Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Доклады
  3. П.Чайковский. Романс «Растворил я окно» op.63. Гармонический анализ

П.Чайковский. Романс «Растворил я окно» op.63. Гармонический анализ

Гармония в романсе П.Чайковского приобрела формообразующую, динамическую и красочно-колористическую функции. Здесь проявились характерные черты его гармонии: тонический и доминантовый органные пункты, секвенции, использование аккордов доминанты, субдоминанты (второй септаккорд с обращениями), двойной доминанты; сочетание тональных и модулирующих секвенций секвенции — средство драматического развития или экспрессивной лирики, трехплановость фактуры.

Предметы

Доклады

Категория

Доклады
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

П.Чайковский. Романс «Растворил я окно» op.63.

Гармонический анализ

К романсам Чайковский обращался на протяжении всего творческого пути.

Основным содержанием романса «Растворил я окно», написанного Чайковским в 1885 году, является воспоминание о далекой Родине, где соловей «не зная земных огорчений заливается целую ночь напролет над душистою веткой сирени».

Романссостоит трех строф, которые можно рассматривать как два периода с развёрнутой кодой, содержащей кульминацию произведения. Тональный план романса подчинён содержанию текста и затрагивает четыре тональности.

1 период │ 2 период │Кода

FAgFFAgddF

Главной мажорной тональности (Фа мажор) различными проявлениями как бы противостоит параллельная тональность (ре минор). Но тоническое трезвучие Фа мажора в «чистом виде» в фортепианной партии появляется в конце вступления и в конце заключения. Ре минорная гармония появляется лишь однажды в виде секстаккорда в момент кульминации. Параллельные Фа мажор и ре минор выявляются через свои характерные для них аккорды. В Фа мажоре – это II2, МVII7 МVII2,D7,DD9,II43.

В ре миноре – отклонения в родственные тональности: в Ля мажор, соль минор, До мажор. Последние две тональности являются родственными и для Фа мажора и последующее развитие приводит к мажорную тональность.

Это проявление параллельной переменности, балансирующее равновесие придает особую, мягкую неустойчивость, столь характерную для течения музыки Чайковского.

Во втором предложении первого куплета происходит отклонение в тональность третьей степени родства FA, в тональность доминанты параллельного минора, затем в соль минор, тональность второй ступени или субдоминанты параллельной тональности. Вторая строфа заканчивается на доминанте ре минора.

В ре миноре проходит бОльшая часть третьей строфы, где содержится кульминация (на слова «и не зная земных огорчений заливается целую ночь»), завершается модуляцией в основную тональность Фа мажор, утверждающую светлое настроение романса.

В романсе «Растворил я окно» неоднократно встречается органные пункты. Первый органный пункт в первой и второй строфах звучит на пятой ступени фа мажора – на его фоне звучит разложенный нонаккорд двойной доминанты.

В коде развитие происходит на фоне фигурационного органного пункта на пятой ступени ре минора. Выразительное значение второго органного пункта – подготовка кульминации, нарастание напряжения, соответствующее словам «где родной соловей песнь родную поет и, не зная земных огорчений…». Пятая ступень появляется на слабой доле и далее – в синкопированном ритме. Образуются три фактурных пласта – остинатно повторяемый органный пункт, мелодия из скрытого двухголосия в левой руке – вторая линия и третий пласт – аккорды DDVII7 и доминанты в правой руке на второй из трех восьмых в каждой группе из трех восьмых. На этом фоне звучит извилистая вокальная мелодия.

Так проявляется мелодическая природа гармонии Чайковского. Тематически самостоятельные голоса гармонии, изначальная природа которых коренится в подголосочном складе народного многоголосия, образуют тонко дифференцированную музыкальную ткань, где гармоничя оказывается результатом взаимодействия мелодических линий.

Секвенция, столь широко Чайковским применяемый прием, используется в романсе 1) во вступлении, в первых фразах обоих куплетов и 2) в коде.

Первая, тональная (в Фа мажоре) – из двух с половиной звеньев - построена на аккордах – II2 – мVII7 при перемещении вниз - мVII2D7. Намечающееся третье звено изменяет последовательность аккордов – D2VI43.

Во второй секвенции (в коде) модулирующей по родственным тональностям (ре минор и Си-бемоль мажоре) – в кульминации – используется секвентное проведение и в вокальной партии, и в аккомпанементе, в мелодии – это поступенный взлет от пятой ступени к третьей в ре миноре, затем в си-бемоль мажоре, в сопровождении используются обороты D2VI6 и D2IV6 . После этого происходит переход в главную тональность (Фа мажор) быстрый спад динамики.

В наиболее взволнованном эпизоде, связанном с воспоминаниями, мелодия приобретает декламационный характер (слова: «Где родной соловей»), происходит подготовка поступенного секстового взлета мелодии к тонике во второй октаве. Здесь она гармонизована как терция тональности, параллельной ре минору. Кроме этого, данный эпизод в коде выделяется звучанием в ре миноре, точнее сказать, подготовкой к ре минору: развитие на органном пункте доминанты ре минора, гармония двойной доминанты и доминанты. Быстрому успокоению после взлета мелодии в кульминации способствует секвентное повторение мелодического «взлета» на терцию ниже, в си-бемоль мажоре, и плавное возвращение в основную тональность.

