркивает загадочность и сказочность образа Царь-Девицы.
Предлагаю посмотреть отрывок из балета: послушать как произведение звучит в исполнении симфонического оркестра и посмотреть на образ Царь-Девицы в исполнении балерины.
Просмотр видео Р. Щедрин Вариация Царь-Девицы (фрагмент балета)
-Даша, давай вспомним сказку «Конек-Горбунок», а что ты думаешь о характере «Царь-Девицы», какая она?
- Она хрупкая, загадочная, изящная, грациозная, но и хитрая.
- Согласна с тобой, давай попробуем воспроизвести все качества в музыке, конечно с помощью штрихов, динамики, свободного темпа.
Ученица играет произведение с учетом сказанного
Ф.Бургмюллер Неистовый шторм op.109, №13
Фридрих Бургмюллер создал много замечательной музыки в разных жанрах. Наиболее известны его фортепианные этюды.
Этюд – это инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники. Жанр этюда известен с ХVIII века. Виды этюдов:
1.Инструктивный этюд - это пьеса, направленная на освоение какого- то определённого исполнительского приёма. Такие этюды есть у К. Черни, А. Лешгорна, Крамера и других композиторов.
2. Этюды промежуточной формы - это пьесы инструктивного содержания, в которых присутствует художественный замысел (фортепианные миниатюры), например, этюды С. Геллера, Л. Шитте, К. Гурлитта, Ф. Бургмюллера.
3. Концертные этюды – это виртуозные пьесы, наполненные высоким художественным содержанием. Например, этюды Ф. Шопена; Ф. Листа, Рахманинова, Р. Шумана, А. Скрябина, К. Дебюсси, С.С. Прокофьева и др.
Фортепианные этюды Фридриха Бургмюллера прекрасно вписываются в программу для музыкальных школ и школ искусств - от младших до старших классов. Они компактны, удобны, помогают осваивать различные виды техники, содержат много необходимых для освоения пианистических приемов.
Приступая к работе с учеником над музыкальным произведением, очень важно помочь ему понять содержание, выявить самые существенные стороны художественного образа, жанровые особенности, помочь расшифровать текст. Решая вопросы проникновения в художественно-эмоциональное содержание пьесы, важно нацелить ученика на реализацию исполнительского замысла путем выбора наиболее целесообразных пианистических приемов, на преодоление фактурных, штриховых и иных трудностей.
В педагогической практике вызывают заслуженный интерес сборник «18 жанровых этюдов» Ф. Бургмюллера ор. 109. Они привлекают своей мелодичностью, изысканностью и тонкостью выражения музыкальных характеров. Эти сочинения - не просто инструктивный материал для совершенствования техники, а законченные жанровые миниатюры.
Этюд №13 «Неистовый шторм» - яркий по характеру, разнообразный по фактуре: позиционные последовательности, арпеджио, тремоло, октавы. Форма трехчастная, завершается этюд Кодой. Идеальными наглядными пособиями могут служить полотна Айвазовского, в частности, знаменитый «Девятый вал».
Но сегодня я хочу предложить вспомнить наши грозы, когда объявляют штормовое предупреждение.
Этюд начинается на pp в миноре, которое продолжается крещендо,sf, а затем диминуэндо – это как шум ветра и раската грома начинающейся грозы и так несколько подходов. К средней части уже идет дождь и гром еще продолжает греметь.
В средней части появляется мажор – это как свет, который пробивается сквозь тучи. Но тучи пока не рассеиваются и дождь пока еще все идет.
В третьей части(репризе) – та же тема, что и в первой, но уже больше p и иногда прорывается sf – это как вроде гроза еще продолжается, но она уже уходит и гром слышен уже издалека.
Домашнее задание:
Вспомнить, о чем говорили на уроке и учесть на занятиях.
Сарабанда – продолжать играть по голосам, стараться выразительно играть верхний голос и глубоко нижний – бас.
Соната – выверить в медленном темпе педаль, левой на октавах играть легче.
Вариация Царь – Девицы – среднюю часть играть легче, поучить отдельными руками верными штрихами.
Неистовый шторм – играть в медленном темпе, стараться тремоло в левой руке четко соединять с правой рукой.