Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Спорт и туризм
  3. План — конспект занятия по теме: «Классическое продолжение в защите двух коней»

План — конспект занятия по теме: «Классическое продолжение в защите двух коней»

В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Классическим продолжением в защите двух коней». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и выделены схемы её проведения. План — конспект составлен на четыре занятия по девяносто минут каждое.

Предметы

Спорт и туризм

Категория

Спорт и туризм
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

План — конспект занятия по теме:

«Классическое продолжение в защите двух коней».

Продолжительность: 7 занятий по 90 минуткаждое.

Цель занятия:

Дать юным шахматистам представление о классическом продолжении в защите двух коней.

Задачи занятия:

1.Расширить дебютный репертуар.

2.Научить оценке позиции: выделять предпосылки успешной атаки на короля.

3.Научить находить оптимальную расстановку фигур для проведения успешной атаки на короля.

4.Научить комбинировать

5.Тренировочные партии начатые классическим продолжением в защите двух коней.

Учебный инвентарь:

1.Демонстрационные шахматные доски — 2 шт.

2.Компьютер — 1 шт.

3.Комплект шахмат — 15 шт.

4.Столы — 15 шт.

5.Стулья — 15 шт.

Введение:

Классическое продолжение в защите двух коней по сложности и разнообразию тактических и стратегических идей не уступает многим дебютам. Огромный вклад в теорию этого продолжения внёс русский шахматист М. И. Чигорин.(12.11.1850. Санкт-Петербург — 25.01.1908. Люблин). Поэтому этот вариант часто называют гамбитом Чигорина, или вариантом Чигорина, или системой Чигорина. Классическое продолжение начинается ходами:

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6 4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – а5

Х
од белых.

Рис. 1 Критическая позиция классического продолжения в

защите двух коней.

Оно считается лучшим продолжением на выпад белого коня 4.Kf3 – g5.Лучшим продолжением за белых в позиции на рис. 1 считаются ходы: 6.d2 – d3, и 6.Сс4 – b5+.

Методика проведения занятия:

Разыгрываем на демонстрационных шахматных доскахпартии начатые изучаемым вариантом.Получаем позиции показанные на диаграммах. По ним обучаемые дают развёрнутуюоценку позиции, находят и обосновывают план продолжения атаки, или выигрывающею комбинацию.

Продолжение 6.d2 – d3

ФилдТеннер, 1934

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6 4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – а5 6.d2 – d3 h7 – h6

7.Kg5 – f3 e5 – e4 8.Фd1 – e2 Ka5 : c4 9.d3 : c4 Cf8 – с5 10.0 – 0?

Рис. 2 Ход чёрных

Рис. 2. У чёрных преимущество двух слонов, они контролируют центр. Ферзевый фланг белых не развит и белые поля на королевском фланге у них слабы. Поэтому король белых защищён плохо.

0 – 0.Развязывают пешку на е4 и этим берут под контроль важное поле f3.

Cc8 – g4и Cg4 – f3, Фd8 – d7 и Фd7 – g4, Kf6 – h5 иKh5 – f4. Атакуют белого короля по белым полям.

10. . . 0 – 0 11.Kf3 – d2 Cc8 – g4 12.Фе2 – e1 Фd8 – d7

13.Kd2 – b3 Cg4 – f3! 14.Cc1 – f4 Фd7 – g4 15.Cf4 – g3 Kf6 – h5! 16.Kb3 : c5 Kh5 – f4 17.Kc5 : e4 Фg4 – h3 Белые сдались

Брагин – Серябриков, 1973

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6 4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.d2 – d3 h7 – h6

7.Kg5 – f3 e5 – e4 8.Фd1 – e2 Ka5 : c4 9.d3 : c4 Cf8 – e7?! 10.Kf3 – d2?! 0 – 0 11.Kd2 : e4?


Рис.3 Ход чёрных

Рис. 3 Белые потеряли темп на выигрыш пешки е4 и поэтому отстали в развитии. Их король в центре на откоытой вертикале «е».

Kf6 : e4.Разменивают пассивного чёрного коня на активного белого коня.

Ce7 – b4.Лишают короля белых рокировки.

Лf8 – e8. Занимают открытую вертикаль «е».

11. . . Kf6 : e4 12.Фe2 : e4 Ce7 – b4+ 13.Kpe1 – d1 Лf8 – e8 14.Фe4 – d4 Cc8 – f5 15.f2 – f3 Лe8 – e4!! 16.Фe4 – f2 Лe4 : c4

17.c2 – c3 Фd8 : d5+ 18.Kb1 – d2 Лc4 : c3! Белые сдались

А. Обуховский – Ю. Гусев, 1975

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6 4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – а5 6.d2 – d3 h7 – h6

7.Kg5 – f3 e5 – e4 8.Фd1 – e2 Ka5 : c4 9.d3 : c4 Cf8 – d6 10.Kb1 – c3?

Рис. 4 Ход чёрных

Рис. 4. Белые допустили ошибку позволив чёрным разменять своего коня на их белопольного слона. Позиция открытая, поэтому преимущество двух слонов у чёрных имеет значение. У чёрных на пешку меньше. и их пешка е4 динамична.

0 – 0.Уводят короля из под связки, создали угрозу выигрыша белого коня.

Cc8 – g4.С темпом вводим слона в атаку.

Лf8 – e8. Ладья по вертикали «е» защищает пешку е4, чем усиливает опасность её продвижения для белых.

10. . . 0 – 0 11.Kf3 – d4 Cc8 – g4! 12.Фе2 – e3 Лf8 – e8

13.h2 – h3? Cg4 – f3! 14.0 – 0?

Рис. 5 Ход чёрных

Рис. 5 Чёрные контролируют центр и королевский фланг белых. Поэтому ход белых 14.0 — 0 грубая ошибка: их король попадает под атаку.

Kf6 – g4.Нападая на белого ферзя конь открывает диагональd8 – h4 для чёрного ферзя. Белые не могут брать коня пешкой h3из — за мата в несколько ходов.

Фd8 – h4. С различными угрозами.