В романсе используются излюбленные Чайковским аккорды: септаккорд второй ступени с обращениями, этот аккорд целиком заменяет субдоминантовое трезвучие, он придает звучанию характерную для Чайковского терпкость и некоторую мягкую диссонантность. Характерно то, что здесь не используется аккорд в чисто плагальных оборотах, то есть не разрешается в тонические аккорды, что типично для стиля Чайковского. Септаккорд второй ступени входит в обороты, связанные с формулой T-S-D-T, то есть разрешается через доминантовые аккорды в тонику.

Альтерированный септаккорд второй ступени разрешается также в доминантовые аккорды, что дает право называть его септаккордом двойной доминанты.

Из аккордов двойной доминанты в романсе «Растворил я окно» применяется ноннаккорд двойной доминанты (см. 9т.) - на доминантовом органном пункте, DDVII2,DDVII43,DDVII65,DDVII7(22-25т.) также на доминантовом органном пункте. Эти аккорды двойной доминанты образуют сложные задержания к доминантовым аккордам. Для них характерен диссонанс между четвертой высокой ступенью в верхних голосах и органным пунктом внизу.

В романсе из доминантовых аккордов применяется доминантовый септаккорд как в основном виде, так и в обращениях: доминантовый секундаккорд и доминантовый квинтсекстаккорд (в обращениях), доминантсептаккорд с секстой в каденции: в конце первого периода и в конце всего романса. Также применяется доминантсептаккорд в отклонениях в конце первого, второго и третьего периодов в ля мажор, в соль минор.

Разрешения аккордов в романсе «Растворил я окно» типичны для классической музыки. Необычное разрешение встречается в третьем и седьмом тактах: доминантовый секундаккорд разрешается в шестой ступени терцквартаккорд, который по сути является тоническим секстаккордом с прибавлением шестой ступени. Такое последование появляется в романсе три раза: во вступлении, в первом предложении и в заключении.

Вводный септаккорд используется в виде малого уменьшенного между септаккордом второй ступени и доминантовым септаккордом:II2-VII7-VII2-D7.

Для этого романса характерно малое количество тонических аккордов, тоника в первый раз появится даже не в начале, а в конце третьего такта в виде тонического секстаккорда с прибавленной шестой ступенью и лишь в конце четвертого такта появляется тоника в основном виде и до конца периода избегается.

Тоника также появляется в аналогичных моментах второго периода, который является музыкальным повторением первого, а затем - в самом конце, на третьей доле последнего такта. Подобное применение тоники помогает создать настроение неопределенности, многозначности, этому способствуют «переливы» диссонирующей гармонии.

В рассмотренном романсе ярко выступают отличительные черты творческой индивидуальности Чайковского: искренняя задушевность и драматизм лирических высказываний, глубоко национальная основа

Гармонический язык П.И. Чайковского базируется на принципах композиторов-романтиков, в ней есть традиционные черты, но также есть и уникальные, новаторские элементы.

Гармония в романсе приобрела следующие функции:

Формообразующая функция – гармония обеспечивает целостность формы за счёт ясно выраженных каденций в каждом разделе формы

Динамическая функция – за счёт гармонии проявляется динамика или, напротив, статика в музыке романсов. В моменты динамического развития тематизма композитор использует более напряжённые созвучия и последовательности (альтерированные субдоминантовые аккорды , отклонения, эллиптические обороты, модулирующую секвенцию, расслоение фактуры). Для передачи более стабильного состояния он применяет диатонические секвенции, более редкую смену функций.

Красочно-колористическая функция – композитор в музыке романсов применяет выразительные отклонения и модуляции.

Здесь проявились характерные черты его гармонии: тонический и доминантовый органные пункты, секвенции, использование аккордов доминанты, субдоминанты (второй септаккорд с обращениями), двойной доминанты; Секвенции — средство драматического развития или экспрессивной лирики. В романсе проявилось типичное для композитора сочетание тональных и модулирующих секвенций, а также свободно модулирующих по различным (тонам) степеням родства и далеким строям, на различные интервалы. Проявилась характерная для Чайковского трехплановость фактуры (в коде)

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

• Интонационные и слуховые упражнения по освоению интервальных цепочек в ладу содействуют развитию активного музыкального слуха; помогают развитию гармонического ощущения интервала; дают возможность закрепить практически теоретические сведения, полученные на уроках теории музыки; служат поддержкой при записи диктантов, слуховом анализе.
0 ₽
Фантазия до минор является примером синтеза стилевых особенностей музыки эпохи барокко и эпохи классицизма, что сказалось на гармонии данного произведения.Сам жанр фантазии является типичным жанром музыки эпохи барокко и появляется в творчестве Моцарта именно в этот период творчества, после периода активного изучения Моцартом творчества Г.Ф. Генделя, И.С. Баха и других. Гармонические средства выходят далеко данного исторического переиода.
0 ₽
Гармония в романсе П.Чайковского приобрела формообразующую, динамическую и красочно-колористическую функции. Здесь проявились характерные черты его гармонии: тонический и доминантовый органные пункты, секвенции, использование аккордов доминанты, субдоминанты (второй септаккорд с обращениями), двойной доминанты; сочетание тональных и модулирующих секвенций секвенции — средство драматического развития или экспрессивной лирики, трехплановость фактуры.
0 ₽