Особенности обучения в 1 классе
Первый год обучения особенно труден для ребенка : меняется привычный уклад его жизни, идет привыкание к новым социальным условиям, новой деятельности и общению со сверстниками.
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы.
Каждый учитель знает : то, что получает школьник на уроке в первом классе, становится основой для всей последующей учебы. Проблемы, недостатки, которые обнаруживаются у учащихся в навыках счета, чтения, письма, элементарных умениях организовать свою учебную деятельность, часто корнями уходят именно в первый класс.
В первом классе учебная деятельность ограничена уроком, т.к домашних заданий нет в течение года. Поэтому перед учителем стоит задача : в течение урока обеспечить полноценное умственное развитие учащихся, сформировать у них эмоционально – ценностное отношение к знаниям, общие учебные умения и навыки.
Кроме усвоения общеучебных умений, ребенок должен достичь определенного уровня, а именно:
а) уметь учиться, т.е овладеть первоначальными способами учебно – познавательной деятельности;
б) иметь мотивацию;
в) обладать достаточно развитой волей;
Все эти качества приобретаются постепенно, в результате целенаправленно организуемой учителем коллективной деятельности учащихся.
Обычно на уроке выделяются учебные задачи:
изучение нового материала
повторение и закрепление ранее изученного материала
выработка умений и навыков
контроль и учет знаний
В первом классе на каждом уроке значительное место занимает практическая работа учащихся, выработка умений и навыков. Поэтому урок в первом классе может иметь не одну, а две – три главные задачи, которым подчиняются остальные. Смешанный тип урока является ведущим для решения всех этих задач.
Педагогу важно осознать, что задачи обучения, воспитания и развития взаимосвязаны. Ведущей из них является задача развития: умственного, нравственного и физического. Рациональность методов и приемов обучения определяется тем, насколько они способствуют активизации познавательной деятельности и самостоятельности учащихся.
Для младших школьников очень актуальна игровая деятельность. Именно она имеет особое значение для формирования умения учиться. Следует различать два вида игр: ролевые и игры с правилами (дидактические, настольно – печатные). .Учитывая наглядно – образный характер мышления младшего школьника, необходимо использовать на уроках работу с моделями, схемами, геометрическими формами в виде раздаточного материала.
Решающую роль играет организационная четкость урока. Она означает законченность каждого этапа, переход от одного этапа к другому, т.е содержательную и методическую логику урока.
Важное значение в решении учебных задач на уроке имеет включение первоклассника в активное взаимодействие с учителем. Многие учителя склонны к ведению уроков в форме вопросов и ответов, но не все дети одинаково быстро понимают вопрос и готовы отвечать. Медлительные и робкие дети совсем не участвуют в беседе. Краткие, часто односложные ответы учащихся мало способствуют их развитию в целом, особенно в развитии речи.
Решению задач обучения, воспитания и развития младших школьников способствует структура уроков, которая должна быть проста, а уроки будут похожи друг на друга.