План — конспект занятия по теме: «Гамбит Муцио в королевском гамбите».
Продолжительность: 3 занятия по 90 минут.
Цель занятия:
Дать юным шахматистам представление о гамбите Муцио в королевском гамбите.
Задачи занятия:
1.Расширить дебютный репертуар.
2.Научить оценке позиции: выделять предпосылки успешной атаки на короля.
3.Научить находить оптимальную расстановку фигур для успешной атаки на короля.
4.Научить комбинировать
5.Дать понимание гамбитной игры.
6.Тренировочные партии начатые гамбитом Муцио
Учебный инвентарь:
1.Демонстрационные шахматные доски — 2 шт.
2.Компьютер — 1 шт.
3.Комплект шахмат — 15 шт.
4.Столы — 15 шт.
5.Стулья — 15 шт.
Введение:
Гамбит Муцио в шахматной литературе встречается под названием гамбит Полерио или гамбит Палерио — Муцио. Является агрессивным ответвлением от королевского гамбита. Игра в нём имеет атакующий комбинационный характер. Поэтому начинающим шахматистам рекомендуется включать его в свой дебютный репертуар. Играя партии данным дебютом, они учиться атаковать и комбинировать. Он с успехом может примяться на любительском уровне при игре в блиц или рапид.
Позиция гамбита Муцио получается после ходов:
1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5 0 – 0
Р
ис.1 Позиция гамбита Муцио. Ход чёрных.
Ход чёрных 4. . . g5 – g4 нельзя назвать сильным, потому что он не развивающий и ослабляет позицию чёрного короля. В Королевском гамбите защита чёрного короля часто строиться на защите пешки f4пешкойg5.
Методика проведения занятия:
Разыгрываем на демонстрационных шахматных доскахпартии начатые изучаемым вариантом.Получаем позиции показанные на диаграммах. По ним обучаемые дают оценку позиции,находят план продолжения атаки, или выигрывающею комбинацию.
Розит – Нейштадт, 1952,
Смирнов – Тихонов, 1954
1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5 0 – 0!? g4 : f3 6.Фd1 : f3 Фd8 – f6
Рис. 2 Ход белых.
Рис. 2 чёрный король на полуоткрытой вертикали «е». Ход чёрных 6. . . Фd8 – f6 плохой, так как ферзь легко может быть атакован белыми фигурами.Белые пожертвовав коня опередили чёрных в развитии своих фигур. Они, чтобы не проиграть, обязаны активно атаковать.
e4 – e5. Жертва пешки с целью вскрытия вертикали «е».
Сс4 : f7. Жертва слона с целью лишить чёрного короля рокировки.
d2 – d4. Жертва пешки с целью вскрытия диагонали с1 — h6для введения в атаку слона с1.
Такое продолжение игры за белых называют двойной гамбит Муцио.
7.e4 – e5! Фf6 : e5 8.Сс4 : f7+!? Kpe8 : f7 9.d2 – d4 Фf6 : d4+ 10.Cc1 – e3 Фd4 – f6 11.Cc1 : f4 Cf8 – g7 12.Kb1 – c3 Kg8–e7 13.Kc3 – d5! Ke7 : d5 14.Фf3 : d5+ Фf6 – e6 15.Cf4 – d2+ Kpf7–g8
Рис.3 Ход белых.
Рис. 3. У чёрных все фигуры пассивны, а у белых - активны. Белые заканчивают партию комбинацией с жертвой ферзя.
16.Лa1 – e1 Фe6 : d5 17.Лe1 – e8+Cg7 – f8 18.Cd2 – h6 Чёрные сдались.
Широв — Липинский, 1990
1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5 0 – 0!? g4 : f3 6.Фd1 : f3 Фd8 – f6
7.e4 – e5! Фf6 : e5 8.Сс4 : f7+!? Kpe8 : f7 9.d2 – d4 Фf6 : d4+ 10.Cc1 – e3 Фd4 – f6 11.Cc1 : f4 Крf7 – e8
Рис.4 Ход белых.
Рис. 4. Фигуры чёрных, кроме ферзя, расположены на восьмой горизонтали. Открыты вертикали «е» и «f».По вертикали «f» у белых сдвоены ладья и ферзь. Они заканчивают развитие фигур ферзевого фланга и всеми фигурами атакуют чёрного короля.
Kb1 – c3 и Kc3 – d5. Централизуют коня, атакуют чёрного ферзя и поле с7.
Ла1 — е1+. Занимаем ладьёй открытую вертикаль «е».
Cf4 – d6. Открывает вертикаль «f», атакует чёрного короля.
