Педагогический проект
Тема «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами техник нетрадиционного рисования»
АВТОР ПРОЕКТА:
Антонова Светлана Анатольевна,
воспитатель МБДОУ д/с № 482
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ ПРОЕКТА.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития мелкой моторики рук, а вследствии и речевого развития детей дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. И как нельзя лучше этому способствует рисование с использованием техник нетрадиционного рисования.
Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети дошкольного возраста, родители, воспитатели.
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: коллективный.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 4-7лет.
ЦЕЛЬ:Развитие у детей творческих способностей, фантазии и воображения, мелкой моторики и координации движений рук.
ЗАДАЧИ:
1.Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
2.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость.
3. Расширять возможности использования нетрадиционных техник рисования.
4.Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
5.Совершенствать навыки свободного экспериментирования с изобразительными материалами.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Развитие у детей мелкой моторики и координации движений рук
Развитие речи, мышления, памяти.
Развитие фантазии и воображения.
Сформировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА.
Создание условий.
Для работы над проектом создана содержательная предметно – развивающая среда, способствующая возникновению интереса у детей к нетрадиционным техникам рисования. В группе организованны уголок развития мелкой моторики и уголок ИЗО. В уголке ИЗО собрано множество видов бросового материала: губки для мытья посуды, ватные палочки, опавшие листья деревьев, коктейльные трубочки, одноразовые пластиковые вилки, штампики из пробок и др. В уголке развития мелкой моторики собраны игры (игры с геометрическими резинками, игры с крупами, с пуговицами), где дети могут самостоятельно подобрать себе игру по вкусу.
В родительском уголке своевременно размещается информация по темам «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук», «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук», «Игровой самомассаж для кистей и пальцев».
Создан уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей дошкольного возраста, где есть все необходимое для творчества: простые и цветные карандаши, восковые мелки, трафареты, листы бумаги и др.
КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА
Воспитатель:
1.Подбрает и изучает психолого-педагогическую литературу.
2.Разрабатывает конспекты непосредственно образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования.
4.Разрабатывает и реализовывает краткосрочный проект «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами техник нетрадиционного рисования»
5.Создает предметно-развивающую среду для реализации проекта.
Родители:
Принимают активное участие в реализации проекта: помогают педагогам создавать предметно – развивающую среду, посещают открытые занятия, консультации и праздники.
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ:
Формы проведения:
1. Рисование с применением различных нетрадиционных техник: ватной палочкой, ладошкой, набрызг, рисование по трафаретам, рисование мятой бумагой, рисование в технике «тычок сухой кистью», рисование в технике «по мокрому», рисование вилкой, рисование в технике «монотипия», экспериментирование.
2. Выставки детских работ для родителей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы.
С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Техническое оснащение:
Листы бумаги
Гуашь
Акварель
Кисточки
Трафареты
Пластиковые вилки
Баночки для воды
Бросовый материал (ватные палочки, опавшие листья деревьев, губки для мытья посуды и др.)
Салфетки
Работа с детьми по проекту.
I этап — подготовительный.
Цель: создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.
II этап — основной.
Цель: развивать мелкую моторику детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования и живописных материалов через систему занятий.
В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.
III этап — творческий
Цель: выявить уровень развития мелкой моторики детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.
Итог: выставка детских работ.
Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми дошкольного возраста:
1. Рисование ладошкой.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
2. Рисование вилкой.
Понадобятся бумага, гуашь, вилка и конечно же фантазия. Лучше всего использовать пластиковую вилку, так как она более гибкая и безопасная. Окунаем вилку в гуашь и начинаем прижимать вилку к бумаге. В этой технике можно рисовать цветы, колючки ежа, шерсть животных.
3. Монотипия.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
4. Рисование по трафарету.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и прижимает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
5. Рисование ватными палочками.
Для этого метода достаточно взять ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток.
6.Рисование в технике «тычок сухой кистью».
Подготовить кисточку к работе: держа кисточку вертикально надавить на неё – расплющить щетину и выполнить несколько круговых движений. Набрав немного краски на кисточку выполнить тычки по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками. Затем произвольными тычками заполнить поверхность внутри контура.
Кисточку при работе необходимо держать вертикально по отношению к плоскости листа бумаги и выполнять тычкообразные движения. Тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. Причём, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» получается точка. Изображения получаются объёмными и живыми за счёт многократных движений кисточки.
Тематика изображения методом тычка разнообразна. Это рисование пейзажей различных времен года, животных, птиц, снеговиков, цветов и др.
7. Рисование в технике «Набрызг».
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
8. Рисование мятой бумагой.
Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, прижимая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую налита гуашь, разведенная водой, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок обмакивает смятую бумагу в краску и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
9. Отпечаток листьями. Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
10. Рисование по мокрому.
Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.
Результат проекта.
В ходе проекта детей очень привлекли нетрадиционные техники рисования, ведь чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию мелкой моторики рук, творческого воображения и фантазии. И как следствие развитию речи, мышления и памяти.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой сухой кистью, рисование ватными палочками, рисование пальчиками или ладошками, штампинг, набрызг, монотипия и другими. Детям очень понравилось разнообразие техник, детские работы стали более интересными и разнообразными.
Моя задача – видеть каждого ребенка успешным, уверенным в себе человеком, поэтому я поощряю творческие проявления, так как любая изобразительная работа – важное условие для нормального развития ребенка. Я планирую продолжать работу по развитию мелкой моторики рук детей средствами техник нетрадиционного рисования, ведь еще столько нового и интересного таит в себе данное направление в рисовании.
Литература.
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть II. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
3. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — Просвещение, 2007.
4. Ковалицкая А. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для педагогов ИЗО / Л. М. Ковалицкая. — М.: АРКТИ, 2008. (Развитие и воспитание).
5. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
6. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. — СПб.: КАРО, 2008.
7. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
8. Шаляпина И. А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» «Сфера», 2019г.