14. . . Kf6 – g4! 15.Фe3 – e1 Фd8 – h4 16.Kd4 : f3 e4 : f3 17.Kc3 – e4

Рис. 6 Ход чёрных

Рис. 6 Ход белых 17.Kc3 – е4 позволил чёрным закончить партию эффектной комбинацией.

Белая пешка f2атакована чёрными ферзём и конём. Она защищена четырьмя белыми фигурами. Ферзь белых перегружен: защищает коня е4 и пешкуf2.

Cd6 –h2+.Вынуждают белого короля снять защиту с пешки f2.

Лe8 : e4.Уничтожают защитника, отвлекают белого ферзя от защиты пешки f2.

17. . . Cd6 – h2+ 18.Kpg1 – h1 Лe8 : e4! 19.Фe1 : e4 Kg4 : f2+ 20.Лf1 : f2 Фh4 : f2! Защиты от мата нет. Белые сдались.

Партия показывает как важно при атаке на короткую рокировку белого короля чёрным занятьсвоей пешкой или фигурой поле f3.

Соколов-Могордоев, 1959

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.d2 – d3 h7 – h6 7.Kg5 – f3 e5 – e4 8.Фd1 – e2 Ka5 : c4 9.d3 : c4 Cf8 – c5

10.h2 – h3? O – O 11.Kf3 – h2?

Р
ис.
7 Ход чёрных

Рис. 7 Ходы белых 10.h2 – h3 иKf3 – h2 потеря темпов. У них король в центре и не развит ферзевый фланг. Фигуры чёрных развиты лучше: их король рокировался, они контролируют центр и их пешка е4 подвижна. Следовательно чёрные должны атаковать.

e4 – e3. Жертвуют пешку с целью освободить поле е4 для коня, ослабить чёрные поля в лагере белых.

Kf6 – e4 и Фd8 – f6. Создают угрозы выигрыша материала.

11. . . e4 – e3 12.Cc1 : e3 Cc5 : e3 13.f2 : e3 Kf6 – e4 14.Kh2 – f1Фd8 – f6! 15.c2 – c3

Р
ис.
8 Ход чёрных

Рис. 8. Фигуры белых по прежнему не развиты, их король в центре. Пешка е3 слабая и плохо защищает белого короля. Чёрные ферзь и конь доминируют. Вертикали «е» и «f» полуоткрыты. По ним чёрные должны продолжать атаку на белого короля.

Cc8 – f5. Контролирует диагональ b1 – h7 и играет по ней.

Фf6 – e5. Централизуют ферзя. Он атакует пешку е3 и контролирует поле g3,что позволяет чёрным ходом Кe4 – g3 атаковать белого короля.

Лa8 – e8. Сдваиваем ладью и ферзя, усиливаем давление на пешку е3.

f7 – f5 и f5 – f4. Продвигаем пешку с целью её размена для вскрытия вертикали.

  1. . . Cc8 – f5 16.Фe2 – f3 Фf6 – e5 17.Кf1 – d2 Кe4 – g3 18.Лh1 – g1 Сf5 – d3 19.Kрe1–f2f7 – f5! 20.Лg1 – e1Лa8 – e8 21.Фf3 : g3 f5 – f4 22.Фg3 – h4g7 – g5 23.Фh4 : h6 f4 : e3+ 24.Kрf2–g1Фe5 – g325.Лe1 – f1Лf8 – f2! Белые сдались.

Цимзе — Губат. 1976

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.d2 – d3 h7 – h6 7.Kg5 – f3 e5 – e4 8.Фd1 – e2 Ka5 : c4 9.d3 : c4 Cf8 – c5

10.0 0 0 0 11.Kf3 d2

Р
ис.
9 Ход чёрных

Рис. 9. Фигуры белых на ферзевом фланге не развиты, их короля закрывают пешки. Поэтому он защищён плохо. Белые создали угрозу выигрыша сильной чёрной пешки на е4. Чёрные не закончили развитие своих фигур, поэтому они не защищают пешку на е4, а заканчивают развитие фигур ходами Cс8 g4 и Фd8d7.

11. . . Cс8 g4 12.Фе2 е1Фd8d7 13.Kd2: e4 Kf6: e4 14Фe1:е4

Р
ис. 10 Ход чёрных

Рис. 10. Белые выиграли пешку на е4, но сильнее отстали в развитии фигур и открыли вертикаль «е», чем пользуются чёрные.

Ла8 е8, Лe8 е7и Лf8e8.Занимают открытую вертикаль «е».

Лe7 е1и Лe8е2.Атакуют короля белых.

14. . . Ла8 е8 15.Фe4f4Cg4e2 16.Kb1c3 Ce2: f1 17.Крg1: f1 Лe8е7 18.Кc3е4Лf8e8 19.f2f3 f7f5 20.Ke4: c5 Лe7е1+ 21.Крf1f2Лe8е2+ 22.Крf2g3Фd7f7! Белые сдались.

Образцов – Казначеев, 19781979

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.d2 – d3 h7 – h6 7.Kg5 – f3 e5 – e4 8.Kf3 – d4 c7 – c6 9.0 0 Cf8 – d6

10.Kb1 – d2 c6 – c5 11.Kd4 – b5 Cd6: h2+ 12.Крg1: h2 Kf6 – g4+ 13.Крh2 – g1 Фd8 – h4

Рис. 11 Ход белых

Рис. 11. Чёрные создали угрозу мата королю белых. Король чёрных на полуоткрытой вертикали «е» и поэтому защищён плохо. У белых на фигуру больше. Следующими ходами белые защищают своего короля и контратакуют короля чёрных.

Kg1 – f3.Жертвуя коня белые защищаются от угрозы мата. Принятие чёрными жертвы ходом 14. . . e4 : f3 открывает вертикаль «е».

Лf1 – е1. Занимают открытую вертикаль, лишают короля чёрных рокировки и освобождают поле f1для короля, чем защищают его от угрозы мата.

Фd1: f3. Выигрывают пешку, которая создавала угрозы королю белых.

