Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Спорт и туризм
  3. План — конспект занятия по теме: «Гамбит Стейница в Венской партии».

План — конспект занятия по теме: «Гамбит Стейница в Венской партии».

В этом план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Гамбит Стейница в Венской партии». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. При анализе тематических партий приведены оценки критических позиций с нахождением предпосылок для успешной игры с выработкой планов игры.

Предметы

Спорт и туризм

Категория

Спорт и туризм
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

План — конспект занятия по теме: «Гамбит Стейница в Венской партии»

Продолжительность: 2занятия по 90 минут.

Цель занятия:

Дать юным шахматистам представление о гамбите Стейница в Венской партии.

Задачи занятия:

1.Расширить дебютный репертуар.

2.Научить оценке позиции: выделять предпосылки успешной атаки на короля.

3.Научить находить оптимальную расстановку фигур для проведения успешной атаки на короля.

4.Научить комбинировать

5.Тренировочные партии начатые гамбитом Стейница в Венской партии.

Учебный инвентарь:

1.Демонстрационные шахматные доски — 2 шт.

2.Компьютер — 1 шт.

3.Комплект шахмат — 15 шт.

4.Столы — 15 шт.

5.Стулья — 15 шт.

Введение:

Гамбит Стейница — гамбитное продолжение в дебюте Венская партия, Он впервые был применён В. Стейницем в 1867 году на турнире в Динди против Г. Неймана. Гамбит начинается ходами:

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kb8 – c6 3.f2 – f4 e5 : f4 4.d2 – d4 Фd8 – h4+ 5.Kрe1 – e2

Ход чёрных

Рис. 1 Критическая позиция гамбита Стейница в Венской партии.

Белые стремятся создать мощный пешечный центр и после 4. …Фd8h4+ выиграть несколько темпов ходами Кg1f3 и КcЗd5. При этом белые вынуждены отказаться от рокировки. Стейниц считал короля сильной фигурой, способной постоять за себя в дебюте. При энергичной игре чёрные имеют хорошие шансы подорвать центр и первыми начать атаку на короля, используя трудности белых с развитием фигур королевского фланга. Игра в этой позиции не нешаблонная, насыщенная острейшими вариантами. В современной турнирной практике гамбит Стейница встречается редко. Его с успехом можно играть в любительских турнирах с укороченным контролем времени.

Методика проведения занятия:

Разыгрываем на демонстрационных шахматных доскахпартии начатые изучаемым вариантом.Получаем позиции показанные на диаграммах. По ним учащиеся дают оценку позиции, находят план продолжения атаки или выигрывающию комбинацию.

В. Стейниц — Г. Нейман, 1867

1.e2 – e4 e7 – e5 2.Кb1 – c3 Кb8 – c6 3.f2 – f4 e5 : f4 4.d2 – d4 Фd8 – h4+ 5.Kрe1 – e2 d7 – d6 6.Кg1 – f3 Сc8 – g4 7.Сc1: f4 Сg2:f3+ 8.Kpe2 : f3 Kg8 – e7 9.Cf1 – e2 0 – 0 – 0 10.Cf4 – e3 Фh4 – f6+ 11.Kpf3 – g3 d6 – d5

Р
ис. 2 Ход белых

Рис. 2.Позиция белого короля открыта. Но он в безопасности: поля рядом с ним и центр контролируют белые фигуры. У белых преимущество двух слонов. Открыта диагональ с8 — h3. Чёрные ходом d6 – d5 создали угрозу выишрыша пешки и разрушения центра белых. После чего положение белого короля ухудшиться.

Ce2–g4и Cg4 – h3. Занимают диагональ с8 — h3. e4 – e5.Профилактика угрозы чёрных. .12.Ce2–g4+Kpc8 – b8 13.e4 – e5 Фf6 – g6+ 14.Kpg3 – f2 h7 – h5 15.Cg4 – h3 f7 – f6 16.e5 : f6 Фg6 : f6+ 17.Фd1 – f3 Фf6:f3+ 16.g2 :f3 g7 – g6

Рис.
3 Ход белых

Рис. 3.Белые контролируют центр. Их пешка на d4,контролирует важное поле е5. Полуоткрыта вертикаль«g».Фигуры чёрных пассивны.

