Педагог дополнительного образования: новые компетенцииприреализацииобразовательныхпрограмм
Дополнительномуобразованиювсистемероссийскогообразовательногосообществавпоследниедесятилетияуделяетсядостаточноевнимание.Причинойэтомуслужитрядфакторов:необходимостьформированияудетейиподростковмотивацииввыборезанятияпоинтересаминаличиякачеств,связанныхсмобильностьюивозможностьюсменыдеятельности,ранняяпрофессиональнаянаправленность. Для работы с современным молодым поколением педагогамдополнительногообразования необходимыкомпетенции нового формата.
Современное общество требует от системыобразования воспитаниецелостной,вариативномыслящей,творческойличности,способнойприниматьсамостоятельныерешения,обладающейкоммуникативныминавыками. Все эти качества воспитать и развить может педагог, который сампостоянноразвивается,обладаетпрофессиональнойкомпетентностьюистремитсякпостоянномупрофессиональномуразвитиюиличностномуросту.
Основныепрофессиональныекомпетенциипедагогаопределеныпрофессиональнымстандартом«Педагогдополнительногообразованиядетейивзрослых»,стандартрегламентируетдеятельностьпедагогавдополнительномобразованиидляорганизацииработы,направленнойнаформированиезнаний,уменийобучающихсявусловияхтворческойразвивающейсреды.
С1сентября2022годасогласноприказуМинистерстватрудаисоциальной защиты Российской Федерацииот 22 сентября 2021 года №652действуетобновленныйпрофессиональныйстандарт«Педагогдополнительногообразования детейи взрослых»
Профессиональныестандарты–документыновоготипа,системнопредставляющиеактуальнуюинформациюотребованияхтрудовойдеятельности.
ПрофессиональныестандартывРоссийскойФедерацииразрабатываютсявсоответствиисп.1УказаПрезидентаРФот07.05.2012г.
№ 597 «О мероприятиях по реализации государственнойсоциальнойполитики».
КоординируетразработкупрофессиональныхстандартовМинистерство труда и социальной защитыРоссийской Федерации, и егоосновная цель – планомерно внедрять профессиональные стандарты во всеобластиэкономики.Всистемеобразованияувеличиваетсяколичество
профессиональныхстандартовпомереихутверждения.
ТрудовойкодексРоссийскойФедерацииопределяет,чтоквалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональныхнавыков иопыта работыработника, а профессиональный стандарт - этохарактеристика квалификации, необходимой работнику для осуществленияопределенноговидапрофессиональнойдеятельности,втомчислевыполненияопределенной трудовой функции.
Современныйпедагогдолженобладатьширокимкругозором,бытькомпетентным в своей профессиональной области, мобильным и способнымбыстрореагироватьвстремительноизменяющихсясоциально-экономическихусловияхсовременногообщества.Ведьразвитиеиформированиеребенкавомногомзависитотокружающихегозначимыхвзрослых, их личностных качеств и ценностной направленности личности.Если ребёнок посещает учреждение дополнительного образования, то такимзначимымвзрослымдлянегостановитсяпедагогдополнительногообразования.Поэтомуучитываявызовысовременногомира,требования,предъявляемыепрофессиональнымистандартамикзнаниямиумениям,особоевниманиеследуетуделитьличностипедагоговдополнительныхобразовательныхучреждений.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетаниемпсихологическихчертиособенностей,образующихееиндивидуальность,составляющихсвоеобразиечеловека,егоотличиеотдругихлюдей.Индивидуальностьпроявляетсявчертахтемперамента,характера,привычках,преобладающихинтересах,вкачествахпознавательныхпроцессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях,индивидуальномстиледеятельности ит.д.
Личность-этопонятие,охватывающеепсихологическуюисоциальнуюактивностьчеловекавегонеповторимойиндивидуальности.
«Формирование индивидуально-личностных свойств происходит в процессепостижения конкретным человеком информации о себе и об окружающеммире посредством присущего ему индивидуального стиля, окрашивающегоопределенным образом его эмоциональные, мотивационные, когнитивные икоммуникативныехарактеристики».
Профессионально-психологический портрет специалист характеризуется наиболее развитымипрофессионально-предметными, личностными (индивидуально-психологическими)характеристиками и коммуникативными(интерактивными) качествами в их совокупности по сравнению с педагогомлюбогодругогоуровня и формыобучения.
Педагогическаядеятельностьпедагогадополнительногообразовательногоучрежденияидентичнаобщепедагогическойпоструктуре,
ноотличается специализированными способами деятельностии приемамивыполнения,будучи творческойи многоаспектной.