14.Kg1 – f3 e4 : f3 15.Лf1 – е1+ Крe8 – d8 16.Фd1: f3 a7 – a6 17.Kb5 – c3 Фh4 – h2+ 18.Крg1 – f1 Kg4 – e5

Рис. 12 Ход белых

Рис. 12. Белые не закончили развитие своих фигур. Ходом 18. . . Kg4 – e5 чёрные создали белым различные угрозы. У белых есть чернопольный слон, а у чёрных — нет. Поэтому чёрным трудно контролировать чёрные поля.

Лe1 : е5.Жертвуя ладью за коня, белые защищаются от угроз чёрных.

Сc1 – f4и Фf3 – g3. Сдваивают слона и ферзя по диагонали b8 – h2

Лa1 – е1. Занимают открытую вертикаль «е».

19.Лe1 : е5! Фh2: е5 20.Сc1 – f4 Фe5 – f6 21.Фf3 – g3 Ka5: c4 22.d3 : c4 Cс8 f5 23.Cf4 b8! Фf6 – е7 24.Лa1 – е1 Фe7 – d7 25.Kc3 – a4 Лh8 – е8 26.Сb8 – с7+! Чёрные сдались.

Продолжение 6.Сс4 – b5+

Получаем критическую позицию после ходов:

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6 4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – а5 6.Сс4 – b5+c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6

Х
од белых

Рис. 13 Критическая позиция классического продолжения в

защите двух коней.

Рис. 13. В этой позиции у белых выбор между ходами:

8.Cb5 – a4, 8.Фd1 – f3 и 8.Cb5 – e2.

Продолжение 8.Cb5 – a4

ЛюбительЛюбитель

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6 4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – а5 6.Сс4 – b5+c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6 8.Cb5 – a4 h7 – h6 9.Kg5 – f3 e5 – e4 10.Фd1 – e2 Cc8 – e6 11.Kf3 – e5

Рис. 14 Ход чёрных

Рис. 14. У белых слабый королевский фланг, не защищены слон а4 и конь е5, не развит ферзевый фланг. Король чёрных открыт, но защищён хорошо: поля вокруг него контролируют чёрные фигуры. У чёрных на пешку меньше и хуже пешечная конфигурация. Они обязаны атаковать белого короля, иначе проиграют.

Фd8 – d4. Напали на слона и коня, создали угрозу выигрыша фигуры.

Cf8 – c5.Сдвоили ферзя и слона по диагонали а7 — g1,для атаки поля f2.

11. . . Фd8 – d4! 12.Ca4 : c6+ Ka5 : c6 13.Фe2 – b5 Cf8 – c5! 14.Фb5 : c6+ Kpe8 – e7 15.Фc6 – b7+ Kpe7 – d6 16.f2 – f4


Рис. 15 Ход чёрных

Рис. 15 Белые пытаются защитить коня е5. Их ход 16.f2 – f4, ошибка, так как он позволяет чёрным, разменяв пешки, раскрыть позицию белого короля.

e4 : f3.Создали угрозу выигрыша коня.

Фd4 – f2+. Лишили белого короля рокировки.

Фf2 : g2. Создали угрозу выигрыша ладьи

Ce6 – g4.Связали коня с матовой атакой на белого короля.

16. . . e4 : f3 17.Ke5 : f3 Фd4 – f2+ 18.Kpe1 – d1 Фf2 : g2 19.Лh1 – e1 Ce6 – g4 20.Фb7 – a6+ Kpd6 – c7 21.Фa6 – a5+ Cc5 – b6 22.Фa5 – e5+Kpc7 – b7 23.Фe5 – е7+ Kpb7 – c8 Белые сдались.

Продолжение 8.Фd1 – f3

ЗихерлКжишник, 1956

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6 4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – а5 6.Сс4 – b5+c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6 8.Фd1 – f3


Рис. 16 Ход чёрных

Рис. 16. Ходом 8.Фd1 – f3 белые создали угрозу выигрыша ладьи и связав пешку с6 защитили слона.

Лa8 – b8. С нападением на слона b5чёрные развязали пешку с6.

Cf8 – e7и 0 — 0. Заканчивают развитие фигур.

8. . . Лa8 – b8! 9.Cb5 : c6+ Ka5 : c6 10.Фf3 : c6+ Kf6 – d7

11.d2 – d3 Cf8 – e7 12.Kg5 – f3 0 – 0 13.Фc6 – e4

Рис. 17 Ход чёрных

Рис. 17 У белых на две пешки больше. Их чёрные пожертвовали ради быстрейшего развития своих фигур. Король белых не рокирован, их ферзь в центре и белые фигуры ферзевого фланга не развиты. Чёрные закончили развитие своих фигур. Они контролируют центр, диагонали и вертикаль «b».Их пешка е5 подвижна. Они должны играть в центре с целью вскрытия центральных вертикалей для атаки на белого короля.

Лb8 – b4. С нападением на ферзя играют по четвёртой горизонтали. Важен контроль поля е4.

e5 – e4.Жертва пешки с целью открытия центральных вертикалей.

Kd7 – c5.Чёрные угрожают отыграть пешку, взяли под контроль поле е6.

Cc8 – a6.Нападают на ферзя, препятствуют рокировке белого короля.

Фd8 – a5. Угрожают выиграть пешку е4.

Kc5 : e4. Отыгрывают пешку и создают различные угрозы. Позиция белого короля полностью раскрыта.

13. . . Лb8 – b4! 14.Фe4 – e2 e5 – e4! 15.d3 : e4 Kd7 – c5 16.Kb1 – c3 Cc8 – a6 17.Фe2 – d1 Фd8 – a5 18.Kf3 – d2Kc5 : e4 Белые сдались.

Дурао – Принс, 1954

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – а5 6.Сс4 – b5+c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6 8.Фd1 – f3 c6 : b5?! 9.Фf3 : a8 Фd8 – d7

10.b2 – b4 Ka5 – c6 11.a2 – a4 Kc6 : b4 12.0 – 0 Kb4 : c2

Рис. 18 Ход белых

Рис. 18. Король чёрных в центре защищён плохо: его позиция открытая и короткая рокировка не подготовлена. Чёрные отстали в развитии. Они потратили ходы на выигрыш пешек ферзевого фланга, чем открыли вертикаль «с» и диагональ а1 — h8 для атаки на их короля. У чёрных пешка е5 слабая. Нападая на неё белые ведут атаку на чёрного короля.

