Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Спорт и туризм
  3. План — конспект занятия по теме «Гамбит Яниша в испанской партии»

План — конспект занятия по теме «Гамбит Яниша в испанской партии»

В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Гамбит Яниша в испанской партии». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции, дана им оценка и показан план игры. Указаны предпосылки успешной атаки на короля и способы его успешной защиты.

Предметы

Спорт и туризм

Категория

Спорт и туризм
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

План — конспект занятия по теме «Гамбит Яниша в испанской партии».

Продолжительность: 2 занятия по 90 минут.

Цель занятия:

Дать юным шахматистам представление о гамбите Яниша в испанской партии.

Задачи занятия:

1.Расширить дебютный репертуар.

2.Научить оценке позиции: выделять предпосылки успешной атаки на короля.

3.Научить находить оптимальную расстановку фигур для проведения успешной атаки на короля.

4.Научить комбинировать

5.Тренировочные партии начатые вариантом гамбит Яниша в испанской партии..

Учебный инвентарь:

1.Демонстрационные шахматные доски — 2 шт.

2.Компьютер — 1 шт.

3.Комплект шахмат — 15 шт.

4.Столы — 15 шт. 5.Стулья — 15 шт.

Введение:

Это острое гамбитное продолжение введено в практику в середине 19 века российским шахматистом Карлом Андреевичем Янишем. К. А. Яниш (23.04.1813 Выборг — 17.03.1872 Санкт — Петербург) шахматный мастер и теоретик, шахматный композитор, профессор математики и общественный деятель. В композиции онразработал теорию составления задач на обратные маты, составил ряд оригинальных этюдов с превращениями пешек в разные фигуры.В общественной деятельности он многое сделал для популяризации шахмат в России: был одним из основателей Петербурского общества любителей шахматной игры (1853), автором 2 изданий «Устава шахматной игры» (1854 и 1857 годах), редактором первого в России постоянного шахматного раздела в газете « Санкт-Петербурские ведомости» (1856 год). Гамбит Яниша в испанской партии начинается ходами: 1.e2 – e4 e7 – e5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 f7 – f5

Х
од белых

Рис 1. Критическая позиция гамбита Яниша в испанской партии.

Белые могут продолжать:

4.Кb1 – c3 (Система Дикгофа), 4.d2 – d3, 4.d2 – d4.

В этом варианте чёрные реализовывают идеи белых в королевском гамбите. Поэтому игра имеет комбинационный характер.

Методика проведения занятия:

Разыгрываем на демонстрационных шахматных доскахпартии начатые гамбитом Яниша.Получаем позиции показанные на диаграммах. По ним обучаемые дают оценку позиции,находят план продолжения атаки, или выигрывающею комбинацию.

Продолжение 4.Кb1 – c3

Беломестных – Бетин, 1962

1.e2 – e4 e7 – e5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 f7 – f5 4.Kb1 – c3 f5 : e4 5.Kc3 : e4 d7 – d5 6.Kf3 : e5 d5 : e4

7.Ke5 : c6 Фd8 – d5 8.c2 – c4 Фd5 – g5?

Рис. 2 Ход белых

Рис. 2 Ход чёрных 8. . . Фd5 – g5? типичная ошибка. Вместо того, чтобы защититься от угроз белых ходом Фd5 – d6, чёрные стремятся к выигрышу матермала.

Король чёрных открыт по всем линиям. Их королевский фланг не развит. Король и ферзь стоит под батареями: Cb5+ Kc6 иCc1 + d2. Это позволяет белым с темпом закончить развитие своих фигур и атаковать чёрного короля.

d2 – d4. Играет батарея Cc1 + d2. Белые захватывают центр, открывают диагональ слону на с1.

Фd1 – h5+ и при ответе чёрных g7–g6 белые играют Фh5 – e5+. И далее играет батарея Cb5+ Kc6.

9. d2 – d4! Фg5 : g2 10.Фd1 – h5+ g7 – g6 11.Фh5 – e5+ Kg8 – e7 12.Kc6 : e7+ Kpe8 – f7 13.Cb5 – e8+! Kpf7 : e8 14.Ke7 – d5+ Kpe8 – f7

15.Фe5 : c7+ Kpe7 – e6 16.Kd5 – f4+ С выигрышем ферзя.Чёрные сдались.

В рассмотренной партии ходы чёрных характерны для игры начинающих шахматистов.

ПенсонГуджев, 1977

1.e2 – e4 e7 – e5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 f7 – f5 4.Kb1 – c3 Kc6 – d4 5.e4 : f5 Kg8 – f6 6.0 – 0 Kd4 : b5

7.Kc3 : b5 e5 – e4 8.Лf1 – e1 Cf8 – e7 9.Kf3 – g5 c7 – c6 10.Kb5 – c3 d7 – d5 11.Kg5 – e6?