Можнопо-разномуоцениватькачествоиэффективностьпрофессиональной деятельности педагога дополнительного образовательногоучреждения-всезависитотпрофессионализмаконкретногочеловека,качествеголичностиидругихфакторов.Соответствиесклонностейиспособностейспециалистапредъявляемымкнемуданнойпрофессиейтребованиям-одиниз основных критериевправильного выборапрофессии.
Профессиональныйстандарт«Педагогдополнительногообразованиядетейивзрослых»предлагаетопределенныйнаборпрофессиональноважныхкачеств,уменийитребований,следованиекоторыхприводитквысоким интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. При этом, именноработасдетьми,всилуспецификиеёсферыдеятельностипредъявляетвысокиетребованиякличностнымкачествампедагога,егоспособностипротивостоятьпостоянно возникающим стрессовым ситуациям.
Длякаждойизтрудовыхфункцийвстандартеподробноописанытрудовыедействия и необходимые для их осуществления умения и знания.
Всветевышеизложенногостановитсяочевидно,чтотребованиястандартаориентированыпреждевсегонапрофессиональнуюкомпетентностьпедагога,какпоказателяегоготовностикданномувидудеятельности.«Профессиональнаякомпетентность-этохарактеристикастепенисоответствиятребованиямпрофессии;выраженнаяспособностьприменятьсвоизнанияинавыки,способностькпостоянномупрофессиональному росту и повышению квалификации, реализации себя впрофессиональномтруде».
Профессиональнаякомпетентностьпедагогавключаетвсебяипсихолого-педагогическуюкомпетентностьтрехсоставляющихеготруда:
педагогическуюдеятельность;
педагогическоеобщение;
-личностное развитиепедагога.
Такимобразом,«психолого-педагогическаякомпетентность-этосовокупность профессиональных, коммуникативных и личностных качествпедагога,позволяющихдостигатькачественныхрезультатоввпроцессеобученияи воспитания обучающихся.
Профессиональнаякомпетентностьоцениваетсяуровнемсформированноститакихпрофессионально-педагогическихуменийкак:
гностические-познавательныеумениявобластиприобретенияпрофессиональных и психолого-педагогических знаний, предусматривающихполучениеновой информации,выделениев нейглавного, существенного,обобщениеисистематизациясобственногопедагогическогоопыта,опытановаторовирационализаторов производства;
организационно-методические-уменияреализацииучебно-воспитательногопроцесса,формированиямотивации»обучения,
организацииучебно-профессиональнойдеятельностиобучающихся,формированияколлектива,организациисамоуправления;
«конструктивные -уменияразработкитехнологическихпроцессов,учебнойдокументации итехнологических карт,тестов»;
проектировочные - умение применять сформированные компетенции,видетьперспективысобственногопрофессиональногороста,динамикууровняпрофессиональной компетентности;
коммуникативные-умениястроитьобщениесразличнымиучастникамиобразовательногопроцесса,регулироватьпроцессобщения,организовыватьобменпрофессионально-значимойинформациейилиучаствоватьвнем;
Специальныеуменияпедагога-узкопрофессиональныеуменияврамкахсвоегопредмета(уменияпеть,танцевать,шить,вязать,мастеритьигрушкиит.д.).
В формировании и развитии личности ребенка основополагающая рольпринадлежит профессиональной компетентности педагога. Ведь, как сказалК.Д Ушинский, «только рядом с мастером может вырасти другой мастер,воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можнонаучитьсямастерству».
Самостоятельноеи/илиуправляемоенарациональном(осознанном)и/илиинтуитивномуровнях«нарастание»разнообразиястереотипов,социальныхустановок,знаний,умений,способовдеятельности,необходимыхдлярешенияпедагогическихзадачиситуаций–профессиональныйростпедагога.