Cc1 – b2и Фа8 – b8. Атакуют пешку е5 с целью открыть вертикаль «е».

Лf1 – c1. Занимают открытую вертикаль «с» с угрожают выиграть фигуру.

13.Cc1 – b2! b5 – b4 14.Лf1 – c1 b4 – b3 15.Фа8 – b8 Фd7 – b7

16.Фb8 : e5+ Cf8 – e7 17.Kb1 – a3 0 – 0 18.Ka3 : c2 b3 : c2 19.Лc1 : c2 Ce7 – d8

Рис. 19 Ход белых

Рис. 19. Король чёрных на королевском фланге защищён плохо. Его прикрывают конь f6и пешки королевского фланга. Остальные фигуры чёрных на ферзевом фланге. У белых минимальное качество: ладья за слона и пешку. Их фигуры стоят активно: у них фигурное превосходство на королевском фланге, ферзь и слон сдвоены по диагонали а1 — h8,ладья с2 контролирует вертикаль «с». Не активна у белых ладья а1.

Лa1 – a3 и Kg5 – e4. Заканчивают выстраивать фигуры для проведения матовой комбинации.

20.Kg5 – e4 Фb7 – a8 21.Лa1 – a3 Cc8 – b7 22.Ke4 : f6+ Cd8 : f6 23.Фe5 : f6 g7 : f6 24.Лa3 – g3+ Kpg8 – h8 25.Cb2 : f6≠

ЛюбительЛюбитель

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.Сс4 – b5+ c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6 8.Фd1 – f3 c6 : b5?! 9.Фf3 : a8 Фd8 – d7

10.Фa8 – f3

Рис. 20 Ход чёрных

Рис. 20. Чёрные пожертвовали ладью и пешку за слона белых и опередили их в развитии фигур.Чёрные стоят лучше: открыты диагонали для слонов и подвижна пешка е5. Это позволяет им быстрее развить фигуры и захватить центр.

Cc8 – b7. С нападением на белого ферзя захватывают большую белую диагональ.

Cf8 – e7.Подготавливают рокировку.

h7 – h6 иe5 – e4. Оттесняют белого коня на первую горизонталь.

Ka5 – c6и Kc6 – e5. Централизуют коня.

10. . . Cc8 – b7 11.Фf3 – e2 Cf8 – e7 12.0 – 0 Ka5 – c6

13.c2 – c3 h7 – h6 14.Kg5 – f3 e5 – e4 15.Kf3 – e1 Kc6 – e5

16.d2 – d4

Рис. 21 Ход чёрных

Рис. 21. Ферзевый фланг белых не развит. У чёрных фигурное большинство на королевском фланге, подвижная пешка на е4, централизован конь на е5 и белопольный слон занимает большую диагональ. Поэтому белый король защищён плохо.

Ke5 – f3+. Жертвуют коня с целью вскрыть позицию белого короля, открыть вертикаль «е» и захватить поле f3,контроль которого важен при атаке на белого короля.

0 — 0, Лf8 – e8, Ce7 – d8 и Лe8 : e1. Цель этих ходов убрать коня е1, который защищал позицию белого короля.

16. . . Ke5 – f3+! 17.g2 : f3 e4 : f3 18.Фe2 – e5 0 – 0

19.Cc1 – f4 Лf8 – e8 20.Kb1 – d2? Ce7 – d8 21.Фе5 – b8 Лe8 : e1!

22.Ла1 : e1Фd7 – h3 Белые сдались.

ШайдулинВитомскис, 1957

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.Сс4 – b5+ c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6 8.Фd1 – f3 c6 : b5?! 9.Фf3 : a8 Фd8 – d7

10.Фa8 – f3

Рис. 22. Ход чёрных

Рис. 22. У белых минимальный материальный перевес: ладья за слона и пешку. Они не развили фигуры ферзевого фланга. Чёрные также не закончили развитие своих фигур. У них преимущество двух слонов и они обязаны атаковать.

Cc8 – b7.Нападая на ферзя, занимают диагональ а8 — h1.

Cf8 – e7.Подготавливают рокировку и прикрывают короля по вертикали «е».

Ka5 – c6и Kc6 – e5. Переводят коня на активную позицию.

h7 – h6 и e5 – e4. Оттесняют коня на пассивную позицию.

10. . . Cc8 – b7 11.Фf3 – e2 Cf8 – e7 12.0 – 0 Ka5 – c6

13.c2 – c3 h7 – h6 14.Kg5 – f3 e5 – e4 15.Kf3 – e1 Kc6 – e5

16.d2 – d4

Рис. 23. Ход чёрных

Рис. 23. Ферзевый фланг белых не развит. У чёрных фигурное большинство на королевском фланге, подвижная пешка на е4, централизован конь на е5 и белопольный слон занимает диагональ а8 — h1. Поэтому чёрные хорошо контролируют важное поле f3.Следовательно король белых защищён плохо.

Ke5 – f3. Жертвуют коня с целью раскрыть позицию короля белых.

g2 : f3.Берут под контроль поле g2.

0 – 0 и Лf8 – e8. Занимают открытую вертикаль «е».

Лf8 – e8. Открывают ладью.

16. . . Ke5 – f3+! 17.g2 : f3 e4 : f3 18.Фe2 – e5 0 – 0

19.Cc1 – f4 Лf8 – e8 20.Kb1 – d2? Ce7 – d8 21.Фf4 – b8

Р
ис. 2
4. Ход чёрных

Рис. 24. Король чёрных хорошо защищён и их фигуры активны. Король белых плохо защищён и их фигуры пассивны.

Лe8 : e1. Жертвуя ладью за коня, чёрные берут под полный контроль поле g2и этим создают угрозу мата королю белых. В партии белые ходом 22.Cf4 – e3 открыли ферзю поле g3и он защищает короля белых от угрозы мата.

