План — конспект занятия по теме: «Гамбит Греко — Филидо́ра в королевском гамбите»
Продолжительность: 2 занятия по 90 минут.
Цель занятия:
Дать юным шахматистам представление о Гамбите Греко — Филидо́ра в Королевском гамбите.
Задачи занятия:
1.Расширить дебютный репертуар.
2.Научить оценке позиции: выделять предпосылки успешной атаки на короля.
3.Научить находить оптимальную расстановку фигур для проведения успешной атаки на короля.
4.Научить комбинировать
5.Тренировочные партии начатые гамбитом Греко — Филидо́ра в королевском гамбите.
Учебный инвентарь:
1.Демонстрационные шахматные доски — 2 шт.
2.Компьютер — 1 шт.
3.Комплект шахмат — 15 шт.
4.Столы — 15 шт.
5.Стулья — 15 шт.
Введение:
В современных шахматах мастерство защиты позиции короля существенно возросло. Но несмотря на это, королевский гамбит остаётся опасным атакующим дебютом за белых. Игра в нём имеет не только комбинационный атакующий характер, но может содержать глубокие стратегические идеи. Играют королевский гамбит и на гроссмейстерском уровне, особенно в соревнованиях по быстрым шахматам и блицу. Шахматистам позиционного стиля также полезно играть королевский гамбит, для развития фантазии и умения атаковать.
В королевском гамбите есть различные продолжения за чёрных, которые позволяют им на равных вести игру против белых.
Одно из них — гамбит Греко — Филидо́ра.Этот гамбит известен ещё по игре Джоакино Греко. Однако детальный анализ продолжения провёл в 18 веке Француа-Андре Филидор. Поэтому гамбит назван именами этих выдающихся шахматистов: Гамбит Греко — Филидора.
Гамбит широко применялся в турнирной практике 19 века. Его с успехом применяли П. Морфи, А. Андерсен, Ф. Маршалл.
Гамби́т Греко — Филидо́ра начинается ходами:
1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3g7 – g5 4.Cf1 – c4 Cf8 – g7 .
Х
од белых
Рис.1. Критическая позиция в гамбите Греко — Филидо́ра в королевском гамбите.
Белые могут продолжать игру ходами 5.d2 – d4, 5.h2 – h4 и5.0– 0.
В гамбитах Муцио, Сильвио и Мак-Доннелля ход чёрных 4. . .g5 – g4 ослаблял их защиту пешки на f4,и следовательно, облегчал белым проведение атаки на чёрного короля. В гамбите Греко — Филидора ход чёрных 4. . .Cf8 – g7 сильнее. Они занимают слоном большую чёрную диагональ и их пешка наf4защищена.
Методика проведения занятия:
Разыгрываем на демонстрационных шахматных доскахпартии начатые изучаемым вариантом.Получаем позиции показанные на диаграммах. По ним учащиеся дают оценку позиции, находят план продолжения атаки или выигрывающею комбинацию.
Продолжение 5.d2 – d4
Этим ходом белые захватывают центр с атакой на чёрного короля.
Лазар – Любитель, 1903
1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 Cf8 – g7 5.d2 – d4 g5 – g4
Рис. 2 Ход белых
Рис. 2. Ход чёрных 5...g5 – g4 слабый. Он ослабляет позицию чёрного короля. Защита которого строиться на защите пешки f4.Сильнее 5... d7 – d6.
Жертвуют коня на f3ходомCc1 : f4 с цельюосвободить вертикаль «f»от чёрных пешек и ходом 0 – 0 занимают её ладьёй.
6.Cc1 : f4 g4 : f3 7.0 – 0 f3 : g2?
Р
ис.3 Ход белых
Рис. 3. Белые захватили центр и опереди чёрных в развитии своих фигур. Ход чёрных 7... f3 : g2 плох тем, что он открывает для ладьи вертикаль«f»,чем ухудшает безопасность чёрного короля.
Cc4 : f7+. Жертвуют слона с целью раскрыть позицию чёрного короля.
Фd1 – h5+, Cf4 – d6+, Фh5 – c5+. Выдавливают чёрного короля в центр.
8.Cc4 : f7+ ! Kpe8 : f7 9.Фd1 – h5+Kpf7 – e7 10.Cf4 – d6+! Kpe7 : d6 11.Фh5 – c5+Kpd6 – e6 12.d4 – d5+ Kpe6 – e5 13.d5 – d6+ Kpe5 : e4 14.Kb1 – d2≠
Любитель — Любитель
1.e2 – e4 e7 – e5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Kg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 Cf8 – g7 5.d2 – d4 d7 – d6 6.c2 – c3 g5 – g4 7,Фd1 – b3 g4 : f3 8.Cc4 : f7+Kpe8–f8 9.Cf7 : g8?Лh8:g8 10.0 – 0?
Рис. 4 Ход чёрных
Рис. 4. Ход белых9.Cf7 : g8 плох тем, что они разменяли своего активного слона на пассивного коня чёрных. В королевском гамбите, как и в других открытых дебютах, белая пара ферзь + белопольный слон сильны в атаке на короля чёрных. Следовательно белые должны избегать размена этих фигур. После ответа чёрных 9. . . Лh8:g8ладья чёрных стала активной. Поэтому ход белых 10.0 – 0 грубая ошибка: они своего короля подставили под атаку. Очень сильны чёрные пешки f3иf4.
Сg7:d4.Жертвуют слона с шахом с целью открыть вертикаль «g».
Лg8:g2+и Лg2:h2+.Раскрывают позицию белого короля.
Фd8 – h4+, Фd8 – h4+, Фh4–g3+ и Фg3 – g1. Заматовывают белого короля.