Новусловияхстремительноменяющейсясфереобразования,усовременногопедагогадополнительногообразованиявпроцессеактуализациикомпетенцийвозникаютпрофессиональныедефициты,которыемогутбытьустраненысистемно,сучетомвсехкомпонентовматрицы профессиональной готовности педагогов к осуществлению той илиинойтрудовойфункции.Триосновныхкомпонентаготовности-ценностныйитехнологический,ихсодержаниенаполняетсясопоройнакомпетенции,предъявляемыепрофессиональнымстандартомивыявленныеиндивидуальныедефициты.Дляразныхпедагоговэффективнымиявляютсяразныемоделисопровождения,разныестилииформатыобучения.Онимогутбытьопределенытолькосучетомособенностейпедагогическойпрактикиконкретногообразовательногоучреждения, где и применяются в качестве инструмента для формированияиндивидуальныхмаршрутовпрофессиональногоразвития.Стимулируетимотивируетпедагоговметодическаяподдержкаучастиявинновационнойдеятельности, учет новых профессиональных достижений при прохождениипроцедурыаттестации,оценкикритериевэффективностидеятельностиврамкахэффективногоконтрактаидругиеморальныеиматериальныепоощрения. Можно отметить, что ключевую роль в успешности педагоговиграетнестолькоконкретноеобучениеилинаставничество,сколькостатус
определённого педагога в социальном капитале учреждения, его социальныевнутренниеивнешниесвязи.Чемониплотнееивыше,темуспешнее,конкурентоспособнеепедагогв своейпрофессиональной деятельности.
Скоростьдвижениясовременногообществавсоответствиистребованиями информатизации и глобальногоразвития, новые профессии,появляющиесянарынкетруда,роботизацияиусложнениепроизводства,вызовынастоящеговременипредъявляютвысокиетребованиякпрофессионально-важнымкачествампедагоговдополнительногообразования.
Вопросуразвитияпрофессиональныхкомпетенцийпедагогадополнительногообразованиявусловияхсовременногоразвитиясистемыдополнительного образования детей посвящено много научно-методическихстатей, исследований.
Н.Н.Сабининаврядуновыхкомпетенций,которыетребуетсяактуализироватьилисформироватьусовременногопедагогадополнительногообразования, выделяетследующие:
коммуникативныекомпетенции,вчастностинеобходимыедлякоммуникацийссетевымипартнерами;
компетенциидляреализацииобразованиявзрослых;
рискологическиекомпетенции,
компетенциидляреализациисетевоговзаимодействия1.
Вракурсе реализациисетевоговзаимодействияв профессиональномстандартесреди необходимыхкомпетенцийобозначены:
умениеанализироватьимеющеесяресурсноесопровождениеразличныхобразовательных программ,
умение находить заинтересованных лиц, партнеров для развития иорганизацииформ взаимодействияс ними.
Сетевоевзаимодействиевлюбомформате(реализациисетевогообразовательного проекта или сетевой дополнительной общеобразовательнойобще-развивающей программы) в настоящее время, чаще всего, реализуетсяпедагогамидополнительногообразованияврамкахопытно-экспериментальнойи/ или инновационнойдеятельности.
Вусловиях,когдакоммуникативнаякомпетентностьзаявленакакважнаясоставляющаядеятельностипедагога,следуетболеедетальнорассмотреть еесоставляющие ивозможностиприменениявпрактическойработепедагогадополнительногообразования.
ИсследовательЛ.А.Петровскаявсоставкоммуникативнойкомпетентностивключаеткакединыйпроцессзнания,умения,которыепозволяютосуществлятьвсеэтапыкоммуникативногопроцесса.
Ю.Н. Емельянова рассматривает вопросы вербальной и невербальнойкоммуникацииврамкахкоммуникативнойкомпетенции,отмечаянеобходимостьразвиватьспособностичеловекавовзаимодействиисдругимилюдьми, находящимисянаразных жизненных этапах.
А.В.Мудрикзаменяетпонятие«коммуникативнаякомпетентность»понятием«компетентностьобщения»,вформатекоторогопроисходяткоммуникативныепроцессыполучениянекихсоциальных установок.
ДляЕ.В.Руденскогокоммуникативнаякомпетентностьявляетсяединствомвнутреннихличностныхустановок,которыенеобходимычеловекудляопределенныхкоммуникативныхдействий,определяемыхкогнитивнымивозможностямивосприятия,оценкиразличныхситуаций,действияпоправиламкоммуникативного поведенияиего коррекции.
Совместнаяработапедагогассетевымипартнерамиприпроектированиисетевойдополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммы,решениеорганизационныхвопросоввзаимодействия в рамках образовательного процесса вызывает затруднения умногих педагогов, особенно на начальном этапе. Во многом эти затрудненияобусловлены недостаточным уровнем сформированности коммуникативныхкомпетенцийвмеждисциплинарноми/илимежотраслевомпрофессиональномобщении.
Формирование коммуникативных компетенций современного педагогадополнительногообразованияявляетсяактуальнойзадачейдлясистемыметодического сопровождения, системы управления кадровыми ресурсами вучреждениидополнительного образования.
