Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Открытый урок по литературному чтению по теме «Русская народная сказка «Рукавичка»

Открытый урок по литературному чтению по теме «Русская народная сказка «Рукавичка»

Тема: Русская народная сказка «Рукавичка» Тип урока: Открытие нового знания. Цель урока: создать условия для восприятия русской народной сказки «Рукавичка», совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения, развивать умение анализировать и сравнивать, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа. Планируемые результаты: - предметные: - дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка», научатся анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по картинному плану; - метапредметные: а) познавательные УУД: формулировать проблему с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме; б) коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра; в) регулятивные УУД: выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - личностные: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Технология: системно-деятельностный метод обучения. Ресурсы: учебник «Литературное чтение», карточки- предложения, карточки - словарики, иллюстрации главных героев сказки «Рукавичка», «Теремок», электронное приложение (презентация к уроку).

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Северокоммунарская СОШ»

Открытый урок по литературному чтению

1 класс

Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»

Разработала: учитель начальных классов: Марамыгина Л.Г.

Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока: создать условия для восприятия русской народной сказки «Рукавичка»,
совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения,
развивать умение анализировать и сравнивать,
развивать речь, логическое мышление, внимание,
воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
Планируемые результаты:

- предметные: - дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка», научатся анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по

картинному плану;


- метапредметные:

а)познавательные УУД:

формулировать проблему с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме;

б)коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра;

в)регулятивные УУД:

выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по результату; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации;

- личностные: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу;
стремление к приобретению новых знаний и умений;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Технология: системно-деятельностный метод обучения.
Ресурсы: учебник «Литературное чтение», карточки- предложения, карточки - словарики, иллюстрации главных героев сказки «Рукавичка»,

«Теремок», электронное приложение (презентация к уроку).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности (Организационный момент) Цель: проверка готовности к уроку (30с)

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.

Чтение со слайда

Эмоциональный настрой

Личностные УУД:

– создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности в УД

– устанавливаются тематические рамки

2. Актуализация знаний. Постановка целей урока. Цель:формулировать познавательную цель с помощью учителя.(3 мин)

(музыка – песня « Приходи, сказка»)
- Кто зовёт нас в гости?

- Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?
На доске в хаотичном порядке расположены карточки:

научились читать 

сказки Мы

Составьте из данных слов предложение.

-Прочитайте, что у вас получилось? Достаточно того, что мы уже умеем читать? Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Работа с презентацией

Ответы детей

Дети составляют предложение:

«Мы научились читать сказки».

Дети формулируют цель урока:

«Сегодня на уроке мы будем учиться правильному выразительному чтению».

Познавательные УУД: (общеучебные) осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Регулятивные УУД:
(целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.

3.Мотивация учебной деятельности. Цель:проверка домашнего задания. Выставка детских рисунков. (4мин)

- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?


- Давайте прочитаем выразительно отрывок из сказки

Е. Чарушина «Теремок». Давайте немного поиграем.
Игра «в прятки»

(на доске выставлены иллюстрации главных героев)

- В правильном ли порядке расположены главные герои сказки на доске?

«Мы познакомились со сказкой Е. Чарушина «Теремок».

Выразительное чтение отрывка из сказки детьми «по цепочке».

Дети ищут и исправляют ошибки.

Познавательные УУД:

выбирать вид чтения в зависимости от цели, осуществлять поиск и выделение информации.

4. Формулирование учащимися темы урока и уточнение цели. Уточнить познавательную цель и формулировать тему урока с помощью учителя (3 мин)

Нам нужно подготовиться к чтению нового произведения.
Речевая разминка (СЛАЙД )
РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ -
О-ПА-ДА-ЮТ ЛИС-ТЬЯ В СЕН-ТЯБ-РЕ
ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО – ЕСТЬ ИГРУШКИ У МАР-ГО
ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК –
ЧИ-ТА-ЕМ МЫ НЕ ПРОСТО ТАК
АК – ОК – ИК – КА – УК –
НА ЛИСТ УСЕЛСЯ МАЙ- СКИЙ ЖУК
- Какие слоги в каждой строке были лишние? Почему вы так считаете?
Постройте из лишних слогов слово. Что получилось?

- Повторим цель нашего урока и определим тему.

Работа с презентацией. Чтение хором вслух.

Работа в паре. Ру-ка-вич-ка


Мы будем учиться читать правильно и выразительно сказку «Рукавичка».

Познавательные УУД (общеучебные): осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.






Регулятивные УУД:

(целеполагание) формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу.