10. . . Сg7:d4 11.c3 : d4 Лg8:g2+ 12.Kpg1 – h1 Лg2:h2+ 13.Kph1 : h2 Фd8 – h4+ 14.Kph2–g1 Фh4–g3+ 15.Kpg1 – h1 Фg3 – g1#
Продолжение5.h2 – h4
Этим ходом белые атакуют пешечную цепь чёрных f4g5 с целью вынудить ход пешки g5,чем ослабить защиту чёрного короля с последующей атакой на него. В следующей партии чемпион мира по шахматам Х. Р. Капабланка играя чёрными показал образец грамотной защиты.
Р. Раубитшек — Х. Р. Капабланка, 1906
1.e2 – e4 e7 – e5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Kg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 Cf8 – g7 5.h2 – h4 h7 – h6 6.d2 – d4 Kb8 – c6 7.c2 – c3 d7 – d6 8.0 – 0 Фd8 – e7 9.Фd1 – b3 Кc6 – d8
Р
ис.5 Ход белых
Рис. 5. Стороны не закончили развитие своих фигур. Чёрные защитили все свои слабости: конь на d8защищает пешки b7иf7,пешка h6 защищает пешку на g5,слон на g7 атакует центр белых. Поэтому их король в центре в безопасности.
10.h4 : g5 h6 : g5 11.Фb3 – b5+Сc8 – d7 12.Фb5: g5 Сg7 – f6 13.Фg5: f4
Р
ис. 6 Ход чёрных
Рис. 6. Белые атакуя чёрных, выиграли две пешки, сдвоили ферзя и ладью по вертикали«f»,нацелились на пешку f7,которую чёрные надёжно защищают. В результате игры белых открылись вертикали королевского фланга и поэтому король белых плохо защищён. Чёрные контратакуют.
Кd8 – e6. Нападают на белого ферзя, чем с темпом готовят длинную рокировку.
0 – 0 – 0. Включают ладью в игру.
Лh8 – h4, Лh4 – g4, Лd8 – g8. Атакуют позицию чёрного короля.
13. . . Кd8 – e6 14.Сc4: e6 Сd7: e6 15.e4 – e5 d6 : e5 16.Кf3: e5 0 – 0 – 0 17.Кb1 – a3 Лh8 – h4 18.Фf4 – g3 Сf6: e5 19.Фg3: e5 Лd8 – d5 20.Фe8 – g7 Лh4 – g4 21.Фg7 – h7 Кg8 – f6! 22.Фh7 – h8+Лd5 – d8 23.Фh8: f6 Лd8 – g8! 24.Лf1 – f2 Лg4: g2+! 25.Крg1 – f1 Сe6 – c4+ 26.Кa3: c4 Лg2 – g1#
Михалек — Милликан, 1991 по переписке
1.e2 – e4 e7 – e5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Kg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 Cf8 – g7 5.h2 – h4 h7 – h6 6.c2 – c3 Kb8 – c6 7.d2 – d4 d7 – d6 7.0 – 0 Фd8 – e7 9.Фd1 – b3? Kg8 – f6 10.h4 : g5 h6 : g5 11.Kf3 : g5 Kc6 : d4!!
Рис. 7 Ход белых
Рис. 7. Белые, не найдя защиту в следующих вариантах сдались.
1. вариант:
12.с3 : d4 Kf6 :e4 13.Kg5 – h3 Cg7 :d4+ 14.Kpg1 – h2 Ke4 – g5 2. вариант:
12.Cc4:f7+ Kpe8 – d8 13.Фb3 – d1 Kf6 :e4 14.Kg5 :e4 Фе7 : е4 15.Лf1 – e1 Фe4 – h7 16.c3 :d4 Фh7 – h2+ 17.Kpg1 – f1 Фh2 – h+ 18.Kpf1 – f2 Фh1 – h4+ 19.Kpf2 – f1 Cc8 – g4
Продолжение 5.0 — 0
Цатурян – Сений, 1973
1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 Cf8 – g7 5.0 – 0 d7 – d6 6.d2 – d4 h7 – h6
7.Kb1 – c3 c7 – c6 8.g2 – g3 Cc8 – h3 9.Лf1 – f2 f4 : g3?
Рис.8 Ход белых
Рис. 8.Чёрные атакуют позицию белого короля не закончив развитие своих фигур. Их ход 9. . . f4 : g3 ошибочен: открывает для белой ладьи вертикаль«f».Фигуры белых активны, они контролируют центр.
Cc4 : f7. Жертвуют слона с целью завлечь чёрного короля под двойной шах. Kf3 – e5++. Вынуждают чёрного короля идти в центр, где его атакуют белые фигурыю
10.Cc4 : f7+! Kpe8 : f7 11.Kf3–e5++ Kpf7 – e6 12.d4 – d5+!Kpe6 : e5 13.h2 : g3 Ch3 – d7 14.Cc1 – e3 c6 – c5 15.Kc3 – e2 Фd8–b6 16.Фd1 – d2 Kg8 – e7 17.Фd2– c3+ Kpe5 : e4 18.Фc3–d3+Kpe4–e5 19.Лa1 – e1! Ke7 : d5 20.Ce3– d4+ c5 : d4 21.Фd3–e4+!Kpe5 : e4 22.Ke2 – c3≠
Заключение:
Подводим итоги занятия, отмечаем обучающихся, которые активно работали на занятиях.Обращаем внимание детей на то, что гамбит Греко — Филидора надёжное продолжение за чёрных в королевском гамбите. Его необходимо включить в свой дебютный репертуар для игры в классических турнирах, а так же в турнирах с укороченным контролем времени.Анализируем интересные партии, сыгранные обучающимися данным вариантом.