Kf6 – h5.Берут под контроль поле g3,чем лищают чёрных удовлетворительной защиты.

21. . . Лe8 : e1! 22.Cf4 – e3 Kf6 – h5! 23.Фb8 : d8+ Фd7 : d8 24.Лa1 : e1 Фd8 – h4 25.Kpg1 – h1 Kh5 – g3+! Белые сдались

Продолжение 8.Cb5 – e2.

Получаем критическую позицию после ходов:

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.Сс4 – b5+ c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6 8.Cb5 – e2 h7 – h6 9.Kg5 – f3 e5 – e4

10.Kf3 – e5


Ход чёрных

Рис. 25. Критическая позиция классического продолжения в

защите двух коней.

Рис. 25. В этой позиции у чёрных выбор между ходами:

Фd8 – с7, Cf8 – d6, Фd8 – d4

Продолжение 10. . . Фd8 – с7

ЧокылтяНежметдинов, 1954

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.Сс4 – b5+ c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6 8.Cb5 – e2 h7 – h6 9.Kg5 – f3 e5 – e4

10.Kf3 – e5 Фd8 – с7 11.Ke5 – g4?!

Рис. 26 Ход чёрных

Рис. 26. Белые сделали по несколько ходов слоном и конём и отстали в развитии. Ходом11.Ke5 – g4?! они создали угрозу размена коней на f6,чем могли ухудшить пешечную конфигурацию королевского фланга чёрных и положение их короля. Но позволили чёрным закончить развитие своих фигур и начать атаку на белого короля.

Cc8 : g4.Чёрные разменивают пассивного слона на активного коня белых.

Cf8 – c5.Заканчивают развитие королевского фланга, подготовили рокировку.

Лa8 – d8. Контролируют центральную вертикаль.

11. . . Cc8 : g4 12.Ce2 : g4 Cf8 – c5 13.Cg4 – e2 Лa8 – d8 14.c2 – c3 Ka5 – b7 15.0 – 0

Рис. 27 Ход чёрных

Рис. 27. Белые ходом 15.0 — 0 определились с положением своего короля, чем облегчили чёрным проведение атаки на него. Белый король защищён плохо. У белых фигуры ферзевого фланга не играют и слабы белые поля. Их пешкаf2связана, чем при случае могут воспользоваться чёрные.

h6 – h5.Берут под контроль поле g4.Освобождают поле h6для игры королевской ладьи по шестой горизонтали.

Kf6 – g4.Создали угрозу мата, чем вынуждаем белых делать ход g2 – g3. Он ухудшает положение белого короля.

15. . . h6 – h5! 16.d2 – d4 e4 : d3 17.Ce2 : d3 Kf6 – g4!

18.Фd1 – e2+ Kpe8 – f8! 19.g2 – g3

Р
ис.
28 Ход чёрных

Рис. 28. Ходом 19.g2 – g3 белые ослабили белые поля вокруг своего короля. По ним чёрные атакуют.

Фc7 – d7. Создали угрозу выигрыша слона d3и защитили коня g4,чем освободили пешку h5от «обязанности» его защищать.

h5 – h4, h4 : g3, Kg4 : h2, Kg4 : f2. Разрушаем прикрытие белого короля.

19. . . Фc7 – d7 20.Cd3 – e4 h5 – h4 21.Cc1 – f4 Kg4 : h2 22.Лf1 – e1 Kh2 – g4 23.Ce4 – f3 Kg4 : f2 24.Cf4 – e3 h4 : g3 25.Ce3 : c5+ Kb7 : c5 26.Cf3 : c6 Kf2 – h3+! 27.Kpg1 – f1 Фd7 – f5+ Белые сдались.

Следующая партия хороший поучительный образец выигрыша связанной фигуры

Белов – Нежметдинов.

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.Сс4 – b5+ c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6 8.Cb5 – e2 h7 – h6 9.Kg1 – f3 e5 – e4 10.Кf3 – е5 Фd8 – с7! 11.d2 – d4 e4 : d3 12.Ke5: d3 Cf8 – d6 13.Kb1 – d2 Cc8 – a6 14.Kd2 – f3 00 15.00 Ла8 – d8 16.b2 – b3 Лf8 – e8 17.Лf1 – е1? Kf6 – g4 18.h2 – h3?

Р
ис. 29 Ход чёрных

Рис. 29. Чёрные ладьи контролируют центральные вертикали. Ходом 18.h2 – h3 белые ослабили чёрные поля рядом с королём.

Kg4: f2. Раскрывают короля белых и усиливают контроль чёрных полей. Ответ белых 19.Крg1: f2 вынужденный.

Фc7 – b6и Cd6 – g3. Создают угрозу мата королю белых.

18. . . Kg4: f2! 19.Крg1: f2 Фc7 – b6+ 20.Крf2 – f1 Cd6 – g3 21.Фd1 – d2 c6 – c5! 22.c2 – c4 Cg3: e1 23.Крf1: е1

Рис. 30 Ход чёрных

Рис.30. Король белых защищён плохо: он стоит на открытой вертикали «е». У белых минимальное материальное преимущество: две лёгкие фигуры за ладью. Но это не имеет значение, так как фигуры белых пассивны. По центральным вертиклям ладьи чёрных связывают коня и слона белых. У чёрных не играют конь на а5 и слон на а6, ферзь на b6. Задача чёрных ввести их в игру.

Ka5 : c4.Жертвуют коня с целью открыть диагональ а6 — f1для слона и разблокировать пешку на с5. Ответ белых 24.b3 : c4 вынужденный.

Ca6: c4. Создают угрозу выигрыша фигуры, но блокирует пешку на с5.

Cc4: d3. Разменивая слона на коня, разблокировывают пешку на с5.

c5 – c4 и Лd8: d3. Выигрывают фигуру.

23. . . Ka5 : c4! 24.b3 : c4 Ca6: c4 25.Крe1 – f2 Cc4: d3 26.Ce2: d3 c5 – c4+ 27.Крf2 – g3 Лd8: d3 28.Фd2 – b2 Фb6 – g6+ 29.Крg3 – f2 Фg6 – е4 30.Cc1 – d2 Лd3: f3+! 31.g2 : f3Фe4 – h4+ . Белые сдались.

