Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Спорт и туризм
  3. План — конспект занятия по теме: «Гамбит Муцио в Королевском гамбите».

План — конспект занятия по теме: «Гамбит Муцио в Королевском гамбите».

В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Гамбит Муцио в Королевском гамбите». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и предложены схемы её проведения.

Предметы

Спорт и туризм

Категория

Спорт и туризм
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

План — конспект занятия по теме: «Гамбит Муцио в королевском гамбите».

Продолжительность: 3 занятия по 90 минут.

Цель занятия:

Дать юным шахматистам представление о гамбите Муцио в королевском гамбите.

Задачи занятия:

1.Расширить дебютный репертуар.

2.Научить оценке позиции: выделять предпосылки успешной атаки на короля.

3.Научить находить оптимальную расстановку фигур для успешной атаки на короля.

4.Научить комбинировать

5.Дать понимание гамбитной игры.

6.Тренировочные партии начатые гамбитом Муцио

Учебный инвентарь:

1.Демонстрационные шахматные доски — 2 шт.

2.Компьютер — 1 шт.

3.Комплект шахмат — 15 шт.

4.Столы — 15 шт.

5.Стулья — 15 шт.

Введение:

Гамбит Муцио в шахматной литературе встречается под названием гамбит Полерио или гамбит Палерио — Муцио. Является агрессивным ответвлением от королевского гамбита. Игра в нём имеет атакующий комбинационный характер. Поэтому начинающим шахматистам рекомендуется включать его в свой дебютный репертуар. Играя партии данным дебютом, они учиться атаковать и комбинировать. Он с успехом может примяться на любительском уровне при игре в блиц или рапид.

Позиция гамбита Муцио получается после ходов:

1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5 0 – 0

Р
ис.1 Позиция гамбита Муцио. Ход чёрных.

Ход чёрных 4. . . g5 – g4 нельзя назвать сильным, потому что он не развивающий и ослабляет позицию чёрного короля. В Королевском гамбите защита чёрного короля часто строиться на защите пешки f4пешкойg5.

Методика проведения занятия:

Разыгрываем на демонстрационных шахматных доскахпартии начатые изучаемым вариантом.Получаем позиции показанные на диаграммах. По ним обучаемые дают оценку позиции,находят план продолжения атаки, или выигрывающею комбинацию.

Розит – Нейштадт, 1952,

Смирнов – Тихонов, 1954

1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5 0 – 0!? g4 : f3 6.Фd1 : f3 Фd8 – f6

Рис. 2 Ход белых.

Рис. 2 чёрный король на полуоткрытой вертикали «е». Ход чёрных 6. . . Фd8 – f6 плохой, так как ферзь легко может быть атакован белыми фигурами.Белые пожертвовав коня опередили чёрных в развитии своих фигур. Они, чтобы не проиграть, обязаны активно атаковать.

e4 – e5. Жертва пешки с целью вскрытия вертикали «е».

Сс4 : f7. Жертва слона с целью лишить чёрного короля рокировки.

d2 – d4. Жертва пешки с целью вскрытия диагонали с1 — h6для введения в атаку слона с1.

Такое продолжение игры за белых называют двойной гамбит Муцио.

7.e4 – e5! Фf6 : e5 8.Сс4 : f7+!? Kpe8 : f7 9.d2 – d4 Фf6 : d4+ 10.Cc1 – e3 Фd4 – f6 11.Cc1 : f4 Cf8 – g7 12.Kb1 – c3 Kg8–e7 13.Kc3 – d5! Ke7 : d5 14.Фf3 : d5+ Фf6 – e6 15.Cf4 – d2+ Kpf7–g8


Рис.3 Ход белых.

Рис. 3. У чёрных все фигуры пассивны, а у белых - активны. Белые заканчивают партию комбинацией с жертвой ферзя.

16.Лa1 – e1 Фe6 : d5 17.Лe1 – e8+Cg7 – f8 18.Cd2 – h6 Чёрные сдались.

Широв — Липинский, 1990

1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5 0 – 0!? g4 : f3 6.Фd1 : f3 Фd8 – f6

7.e4 – e5! Фf6 : e5 8.Сс4 : f7+!? Kpe8 : f7 9.d2 – d4 Фf6 : d4+ 10.Cc1 – e3 Фd4 – f6 11.Cc1 : f4 Крf7 – e8


Рис.4 Ход белых.

Рис. 4. Фигуры чёрных, кроме ферзя, расположены на восьмой горизонтали. Открыты вертикали «е» и «f».По вертикали «f» у белых сдвоены ладья и ферзь. Они заканчивают развитие фигур ферзевого фланга и всеми фигурами атакуют чёрного короля.

Kb1 – c3 и Kc3 – d5. Централизуют коня, атакуют чёрного ферзя и поле с7.

Ла1 — е1+. Занимаем ладьёй открытую вертикаль «е».

