Обучение письму в 1 классе
Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно – двигательного образа каждого графического элемента, двигательный навык письма.
Двигательный навык формируется медленно. Быстрее он формируется в первые два года обучения, а затем идет постепенное нарастание скорости письма и улучшение его качества. Этот навык достигает стадии стабильности после 7 – 9 лет обучения. На первоначальных этапах в формировании навыка письма отмечается большое напряжение всех сил ребенка при выполнении письменного задания: в работу вовлекается ряд мышц, особенно напряжены мышцы руки, плеча, всей верхней части тела.
Письмо на первых порах связано и со значительным эмоциональным напряжением. Ребенок очень переживает первые трудности и неудачи. Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6 – 7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложнокоординированных двигательных действий, низка выносливость к нагрузкам. Рука как бы не слушается ребенка, так как движения пальцев, кисти не согласованы. В этом возрасте, применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.
Многие трудности в обучении письму связаны с тем, что существующая методика не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Следует помнить, что почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. К тому же различаются педагогические приемы: одним детям необходима поддержка, способствующая развитию уверенности в своих силах, другим – возможность дать выход их детской энергии.
Формирование графических навыков – процесс сложный и длительный, а ребенок, изображая простейшие элементы той или иной буквы, прилагает максимум усилий, эмоционально переживает свои удачи. Поэтому учитель должен знать рабочее настроение каждого учащегося, приходить вовремя на помощь, а главное – следить за состоянием здоровья детей. Наиболее утомительно для младших школьников длительное сидение за партой. Физкультминутка как элемент двигательной деятельности очень важна для переключения внимания на другой вид деятельности.
На начальных этапах урока, когда формируются первые графические навыки, необходимо отдавать предпочтение физическим упражнениям, направленным на работу всего организма, упражнениям специально для мелких мышц пальцев рук, волнообразным движения спины, позвоночника; последующие минуты отдыха могут сопровождаться музыкой, речевыми упражнениями.