Тема занятия: "Печем блины, встречаем Масленицу"
Цель:
Познакомить обучающихся с народным праздником – Масленица, с укладом жизни русского народа и историей происхождения народных бытовых обрядов.
Научить печь блины (дрожжевое тесто).
Воспитывать аккуратность при работе, бережное отношение к продуктам, умение работать в коллективе, чувство ответственности.
Оборудование: электрическая плита; миксер; блинница.
Кухонный инвентарь: посуда, инструменты, приспособления.
Продукты: мука, молоко, яйца, сахар, соль, мед, масло, дрожжи
Организационный момент.
- приветствие;
- проверка готовности к уроку,
- вступительное слово педагога.
Объединение «Хозяюшка» на базе Дома творчества работает третий год. Посещение данного объединения служит подготовкой детей к самостоятельной жизни, дети и родители понимают значимость подготовки детей к самообслуживанию. На занятиях дети учатся правилам хорошего тона и поведения в гостях, сервировки стола, как ухаживать за домашними питомцами, цветами, пришивать пуговицу, уходу за внешним видом и, конечно же, элементарным кулинарным навык
Сообщение темы и цели урока
Масленица – один из самых любимых в народе праздников. Этот обычай начали соблюдать больше двух тысяч лет назад. Блины считались символом солнца, их приносили в дар языческим богам, устраивали проводы зимы и встречали весну.
Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, означал начало работ к предшествующему севу.
Каждый день на масленичной неделе имеет свое название:
Понедельник – встреча. К первому дню Масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети ладили утром соломенную куклу – Масленицу, да наряжали ее.
Вторник – заигрыши. С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов.
Среда – лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали родных.
Четверг – широкий четверток, разгул, перелом. Катались по улицам, выполняли разные обряды, творили кулачные бои. Сходились петь песни.
Пятница – тещины вечерки. Зятья угощали блинами своих тещ, иногда и всю родню. Зять обязан был с вечера пригласить лично тещу.
Суббота – золовкины посиделки. Дети строили снежный городок. Затем ватага разделялась: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.
Воскресенье – проводы Масленицы, прощанья, целовник. В преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощение.
Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытной. И сейчас любят россияне Масленицу – праздник веселый, озорной.
Прощались с зимой, встречали весну. Последний раз катались с гор, устраивали битвы снежками. Сжигали чучело зимы, ели блины.
- Что же является главным угощением на Масленицу? (блины).
Это русское блюдо, которое традиционно едят на праздник Масленицы.
Какие виды теста вы знаете?
- какие ингредиенты нам понадобятся?
- какое по виду тесто дрожжевое или нет?
В какой последовательности вмешиваем продукты?
(яйца взбиваем, добавляем соль 30 г, сахар 150 г, манка 350 г, тёплое молоко, растительное масло 100 г.)
-тесту даём расстояться в тёплом месте, т.е. подойти 1,5 – 2 часа
(замес теста)
Практическая работа.
К выпечке блинов предъявляются следующие требования:
- блин должен быть одинакового размера и толщины;
- должен быть красивый, румяный;
-должен быть пропечённым внутри.
4. Перед началом работы нужно повторить технику безопасности при работе с горячими предметами и электронагревательными приборами:
-нельзя включать вилку в розетку, если шнур не исправен;
- включать и выключать прибор только за вилку;
- нельзя включать мокрыми руками;
- брать сковороду только прихваткой;
-Включать и выключать плиту только с разрешения и в присутствии учителя.
.
-Нагрев плиты можно определить по красному накаленному кружку на плите
- Придерживать ручку горячей посуды только прихваткой.
- Горячую сковородку модно ставить только на специальную антипригарную подставку
- Во время выполнения практической работы не отвлекать друг друга.
-Для переворачивания продуктов на сковороде использовать специальную деревянную лопатку.
-Не допускать попадания попадания воды или масла на нагретую поверхность плиты
-нельзя браться за горячую ручку сковороды без прихватки;
5. Подведение итогов работы на уроке, оценивание работ обучающихся .
В заключении урока организована самооценка собственной деятельности учащихся.
-Как вы думаете мы цель урока достигли ?( Вы научились выпекать блины?)
-Над чем нужно еще поработать , чтобы у вас получались вкусные и красивые блины?( просить каждого обучающегося)
- Что нового вы узнали на уроке?
-Что понравилось на уроке?
-Как бы вы оценили свою работу на уроке?(спросить каждого обучающегося.)