Роль работы над интервальными цепочками в ладу для
формирования музыкального слуха учащихся ДМШ и ДШИ
Современный профессиональный музыкальный слух формируется на основе развития его на начальном этапе – предпрофессиональном обучении в ДШИ. Именно сольфеджио принадлежит в этом особая роль. По времени, отводимом на обучение в музыкальной школе, затем в музыкальном колледже, именно на уроки сольфеджио отводится больше, после специальности, времени, чем на какой либо другой предмет. Недополучение определенных навыков, впечатлений, теории и практики на данных занятиях, является невосполнимым при дальнейшем формировании музыканта.
Среди основных форм работы на сольфеджио стоит назвать основные: пение по нотам, слуховой анализ, музыкальный диктант, в свою очередь включающие в себя ряд других, производных от них или тесно связанных с ними и между собой.
Здесь стоит подчеркнуть особое значение работы над интервальными (и аккордовыми) цепочками в ладу. Она преследует несколько целей. Продолжается углубление ладовых представлений, что сказывается на совершенствовании интонирования; обостряется мелодический слух, формируется слЫшание многоголосия и впоследствии гармонический слух; становятся понятными построение элементов (интервалов и аккордов), это пригождается при разборе и выучивании наизусть произведений по специальности, и дает возможность закрепить практически теоретические сведения, полученные на уроках теории музыки. Изучение интервалов в ладу способствует их осознанному интонированию при сольфеджировании домашних заданий и чтении с листа. Нельзя недооценивать значение для нотной записи одноголосных и двухголосных музыкальных отрывков, не только инструктивных, но и взятых из музыкальных произведений.
Работа над интервалами происходит по следующим направлениям:
определение и интонирование интервалов
в мелодическом звучании;
в гармоническом звучании;
в музыкальных отрывках, с усложнением их прохождения;
в интервальных цепочках в ладу;
и между голосами в двухголосных мелодиях.
Учащиеся знакомятся с интервалами вне лада и в ладу постепенно.
Вначале получают:
• представление о мажорном и минорном ладе; устойчивых и неустойчивых звуках, ощущение и осознание их ладового тяготения, взаимодействия с тоникой; первые навыки ориентирования в ладу, умение слышать соотношение ступеней в мелодии;
•представление об интервале как мелодическом и гармоническом сочетании двух ступеней лада;
•общее знакомство с простыми интервалами, характером их звучания, их количественной величиной.
Далее знакомятся с понятиями:
•тон, полутон;
•представление о качественной и количественной величине интервала. Построение интервалов - м2, б2, м3, б3, ч1, ч4, ч5, ч8;
•строение мажорной и минорной гаммы.
В начальных классах изучают
•обращение интервалов;
•построение интервалов м6, б6, м7, б7;
•интервалы на ступенях мажора и минора, их устойчивость и неустойчивость; ладовое тяготение и разрешение. Вполне можно постепенно вводить, не усложняя в плане количества интервалов, их сложности и последовательности.
•септима на 5 ступени лада;
•тритоны в мажоре и гармоническом миноре.
В старших классах появляются
Ум 5 на II и ув 4 на VI в гармоническом мажоре и натуральном миноре
характерные интервалы в гармоническом мажоре и миноре
В 9 класс – диатонические интервалы в тональности с разрешением
Несмотря, что тема «Диатонические интервалы в тональности с разрешением» в Рабочей программе вводится в 9 классе, предполагается, что работать над ними необходимо гораздо раньше.
Если говорить о слуховом освоении отдельных интервалов и их интонировании, то обычно происходит опора на знакомые музыкальные интонации. И не секрет, что поневоле, внутренним слухом или реально, делается ладовая настройка в той или иной тональности. Например, ч4 – скачок с V на I. Большая и малая сексты – с V на III в мажоре или миноре, ч5 – I –V и V – I, малая секунда – VII-I или в миноре V-VI, большая – I-II ступени, септимы – малая как крайние тоны доминантсептаккорда или малого вводного, большая – I –VII – «почти октава», терции включаются в мажорное или минорное трезвучия. Сочиняются специальные детские песни, начинающиеся с определенного интервала, чтобы создать как бы образ или ассоциацию. И это работает.
