План — конспект занятия по теме: «Гамбит Стейница в Венской партии»
Продолжительность: 2занятия по 90 минут.
Цель занятия:
Дать юным шахматистам представление о гамбите Стейница в Венской партии.
Задачи занятия:
1.Расширить дебютный репертуар.
2.Научить оценке позиции: выделять предпосылки успешной атаки на короля.
3.Научить находить оптимальную расстановку фигур для проведения успешной атаки на короля.
4.Научить комбинировать
5.Тренировочные партии начатые гамбитом Стейница в Венской партии.
Учебный инвентарь:
1.Демонстрационные шахматные доски — 2 шт.
2.Компьютер — 1 шт.
3.Комплект шахмат — 15 шт.
4.Столы — 15 шт.
5.Стулья — 15 шт.
Введение:
Гамбит Стейница — гамбитное продолжение в дебюте Венская партия, Он впервые был применён В. Стейницем в 1867 году на турнире в Динди против Г. Неймана. Гамбит начинается ходами:
1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kb8 – c6 3.f2 – f4 e5 : f4 4.d2 – d4 Фd8 – h4+ 5.Kрe1 – e2
Ход чёрных
Рис. 1 Критическая позиция гамбита Стейница в Венской партии.
Белые стремятся создать мощный пешечный центр и после 4. …Фd8 – h4+ выиграть несколько темпов ходами Кg1 – f3 и КcЗ – d5. При этом белые вынуждены отказаться от рокировки. Стейниц считал короля сильной фигурой, способной постоять за себя в дебюте. При энергичной игре чёрные имеют хорошие шансы подорвать центр и первыми начать атаку на короля, используя трудности белых с развитием фигур королевского фланга. Игра в этой позиции не нешаблонная, насыщенная острейшими вариантами. В современной турнирной практике гамбит Стейница встречается редко. Его с успехом можно играть в любительских турнирах с укороченным контролем времени.
Методика проведения занятия:
Разыгрываем на демонстрационных шахматных доскахпартии начатые изучаемым вариантом.Получаем позиции показанные на диаграммах. По ним учащиеся дают оценку позиции, находят план продолжения атаки или выигрывающию комбинацию.
В. Стейниц — Г. Нейман, 1867
1.e2 – e4 e7 – e5 2.Кb1 – c3 Кb8 – c6 3.f2 – f4 e5 : f4 4.d2 – d4 Фd8 – h4+ 5.Kрe1 – e2 d7 – d6 6.Кg1 – f3 Сc8 – g4 7.Сc1: f4 Сg2:f3+ 8.Kpe2 : f3 Kg8 – e7 9.Cf1 – e2 0 – 0 – 0 10.Cf4 – e3 Фh4 – f6+ 11.Kpf3 – g3 d6 – d5
Р
ис. 2 Ход белых
Рис. 2.Позиция белого короля открыта. Но он в безопасности: поля рядом с ним и центр контролируют белые фигуры. У белых преимущество двух слонов. Открыта диагональ с8 — h3. Чёрные ходом d6 – d5 создали угрозу выишрыша пешки и разрушения центра белых. После чего положение белого короля ухудшиться.
Ce2–g4и Cg4 – h3. Занимают диагональ с8 — h3. e4 – e5.Профилактика угрозы чёрных. .12.Ce2–g4+Kpc8 – b8 13.e4 – e5 Фf6 – g6+ 14.Kpg3 – f2 h7 – h5 15.Cg4 – h3 f7 – f6 16.e5 : f6 Фg6 : f6+ 17.Фd1 – f3 Фf6:f3+ 16.g2 :f3 g7 – g6
Рис.
3 Ход белых
Рис. 3.Белые контролируют центр. Их пешка на d4,контролирует важное поле е5. Полуоткрыта вертикаль«g».Фигуры чёрных пассивны.
Kc3 – e2, Ke2 – f4, Kf4 – d3 и Kd3 – e5. Централизуют коня с целью контроля белых полей в лагере чёрных.
c2 – c3. Защищают пешку d4.