Рис. 3 Ход чёрных

Рис. 3 Белые выиграли пешку в ущерб развитию своих фигур. Чёрные контролируют центр. Поэтому белый король защищён плохо. Чёрные его атакуют.

Cc8 : e6. Размен фигур открывает вертикаль «f».

0 – 0. Уводят короля с центральной вертикали, занимают ладьёй вертикаль «f».

Ce7 – c5. Создают комбинационные угрозы, вынуждают белых ходом d3 – d4 закрыть центр, что лишает их контригры.

Cc5 – d6. Контролируют чёрные поля в центре и на королевском фланге.

Фd8 – e8 и Фe8 – g6, Лa8 – e8 и Лe8 – e6 Подключаются к атаке.

11. . . Cc8 : e6 12.f5 : e6 0 – 0 13.d2 – d3 Ce7 – c5! 14.d3 – d4 Cc5 – d6 15.Cc1 – g5 Фd8 – e8 16.h2 – h3 Фe8 – g6

17.Cg5 – e3 Лa8 – e8 18.Kc3 – e2

Р
ис. 4 Ход чёрных

Рис. 4 Все фигуры чёрных стоят на нужных полях для прямой атаки на белого короля. Они контролируют закрытый центр и важное поле f3. Фигуры белых пассивны и защита их короля ослаблена продвижением пешки «h».

Kf6 – h5 и Kh5 – g3. Открывают вертикаль «f», усиливают контроль чёрных полей.

Лf8 – f3иФg6 : e6. Угрожают разрушить пешечное прикрытие белого короля.

18. . . Kf6 – h5 19.Фd1 – d2 Лf8 – f3 20.Kpg1 – h1 Фg6 : e6 21.Ke2 – g1 Лf3 – g3!! 22. f2 – f3 е4 : f3! 23.Кg1 : f3 Лg3 : f3! 24.g2 : f3 Фe6 : h3+ 25.Kph1 – g1 Лe8 – e6 26.Лe1 – e2 Лe6 – g6+ 27.Лe2 – g2 Kh5 – g3 Белые сдались

Эта партия интересна тем, что если бы белым удалось ходом d3 : е4 разменять пешки, то открылись центральные вертикали и их слабая пешка е6 стала сильной. Защита чёрного короля ослабла в том числе из за открытой диагонали а2 — g8.Чёрные в атаке применили стандартную стратегическую идею: взяли под контроль пешкой е4 поле f3,а потом его заняли своей ладьёй.

БагировХолмов, 1961

1.e2 – e4 e7 – e5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 f7 – f5 4.Kb1 – c3 Kg8 – f6 5.Фd1 – e2 Cf8 – c5 6.e4 : f5 Фd8 – e7

7.Kc3 – e4 Kf6 : e4 8.Фe2 : e4 0 – 0 9.0 – 0 d7 – d6 10.Cb5 : c6 b7 : c6 11.d2 – d4 Cc8 : f5 12.Фe4 – e2 Cc5 – b6

13.d4 : e5

Рис. 5 Ход чёрных

Рис. 5 Чёрные контролируют вертикаль «f». У них преимущество двух слонов. Поэтому король белых защищён плохо. Чёрные атакуют его.

d6 – d5. Белые открывают диагональ а3 — f8для маневра ферзя и перекрывают диагональ а2 — g8, чтобы исключить контр атаку белых. Усиливают слабость белой пешки на е5 и берут под контроль поле е4, образуют форт пост для слона.

Cf5 – e4. Чёрные контролируют поле f3.

13. . . d6 – d5! 14. h2 – h3 Cf5 – e4 15.Kf3 – g5

Р
ис. 6 Ход чёрных

Рис. 6 Белые ходом 15.Kf3 – g5 не дали чёрным встать на поле f3.Поэтому чёрные меняют план игры. Они ходами Лf8 – f5, Лf5 : e5 и Лa8 – e8 сдваивают ладьи по вертикали «е» с целью захватить вторую горизонталь.

15. . . Лf8 – f5! 16.Kg5 : e4 Лf5 : e5 17.Фe2 – a6 Лe5 : e4 18.Cc1 – e3 Лa8 – e8 19.Ce3 : b6 c7 : b6 20.Фa6 – d3 Фe7 – f6 21.b2 – b3 h7 – h5 22.Лa1 – d1 Лe8 – e5! 23.Фd3 – c3 c6 – c5 24.Лf1 – e1? Лe4 – e2!! Белые сдались

Продолжение 4.d2 – d3

БаллаРети, 1918

1.e2 – e4 e7 – e5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 f7 – f5 4.d2 – d3 Kg8 – f6 5.0 – 0 Cf8 – c5?! 6.Cb5 – c4? d7 – d6

7.Kf3 – g5?