Арнольд Чигорин

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.Сс4 – b5+ c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6 8.Cb5 – e2 h7 – h6 9.Kg1 – f3 e5 – e4

10.Кf3 – е5 Фd8 – с7! 11.f2 – f4 Cf8 – d6 12.d2 – d4 00 13.00 c6 – c5 14.c2 – c3 Ла8 – b8! 15.Kb1 – a3 c5 : d4 16.Ka3 – b5?

Р
ис. 31 Ход чёрных

Рис. 31. Белые походили Ka3 – b5 с намерением Kb5 : d4 и они усиливают свой контроль центра.

Лb8 : b5.Пожертвовав качество, чёрные разрушили намерение белых и завлекли слона белых на b5.

Фc7 – b6. По диагонали а7 — g1ферзь атакует короля белых

d4 – d3. Берут под контроль поле е2 и открывают диагональ а7 — g1для ферзя.

Cc8 – g4и Cg4 – e2. Оттесняют ладью белых на пассивную позицию.

a7 – a6. Удлиняют диагональ а7 — g1,что позволяет ферзём играть по ней.

Kf6 – g4.Создают угрозу комбинации «Спёртый мат».

16. . . Лb8 : b5 17.Сe2: b5 Фc7 – b6 18.a2 – а4 d4 – d3+ 19.Крg1 – h1 a7 – a6! 20.Ke5 – c4 Ka5 : c4 21.Cb5: c4 Cc8 – g4 22.a4 – a5 Фb6 – а7 23.Фd1 – a4 Cg4 – e2 24.Лf1 – е1 Kf6 – g4 25.h2 – h3 Фa7 – f2 26.Cc1 – d2 Cd6 – c5 27.Cc4: f7+Лf8: f7 28.Фa4 – е8+ Крg8 – h7 29.Фe8: f7

Р
ис. 32. Ход чёрных

Рис. 32. Белые создали угрозу вечного шаха. Фигуры чёрных активны, их пешки d3и е4 контролируют важные поля е2 и f3. Это позволяет чёрным комбинационным ударом выиграть партию.

Фf2 : g2.Раскрывают короля белых, ходами Фf2 : g2 и Kg4 – h2 ставят мат.

29. . . Фf2 : g2+! 30.Крh1: g2 Ce2 – f3+ 31.Крg2 – f1 Kg4 – h2#.

Продолжение 10. . . Cf8 – d6

ЭстринШияновский, 1958

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.Сс4 – b5+ c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6 8.Cb5 – e2 h7 – h6 9.Kg1 – f3 e5 – e4

10.Kf3 – e5 Cf8 – d6 11.f2 – f4 e4 : f3 12.Ke5 : f3 Фd8 – c7

Рис. 33 Ход белых

Рис. 33. Ферзевый фланг белых не развит У них на пешку больше и их пешечная конфигурация лучше. При переходе в пешечное окончание они получат выигрышную позицию. Поэтому чёрные обязаны атаковать. Белым необходимо так развить свои фигуры, чтобы погасить атаку чёрных.

0 – 0 и Крg1 – h1. Уводят короля с открытых линий.

d2 – d4 и d4 – d5. Перекрывают диагональ а1 — h8,контролирует поле с6.

Kb1 – c3.Контролируют центр, защищают пешку d5.

b2 – b3.Контролируют поле с4.

Контроль белыми пешками полей с4 и с6 не даёт чёрному коню а5 войти в игру.

13.0 – 0 0 – 0 14.d2 – d4 c6 – c5 15.Kb1 – c3 a7 – a6

16.d4 – d5 Cc8 – b7 17.Крg1 – h1 Лf8 – e8 18.b2 – b3 Kf6 – g4

Рис. 34. Ход белых

Рис. 34. Белые контролируют центр и полуоткрытую вертикаль «f». Чёрные атакуют белого короля малыми силами. Их конь на а5, ладья на а8 и слон на b7 не атакуют белого короля и не защищают своего, конь на g4не защищён. Чёрные атакуют белого короля, но кроме выигрыша материала они ни чес не грозят. Поэтому белые имеют предпосылки к успешной атаке.

Kf3 – g5.Конь и ладья атакуют пешку f7.

Лf1 : f7.Потеря чёрными пешки f7делает слабыми белые поля их королевского фланга. Белые по ним атакуют чёрного короля ходами Фd1 – d3, Фd3 – g6 и Ce2 – d3.

Лf7 – f4. Угрожают чёрному королю матом.

19.Kf3 – g5! Kg4 : h2 20.Лf1 : f7 Фc7 – d8? 21.Фd1 – d3! h6 : g5

22.Фd3 – g6 Cd6 – e5 23.Cc1 : g5 Ce5 : c3 24.Cg5 : d8 Лa8 : d8

25.Ce2 – d3 Cc3 : a1 26.Лf7 – f4 Чёрные сдались.

Вместо хода 20. . . Фc7 – d8? У чёрных был ход 20. . . Ле8 — е7 и далее ходами Ла8 — f8и Cb7 – c8 они защищали своего короля. Вместо этого чёрные ходами Ce5 : c3 и Cc3 : a1 выиграли ладью и коня, которые не атаковали их короля.

Чигорин Шмидт.

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.Сс4 – b5+ c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6 8.Cb5 – e2 h7 – h6 9.Kg1 – f3 e5 – e4 10.Kf6 – e5 Cf8 – d6 11.f2 – f4 Фd8 – с7 12.d2 – d4 e4 : d4

Р
ис.
35. Ход белых

Рис. 35. Фигуры чёрных развиты лучше, чем у белых. Но у них разрушена пешечная цепь на ферзевом фланге, поэтому их король может укрыться только на королевском фланге. Следовательно белым необходимо закончить развитие фигур с прицелом на атаку на короля чёрных на этом фланге. У белых сильно стоит конь на е5.

Ce2 : d3.Нацеливают слона на королевский фланг.

0 – 0 иКрg1 – h1. Надёжно защищают своего короля.