5. Динамическая пауза (Упражнение для глаз). (1 мин)

6. Постановка учебной задачиЦель: обсуждение затруднений, постановка проблемы урока. (3 мин)

- Откройте учебник на с. 38. Попробуйте определить, кто автор произведения?
- Как догадались, что эта сказка народная? Какие сказки мы называем народными? Какие - авторскими? Какие ещё русские народные сказки вы знаете?
- Проблемная ситуация.
Отгадайте загадку.
Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их ………..

- Вы, наверное, все знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям?
- Как ещё можно сберечь руки от холода?
- Почему народ, придумав эту сказку, назвал её «Рукавичка»?
- Можете ли вы, сейчас, не читая сказки, ответить на этот проблемный вопрос? …

Ответы детей

«Колобок», «Репка»

Ответы детей.

Ответ детей:

«Нет, не можем».

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль.

7. Решение учебной задачи Цель: построение проекта выхода из затруднений. (10 мин)

- В сказке встретятся слова, которые я вам предлагаю прочитатьхором

спра-ши-ва-етпо-сре-буш-ка
поп-ры-гуш-ка по-бе-гай-ка
ра-зор-вет-ся бре-дёт
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся
врас-сып-ну-ю

Толковый словарик.

– В сказке встретятся слова, значения которых бывают непонятными. Поэтому мы обратимся к "Толковому словарику".

-Посоветуйтесь в парах и установите соответствие между словом и его толкованием. Для каждого слова из левого столбца найдите его толкование в правом столбце. Проведите на карточках линии от слова к его толкованию.

– Договоритесь, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

бредет – уронил

врассыпную – идти с трудом или тихо

обронилдвижения в разные стороны

Проверка выполненного задания

Знакомство со сказкой
Чтение учителем по слайдам.

Работа с презентацией.

Слайд

Работа в паре

Слайд

Рассуждения учащихся, обоснование своего выбора

Слушание сказки

Познавательные УУД:

выбирать вид чтения в зависимости от цели, осуществлять поиск и выделение информации.

Регулятивные УУД:
применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей, (контроль и самоконтроль) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; (оценка) устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль.

 

- Понравилась ли вам сказка?

- Кто обронил рукавичку?

- Сколько всего зверей поместилось в рукавичке?

- Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

- Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос:

«Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?».

Наводящие вопросы:

«Куда пошёл дедушка?»

«Сказано ли в сказке, зачем он пошёл в лес?»

«Можно ли догадаться?»

«Для работы в лесу, что лучше спасает от мороза?»

«Как вы думаете, что теплее: рукавички, варежки или перчатки?»

- А хотите ли вы узнать, почему рукавички так назвали?

- Я тоже не знаю. Давайте вместе рассуждать.

- Назовите родственное слово к слову «рукавички».

- Теперь давайте медленно произнесём это слово, разделив его на две части: «рука» – «вица».

- Что услышали?

- Молодцы! Вы сами рассказали о происхождении слова

Варежка имеет только два отделения: для большого пальца и для остальных. Их носят и в городе, и в деревне, только от мороза. Могут украшаться. Не бывают из тонкого материала; обычно, вязаные.
Рукавицы (для большого пальца и для остальных). Для тепла в деревне могут быть повседневными, обязательно тёплые (лучшие — из овчины); в городах могут надеваться уж в самые лютые морозы.
Рукавицы для работы. По утеплению бывают разные: для улицы зимой или в помещении и летом.

Ответы детей.

Дед
7
напугала собака

Ответ детей: «Нет, не можем».

В лес

Ответы детей.

Ответ детей: «Рукавицы».
Ответ: «Слово состоит из двух частей:

«рука» и «виться», то есть «виться вокруг руки».

А какая разница: рукавицы и варежки?

Личностные УУД:

- проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу;
стремление к приобретению новых знаний и умений;

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию, осуществлять взаимный контроль.

 Познавательные УУД:
осуществлять поиск и выделение информации

8. Динамическая пауза ( 1 мин) Цель: сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости. (Учитель называет разных животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» ) Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан.

9. Введение знаний в систему. Цель:самостоятельно учитывать приобретённое знание; ( 4 мин)

Подготовка к пересказу.

Составление картинного плана:

- Посоветуйтесь в группе и решите: кто за кем появляется в сказке.

– Договоритесь, кто из вас будет исполнителем у доски, расположите персонажей сказок по порядку с помощью карточек, кто будет чтецом.
- Как начинается сказка? Прочитайте

- Кто первый стал жить в рукавичке?

- Кто за кем появился в сказке?

- Кто был последним?

- Пустили звери медведя в рукавичку?

Сопоставление сказок «Теремок» и «Рукавичка».
- Чем похожи прочитанные нами произведения?

- Чем они отличаются?