Kc3 – e2, Ke2 – f4, Kf4 – d3 и Kd3 – e5. Централизуют коня с целью контроля белых полей в лагере чёрных.

c2 – c3. Защищают пешку d4.

Лh1 – g1, Лg1 – g7 и Лa1–g1.Сдваивают лальи по вертикали «g»и берут под контроль седьмую горизонталь, чем сковывают фигуры чёрных.

19.Kc3 – e2 Ke7 – f5 20.Ch3 : f5 g6 : f5 21.c2 – c3 Cf8 – d6 22.Ce3 – f4 Kpb8 – c8 23.Лh1 – g1 Kpc8 – d7 24.Лg1 – g7+Kc6 – e7 25. Лa1–g1 Kpd7 – е6 26.Cf4 : d6 Лd8:d6 27.Ke2 – f4+ Kpe6 – f6 28.Kf4 – d3 Лd6 – b6 29.b2 – b3 Лh8 – h6 30.Kd3 – e5 Лb6 – b5

Р
ис. 4 Ход белых

Рис. 4. Белые фигуры доминируют по всей доске. Чёрная ладья b5ограничена пешками.Это позволяет белым выиграть её.

a2 – a4 иb3 – b4. Оттесняют ладью на плохую позицию.

Ke5 – d7 иKd7 – c5. И следующим ходом выигрывают ладью.

31.a2 – a4 Лb5 – a5 32.b3 – b4 Лa5 – a6 33.Ke5 – d7+ Kpf6 – e6 34.Kd7 – c5+ Черные сдались.

В. Стейниц — Л. Паульсен, 1870

1.e2 – e4 e7 – e5 2.Кb1 – c3 Кb8 – c6 3.f2 – f4 e5 : f4 4.d2 – d4 Фd8 – h4+ 5.Kрe1 – e2 d7 – d6 6.Кg1 – f3 Сc8 – g4 7.Сc1: f4 0 0 0 8.Kрe2 – e3Фh4 – h5 9.Сf1 – e2 Фh5 – a5

Р
ис. 5 Ход белых

Рис. 5. Фигуры белых развиты, они контролируют центр. У чёрных не развиты фигуры королевского фланга, их король рокирован на ферзевый фланг. Полуоткрыта вертиепль«f».

a2 – a3, b2 – b4, b4 – b5, a3 – a4. Надвигают пешки с целью оттеснить чёрного коня на с6 на худшую позицию и открыть вертикали ферзевого фланга. Лh1 – f1. Занимают вертикаль «f».

10.a2 – a3 Сg4: f3 11.Крe3: f3 Фa5 – h5+ 12.Крf3 – e3 Фh5 – h4 13.b2 – b4 g7 – g5 14.Сf4 – g3 Фh4 – h6 15.b4 – b5 Кc6 – e7 16.Лh1 – f1 Кg8 – f6 17.Kрe3 – f2 Кe7 – g6 18.Крf2 – g1 Фh6 – g7 19.Фd1 – d2 h7 – h6 20.a3 – a4 Лh8 – g8 21.b5 – b6 a7 : b6

Р
ис. 6 Ход белых

Рис. 6. Разносторонние рокировки королей. Полуоткрыты вертикали «а» и «f».У белых преимущество двух слонов. У чёрных фигуры пассивны кроме коня на f6,который не даёт белым полностью контролировать центр и белые поля королевского фланга.

Лf1: f6. Позиционная жертва ладьи за коня, после которой белые полностью контролируют центр и белые поля королевского фланга. Сe2 – g4. Занимают диагональ с8 — h3,ограничивают чёрного короля. Кc3 – d5. Централизуют коня, создают угрозы. a4 – a5 и a5 : b6. Открывают вертикаль «а», разрушают пешечное прикрытие чёрного короля.

22.Лf1: f6 Фg7: f6 23.Сe2 – g4+Kрc8 – b8 24.Кc3 – d5 Фf6 – g7 25.a4 – a5 f7 – f5 26.a5 : b6 c7 : b6 27.Кd5: b6 Кg6 – e7 28.e4 : f5 Фg7 – f7

Р
ис. 7 Ход белых

Рис. 7. Белые фигуры атакуют позицию чёрного короля: ладья контролирует вертикаль «а», конь поля а8 и с8, слоны занимают диагонали с8 — h3иb8 —h2. Не атакует чёрного короля только белый ферзь.

f5 – f6. Жертвуют пешку с целью открыть для слона диагональ с8 — h3. c2 – c4. Берут под контроль поле d5и открывают вторую горизонталь для ферзя.Фd2 – a2. Сдваивают ферзя и ладью по вертикали «а».