Cc1 – d2. Нападают на коня чёрных на а5, ставят их перед выбором: отойти конём, или продолжать защищять его ферзём.

Kb1 – c3. Берут под контроль центр и сдваивают ладьи по первой горизонтали.

13.Ce2 : d3! 0 – 0 14.0 – 0! Cd6: e5 15.f4 : e5 Фc7 : е5 16.Cc1 – d2 Kf6 – g4 17.Лf1 – f4! Фe5 – с5+ 18.Крg1 – h1 Фc5 – h5 19.Фd1 – g1 Kg4 – f6 20.Kb1 – c3 Ka5 – b7

Р
ис.
36. Ход белых

Рис. 36. Нельзя считать удачным ход чёрных 14. . . Cd6: e5 с последующим выигрышем пешки: они уступили белым преимущество двух слонов и открыли вертикаль «f»,чем ухудшили положение своего короля. Его атакуют ладья на f4 и слоны на d2иd3. Фигуры чёрных на ферзевом фланге не играют. Чёрная пешка на g7 перегружена: защищает поля f6иh6.Это позволяет белым вести комбинационную игру.

Лf4 : f6.Жертвой ладьи за коня вынуждают чёрных раскрыть своего короля.

Kc3 – e4. Угрожают двойным ударом выиграть ферзя.

Ke4 : f6 и Фg1 – d4. Создают батарею «ферзь + конь».

21.Лf4 : f6 g7 : f6 22.Kc3 – e4 Фh5 – h4 23.g2 – g3 Фh4 – h3 24.Ke4 : f6+ Крg8 – g7 25.Фg1 – d4 Лf8 – g8?? 26.Kf6 – d7+ f7 – f6 27.Фd4 : f6#

И. Рабинович – Г. Левенфиш, 1923

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.Сс4 – b5+ c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6 8.Cb5 – e2 h7 – h6 9.Kg5 – f3 e5 – e4

10.Kf3 – e5 Cf8 – d6 11.d2 – d4 Фd8 – c7 12.Cc1 – d2 Ka5 – b7

13.Cd2 – c3 Kf6 – d5 14.Фd1 – d2 0 – 0 15.Kb1 – a3

Рис. 37 Ход чёрных

Рис. 37. Король чёрных хорошо защищён. Они контролируют центр. Их конь d5атакует поле е3 и может поддержать продвижение пешки е3. Конь белых на е5 сковывает фигуры чёрных. Остальные белые фигуры пассивны, и их король в центре защищён плохо.

f7 – f6.Прогоняют коня е5 с активной позиции.

Cd6 : h2.Разрушают пешечную цепь белых на королевском фланге.

Оба этих хода ухудшают защиту чёрного короля, но это не опасно для них, так как чёрные контролируют центр и фигуры белых пассивны.

e4 – e3.Жертва пешки с целью открытия вертикали «е».

15. . . f7 – f6! 16.Ke5 – c4 Cd6 : h2! 17.g2 – g3? Ch2 : g3 18.f2 : g3 e4 – e3! 19.Фd2 – d3 Фc7 : g3+ 20.Kpe1 – d1 Kd5 – f4! 21.Фd3 – e4 Cc8 – g4! 22.Лh1 – e1 Cg4 : e2+ 23.Лe1 : e2 Фg3 – g4 Белые сдались.

Ходом17.g2 – g3? белые ловят слона чёрных и ухудшают защиту своего короля. Сильнее продолжение 17.0 — 0 — 0 с контратакой.

Бибиков – Нейштадт, 1946

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – а5 6.Сс4 – b5+c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6 8.Сb5 – e2 h7 – h6 9.Kg5 – f3 e5 – e4

10.Kf3 – e5 Cf8 – d6 11.f2 – f4 e4 : f3 12.Ke5 : f3 Фd8 – c7

13.d2 – d4

Рис. 38 Ход чёрных

Рис. 38. Чёрные закончили развитие своих фигур. У белых не развит ферзевый фланг. Их ход 8.Сb5–e2 пассивный, Им они уступают инициативу чёрным. Ходы белых 11.f2 – f4 и13.d2 – d4 раскрывают позицию их короля.

Kf6 – g4.Берут под контроль поля рядом с белым королём е3 и f2.

Cd6 : h2.Жертва слона с целью контроля поля g3.

Фc7 – g3 и Ka5 – c4. Атакуют белого короля.

13. . . Kf6 – g4! 14.Kb1 – c3 Cd6 : h2 15.Kf3 : h2 Фc7 – g3+

16.Kpe1 – d2 Ka5 – c4+! 17.Ce2 : c4 Фg3 – e3≠

Продолжение 10. . . Фd8 – d4.

Кривцов – Васильев.

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.Сс4 – b5+ c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6 8.Cb5 – e2 h7 – h6 9.Kg1 – f3 e5 – e4 10.Kf3 – e5 Фd8 – d4! 11.f2 – f4 Cf8 – c5 12.Лh1 – f1 Фd4 – d6 13.c2 – c3 Cc5 – b6 14.b2 – b4 Ka5 – b7 15.Kb1 – a3 Kf6 – d7 16.Ka3 – c4 Фd6 – f6 17.Kc4: b6 a7 : b6 18.Ke5: d7 Cc8: d7 19.g2 – g3

Р
ис.
39 Ход чёрных

Рис. 39. Ход белых 17.Kc4: b6 позволил чёрным открыть вертикаль «а» для ладьи на а8 и улучшить пешечную цепь на ферзевом фланге. Ход белых 18.Ke5: d7 открывает чёрным диагональ с8 — h3для слона на с8. У белых формально преимущество двух слонов: у слонов нет диагоналей для атаки позиции чёрных. У чёрных сильна пешка на е4: она атакует поля d3и f3.

0 – 0 и Лf8 – d8. Занимают вертикаль «d», чем усиливают давление на поле d3.

Kb7 – d6.Вводят коня в игру. С поля d6у коня есть игра на оба фланга.

