План- конспект по культурологии
«ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
РУССКОГО НАРОДА»
Цель:
формирование представления о культурных традициях русского народа: гостеприимстве, народных мудростях, таланте, обычаях.
Воспитание любви к русской национальной культуре, нематериальному культурному достоянию.
Задачи:
Образовательные: расширение представлений о традициях русского народа; представить жанр русской народной песни, хоровода.
Развивающие: развивать у ребёнка интерес к прошлому наших предков, традициям, языку, быту и отдыху; творческие способности, фантазию, эстетический вкус; развитие чувства дружбы и взаимопомощи; совершенствование двигательных умений и навыков.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитание чувства сопричастности к народным торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности; любви к народному творчеству; создать радостное настроение.
Оборудование : «Русская изба» с предметами быта, русский народный костюм, деревянные ложки, прялка, веретено, сундук.
Ход занятия:
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.
Ребята, заканчивается 2022 год, который Указом нашего президента В.В. Путина был посвящён культурному наследию народов России, с целью развития народных промыслов и ремёсел, сохранения культурных традиций. Культурное наследие» включает не только материальные ценности – исторические здания, памятники архитектуры, музейные, архивные и библиотечные фонды, произведения искусства, но и нематериальное культурное достояние. Что это означает? Россия многонациональная страна, на её территории проживает более 190 разных народов. У каждого из них своя культура, язык, обычаи, обряды, традиции. Это и является нематериальным достоянием.
- Ребята, как называется страна, в которой мы живём?
-Нам с вами посчастливилось родиться,
В России-матушке, родной стране,
У лучших сыновей её нам есть чему учиться,
Как преумножить то, что создано уже.
Сегодня мы поговорим о традициях гостеприимства русского народа, таланте, обычаях.
Так что же такое культурные традиции?
Традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Россияне продолжают отмечать национальные праздники, верят в старинные приметы и предания.
Так жили на Руси наши предки и нам завещали –
Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.
II. Основная часть:
Ребята, действительно, Россия - это великая держава, великое государство!
Россия- самая большая по территории страна.В России много лесов, в которых много зверей и птиц, растёт много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек- Волга. Берега России омывают воды морей и океанов. А в реках и морях много разной рыбы. Много в России и гор, где добывают полезные ископаемые. Но главным достоянием России является народ, со своими обычаями, традициями.
Издавна русский народ называли - «гостеприимным».
Как вы понимаете значение слова гостеприимный?
(потому что с уважением, любовью и заботой встречали гостей).
Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклонами, хлебом-солью и говорили:
-«Пусть моя изба красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям!»
Ребята, а кто знает, почему именно хлебом-солью встречали гостей?
Хлеб и соль считались магической парой.
Хлеб считался божьим даром, самым важным продуктом, относиться к нему нужно было бережно и уважительно. «Считалось, что сила, здоровье и удача зависят от обращения с хлебом. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим: заберешь его счастье, силу.
Хлеб был оберегом, его клали в колыбели к младенцам, брали с собой в дорогу, чтобы он хранил путника. Хлеб берегли и не разбрасывались им, даже хлебные крошки полагалось не выкидывать, а собирать и отдавать птицам.
Соль
Соль считалась не только приправой, но и оберегом. Она ещё и стоила тогда намного дороже, чем сейчас. Её держали в доме на столе в общей солонке и солить общую еду имел право хозяин дома. Можно было немного отсыпать из солонки на скатерть, а вот макать хлеб в солонку было категорически нельзя.
Поэтому любой вновь прибывший в дом человек и должен был непременно отведать хлеба с солью.
Хозяева могли не только накормить, но и отдать последний кусок. А вот в старину совершенно естественным было встретить, накрыть стол, уложить спать на лучшее место. Так было принято.
В наши дни до сих пор гостеприимных людей называют хлебосольными, традиция сохранилась и в дни свадьбы-молодожёнов встречают хлебом- солью.
Ребята с годами народ накапливал жизненный опыт для решения каких –то проблем, и, чтобы кратко выразить свои мысли, он создавал, придумывал пословицы
У вас сейчас будет задание.
В конверте русские народные пословицы, слова все перемешались, нужно правильно собрать текст по смыслу и объяснить, как вы понимаете эту пословицу.
А что же народная мудрость гласила? Узнаем, когда соберём и прочитаем пословицы. (раздать пословицы )
Как аукнется, так и откликнется. ( Любые поступки к окружающим людям, хорошие или плохие, со временем оборачиваются тем же.)
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. ( ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.)
Других не суди, на себя погляди.( Не стоит осуждать других людей, а лучше следить за собой. Так будет полезнее.)
Кончил дело – гуляй смело.
(Закончив работу, можно отдыхать спокойно, не думая о ней).
Терпение и труд всё перетрут.( Терпение и настойчивость в работе победят все препятствия.)