Кb6 – d5. Централизуют коня, создают угрозу мата.

29.f5 – f6 Кe7 – c6 30.c2 – c4 Кc6 – a7 31.Фd2 – a2 Кa7 – b5 32.Кb6 – d5 Фf7: d5 33.c4 : d5 Кb5: d4 34.Фa2 – a7+Kрb8 – c7 35.Лa1 – c1+ Кd4 – c6 36.Лc1: c6х

Стейниц — Цукерторт, 1886 1.e2 – e4 e7 – e5 2.Кb1 – c3 Кb8 – c6 3.f2 – f4 e5 : f4 4.d2 – d4 d7 – d5 5.e4 : d5 Фd8 – h4+ 6.Kрe1 – e2Фh4 – e7+ 7.Kрe2 – f2 Фe7 h4+ 8.g2 – g3 f4 : g3+ 9.Kрf2 – g2 Кc6 :d4?

Р
ис. 8 Ход белых

Рис. 8 Чёрные атакуют позицию белого короля ферзём и конём. Остальные их фигуры не развиты и король стоит на открытой вертикали «е». Белые контролируют центр, открыты диагонали для их слонов. У белых на две пешки меньше. Они обязаны атаковать, при этом избегать не нужных разменов фигур.

h2 : g3. Открывают вертикаль «h»для ладьи.

Фd1 – e1. Занимают открытую вертикаль «е».

Сf1 – d3. Берут под контроль поле е4 для централизации коня ходом Кc3 – e4.

Cc1 – f4. Защищают пешку g3и атакуют поля с7 и d6,что важно в случае длинной рокировки чёрных.

Кg1 – f3. Развивают коня, чем усиливают контроль центра.

10.h2 : g3 Фh4 – g4 11.Фd1 – e1+Сf8 – e7 12.Сf1 – d3Кd4 – f5 13.Кg1 – f3 Сc8 – d7 14.Cc1 – f4 f7 – f6 15.Кc3 – e4Kg8 – h6

Р
ис. 9 Ход белых

Рис. 9 Фигуры белых активны. Если они походят конём е4 на f6, то нападут на короля и ферзя чёрных, при этом слон чёрных на е7 будет связан белым ферзём на е1. Чёрная пешка на g7перегружена защитой полей f6иh6.Это подсказывает идею выигрышной комбинации.

Сf4 : h6 и Лh1 : h6. Жертвую качество с целью вынудить чёрных сделать ход g7: h6и этим снять защиту с поля f6.

Кe4 : f6+ и Кf6 : g4. Белые выигрывают ферзя и партию.

16.Сf4 : h6Кf6 : h6 17.Лh1 : h6 g7: h6 18.Кe4 : f6+Kре8 f7 19.Кf6 : g4 Черные сдались.

ТаубенгаузГальперн, 1887

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kb8 – c6 3.f2 – f4 e5 : f4 4.d2 – d4 Фd8 – h4+ 5.Kpe1 – e2 d7 – d5 6.е4 : d5 Cc1 – g4+

7.Kg1 – f3 Cg4 : f3+ 8.g2 : f3 Фd8 – e7+ 9.Kpe2 – d3 Kc6 – b4+ 10.Kpd3 – c4 c7 – c6

Р
ис.
10 Ход белых

Рис. 10. Породоксальная позиция. Король белых в центре при почти полном комплекте фигур. Но чёрные не могут его атаковать, так как их фигуры не развиты и король находиться на открытой вертикали «е» и может быть атакован белыми фигурами.

Cf1 – h3. Припятствуют рокировки чёрного короля.

Лh1 – e1. Занимают открытую вертикаль «е», связывают чёрного ферзя на е7.

11.Cf1 – h3! c6 : d5+ 12.Kpc4 – b3 Kb4 – c6 13.Лh1 – e1! Kc6 – d4+

Р
ис.
11 Ход белых

Рис. 11. Чёрные намерены после отхода белого короля из под шаха пойти конём на е6, чем развязать своего ферзя на е7 и продолжить атаку на белого короля.