Формированиерискологической компетентностисвязано с освоениемновыхтрудовыхфункций,внедрениевдеятельностьпедагогановыхпедагогическихтехнологийявляется,посути,инновационнойдеятельностью,соответственно,нельзязабыватьоформированиирискологическойкомпетентностипедагога.
Педагогическаярискологияявляетсяновымнаправлениемвпедагогическойнауке.Оносвязаносповеденческимаспектомтрудапедагога, педагогическими рисками. Последние рассматриваются с позицийсоциальногоипсихологическогоявлений.
Подрискамиинновационнойдеятельностипедагогапонимаетсявозможностьпоявленияпоследствийотрицательногохарактеравходепроведенияэкспериментальнойопытнойработы,чтоможетповлиятьналичностьобучающегося.
Винновационнойдеятельностиизбежатьпрофессиональныхрисковпрактически невозможно. Но выявить типичные ситуации их появления иобозначить меры по их предупреждению является допустимым действиемпедагога-новатора.
Структурнымикомпонентамирискологическойкомпетентностипедагогадополнительногообразованияявляютсяпознавательные,поведенческиедействия,каждоеизкоторыхдолжнополучатьоценкупоопределеннойкритериальнойшкалемотивационного,когнитивного,деятельностного,инновационного характера.
Всистемедополнительногообразованиядетейчрезвычайнозначимымиявляютсятакиепрофессиональнозначимыепсихологическиехарактеристикиличностипедагогадополнительногообразованиякакнаправленность на успех ребенка, способность замечать в ребенке доброе,хорошее,готовностьпедагогареализовыватьсубъект-субъектныеотношения.Отсюда,помнениюЛ.Н.Буйловой,основнымипринципамивзаимодействияпедагогадополнительногообразованияиобучающегосяявляются:
поддерживатьвребенкедостоинствои позитивногообраза Я;
отмечатьизменениявличностномростепосредствомсравненияребенкассамимсобой;
«приниматьиодобрятьвсепродуктытворческойдеятельностиребенканезависимоот содержания, формы,качества».
Однойизвоспитательныхфункцийпедагогадополнительногообразования, успешно реализующего гуманистические тенденции в работе своспитанниками,помнениюА.К.Бруднова,является«сверхзадачадополнительного образования — пробуждение у ребенка интереса к самомусебе, своему внутреннему миру и своим возможностям. И каждый долженсказать пусть маленькое, но свое слово, и тем обогатить этот мир». Педагогдополнительного образования выступает как наставник-умелец, который нетолько научит продуктивности в деятельности, но поможет ребенку в этомсложноммиренеопределенностиразобратьсявсебе,найтисвойпуть,возможно,и впрофессиональном плане.
Однойизважнейшихвсовременнойситуациисовременногодополнительного образования детей является готовность самого педагога ктворчеству.Ведьтворчествопедагогаопределяетитворческийуровеньразвитияребенка.
Особенноважновыстраиватьпрактикувзаимодействияисотрудничества с детским сообществом и каждым ребенком в отдельности.Лишьвсовместнойдеятельностипедагогадополнительногообразованияи
ребенкаможнопочувствоватьребенкуипедагогу,чтоони—субъектытворчества.
Дополнительное образование детей сегодня — это особое ценностно-смысловоежизненноепространство,вкоторомживутиразвиваютсякакдети,такипедагоги.Оно—пространство—помнениюА.Г.Асмолова
«Этошколавзросления,школавариативногоразвития,источникформированияидентичностиличности».
В современной ситуации развития дополнительного образования важнойявляется такая мотивация педагога, которая направлена на создание ресурсовдля ребенка, чтобы он мог проявить активную позицию в образовательномпроцессе.Тоестьнетолько«проходить»программу,аиузнаватьмирвокруг, вступать с ним в активный диалог и находить ответы, сомневаться иснова искать. Отсюда педагог должен обладать свободой от стереотипов ипедагогическихдогм.
В современной образовательной среде все активнее говорят о развитииуобучающихся«навыковXXIвека»черезресурсыдополнительногообразования. Современные навыки распределяют на две группы: hard skills(«твердые» навыки, связаны с конкретной профессией) и soft skills («мягкие»навыки)(Рисунок1).
Все вышеперечисленные качества воспитать и развить может педагог,которыйсампостоянноразвивается,обладаетпрофессиональнойкомпетентностью и стремитсяк постоянному профессиональному развитиюиличностномуросту.
