Особенности овладения чтением детей ОВЗ
Чтение - сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совместной деятельности анализаторов и включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв. На основе восприятия зрительной модели слова и последующего соотнесения буквенных значков со звуками воспроизводится слово. В процессе этого воспроизведения осуществляется соотнесение звукового образа со значением, т. е. происходит понимание читаемого.
Процесс овладения чтением — это процесс формирования навыка, а потому он подчиняется основным закономерностям формирования этого навыка. Известный советский психолог Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:
ступень овладения звуко-буквенными обозначениями,
ступень слогоаналитического (слогового) чтения,
становление синтетических приемов чтения,
ступень синтетического чтения.
На первой ступени дети получают представление о фонеме, делят слоги и слова на звуки. Выделенный из устной речи звук соотносится с его оптическим символом, буквой. Задачи этого периода включают формирование функции фонематического анализа и синтеза, образование фонематических представлений, дифференциацию звуков, различение и усвоение зрительного образа буквы и соотнесение со звуковым обозначением, слияние в слоги и слова, понимание прочитанного слова. Элементом зрительного восприятия на этой ступени является еще не слог, а буква. Ребенок должен узнать букву, соотнести ее со звуком, а затем воспроизвести слог слитно, как единое целое.
На ступени слогоаналитического (слогового) чтения дети уже знают многие буквы. Процессы слияния звуков в слоги не вызывают у них трудности. Если на предыдущем этапе чтение слогов превращалось в самостоятельную операцию, что ослабляло процесс их слияния в слово, то на данной ступени этот процесс теряет свою самостоятельность. Слоги становятся частью целого слова.
На третьей ступени - становления синтетических приемов чтения - ребенок читает простые слова уже не по слогам, а узнает все слово по некоторым признакам. Но этот процесс еще не сформирован окончательно, так как читаемые слова не стали оптически привычными образами, поэтому узнавание часто является неточным. Сложные по структуре, малознакомые слова, ребенок читает еще по слогам. На этом этапе читающий в большей степени опирается на содержание ранее прочитанного, чем на буквенный состав слова.
Последняя ступень формирования навыка чтения - синтетическое чтение. Эта ступень определяется основными чертами, характеризующими чтение опытного чтеца. Техника чтения на этой ступени уже не представляет затруднений. Не существует разрыва между восприятием и осмысливанием. Восприятие определяется узнаванием и пониманием ранее прочитанного. Автоматизация процесса чтения позволяет чтецу следить за текстом, производить его логический анализ. Таким образом, техническая сторона перестает затруднять чтеца. Чтение на этом этапе происходит автоматически. В центре внимания читающего теперь находится содержание, значение. На первый план выступает не восприятие зрительных образов, а усвоение мыслей автора.
Овладение чтением детей ОВЗ характеризуется прежде всего значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этого навыка. Для детей сложным является усвоение букв. Это связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет процесс слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщенное представление о слоге. У детей взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает высокого уровня.
Значительно осложняется у детей ОВЗ и процесс понимания читаемого. В процессе чтения у детей наблюдается большое количество ошибок.