Соотнесение пословиц со сказками.
- Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке «Рукавичка»?
Объясните своё решение.
- Одинакова ли главная мысль сказок?
В тесноте, да не в обиде.
Знает сорока , где зиму зимовать.
Согласие крепче каменных стен.
Не учись разрушать, а учись строить.

Ответы детей.

Работа в группе

Чтение выборочное детьми

Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, кабан, медведюшка

Похожи: оба произведения – сказки, главные герои – животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь, находят себе пристанище в одном месте.

Различие: есть народная и литературная сказка “Теремок”, разные названия сказок, события происходят в разное время года: в “Теремке” – летом, в “Рукавичке” – зимой, в “Рукавичке” появляется новый герой-кабан; разные слова-характеристики героев; разное содержание и конец сказки.

Работа с презентацией.

Выбирают пословицу, содержание которой выражает главную мысль прочитанной сказки, обосновывают свой выбор.

В тесноте, да не в обиде”.

Познавательные УУД (общеучебные):

осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

осуществлять поиск и выделение информации

Регулятивные УУД:

применять установленные правила, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию.

10. Рефлексия деятельности. Итог урока. Домашнее задание Самооценка результатов деятельности. (1 мин)

-С какой сказкой познакомились? Какая это сказка?
– Чему учит эта сказка?
– Удалось ли решить поставленные задачи?
– Что нового узнали?
– Что на уроке у вас хорошо получалось? А что далось с трудом?
Дома: рассказать маме, что делали на уроке и нарисовать понравившегося героя сказки (по представлению)

– Спасибо за урок.

– Сосказкой“Рукавичка”.– Эта сказка – народная.

– Доброте, отзывчивости, взаимопомощи.

Саморегуляция:концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений осознание учебной деятельности, самооценка результатов деятельности

 

Дополнительно: игра

Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под … (кустом).
Рада мышка-по-скре-буш-ка
И зелёная … (лягушка).
Рад и по-бе-гай-чик
Длин-но-у-хий … (зайчик).
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко,-
И кабан туда попал
И лиса, и …(мишка).
Всем хватило места в нём.
Вот какой чудесный … (дом).
Дзинь-ля-ля – поёт синичка!
Это сказка …(«Рукавичка»)

У перчаток — тот первый признак, который помянула и забыла Марго: пятипалые. Не только на балы в старину, но и в холод нынче у городских жителей — утеплённые.
Варежка имеет только два отделения: для большого пальца и для остальных. Их носят и в городе, и в деревне, только от мороза. Могут украшаться. Не бывают из тонкого материала; обычно, вязаные.
Рукавицы (для большого пальца и для остальных). Для тепла в деревне могут быть повседневными, обязательно тёплые (лучшие — из овчины); в городах могут надеваться уж в самые лютые морозы.
Рукавицы для работы. По утеплению бывают разные: для улицы зимой или в помещении и летом. Утеплённые случаются с тремя отделениями: большому, указательному и остальным пальцам (что-то среднее между перчаткой и рукавицей, называют перчатками).
Голицы. Это рукавицы из очень грубого материала — для физически трудных работ. Не от холода, а от повреждения рук.

Хором проговаривают пропущенные слова в рифму.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Описание работы: Праздник защиты детско-родительских проектов «Буквы русского алфавита» расширит знания детей и родителей о буквах. Конкурсы помогут детям запомнить звуки и буквы их обозначающие. Дети приобретут опыт публичного выступления. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных и школьных учреждений, студентам дефектологических факультетов, воспитателям, учителям начальных классов. Цель: создание условий для достижение партнёрских отношений между родителями, детьми, педагогами в совместной деятельности по речевому развитию. Задачи: 1. Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале букв русского алфавита. 2. Закрепить и расширить знания детей о буквах. 3. Улучшить взаимодействие между родителями, детьми и педагогами. 4. Привлечь внимание родителей к речи своих детей. 5. Развивать навыки актерского мастерства у детей. 6. Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать до конца сообщение других.
0 ₽
Целевая аудитория урока – обучающиеся 1 класса Роль и место урока в системе работы педагога. Урок входит в систему уроков русского языка в 1 классе по разделу «Орфография и пунктуация» ( программа «Школа России»); тип урока: открытие новых знаний.
0 ₽
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Школа России» Учебник: Русский язык 2 класс» Канакина В.П., Горецкий В.Г. Авторский медиапродукт: презентация к уроку (PowerPoint) Тема: Двойные согласные. Цели: • уточнить представление о словах с двойными согласными буквами и переносе их с одной строки на другую; • познакомить учащихся с новыми словами с двойными согласными. УУД: Р. Формулировать и удерживать учебную программу. К. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; работа в паре. П. Построение и рассуждения; построение логической цепочки. Личностные результаты: мотивация учебной деятельности , самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях. Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, экран.
0 ₽