Исследованием проблем «мягких» и «твердых» навыков в разное времязанималисьАбашкинаО.,БариноваО.В.,ГайдученкоЕ.,МарушевА.,ДавидоваВ.,ЖадькоН.В.,ЧуркинаМ.А.,ИвановД.,КанардовИ.,КлюковскаяИ.,МирошниченкоА.Н.,НовиковА.М.,ЧошановМ.А.,Чуланова О.Л., Павлова Е., Портланд Ю., Сосницкая О., Татаурщикова Д.,ШипиловВ..
Все исследователи, так или иначе, распределяют навыки на две группы:hardskills(«твердые»навыки)иsoftskills(«мягкие»навыки).Висследованияхоченьчастоможнонаблюдатьразмытостьпонятия
«компетенции»и«навыки» применительнокsoftskills иhardskills.
Компетенция-социально-трудоваяхарактеристика,совокупностьзнаний,умений,навыковипрофессионально-важныхкачеств,атакжемотивационныххарактеристикработника,обладающихэмерджентностью,необходимыхдляуспешноговыполненияработыисоответствующихтребованиямдолжности и стратегическимцелям организации.2
Навыки soft skills важны как на работе, так и в жизни. Основная частьэтих навыков используется для достижения поставленных целей. И чем вышечеловекподнимаетсяпокарьернойлестнице,темсоциальныенавыкивжизнииграютнаибольшуюроль,апрофессиональныенавыкиотходятна
второстепенный план, поэтому, как известно, 70% тренингов и различныхкурсов ориентируютсянаосвоениенавыковsoftskills.
В профессиональной сфере успех человека на 85% зависит от мягкихкомпетенций, ина 15% отжестких, поэтому частеньконасобеседованиипросят пройти тесты или задают вопросы, не имеющие практически ничегообщегоспрофессиональныминавыками,присущимиопределеннойдеятельности.
Посленазванныхкомпетенцийследуюткомпетенцияуправлениялюдьми, навыки координации и взаимодействия, эмоциональный интеллект,суждениеипринятиерешений,клиентоориентированность,умениевестипереговоры и когнитивная гибкость. Все вышеперечисленные компетенцииотносятся кsoftskills.
Согласнопоследнимисследованиям,усиливаетсяинтересработодателейк«мягкимнавыкам»,чтосоставляет93%.Этоможнообъяснитьизменениемэкономикии развитиеминформационныхтехнологий.
Какбылообозначеноранее,внаукенасегодняшнийденьнетопределеннойоднозначнойтрактовки терминаsoft skills.
Оксфордскийсловарьопределяет«мягкиенавыки»,какличныекачества человека, которые делают возможным взаимодействовать с другимилюдьмиболее эффективно и гармонично.
Исследователи рассматривают и определяют понятие «soft skills» черезпризму своего восприятия и сферы научных интересов. Однако практическивсеопределениячастичновзаимосвязаны,инекоторыеизнихтеснопереплетаютсядруг с другом.
Контент-анализ дефиниции «Soft skills» (Ивонина А.И., Чуланова О.Л.,ДавлетшинаЮ.М.)
Признакиработника, обладающего навыкамиsoft skills (поПортланду Ю.)
Направленияразвития«Soft skills»(поМамаевойС.)
Несформированныенавыки«softskills»могутразрушитькарьерулюбого специалиста, который в совершенстве обладает профессиональныминавыками.Какправило,техническиенавыкивсегдаценятсяиприветствуются, однако для повышения должности надо обладать «мягкиминавыками».
ТатаурщиковаД.всвоемисследованииотмечает,чточемвышечеловекподнимаетсяпокарьернойлестнице,тембольшеколичестваунифицированных, то есть мягких навыков, ему необходимо использовать.ДостаточнопрогнозируемымявляетсяэкспертноемнениеЛукьяноваФ.,которыйотмечает,что«мягкие»навыки-этоодноизопределенийэмоциональныхкомпетенций(эмоциональногоинтеллекта),безкоторыхникогда не добиться успеха ни в жизни, ни в работе. «Soft skills» относятся восновномк жизненнымнавыкам3.
Такимобразом,смеломожноутверждать,чтоотуровняпрофессионально-педагогическойкультурыпедагога,егоспособностикпостоянному личностному и профессиональному росту зависит и качествообразованиямолодогопоколения,егоподготовленностькжизни.Выполнениесложныхфункцийобразованиявсовременныхусловиях,связанныхсповышениемкачестваобразованияистимулированиемличностногоразвитияучащихсятребуетпостоянногосамообразованияпедагога.
1