Тише едешь – дальше будешь.( Побуждение не торопиться, хорошенько подумать, а потом делать без проблем.)
МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА! Пословицы собрали, смысл объяснили.
А ещё, ребята, в русской избе на самом видном месте стояла большая русская печь.
Вы знаете, почему главное место в избе занимает печь?
(в печи всё готовили, она обогревала весь дом, на ней грелись в холода и просто спали…)
Раньше рассказывали такую легенду, что за печкой жил Домовой. Он защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили.
Когда ты слышишь скрипы, шаги над головой.
Шуршанье, кашель, всхлипы, знай – это Домовой!
Он в доме самый главный, за всё несёт ответ.
Ворчит на всех домашних, и дом хранит от бед!
( слышится стук разбитой посуды из-за печки….)
Выбегает Домовёнок-Кузя
Кузя:
Ой, беда, беда, огорчение!!!
Хозяйство – по миру, убытки не меряны!!!!
Сундук мой, сундук с богатством пропал.
Ведущий 1:
Что ты Кузя? Что случилось?
Кузя:
Не доглядел…Пропажа у меня в хозяйстве приключилась, сундук мой волшебный пропал…Ой, беда, беда, огорчение…А тут ещё и вы шумите, покою не даёте…
Что делать? Что делать?
Ведущий 1:
Да, что ты Кузя, вот же твой сундук…под столом стоит.
Кузя:
Нашёлся, волшебный мой. Спасибо вам, спасибо.
Ведущий 1:
Кузя, а какие тайны хранит твой волшебный сундук?
Кузя:
А давайте заглянем в прошлое? Без каких вещей не могли обойтись раньше наши бабушки – прабабушки?
Кузя:
Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте.
Будем их отгадывать, да в сундук заглядывать.
(В сундуке – ухват, рубаха, веник, кочерга, самовар, матрёшка, сарафан, веретено, ложка расписная, сушки, гармошка, балалайка)
КУЗЯ Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди - кармашки.
Что это?...(Рубашка)
Я Что за чёрная , железная нога?
В уголке стоит у печки…? (Кочерга)
КУЗЯ Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (Веник)
Я .Девчонки деревянные, весёлые, румяные.
Открывается игрушка, а внутри сидит подружка.
Кто это? (Матрёшка)
КУЗЯ Эта часть костюма – не мужской кафтан.
Носит красная девица длинный…(Сарафан)
Я. Мне в частушках подыграет, хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет расписная …(Ложка)
КУЗЯ Любят девочки-подружки с маком бублики и …(Сушки)
Я .Кручусь, верчусь, не потею, только более толстею.? (Веретено)
Молодцы, ребята, загадки отгадали.
Любит и умеет русский народ потрудиться на славу.
После сбора урожая с октября по март в долгие осенние и зимние вечера девушки пряли пряжу. Пряли каждый вечер кроме праздников и воскресных дней, считалось грехом. Девушки пряли вместе, собравшись на посиделках, отстающим старались помочь, но совсем ленивую девицу могли и прогнать с посиделки.
Каждая женщина обязательно должна была уметь прясть.
Считалось, что уровень ее мастерства как пряхи указывал на её готовности к замужеству.
Обучение прядению начиналось лет в пять–семь.
Древнерусская прялка — простое устройство. Она состоит из подставки — «донца», где сидит пряха, и стояка.Пряли из льна, его причёсывали большими гребнями, извлекали грубые волокна, а тонкие-кудель, в виде валика, привязывали к прялке и пряли нить.Главное орудие для пряжи — веретено — делали из берёзы. Это небольшая круглая палочка, заострённая с двух концов и утолщённая книзу. Это был кропотливый и каждодневный труд. За день нужно было спрясти от 30-60 метров шерсти, сейчас процесс прядения полностью автоматизирован, прялки электрические и могут выпустить за секунду до 40 метров.
Чтобы работа спорилась, женщины пели. Прялку они ласково называли «прялица».
А сейчас прослушаем одну из русских народных песен «Прялица».
Прялица?(рассказ, прослушивание песни)
- Давайте поговорим о таланте русского народа. Русский народ был очень талантлив, сочинял очень интересные русские народные сказки.
Какие русские народные сказки вы знаете?
Русский народ сочинял очень красивые песни, любил водить хороводы.
А ну, вставай честной народ, приглашаю в хоровод!
Игра «Золотые ворота».
Золотые ворота
Проходите господа
Первый раз пройдём
Всех детей соберём
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас.
Кузя, а ты знаешь считалочку? Выбери двоих водящих.
1,2,3,4,5- мы собрались поиграть
К нам сорока прилетела и тебе водить велела.
В кузовке лежат грибочки
Кому раз, кому два, кому три –выходи.
