Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Доклады
  3. В.А.Моцарт. Фантазия до минор. К.475 Гармонический анализ

В.А.Моцарт. Фантазия до минор. К.475 Гармонический анализ

Фантазия до минор является примером синтеза стилевых особенностей музыки эпохи барокко и эпохи классицизма, что сказалось на гармонии данного произведения.Сам жанр фантазии является типичным жанром музыки эпохи барокко и появляется в творчестве Моцарта именно в этот период творчества, после периода активного изучения Моцартом творчества Г.Ф. Генделя, И.С. Баха и других. Гармонические средства выходят далеко данного исторического переиода.

Предметы

Доклады

Категория

Доклады
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

В.А.Моцарт. Фантазия до минор. К.475

Гармонический анализ

Фантазия Моцарта до минор была написана в 1785 году, спустя несколько лет после периода активного изучения Моцартом творчества композиторов эпохи барокко - Г.Ф. Генделя, И.С. Баха и других. В определенной степени ее можно назвать примером синтеза стилевых особенностей музыки эпохи барокко и эпохи классицизма. Сам жанр фантазии является типичным жанром музыки эпохи барокко и появляется в творчестве Моцарта именно в этот период творчества.

Фантазия написана в свободной форме, состоящей из шести частей, объединенных по принципу контраста – тонального, темпового, динамического, фактурного и стилистического.

Первая часть фантазии синтезирует в себе черты стилей как эпохи барокко, так и классицизма. Форма, близкая к полифоническому периоду, с преобладанием секвенционного развития, является характерной для эпохи барокко. Нисходящий хроматизированный фригийский оборот в басу (нисходящее поступенное движение от тоники к доминанте), подчеркнутый динамически, является ярким признаком жанра пассакалии – вариаций на basso ostinato, а также известной риторической фигурой, применяющейся для воплощения трагических образов. Чертами классицистского стиля в первой части является усложненная гармония, включающая энгармонические модуляции и эллиптические тональные переходы, характерная фактура (так называемые «альбертиевы басы») и элементы мотивной разработки.

Первый четырехтакт представлен нисходящей по тонам модулирующей секвенцией с гармониями: DDVII43 (IV43#1b3), DDVII7(IV7#1),DDVII6b3(IV6b3)c разрешением в доминанту.

Можно рассматривать тему с другой стороны: она начинается уменьшенной трехзвучной гармонией (до-ми-бемоль-фа-диез), затем идет мотив креста (соль-ля-бемоль, до-си), так часто употребляемый И.С. Бахом со словами "Kyrie eleison" ("Господи, помилуй").

Секвенционное развертывание (10 тактов) ярко новаторское по гармоническому языку. В первой части фантазии охвачен большой круг тональностей: до минор, си-бемоль минор, Ля-бемоль мажор, Ре-бемоль мажор, ми-бемоль минор, До-бемоль мажор (энгармонически заменен на Си мажор), фа минор, ми-бемоль минор, си минор. Они появляются, в-основном, на один-два такта, за исключением последнего девятитакта в си миноре. Привлекают внимание модуляции через энгармонизм малого мажорного септаккорда в 12-14 тактах. УмVII65b3( ля-бекар–до-диез–ми–фа-дубль-диез) в соль-диез миноре равен

УмVII43b5в фа миноре (си-дубль-бемоль–ре-бемоль–ми-бекар–соль). Аналогично DD7 фа минора равен такому же УмVII43b5в ми-бемоль миноре.

Характерны энгармонические замены друг на друга бемольных и диезных тональностей: ми-бемоль минор = ре-диез минору, и далее развитие идет сначала в Си мажоре, затем в одноименном си миноре, что тоже является характерным для стиля Моцарта. Интересна симметричность энгармонических замен: До-бемоль мажора на Си мажор происходит в 10м такте с начала и в 10м – с конца первой части. Эллиптический тональный переход в 11-12 тактах: D65 в Си мажоре переходит в умVII65b3в шестую ступень (соль-диез минор).

Вторая часть целиком, и первый восьмитакт четвертой части являются островками светлой лирики по настроению (в Ре мажоре и Си-бемоль-мажор): мелодии на фоне автентических оборотов. Встречаются небольшой тонический органный пункт, прерванный оборот во втором разделе. Переход из Ре мажора в ля минор (2-3 части) происходит через эллипсис – D7S) Ре мажора – DD65 ля минора.