Лh1 – g1, Лg1 – g7 и Лa1–g1.Сдваивают лальи по вертикали «g»и берут под контроль седьмую горизонталь, чем сковывают фигуры чёрных.
19.Kc3 – e2 Ke7 – f5 20.Ch3 : f5 g6 : f5 21.c2 – c3 Cf8 – d6 22.Ce3 – f4 Kpb8 – c8 23.Лh1 – g1 Kpc8 – d7 24.Лg1 – g7+Kc6 – e7 25. Лa1–g1 Kpd7 – е6 26.Cf4 : d6 Лd8:d6 27.Ke2 – f4+ Kpe6 – f6 28.Kf4 – d3 Лd6 – b6 29.b2 – b3 Лh8 – h6 30.Kd3 – e5 Лb6 – b5
Р
ис. 4 Ход белых
Рис. 4. Белые фигуры доминируют по всей доске. Чёрная ладья b5ограничена пешками.Это позволяет белым выиграть её.
a2 – a4 иb3 – b4. Оттесняют ладью на плохую позицию.
Ke5 – d7 иKd7 – c5. И следующим ходом выигрывают ладью.
31.a2 – a4 Лb5 – a5 32.b3 – b4 Лa5 – a6 33.Ke5 – d7+ Kpf6 – e6 34.Kd7 – c5+ Черные сдались.
В. Стейниц — Л. Паульсен, 1870
1.e2 – e4 e7 – e5 2.Кb1 – c3 Кb8 – c6 3.f2 – f4 e5 : f4 4.d2 – d4 Фd8 – h4+ 5.Kрe1 – e2 d7 – d6 6.Кg1 – f3 Сc8 – g4 7.Сc1: f4 0 – 0 – 0 8.Kрe2 – e3Фh4 – h5 9.Сf1 – e2 Фh5 – a5
Р
ис. 5 Ход белых
Рис. 5. Фигуры белых развиты, они контролируют центр. У чёрных не развиты фигуры королевского фланга, их король рокирован на ферзевый фланг. Полуоткрыта вертиепль«f».
a2 – a3, b2 – b4, b4 – b5, a3 – a4. Надвигают пешки с целью оттеснить чёрного коня на с6 на худшую позицию и открыть вертикали ферзевого фланга. Лh1 – f1. Занимают вертикаль «f».
10.a2 – a3 Сg4: f3 11.Крe3: f3 Фa5 – h5+ 12.Крf3 – e3 Фh5 – h4 13.b2 – b4 g7 – g5 14.Сf4 – g3 Фh4 – h6 15.b4 – b5 Кc6 – e7 16.Лh1 – f1 Кg8 – f6 17.Kрe3 – f2 Кe7 – g6 18.Крf2 – g1 Фh6 – g7 19.Фd1 – d2 h7 – h6 20.a3 – a4 Лh8 – g8 21.b5 – b6 a7 : b6
Р
ис. 6 Ход белых
Рис. 6. Разносторонние рокировки королей. Полуоткрыты вертикали «а» и «f».У белых преимущество двух слонов. У чёрных фигуры пассивны кроме коня на f6,который не даёт белым полностью контролировать центр и белые поля королевского фланга.
Лf1: f6. Позиционная жертва ладьи за коня, после которой белые полностью контролируют центр и белые поля королевского фланга. Сe2 – g4. Занимают диагональ с8 — h3,ограничивают чёрного короля. Кc3 – d5. Централизуют коня, создают угрозы. a4 – a5 и a5 : b6. Открывают вертикаль «а», разрушают пешечное прикрытие чёрного короля.
22.Лf1: f6 Фg7: f6 23.Сe2 – g4+Kрc8 – b8 24.Кc3 – d5 Фf6 – g7 25.a4 – a5 f7 – f5 26.a5 : b6 c7 : b6 27.Кd5: b6 Кg6 – e7 28.e4 : f5 Фg7 – f7
Р
ис. 7 Ход белых
Рис. 7. Белые фигуры атакуют позицию чёрного короля: ладья контролирует вертикаль «а», конь поля а8 и с8, слоны занимают диагонали с8 — h3иb8 —h2. Не атакует чёрного короля только белый ферзь.
f5 – f6. Жертвуют пешку с целью открыть для слона диагональ с8 — h3. c2 – c4. Берут под контроль поле d5и открывают вторую горизонталь для ферзя.Фd2 – a2. Сдваивают ферзя и ладью по вертикали «а».