Cf4 – d6. Открывает вертикаль «f», атакует чёрного короля.

12.Kb1 – c3 Kb8 – c6 13.Kc3 – d5 Фf6 – g6 14.Ла1 — е1+ Cf8 – e7

15.Cf4 – d6 Kpe8 – d8 16.Фf3 – f8+ Ce7 – f8 17.Cd6 – e7#

Йенсен — Уркедал, 2013

1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5 0 – 0!? g4 : f3 6.Фd1 : f3 Фd8 – f6

7.e4 – e5! Фf6 : e5 8.Сс4 : f7+!? Kpe8 : f7 9.d2 – d4 Фf6 : d4+ 10.Cc1 – e3 Фd4 – f6 11.Cc1 : f4 Cf8 – c5+ 12.Kpg1 – h1 Cc5 – d6?

Р
ис.
5 Ход белых.

Рис. 5. Ходом 12. . . Cc5 – d6 чёрные спасают фигуру от двойного удара и проигрывают партию. Им следовало вернуть чёрным одну из лишних фигур и закончить развитие своих фигур.

13.Фf3 – h5+ Фf6 – g6 14.Cf4 :d6+ Kg8 – f6 15.Фh5 – d5+ Kpf7 – g7 16.Лf1 : f6 Фg6 : f6 17.Cd6 – e5! Чёрные сдались

Вернер — Кинте, 2013 по переписке

1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5 0 – 0!? g4 : f3 6.Фd1 : f3 Фd8 – f6

7.e4 – e5! Фf6 : e5 8.Сс4 : f7+!? Kpe8 : f7 9.d2 – d4 Фе5 – f6 10.Cc1 : f4 Kg8 – f6 11.Фf2 – e2 Фf5 – g4?


Рис.6 Ход белых.

Рис. 6У чёрных на коня и слона больше, но это не имеет важное значение, так как их король стоит на открытой линии и их фигуры не развиты. Ход чёрных 11. . . Фf5 – g4 плох тем, что он позволяет белым с темпом вести атаку на короля чёрных.

12.Фе2 : g4 Kf6 : g4 13.Cf4 – e5+ Kg5 – f6? 14.Лf1:f6+ Kpf7 – e7? 15.Kb1 – c3 c7 – c6 16.Ла1 – f1 Лh8 – g8 17.Ce5 – d6+ Чёрные сдались. Мат в два хода неизбежен.

НимцовичНейман, 1899.

1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5 0 – 0!? g4 : f3 6.Фd1 : f3 Фd8 – f6

7.e4 – e5! Фf6 : e5


Рис. 7 Ход белых.

Рис. 7. Белые выбрали другое, более спокойное, продолжение: закончили развитие фигур, а потом начали атаку на чёрного короля.

d2 – d3.Открыли диагональ для слона на с1.

Kb1 – c3и Kc3 – d5. Централизовали коня.

Cc1 : f4.Ввели слона в игру.

7.d2 – d3 Cf8 – g7? 8.Kb1 – c3 Kb8 – c6 9.Cc1 : f4 Kc6 – d4 10.Фf3 – f2 d7 – d6 11.Kc3 – d5 Фf6 – d8 12.e4 – e5! c7 – c6


Рис. 8 Ход белых

Рис. 8. Белые заканчивают игру эффектной комбинацией.

13.Cf4 – g5! Фd8 – d7 14.Kd5 – c7+! Фd7 : c7 15.Cc4 : f7+ Kpe8 – d7 16.Фf2 – f5+! Kd4 : f5 17.e5 – e6≠

В следующей партии чёрные защищаются изобретательней.

ЧигоринДавыдов, 1874

1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5.0 – 0!? g4 : f3 6.Фd1 : f3 Фd8 – f6 7.e4 – e5! Фf6 : e5 8.d2 – d3 Cf8 – h6 9.Kb1 – c3 Kg8 – e7 10.Cc1 – d2 Kb8 – c6


Рис. 9 Ход белых

Рис. 9. Чёрные выстроили защиту своего короля на защите пешки f4(ходы 7. . .Фf6 : e5 и 8. . .Cf8 – h6)и перекрытии вертикали «е» (ход 9. . . Kg8 – e7). Они не закончили развитие ферзевого фланга. Позиция белых активнее. Белые продолжают атаку следующими ходами:

Лa1 – e1. Ладья с темпом занимает вертикаль «е».

Kc3 – d5.Централизуют коня

Cd2 – c3и Cc3 – f6. Слон занимает центральную горизонталь.

Конь и слон контролируют важное для атаки на чёрного короля поле f6.На которое они играют.

11.Лa1 – e1 Фe5 – f5! 12.Kc3 – d5 Kpe8 – d8 13.Cd2 – c3 Лh8 – e8

14.Cc3 – f6 Ch6 – g5 15.g2 – g4 Фf5 – g6 16.Cf6 : g5 Фg6 : g5 17.h2 – h4! Фg5 : h4 18.Фf3 : f4 d7 – d6 19.Kd5 – f6 Kc6–e5?