Третья часть представлена в виде двух построений (звеньев нисходящей секвенции) по 9 тактов. Каждое из них построено по примеру волны, когда на чередование октавного баса наслаивается гармоническая пульсация в верхних голосах, создавая чередование гармоний D7 и умVII2, после ярких скачков в верхнем голосе разрешается в небольшой тематический вопросительный мотив в a-moll, который завершается чередованием неаполитанского секстаккорда с уменьшенным трезвучием в пунктирном ритме, разрешающимся в тонический секстаккорд. Второе звено секвенции проводится на секунду ниже в соль миноре.

Четвертый эпизод, в гомофонно-гармонической фактуре, лирический, но подчеркивает V-VI-I-VII ступени, как в первой теме фантазии. Она состоит из двух предложений, первое из которых в F-Dur (6 тактов) завершается на D, а второе повторяет первое в f-moll и прямо переходит в развивающий раздел (11 тактов), в которой соединяется мотивное и секвенционное развитие. Звено нисходящей по секундам гармонической секвенции представляет собой тоническое трезвучие с нисходящей басовой нотой, приводящей через II2 без терции и доминантсептаккорд к II ступени. В последнем звене используется энгармоническая замена des-moll на cis-moll, что приводит к следующему разделу, в котором продолжается секвенционное развитие с подчеркнутым октавным спуском в басу и фигурациями в верхнем голосе в h-moll, a-moll, g-moll, далее с ускорением (D-T) в F-Dur, e-moll, d-moll, C-Dur и остановкой на уменьшенном септаккорде от fis.

Завершается третья часть виртуозным каденционным разделом (3 такта) – яркими пассажами на фоне доминантсептаккорда от F.

Четвертая часть напоминает среднюю часть сонаты – спокойную и умиротворенную по характеру, в Си мажоре, ясная фактура и гармония. Из новых для данной фантазии средств – в среднем разделе остинато на доминанте при поступенном движении параллельными терциями и секстами в мелодии.

Пятая часть играет роль быстрого драматического финала, соединяясь при этом с идеей непрерывного движения, характерного для барокко. Опять образуется яркий контраст с предыдущей частью – g-moll, состоит из двух разделов.

Первый раздел (17 тактов) построен сначала как нисходящая гармоническая секвенция с аккордами D7, D65 (фа минор, ми-бемоль минор, Ре-бемоль мажор) Вторая секвенция проводится с терцовым шагом: Ре-бемоль мажор, си-бемоль минор, Соль-бемоль мажор, ми-бемоль минор, на звуке Ля-бемоль.

Во втором разделе (19 тактов) происходит диалог хоральных аккордов с выразительной мелодической линией и одноголосных пассажей по аккордовым звукам. Гармонически раздел представляет секвенцию D-T с проходящими аккордами в f-moll, g-moll и кульминационное скандирование аккордов (уменьшенного септаккорда, тонического секстаккорда и других) с секундовым разрешением. Это кульминационный раздел, который завершается вопросительной терцовой интонацией с характерным ритмом позже возникшем в пятой симфонии Л. Бетховена и «стонущими» интонациями нисходящей секунды в ответ.

Шестая часть играет роль коды, возвращаясь к сокращенной версии первой части фантазии, закрепляет основную тональность c-moll.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

• Интонационные и слуховые упражнения по освоению интервальных цепочек в ладу содействуют развитию активного музыкального слуха; помогают развитию гармонического ощущения интервала; дают возможность закрепить практически теоретические сведения, полученные на уроках теории музыки; служат поддержкой при записи диктантов, слуховом анализе.
0 ₽
Фантазия до минор является примером синтеза стилевых особенностей музыки эпохи барокко и эпохи классицизма, что сказалось на гармонии данного произведения.Сам жанр фантазии является типичным жанром музыки эпохи барокко и появляется в творчестве Моцарта именно в этот период творчества, после периода активного изучения Моцартом творчества Г.Ф. Генделя, И.С. Баха и других. Гармонические средства выходят далеко данного исторического переиода.
0 ₽
Гармония в романсе П.Чайковского приобрела формообразующую, динамическую и красочно-колористическую функции. Здесь проявились характерные черты его гармонии: тонический и доминантовый органные пункты, секвенции, использование аккордов доминанты, субдоминанты (второй септаккорд с обращениями), двойной доминанты; сочетание тональных и модулирующих секвенций секвенции — средство драматического развития или экспрессивной лирики, трехплановость фактуры.
0 ₽