Кb6 – d5. Централизуют коня, создают угрозу мата.
29.f5 – f6 Кe7 – c6 30.c2 – c4 Кc6 – a7 31.Фd2 – a2 Кa7 – b5 32.Кb6 – d5 Фf7: d5 33.c4 : d5 Кb5: d4 34.Фa2 – a7+Kрb8 – c7 35.Лa1 – c1+ Кd4 – c6 36.Лc1: c6х
Стейниц — Цукерторт, 1886 1.e2 – e4 e7 – e5 2.Кb1 – c3 Кb8 – c6 3.f2 – f4 e5 : f4 4.d2 – d4 d7 – d5 5.e4 : d5 Фd8 – h4+ 6.Kрe1 – e2Фh4 – e7+ 7.Kрe2 – f2 Фe7 – h4+ 8.g2 – g3 f4 : g3+ 9.Kрf2 – g2 Кc6 :d4?
Р
ис. 8 Ход белых
Рис. 8 Чёрные атакуют позицию белого короля ферзём и конём. Остальные их фигуры не развиты и король стоит на открытой вертикали «е». Белые контролируют центр, открыты диагонали для их слонов. У белых на две пешки меньше. Они обязаны атаковать, при этом избегать не нужных разменов фигур.
h2 : g3. Открывают вертикаль «h»для ладьи.
Фd1 – e1. Занимают открытую вертикаль «е».
Сf1 – d3. Берут под контроль поле е4 для централизации коня ходом Кc3 – e4.
Cc1 – f4. Защищают пешку g3и атакуют поля с7 и d6,что важно в случае длинной рокировки чёрных.
Кg1 – f3. Развивают коня, чем усиливают контроль центра.
10.h2 : g3 Фh4 – g4 11.Фd1 – e1+Сf8 – e7 12.Сf1 – d3Кd4 – f5 13.Кg1 – f3 Сc8 – d7 14.Cc1 – f4 f7 – f6 15.Кc3 – e4Kg8 – h6
Р
ис. 9 Ход белых
Рис. 9 Фигуры белых активны. Если они походят конём е4 на f6, то нападут на короля и ферзя чёрных, при этом слон чёрных на е7 будет связан белым ферзём на е1. Чёрная пешка на g7перегружена защитой полей f6иh6.Это подсказывает идею выигрышной комбинации.
Сf4 : h6 и Лh1 : h6. Жертвую качество с целью вынудить чёрных сделать ход g7: h6и этим снять защиту с поля f6.
Кe4 : f6+ и Кf6 : g4. Белые выигрывают ферзя и партию.
16.Сf4 : h6Кf6 : h6 17.Лh1 : h6 g7: h6 18.Кe4 : f6+Kре8– f7 19.Кf6 : g4 Черные сдались.
Таубенгауз – Гальперн, 1887
1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kb8 – c6 3.f2 – f4 e5 : f4 4.d2 – d4 Фd8 – h4+ 5.Kpe1 – e2 d7 – d5 6.е4 : d5 Cc1 – g4+
7.Kg1 – f3 Cg4 : f3+ 8.g2 : f3 Фd8 – e7+ 9.Kpe2 – d3 Kc6 – b4+ 10.Kpd3 – c4 c7 – c6
Р
ис.10 Ход белых
Рис. 10. Породоксальная позиция. Король белых в центре при почти полном комплекте фигур. Но чёрные не могут его атаковать, так как их фигуры не развиты и король находиться на открытой вертикали «е» и может быть атакован белыми фигурами.
Cf1 – h3. Припятствуют рокировки чёрного короля.
Лh1 – e1. Занимают открытую вертикаль «е», связывают чёрного ферзя на е7.
