П.Чайковский. Романс «Растворил я окно» op.63.
Гармонический анализ
К романсам Чайковский обращался на протяжении всего творческого пути.
Основным содержанием романса «Растворил я окно», написанного Чайковским в 1885 году, является воспоминание о далекой Родине, где соловей «не зная земных огорчений заливается целую ночь напролет над душистою веткой сирени».
Романссостоит трех строф, которые можно рассматривать как два периода с развёрнутой кодой, содержащей кульминацию произведения. Тональный план романса подчинён содержанию текста и затрагивает четыре тональности.
1 период │ 2 период │Кода
F→A→g→F│F→A→g→d│d→F
Главной мажорной тональности (Фа мажор) различными проявлениями как бы противостоит параллельная тональность (ре минор). Но тоническое трезвучие Фа мажора в «чистом виде» в фортепианной партии появляется в конце вступления и в конце заключения. Ре минорная гармония появляется лишь однажды в виде секстаккорда в момент кульминации. Параллельные Фа мажор и ре минор выявляются через свои характерные для них аккорды. В Фа мажоре – это II2, МVII7 МVII2,D7,DD9,II43.
В ре миноре – отклонения в родственные тональности: в Ля мажор, соль минор, До мажор. Последние две тональности являются родственными и для Фа мажора и последующее развитие приводит к мажорную тональность.
Это проявление параллельной переменности, балансирующее равновесие придает особую, мягкую неустойчивость, столь характерную для течения музыки Чайковского.
Во втором предложении первого куплета происходит отклонение в тональность третьей степени родства F→A, в тональность доминанты параллельного минора, затем в соль минор, тональность второй ступени или субдоминанты параллельной тональности. Вторая строфа заканчивается на доминанте ре минора.
В ре миноре проходит бОльшая часть третьей строфы, где содержится кульминация (на слова «и не зная земных огорчений заливается целую ночь»), завершается модуляцией в основную тональность Фа мажор, утверждающую светлое настроение романса.
В романсе «Растворил я окно» неоднократно встречается органные пункты. Первый органный пункт в первой и второй строфах звучит на пятой ступени фа мажора – на его фоне звучит разложенный нонаккорд двойной доминанты.
В коде развитие происходит на фоне фигурационного органного пункта на пятой ступени ре минора. Выразительное значение второго органного пункта – подготовка кульминации, нарастание напряжения, соответствующее словам «где родной соловей песнь родную поет и, не зная земных огорчений…». Пятая ступень появляется на слабой доле и далее – в синкопированном ритме. Образуются три фактурных пласта – остинатно повторяемый органный пункт, мелодия из скрытого двухголосия в левой руке – вторая линия и третий пласт – аккорды DDVII7 и доминанты в правой руке на второй из трех восьмых в каждой группе из трех восьмых. На этом фоне звучит извилистая вокальная мелодия.
Так проявляется мелодическая природа гармонии Чайковского. Тематически самостоятельные голоса гармонии, изначальная природа которых коренится в подголосочном складе народного многоголосия, образуют тонко дифференцированную музыкальную ткань, где гармоничя оказывается результатом взаимодействия мелодических линий.
Секвенция, столь широко Чайковским применяемый прием, используется в романсе 1) во вступлении, в первых фразах обоих куплетов и 2) в коде.
Первая, тональная (в Фа мажоре) – из двух с половиной звеньев - построена на аккордах – II2 – мVII7 при перемещении вниз - мVII2 – D7. Намечающееся третье звено изменяет последовательность аккордов – D2 – VI43.
Во второй секвенции (в коде) модулирующей по родственным тональностям (ре минор и Си-бемоль мажоре) – в кульминации – используется секвентное проведение и в вокальной партии, и в аккомпанементе, в мелодии – это поступенный взлет от пятой ступени к третьей в ре миноре, затем в си-бемоль мажоре, в сопровождении используются обороты D2→VI6 и D2→IV6 . После этого происходит переход в главную тональность (Фа мажор) быстрый спад динамики.
В наиболее взволнованном эпизоде, связанном с воспоминаниями, мелодия приобретает декламационный характер (слова: «Где родной соловей»), происходит подготовка поступенного секстового взлета мелодии к тонике во второй октаве. Здесь она гармонизована как терция тональности, параллельной ре минору. Кроме этого, данный эпизод в коде выделяется звучанием в ре миноре, точнее сказать, подготовкой к ре минору: развитие на органном пункте доминанты ре минора, гармония двойной доминанты и доминанты. Быстрому успокоению после взлета мелодии в кульминации способствует секвентное повторение мелодического «взлета» на терцию ниже, в си-бемоль мажоре, и плавное возвращение в основную тональность.