Попробуем осветить рассказать о возможных приемах, вариантах действия педагога в данном направлении.
1. Предварительно стОит рассказать и показать на примерах (сыграть) как плавно двигаются два голоса относительно друг друга: параллельно (преимущественно терциям или секстами), с остановкой одного голоса и поступенным движением вверх или вниз – другого; противоположно, послушать обращения интервалов.
2. Начинать следует с настройки в тональности, затем дать прослушать цепочку целиком. Вместе с детьми проанализировать движение нижнего голоса и назвать ступени, затем – движение верхнего голоса и образующиеся интервалы.
3. Записать нотами на доске и в тетрадях.
4. Спеть по голосам, далее один голос играть, другой – петь, не глядя в записанное. Оправдывает себя опыт использования напечатанных клавиатур, чтобы ученики ставили пальцы на «клавиши» каждый у себя на столе, развивая тем самым тактильные ощущения и внутренний слух.
5. Можно уделить особое внимание устойчивым ступеням, фонизму секунд, септим, их разрешению. Закрепляются теоретические знания об интервалах, навыки построения от звука и в тональности, понятия о консонансах и диссонансах, развивается слуховое восприятие, тренировка построения.
6. Можно дать ту же цепочку, но в другой тональности. Использовать интервальные секвенции.
7.Запись интервальных последовательностей:
без качественного обозначения интервалов, т.е. в более быстром темпе:
2,4,5,7,6; с качественным обозначением интервалов: б.2, м.3, б.6, м.6, м.7.
8. Пение одноголосных секвенций из пройденных интервалов в сопоставлении:сначала спеть хроматическую секвенцию, потом – диатоническую обращая внимание на интервальный состав звеньев; чередовать пение одного звена вслух и мысленное пение другого.
9. Пение двухголосных секвенций из пройденных интервалов.
10. Преподаватель поручает петь двухголосный пример на нейтральный слог двум учащимся, остальным предлагается его (пример) записать.
11. Преподаватель исполняет на фортепиано последовательность интервалов, предварительно называет звуки начального интервала.
учащиеся, разделенные на первые и вторые голоса, следят за своей партией, потом записывают гармоническую
последовательность интервалов нотами оба голоса (при повторных проигрываниях).
12. Преподаватель записывает на доске интервальную последовательность (мелодически или гармонически), учащиеся поют ее на слог. Один ученик, не глядя на запись, играет ее или записывает нотами.
13. Работа на основе двухголосного диктанта. Записываются интервалы, звучащие на сильную (и относительно сильную) доли тактов. Позже, при следующих проигрываниях, можно записать и остальные звуки мелодии. Возможно дать последовательность на слух, а досочинить остальные звуки мелодии предложить ученикам.
Образцы для интервальных цепочек приводятся в следующих пособиях: И.А. Русяева. Сольфеджио. Упражнения по слуховому анализу (2023г.), Одноголосные диктанты, выпуск I, для 1-4 классов (1992г.), выпуск II, Официальный сайт И.А. Русяевой; О.Ю. Лежнева . Практическая работа на уроках сольфеджио (2003г.), Абдуллина Г.В. Систематический курс занятий по сольфеджио (2005г.) и других.
Оптимально сочинять цепочки самому педагогу, исходя из пройденного материала и уровня группы.
Как правило, в практике вырабатывается определенный порядок в проработке интервальных цепочек. Меняется количество интервалов, сложность в зависимости от прохождения на уроках, плавное движение нижнего голоса, появление терцовых ходов и возможных скачков.
После ладотональной настройки желательно, чтобы цепочка играется не более трех раз. (Хотя возможно увеличивать количество проигрываний в зависимости от складывающейся ситуации). Вначале вместе определяется нижняя ступень первого интервала, возможно сам первый интервал. После первого проигрывания цепочки поется нижний голос и называются наиболее яркие элементы, как правило первый и последний. После второго проигрывания определяются все интервалы. Третий дается для проверки. Конечная цель – слышать всю интервальную цепочку и повторить ее – письменно, на фортепиано, голосом после минимального количества проигрываний (одного-двух).
В результате ученики легче определяют на слух интервалы и вне лада, что сказывается на всех видах работы и, в конечном счете, воспитании развитого музыкального слуха.
Герасимова О.К.