11.Cf1 – h3! c6 : d5+ 12.Kpc4 – b3 Kb4 – c6 13.Лh1 – e1! Kc6 – d4+
Р
ис.11 Ход белых
Рис. 11. Чёрные намерены после отхода белого короля из под шаха пойти конём на е6, чем развязать своего ферзя на е7 и продолжить атаку на белого короля.
Фd1 : d4. Жертвуют ладью за коня с целью отразить атаку чёрных и атаковать их короля. Ответ чёрных Фe7 : e1 вынужденный. После этих ходов белый ферзь стал активным, а чёрный ферзь — пассивным.
Фd4 – a4+, Kc3 : d5, Cc1 : f4. Все фигуры атакуют чёрного короля.
14.Фd1 : d4! Фe7 : e1 15.Фd4 – a4+ b7 – b5 16.Фa4 : b5+ Kpe8 – e7
17.Фb5 – d7+Kpe7 – f6 18.Kc3 : d5+ Kpf6 – e5 19.Cc1 : f4+ Kpe5 – d4 20.Kd5 – c3+Kpd4 – c5 21.Kc3 – a4≠
Барле – Портиш, 1975
1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kb8 – c6 3.f2 – f4 e5 : f4 4.d2 – d4 Фd8 – h4+ 5.Kpe1 – e2d7 – d6 6.Kg1 – f3 Cc8 – g4 7.Cc1 : f4 0 – 0 – 0 8.Kpe2 – e3 Фh4 – h5 9.Cf1 – e2
Рис.12 Ход чёрных
Рис. 12. Позиция белых выглядит прочной. У них сильный центр, и фигуры развиты. Чёрные рокировались на ферзевый фланг, их фигуры на королевском фланге не развиты.
g7 – g5. Жертвуют пешку с целью открыть диагональf8 — h6 для слона и вертикаль «g»для ладьи и ферзя.
Kg8 – f6. Атакуют цкнтр.
Фh5 – g6,Cf8 – h6, Лh8 – g8. Занимают открытые линии.
9. . . g7 – g5! 10.Kf3 : g5Kg8 – f6 11.h2 – h3 Cg4 : e2 12.Фd1 : e2 Фh5 – g6 13.d4 – d5
Р
ис.13 Ход чёрных
Рис. 13. Ход чёрных 13.d4 – d5 уступает белым в центре чёрные поля.
Kc6 – e5. Централизуют коня, контролируют белые поля вокруг белого короля.
Kpc8–b8. Профилактический ход. Чёрные защищают пешку а7 и уводят короля от возможного промежуточного шаха.
13. . . Kc6 – e5 14.Kg5 – f3Cf8 – h6 15.Cf4 : h6 Фg6 : h6+ 16.Kpe3–f2 Лh8 – g8 17.Лh1 – g1Kpc8–b8! 18.Фe2 – d2 Фh6 – g6 19.Фd2 – f4 Kf6 – h5 20.Kf3 : e5 d6 : e5 21.Фf4 : e5 Лd8 – e8 22.Фe5 – d4Kh5 – g3 23.Лa1 – e1
Р
ис.12 Ход чёрных
Рис. Белые разменяли чернопольных слонов, чем сильнее ослабили чёрные поля в своём лагере. Позиция их короля открыта. Пешка е4 перегружена: она закрывает вертикаль «е» от чёрной ладьи е8 и защищант полеf5от коня на g3.
Kg3 – f5. Освобождают поле g3для ладьи.
Фg6–b6 и Фb6–e3, Лg8–g3. Атакуют белого короля.
23. . . Kg3 – f5! 24.Фd4–d3 Фg6–b6+ 25.Kpf2–e2 Лg8–g3! 26.Фd3 – c4 Фb6–e3+ 27.Kpe2–d1 Фe3 : g1! Белые сдались
Заключение:
Подводим итоги занятия, отмечаем обучающихся, которые активно работали на занятиях.Обращаем внимание детей на то, что гамбит Стейница в Венской партии надёжное продолжение и его можно включить в свой дебютный репертуар для игры как с классическим, так и с укороченным контролем времени.Анализируем интересные партии, сыгранные обучающимися данным вариантом.