Фd1 : d4. Жертвуют ладью за коня с целью отразить атаку чёрных и атаковать их короля. Ответ чёрных Фe7 : e1 вынужденный. После этих ходов белый ферзь стал активным, а чёрный ферзь — пассивным.

Фd4 – a4+, Kc3 : d5, Cc1 : f4. Все фигуры атакуют чёрного короля.

14.Фd1 : d4! Фe7 : e1 15.Фd4 – a4+ b7 – b5 16.Фa4 : b5+ Kpe8 – e7

17.Фb5 – d7+Kpe7 – f6 18.Kc3 : d5+ Kpf6 – e5 19.Cc1 : f4+ Kpe5 – d4 20.Kd5 – c3+Kpd4 – c5 21.Kc3 – a4≠

БарлеПортиш, 1975

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kb1 – c3 Kb8 – c6 3.f2 – f4 e5 : f4 4.d2 – d4 Фd8 – h4+ 5.Kpe1 – e2d7 – d6 6.Kg1 – f3 Cc8 – g4 7.Cc1 : f4 0 – 0 – 0 8.Kpe2 – e3 Фh4 – h5 9.Cf1 – e2


Рис.12 Ход чёрных

Рис. 12. Позиция белых выглядит прочной. У них сильный центр, и фигуры развиты. Чёрные рокировались на ферзевый фланг, их фигуры на королевском фланге не развиты.

g7 – g5. Жертвуют пешку с целью открыть диагональf8 — h6 для слона и вертикаль «g»для ладьи и ферзя.

Kg8 – f6. Атакуют цкнтр.

Фh5 – g6,Cf8 – h6, Лh8 – g8. Занимают открытые линии.

9. . . g7 – g5! 10.Kf3 : g5Kg8 – f6 11.h2 – h3 Cg4 : e2 12.Фd1 : e2 Фh5 – g6 13.d4 – d5

Р
ис.
13 Ход чёрных

Рис. 13. Ход чёрных 13.d4 – d5 уступает белым в центре чёрные поля.

Kc6 – e5. Централизуют коня, контролируют белые поля вокруг белого короля.

Kpc8–b8. Профилактический ход. Чёрные защищают пешку а7 и уводят короля от возможного промежуточного шаха.

13. . . Kc6 – e5 14.Kg5 – f3Cf8 – h6 15.Cf4 : h6 Фg6 : h6+ 16.Kpe3–f2 Лh8 – g8 17.Лh1 – g1Kpc8–b8! 18.Фe2 – d2 Фh6 – g6 19.Фd2 – f4 Kf6 – h5 20.Kf3 : e5 d6 : e5 21.Фf4 : e5 Лd8 – e8 22.Фe5 – d4Kh5 – g3 23.Лa1 – e1

Р
ис.
12 Ход чёрных

Рис. Белые разменяли чернопольных слонов, чем сильнее ослабили чёрные поля в своём лагере. Позиция их короля открыта. Пешка е4 перегружена: она закрывает вертикаль «е» от чёрной ладьи е8 и защищант полеf5от коня на g3.

Kg3 – f5. Освобождают поле g3для ладьи.

Фg6–b6 и Фb6–e3, Лg8–g3. Атакуют белого короля.

23. . . Kg3 – f5! 24.Фd4–d3 Фg6–b6+ 25.Kpf2–e2 Лg8–g3! 26.Фd3 – c4 Фb6–e3+ 27.Kpe2–d1 Фe3 : g1! Белые сдались

Заключение:

Подводим итоги занятия, отмечаем обучающихся, которые активно работали на занятиях.Обращаем внимание детей на то, что гамбит Стейница в Венской партии надёжное продолжение и его можно включить в свой дебютный репертуар для игры как с классическим, так и с укороченным контролем времени.Анализируем интересные партии, сыгранные обучающимися данным вариантом.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Защита Неймана в Королевском гамбите». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и выделены схемы её проведения.
0 ₽
В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Атака Маршалла в испанской партии». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведены тематические партии, оценка критической позиции с нахождением предпосылок успешной атаки на короля и выработка схемы игры.
0 ₽
В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Венская партия». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и выделены схемы её проведения.
0 ₽