12.Kb1 – c3 Kb8 – c6 13.Kc3 – d5 Фf6 – g6 14.Ла1 — е1+ Cf8 – e7
15.Cf4 – d6 Kpe8 – d8 16.Фf3 – f8+ Ce7 – f8 17.Cd6 – e7#
Йенсен — Уркедал, 2013
1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5 0 – 0!? g4 : f3 6.Фd1 : f3 Фd8 – f6
7.e4 – e5! Фf6 : e5 8.Сс4 : f7+!? Kpe8 : f7 9.d2 – d4 Фf6 : d4+ 10.Cc1 – e3 Фd4 – f6 11.Cc1 : f4 Cf8 – c5+ 12.Kpg1 – h1 Cc5 – d6?
Р
ис.5 Ход белых.
Рис. 5. Ходом 12. . . Cc5 – d6 чёрные спасают фигуру от двойного удара и проигрывают партию. Им следовало вернуть чёрным одну из лишних фигур и закончить развитие своих фигур.
13.Фf3 – h5+ Фf6 – g6 14.Cf4 :d6+ Kg8 – f6 15.Фh5 – d5+ Kpf7 – g7 16.Лf1 : f6 Фg6 : f6 17.Cd6 – e5! Чёрные сдались
Вернер — Кинте, 2013 по переписке
1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5 0 – 0!? g4 : f3 6.Фd1 : f3 Фd8 – f6
7.e4 – e5! Фf6 : e5 8.Сс4 : f7+!? Kpe8 : f7 9.d2 – d4 Фе5 – f6 10.Cc1 : f4 Kg8 – f6 11.Фf2 – e2 Фf5 – g4?
Рис.6 Ход белых.
Рис. 6У чёрных на коня и слона больше, но это не имеет важное значение, так как их король стоит на открытой линии и их фигуры не развиты. Ход чёрных 11. . . Фf5 – g4 плох тем, что он позволяет белым с темпом вести атаку на короля чёрных.
12.Фе2 : g4 Kf6 : g4 13.Cf4 – e5+ Kg5 – f6? 14.Лf1:f6+ Kpf7 – e7? 15.Kb1 – c3 c7 – c6 16.Ла1 – f1 Лh8 – g8 17.Ce5 – d6+ Чёрные сдались. Мат в два хода неизбежен.
Нимцович – Нейман, 1899.
1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5 0 – 0!? g4 : f3 6.Фd1 : f3 Фd8 – f6
7.e4 – e5! Фf6 : e5
Рис. 7 Ход белых.
Рис. 7. Белые выбрали другое, более спокойное, продолжение: закончили развитие фигур, а потом начали атаку на чёрного короля.
d2 – d3.Открыли диагональ для слона на с1.
Kb1 – c3и Kc3 – d5. Централизовали коня.
Cc1 : f4.Ввели слона в игру.
7.d2 – d3 Cf8 – g7? 8.Kb1 – c3 Kb8 – c6 9.Cc1 : f4 Kc6 – d4 10.Фf3 – f2 d7 – d6 11.Kc3 – d5 Фf6 – d8 12.e4 – e5! c7 – c6
Рис. 8 Ход белых
Рис. 8. Белые заканчивают игру эффектной комбинацией.
13.Cf4 – g5! Фd8 – d7 14.Kd5 – c7+! Фd7 : c7 15.Cc4 : f7+ Kpe8 – d7 16.Фf2 – f5+! Kd4 : f5 17.e5 – e6≠
В следующей партии чёрные защищаются изобретательней.
Чигорин – Давыдов, 1874
1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5.0 – 0!? g4 : f3 6.Фd1 : f3 Фd8 – f6 7.e4 – e5! Фf6 : e5 8.d2 – d3 Cf8 – h6 9.Kb1 – c3 Kg8 – e7 10.Cc1 – d2 Kb8 – c6
Рис. 9 Ход белых
Рис. 9. Чёрные выстроили защиту своего короля на защите пешки f4(ходы 7. . .Фf6 : e5 и 8. . .Cf8 – h6)и перекрытии вертикали «е» (ход 9. . . Kg8 – e7). Они не закончили развитие ферзевого фланга. Позиция белых активнее. Белые продолжают атаку следующими ходами:
Лa1 – e1. Ладья с темпом занимает вертикаль «е».
Kc3 – d5.Централизуют коня
Cd2 – c3и Cc3 – f6. Слон занимает центральную горизонталь.
Конь и слон контролируют важное для атаки на чёрного короля поле f6.На которое они играют.
11.Лa1 – e1 Фe5 – f5! 12.Kc3 – d5 Kpe8 – d8 13.Cd2 – c3 Лh8 – e8
14.Cc3 – f6 Ch6 – g5 15.g2 – g4 Фf5 – g6 16.Cf6 : g5 Фg6 : g5 17.h2 – h4! Фg5 : h4 18.Фf3 : f4 d7 – d6 19.Kd5 – f6 Kc6–e5?