Рис. 9 Ход белых

Рис. 9. Чёрные ходом 19. . . Kc6–e5?позволили белым выиграть партию красивой комбинацией.

20.Лe1 : e5! d6 : e5 21.Фf4 : e5 Cc8 : g4 22.Фe5–d4+ Kpd8–c8 23.Cc4–e6+ Kpc8–b8 24.Kf6 – d7+ Kpb8 – c8 25.Kd7–c5+ Kpc8 – b8 26.Kc5–a6+ b7 : a6 27.Фd4 – b4≠

Соколов – Сахиди, 2019

1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5.0 – 0!? g4 : f3 6.Фd1 : f3 Фd8 – f6 7.e4 – e5! Фf6 : e5 8.d2 – d3 Cf8 – h6 9.Сс1 – d2 Kg8 – e7 10.Cd2 – c3


Рис.10 Ход чёрных

Рис. 10. У чёрных лишняя фигура и не развит ферзевый фланг. Король белых защищён плохо: он стоит на открытой диагонали а7 — g1и полуоткрытой вертикали «g».Белые неудачным маневром чернопольного слона (ходы 9.Сс1 – d2 и 10.Cd2 – c3) потеряли инициативу, которую перехватывают чёрные. Они создавая угрозы белому королю, заканчивают развитие своих фигур.

Фе5 — с5+, Лh8 – g8. Уводят ферзя и ладью из — под ударов с атакой на белого короля.

d7 – d5. Открывают диагональ белопольному слону с нападением на слона белых.

Kb8 – c6, Cc8 – d7. Заканчивают развитие своих фигур.

10. . . Фе5 — с5+ 11.Крg1 – h1 Лh8 – g8 12.Kb1 – d2 d7 – d5

13.Фf3 – h5 Лg8 – g6 14.Ла1 — е1 Кре8 — f8 15.Kd2 – b3 Фс5 — d6

16.Cc3 – e5 Фd6 – d8 17.Ce5 : f4 Ch6 : f4 18.Лf1 : f4 d5 : c4

19.Kb3 – d4 Фd8 – d5 20.Фh5 – e2 Kb8 – c6 21.d3 : c4 Фd5 – d6

22.Фе2 — f2 f7 – f5 23.Фf2 – e3 Фd6 – f6 24.Kd4 – b5 Cc8 – d7

Чёрные при большом материальном перевесе отразили все угрозы своему королю и закончили развитие своих фигур. Белые сдались.

В следующей партии чёрные разыграли контратаку Клинга и Горвица в двойном гамбите Муцио. Она начинается ходом 5… Фd8 e7.

ЦукертортАндерсен, 1865

1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5.0 – 0 Фd8 – е7

Рис. 11 Ход белых

Рис. 11. Ход чёрных 5…Фd8e7 пассивен и не развивает их фигуры.

Кb1 – c3 и Kc3 – d5. С темпом, нападая на чёрного ферзя, централизуют коня.

d2 – d4. Захватывают центр, открывают диагональc1 – h6.

6.Кb1 – c3 g4 : f3 7. d2 – d4 d7 – d6 8.Kc3 – d5 Фe7 – d7 9.Фd1 : f3 Kb8 – c6 10.Фf3 : f4 Kc6 – d8 11.Фf4 – g3 c7 – c6?


Рис. 12 Ход белых

Рис. 12. Фигуры чёрных пассивны и ограничиваюют своего короля. Фигуры белых активны, их слон на с4 и конь на d5образуют комвенную батарею. Конь d5 нацелен на поле f6, c которого он может нападать на короля и ферзя чёрных. Это поле защищает чёрный конь на g8.

Фg3 : g8.Уничтожают защитника.

Kd5 – f6, Kf6 : g8,Kg8 – f6+ и Kf6 : d7. Коневая мельница перемалывает чёрные фигуры.

12.Фg3 : g8! Лh8 : g8 13.Kd5 – f6+Kpe8 – e7 14.Kf6 : g8+Kpe7 – e8 15.Kg8 – f6+Kpe8 – e7 16.Kf6 : d7 Cc8 : d7 17.Cc1 – g5+ Чёрные сдались

Заключение:

Подводим итоги занятия, отмечаем обучающихся, которые активно работали на занятиях. Обращаем внимание детей на то, что белые могут смело разыгрывать Гамбит Муцио, а чёрным не желательно включать его в свой дебютный репертуар, если только они не хотят поупражняться в защите трудных позиций.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Защита Неймана в Королевском гамбите». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и выделены схемы её проведения.
0 ₽
В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Атака Маршалла в испанской партии». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведены тематические партии, оценка критической позиции с нахождением предпосылок успешной атаки на короля и выработка схемы игры.
0 ₽
В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Венская партия». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и выделены схемы её проведения.
0 ₽