(дети играют)
Кузя:
Молодцы, молодцы, как порадовали. Ребята, а ведь у меня в сундуке ещё сюрприз для вас есть. Вот послушайте загадку:
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.
Никогда не ест, а только пьёт,
А как зашумит – всех приманит. (Самовар.)
(Правильно самовар…)
И вы знаете, именно русский народ изобрел - САМОВАР.
Дети, а как вы думаете: «Почему назвали самовар « самоваром»?
(ответы детей…), как растапливали самовар?
«Сам варит» - отсюда и слово произошло «САМОВАР».
А что он варит? Кипятит чай.
Раньше самовары растапливали углями, в наше время самовары тоже есть, но уже электрические.
Раньше, по русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками.
В древние времена бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!
А сейчас поиграем в игру. Я предлагаю вам из разрезанных пазлов составить картинки.
Ребята, я не случайно дала вам составить пазлы именно этих картинок. Что они символизируют, кто знает?
Матрёшка –деревянная игрушка, один из символов России.
Берёза- русское дерево, один из символов России.
Балалайка- русский народный инструмент.
Козёл, баран, барышня- это игрушки, которые изготавливаются мастерами по лепке из глины села Абашево.
Правильно, село Абашево Спасского района славилось и славиться мастерами по лепке игрушки-свистульки. Это не только бренд Спасского района, но и Пензенской области. Игрушки выставляются в музеях не только в России, но и за границей: Париже, Лондоне.
В Доме творчества работает объединение «Абашевская игрушка», ребята с интересом посещают его.
Ребята, занятие подходит к концу, Кузя устал, а нам расставаться не хочется. Как быть?
Поэтому, нужно знать ещё одну традицию закона гостеприимства :
Проводить гостей – тоже традиция русского гостеприимства.
На прощанье им раздавали угощенье, сладости, а назывались они – «разгоняи».
Правда, хорош обычай! Когда со сладостями провожают? Вежливо и не обидно!
(Все гости получают свои «разгоняи»…)
Кузя, угощай гостей разгоняями.
Ребята, давайте подведём итог нашего занятия.
Что особенно вам понравилось на занятии?
Чем занимались?
Что узнали на занятии?
С какими русскими народными традициями познакомились?
Познакомились с традициями гостеприимства, предметами быта, рукоделия (пряхой), народным творчеством (пословицами, песнями, хороводом).
Сделали вывод.
Традиции русского народа являются нашим духовным культурным наследием!
Спасибо за внимание!
Как аукнется, так и откликнется.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Других не суди, на себя погляди
Кончил дело – гуляй смело.
Терпение и труд всё перетрут.
Тише едешь – дальше будешь
Делу –время, а потехе- час
Выбегает Домовёнок-Кузя
Кузя:
Ой, беда, беда, огорчение!!!
Хозяйство – по миру, убытки не меряны!!!!
Сундук мой, сундук с богатством пропал.
Ведущий 1:
Что ты Кузя? Что случилось?
Кузя:
Не доглядел…Пропажа у меня в хозяйстве приключилась, сундук мой волшебный пропал…Ой, беда, беда, огорчение…А тут ещё и вы шумите, покою не даёте…
Что делать? Что делать?
Ведущий 1:
Да, что ты Кузя, вот же твой сундук…под столом стоит.
Кузя:
Нашёлся, волшебный мой. Спасибо вам, спасибо.
Ведущий 1:
Кузя, а какие тайны хранит твой волшебный сундук?
Кузя:
А давайте заглянем в прошлое? Без каких вещей не могли обойтись раньше наши бабушки – прабабушки?
Кузя:
Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте.
Будем их отгадывать, да в сундук заглядывать.
(В сундуке – ухват, рубаха, веник, кочерга, самовар, матрёшка, сарафан, веретено, ложка расписная, сушки, гармошка, балалайка)
КУЗЯ Рукав длинный и короткий,
Планка иль косоворотка,
На груди - кармашки.
Что это?...(Рубашка)
Я Что за чёрная , железная нога?
В уголке стоит у печки…? (Кочерга)
КУЗЯ Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (Веник)
Я .Девчонки деревянные, весёлые, румяные.
Открывается игрушка, а внутри сидит подружка.
Кто это? (Матрёшка)
КУЗЯ Эта часть костюма – не мужской кафтан.
Носит красная девица длинный…(Сарафан)
Я. Мне в частушках подыграет, хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет расписная …(Ложка)
КУЗЯ Любят девочки-подружки с маком бублики и …(Сушки)
Я .Кручусь, верчусь, не потею, только более толстею.? (Веретено)
Кузя, а ты знаешь считалочку? Выбери двоих водящих.
1,2,3,4,5- мы собрались поиграть
К нам сорока прилетела и тебе водить велела.
В кузовке лежат грибочки
Кому раз, кому два, кому три –выходи.
(дети играют)