Рис. 7 Ход чёрных

Рис. 7 Белые дважды ходили слоном и конём и поэтому отстали в развитии своих фигур. Они рокировались на королевский фланг и тем самым подставили своего короля под атаку чёрных фигур. Белые намерены ходами Kg5 – f7 и Kf7 : h8 выиграть у чёрных ладью. В ответ чёрные вводят в атаку на белого короля все свои фигуры.

f5 – f4. Ограничивают слона с1 и открывают слона с8.

Cc8 – g4 и Kc6 – d4 Берут под контроль поля е2 и f3 с последующим намерением играть на эти поля.

7. . . f5 – f4!! 8.Kg5 – f7 Фd8 – e7 9.Kf7 : h8 Cc8 – g4! 10.Фd1 – d2 Kc6 – d4 11.Kpg1 – h1 Kd4 – f3! 12.Фd2 – a5

Р
ис. 8 Ход чёрных

Рис. 8 Белые выиграли ладью, но все их фигуры пассивны. Они не атакуют позицию чёрных и не защищают своего короля. Чёрные фигуры активны. Слоны и конь на f3атакуют позицию белого короля. Чёрным остаётся ввести в атаку коня на f6и ферзя.

Kf6 : e4. Создают угрозы: разрушения пешечной цепи белых ходом Ke4 : f2+ и матовой атаки ходом Фe7 – h4

12. . . Kf6 : e4! 13.g2 – g3 Ke4 : f2+ 14.Лf1 : f2 Cc5 : f2 15.Kph1 – g2 f4 : g3 16.h2 : g3 Cf2 : g3! 17.Фa5 – b5+ c7 – c6 18.Фb5 – b4 Фe7 – h4 19.Cc4–f7+Kpe8 – e7! 20.Фb4 : b7+Kpe7 – f6 Белые сдались

Продолжение 4.d2 – d4

Цайссль — Вальтер фон Вальхоффен, 1898

1.e2 – e4 e7 – e5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 f7 – f5 4.d2 – d4 f5 : e4 5.Кf3: e5 Kc6: e5 6.d4 : e5


Рис. 9 Ход чёрных

Рис. 9. Белые неудачно разыграли дебют. Размен коней ослабил их королевский фланг, плохо стоит слон на b5, слабая пешка на е5. (Надо заметить, что белая пешка на е5 сковывает развитие чёрных фигур) Открыта лиагональ а5 — е1. Чёрные пользуются этим для захвата центра.

с7c6. Нападая на слона, открывают диагональ а5 — d8.

Фd8 – а5. Нападают на короля и пешку е5.

Фa5: e5. Выигрывают пешку.

d7 – d5. Чёрные полностью захватывают центр и открывают диагональ с8 — h3.

6. . . с7c6! 7.Cb5 – c4Фd8 – а5+ 8.Kb1 – c3 Фa5: e5 9.0—0 d7 – d5 10.Cc4 – b3?

Р
ис. 10 Ход чёрных

Рис. 10. Ход белых 10.Cc4 – b3 ошибочен. Сильнее было ходом 10.Cc4 – е2 взять под контроль белые поля королевского фланга, чем усилить защиту белого короля. Чёрные, развивая свой королевский фланг, атакуют короля белых.

Kg8 – f6. Берут под контроль белые поля королевского фланга.

Cf8 – d6. Создают угрозу мата. Защищаясь от неё ходом 12.g2 – g3, белые сильнее ослабили в своём лагере контроль белых полей.

Cc8 – g4 иСg4 – f3. Контролируют белые поля рядом с белым королём.

Фe5 – h5 и Фh5 – h3, Kf6 – g4. Создают угрозы мата.

10. . .Kg8 – f6 11.Cc1 – e3Cf8 – d6 12.g2 – g3 Cc8 – g4 13.Фd1 – d2Сg4 – f3 14.Ce3 – f4 Фe5 – h5! 15.Kc3 – d1 Фh5 – h3 16.Kd2 – e3Kf6 – g4! 17.Лf1 – e1 Фh3: h2+ 18.Крg1 – f1Фh2 – h1#

Заключение:

Подводим итоги занятия, отмечаем обучающихся, которые активно работали на занятиях.Обращаем внимание детей на то, что атаку Гамбит Яниша в испанской партии необходимо включить в свой дебютный репертуар для игры в классических турнирах, а так же в турнирах с укороченным контролем времени.Анализируем интересные партии, сыгранные обучающимися данным вариантом.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Защита Неймана в Королевском гамбите». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и выделены схемы её проведения.
0 ₽
В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Атака Маршалла в испанской партии». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведены тематические партии, оценка критической позиции с нахождением предпосылок успешной атаки на короля и выработка схемы игры.
0 ₽
В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Венская партия». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и выделены схемы её проведения.
0 ₽