В романсе используются излюбленные Чайковским аккорды: септаккорд второй ступени с обращениями, этот аккорд целиком заменяет субдоминантовое трезвучие, он придает звучанию характерную для Чайковского терпкость и некоторую мягкую диссонантность. Характерно то, что здесь не используется аккорд в чисто плагальных оборотах, то есть не разрешается в тонические аккорды, что типично для стиля Чайковского. Септаккорд второй ступени входит в обороты, связанные с формулой T-S-D-T, то есть разрешается через доминантовые аккорды в тонику.
Альтерированный септаккорд второй ступени разрешается также в доминантовые аккорды, что дает право называть его септаккордом двойной доминанты.
Из аккордов двойной доминанты в романсе «Растворил я окно» применяется ноннаккорд двойной доминанты (см. 9т.) - на доминантовом органном пункте, DDVII2,DDVII43,DDVII65,DDVII7(22-25т.) также на доминантовом органном пункте. Эти аккорды двойной доминанты образуют сложные задержания к доминантовым аккордам. Для них характерен диссонанс между четвертой высокой ступенью в верхних голосах и органным пунктом внизу.
В романсе из доминантовых аккордов применяется доминантовый септаккорд как в основном виде, так и в обращениях: доминантовый секундаккорд и доминантовый квинтсекстаккорд (в обращениях), доминантсептаккорд с секстой в каденции: в конце первого периода и в конце всего романса. Также применяется доминантсептаккорд в отклонениях в конце первого, второго и третьего периодов в ля мажор, в соль минор.
Разрешения аккордов в романсе «Растворил я окно» типичны для классической музыки. Необычное разрешение встречается в третьем и седьмом тактах: доминантовый секундаккорд разрешается в шестой ступени терцквартаккорд, который по сути является тоническим секстаккордом с прибавлением шестой ступени. Такое последование появляется в романсе три раза: во вступлении, в первом предложении и в заключении.
Вводный септаккорд используется в виде малого уменьшенного между септаккордом второй ступени и доминантовым септаккордом:II2-VII7-VII2-D7.
Для этого романса характерно малое количество тонических аккордов, тоника в первый раз появится даже не в начале, а в конце третьего такта в виде тонического секстаккорда с прибавленной шестой ступенью и лишь в конце четвертого такта появляется тоника в основном виде и до конца периода избегается.
Тоника также появляется в аналогичных моментах второго периода, который является музыкальным повторением первого, а затем - в самом конце, на третьей доле последнего такта. Подобное применение тоники помогает создать настроение неопределенности, многозначности, этому способствуют «переливы» диссонирующей гармонии.
В рассмотренном романсе ярко выступают отличительные черты творческой индивидуальности Чайковского: искренняя задушевность и драматизм лирических высказываний, глубоко национальная основа
Гармонический язык П.И. Чайковского базируется на принципах композиторов-романтиков, в ней есть традиционные черты, но также есть и уникальные, новаторские элементы.
Гармония в романсе приобрела следующие функции:
Формообразующая функция – гармония обеспечивает целостность формы за счёт ясно выраженных каденций в каждом разделе формы
Динамическая функция – за счёт гармонии проявляется динамика или, напротив, статика в музыке романсов. В моменты динамического развития тематизма композитор использует более напряжённые созвучия и последовательности (альтерированные субдоминантовые аккорды , отклонения, эллиптические обороты, модулирующую секвенцию, расслоение фактуры). Для передачи более стабильного состояния он применяет диатонические секвенции, более редкую смену функций.
Красочно-колористическая функция – композитор в музыке романсов применяет выразительные отклонения и модуляции.
Здесь проявились характерные черты его гармонии: тонический и доминантовый органные пункты, секвенции, использование аккордов доминанты, субдоминанты (второй септаккорд с обращениями), двойной доминанты; Секвенции — средство драматического развития или экспрессивной лирики. В романсе проявилось типичное для композитора сочетание тональных и модулирующих секвенций, а также свободно модулирующих по различным (тонам) степеням родства и далеким строям, на различные интервалы. Проявилась характерная для Чайковского трехплановость фактуры (в коде)