Рис. 9 Ход белых
Рис. 9. Чёрные ходом 19. . . Kc6–e5?позволили белым выиграть партию красивой комбинацией.
20.Лe1 : e5! d6 : e5 21.Фf4 : e5 Cc8 : g4 22.Фe5–d4+ Kpd8–c8 23.Cc4–e6+ Kpc8–b8 24.Kf6 – d7+ Kpb8 – c8 25.Kd7–c5+ Kpc8 – b8 26.Kc5–a6+ b7 : a6 27.Фd4 – b4≠
Соколов – Сахиди, 2019
1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5.0 – 0!? g4 : f3 6.Фd1 : f3 Фd8 – f6 7.e4 – e5! Фf6 : e5 8.d2 – d3 Cf8 – h6 9.Сс1 – d2 Kg8 – e7 10.Cd2 – c3
Рис.10 Ход чёрных
Рис. 10. У чёрных лишняя фигура и не развит ферзевый фланг. Король белых защищён плохо: он стоит на открытой диагонали а7 — g1и полуоткрытой вертикали «g».Белые неудачным маневром чернопольного слона (ходы 9.Сс1 – d2 и 10.Cd2 – c3) потеряли инициативу, которую перехватывают чёрные. Они создавая угрозы белому королю, заканчивают развитие своих фигур.
Фе5 — с5+, Лh8 – g8. Уводят ферзя и ладью из — под ударов с атакой на белого короля.
d7 – d5. Открывают диагональ белопольному слону с нападением на слона белых.
Kb8 – c6, Cc8 – d7. Заканчивают развитие своих фигур.
10. . . Фе5 — с5+ 11.Крg1 – h1 Лh8 – g8 12.Kb1 – d2 d7 – d5
13.Фf3 – h5 Лg8 – g6 14.Ла1 — е1 Кре8 — f8 15.Kd2 – b3 Фс5 — d6
16.Cc3 – e5 Фd6 – d8 17.Ce5 : f4 Ch6 : f4 18.Лf1 : f4 d5 : c4
19.Kb3 – d4 Фd8 – d5 20.Фh5 – e2 Kb8 – c6 21.d3 : c4 Фd5 – d6
22.Фе2 — f2 f7 – f5 23.Фf2 – e3 Фd6 – f6 24.Kd4 – b5 Cc8 – d7
Чёрные при большом материальном перевесе отразили все угрозы своему королю и закончили развитие своих фигур. Белые сдались.
В следующей партии чёрные разыграли контратаку Клинга и Горвица в двойном гамбите Муцио. Она начинается ходом 5… Фd8 –e7.
Цукерторт – Андерсен, 1865
1.е2 – е4 е7 – е5 2.f2 – f4 e5 : f4 3.Кg1 – f3 g7 – g5 4.Cf1 – c4 g5 – g4 5.0 – 0 Фd8 – е7
Рис. 11 Ход белых
Рис. 11. Ход чёрных 5…Фd8–e7 пассивен и не развивает их фигуры.
Кb1 – c3 и Kc3 – d5. С темпом, нападая на чёрного ферзя, централизуют коня.
d2 – d4. Захватывают центр, открывают диагональc1 – h6.
6.Кb1 – c3 g4 : f3 7. d2 – d4 d7 – d6 8.Kc3 – d5 Фe7 – d7 9.Фd1 : f3 Kb8 – c6 10.Фf3 : f4 Kc6 – d8 11.Фf4 – g3 c7 – c6?
Рис. 12 Ход белых
Рис. 12. Фигуры чёрных пассивны и ограничиваюют своего короля. Фигуры белых активны, их слон на с4 и конь на d5образуют комвенную батарею. Конь d5 нацелен на поле f6, c которого он может нападать на короля и ферзя чёрных. Это поле защищает чёрный конь на g8.
Фg3 : g8.Уничтожают защитника.
Kd5 – f6, Kf6 : g8,Kg8 – f6+ и Kf6 : d7. Коневая мельница перемалывает чёрные фигуры.
12.Фg3 : g8! Лh8 : g8 13.Kd5 – f6+Kpe8 – e7 14.Kf6 : g8+Kpe7 – e8 15.Kg8 – f6+Kpe8 – e7 16.Kf6 : d7 Cc8 : d7 17.Cc1 – g5+ Чёрные сдались
Заключение:
Подводим итоги занятия, отмечаем обучающихся, которые активно работали на занятиях. Обращаем внимание детей на то, что белые могут смело разыгрывать Гамбит Муцио, а чёрным не желательно включать его в свой дебютный репертуар, если только они не хотят поупражняться в защите трудных позиций.