19. . . 00 20.Ce2 – g4 Лf8 – d8 21.Фd1 – е2 Kb7 – d6 22.Cg4: d7 Лd8: d7 23.d2 – d4? e4 : d3 24.Фe2: d3 Лa8 – е8+ Белые сдались.

Ход белых 22.Cg4: d7 позволяет чёрным открыть восьмую горизонталь для ладьи на а8. Её ход 24. . . Лa8 – е8+ завершил партию.

Ход белых 23.d2 – d4 позволяет чёрным открыть центральные вертикали. Частая причина такой ошибки — шахматист забыл правило «взятие на проходе».

Игра белых оставляет впечатление, что они разменивая фигуры, старались перейти в пешечное окончание. Ведь у них на пешку больше. А это, как правило, в таких окончаниях достаточно для выигрыша партии. Не учли они то, что любой размен фигур в пользу одной из сторон.

Фоменко – Радченко, 1967

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.Сс4 – b5+ c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6 8.Cb5 – e2?

Рис. 40 Ход чёрных

Рис. 40. Ход белых 8.Cb5 – e2? пассивен. Они уступили чёрным инициативу. Фигуры их не развиты. У чёрных на пешку меньше. У них открытые линии и они обязаны атаковать.

h7 – h6 и e5 – e4. Оттесняют белого коня на е5, где он стоит плохо.

Фd8 – d4. Угрожают выиграть белого коня.

Cf8 – c5.Угрожают поставить мат белому королю.

Белые защищаются от этих угроз ходами, которые ухудшают положение их короля.

8. . . h7 – h6 9.Kg5 – f3 e5 – e4 10.Kf3 – e5Фd8 – d4 11.f2 – f4 Cf8 – c5 12.Лh1 – f1 Фd4 – d8 13.c2 – c3 Kf6 – d5 14.Фd1 – a4 0 – 0 15.b2 – b4?

Рис. 41 Ход чёрных

Рис. 41. Чёрные развили фигуры, контролируют центр, их королю нет угроз. Они пассивно пожертвовали коня а5 и слона с5, подставив их под вилку. Белые в ущерб безопасности своего короля и развитию фигур ферзевого фланга приняли эту жертву ходом 15.b2 – b4?.

15. . . Фd8 – h4+ 16.Kpe1 – d1 Лf8 – d8 17.Kpd1 – c2 Cc8 – f5

18.b4 : c5 e4 – e3+ 19.Kpc2 – b2 Лd8 – b8+ 20.Kpb2 – a3 Фh4 – d8

21.Cc1 – b2? е3 : d2 22.Лf1 – d1 Cf5 – c2!! 23.Фa4 : c2 Ka5 – b3!!

24.Ke5 – c4 Фd8 – b6! Белые сдались.

Следующие партии отличаются от предыдущих тем, что одна из сторон на первых ходах отклонилась от наработанных теоретических вариантов.

Вейнгер Иванов В,1972

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.Сс4 – b5+ c7 – c6

7.d5 : c6 b7 : c6 8.Cb5 – e2 h7 – h6 9.Kg5 h3 g7 – g5!? 10.a2 – a3 g5 – g4 11.Kh3 – g1 Cf8 – c5 12.d2 – d4 Cc5: d4 13.c2 – c3

Р
ис. 42 Ход чёрных

Рис.42. Все фигуры белых, кроме слона на е2, стоят на первой горизонтали. У чёрных фигуры активны. У белых на пешку больше и их пешки, в отличии от пешек чёрных, образуют пешечные цепи. Поэтому чёрные обязаны атаковать, иначе они проиграют.

Cd4: f2+. Жертвуют слона с целью завлечь короля белых под шах.

Kf6 – e4+иФd8 – f6+. Создают угрозу мата.

Cc8 – a6и Лa8 – d8. Атакуют короля белых.

13. . . Cd4: f2+! 14.Крe1: f2 Kf6 – e4+ 15.Крf2 – f1 Фd8 – f6+ 16.Kg1 – f3 g4 : f3 17.Ce2: f3 Cc8 – a6+ 18Крf1 – g1 Лa8 – d8 19.Фd1 – е1 Фf6: f3 20.Kb1 – d2 Лd8: d2! Белые сдались.

Эргле – Аузиня. 1963

1.е2 – е4 е7 –е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – c4 Kg8 – f6

4.Kf3 – g5 d7 – d5 5.e4 : d5 Kc6 – a5 6.Сс4 – b5+ Cc8 – d7 7.Фd1 – е2 Сf8 – d6 8.d2 – d4? Kf6 : d5

Р
ис.
43. Ход белых

Рис. 43. При оценке этой позиции можно сделать ошибочный вывод: чёрные развиты лучше, так как их лёгкие фигуры ходили, а фигуры белых на ферзевом фланге не развиты. Чёрные фигуры не создают белым угроз и не защищают от угроз белых. У белых ферзь на е2 атакует пешку чёрных на е5 и связывает её. Слон белых на b5связывает слона чёрных на d7, конь белых на g5 атакует важные поля на e6 иf7,пешка белых на d4 атакует чёрную пешку на е5. Всё это позволяет белой пешке совершить марш бросок на восьмую горизонталь во ферзи.

9.d4 : e5 Cd6 – e7 10.e5 – e6! Ce7 : g5 11.e6 : d7++ Крe8 – f8 12.Cc1 : g5 f7 – f6 13.Фe2 – е8+ Фd8 : е8+ 14.d7 : e8Ф+ Лa8 : е8+ 15.Сb5 : е8 Чёрные сдались.

Заключение:

Подводим итоги каждогозанятия.Отмечаем обучающихся, которые активно работали на занятиях. Обращаемвниманиедетейна то, что Классическое продолжение в защите двух коней можно смело включать в свой дебютный репертуар как за белых, так и за чёрных. Анализируем поучительные партии сыгранные обучающимися данным дебютом.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Защита Неймана в Королевском гамбите». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и выделены схемы её проведения.
0 ₽
В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Атака Маршалла в испанской партии». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведены тематические партии, оценка критической позиции с нахождением предпосылок успешной атаки на короля и выработка схемы игры.
0 ₽
В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Венская партия». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и выделены схемы её проведения.
0 ₽