План — конспект занятия по теме:
«Контратака Мак –Кэтчона в французской защите».
Продолжительность занятия 90 минут.
Цель занятия:
Дать юным шахматистам представление о контратаке Мак-Кэтчона в французской защите.
Задачи занятия:
1.Расширить дебютный репертуар.
2.Научить оценке позиции: выделять предпосылки успешной атаки на короля.
3.Научить находить оптимальную расстановку фигур для проведения успешной атаки на короля.
4.Научить комбинировать
5.Тренировочные партии начатые контратакой Мак-Кэтчона в французской защите.
Учебный инвентарь:
1.Демонстрационные шахматные доски — 2 шт.
2.Компьютер — 1 шт.
3.Комплект шахмат — 15 шт.
4.Столы — 15 шт.
5.Стулья — 15 шт.
Введение:
Джон Линдси Мак-Кэтчон (традиционное написание, правильнее — Мак-Катчон; John Lindsay McCutcheon,28.05.1857 — 16.07.1905) — американский шахматист – любитель и шахматный меценат.Его именем названа система игры во французской защите, которую он впервые применил в сеансе одновременной игры В. Стейница, который состоялся в Нью-Йорке в 1885 г.
Контратака Мак-Кэтчона в французской защитеначинается ходами:
1.е2 – е4 е7 – е6 2.d2 – d4 d7 – d5 3.Kb1 – c3 Кg8 – f6 4.Cc1 – g5 Cf8 – b4 5.e4 – e5 h7 – h6 6.Cg5 – d2
Х
од Чёрных
Рис. 1 Критическая позиция контратаки Мак-Кэтчона в французской защите.
Чёрные могут продолжать6. . . Cb4 : c3 и 6. . . Kf6 – d7.
Методика проведения занятия:
Разыгрываем на демонстрационных шахматных доскахпартии начатые изучаемым вариантом.Получаем позиции показанные на диаграммах. По ним обучаемые дают оценку позиции,находят план продолжения атаки, или выигрывающию комбинацию.
Продолжение 6. . . Cb4 : c3.
Лиленталь – Бондаревский, 1937
1.е2 – е4 е7 – е6 2.d2 – d4 d7 – d5 3.Kb1 – c3 Кg8 – f6 4.Cc1 – g5 Cf8 – b4 5.e4 – e5 h7 – h6 6.Cg5 – d2! Cb4 : c3
7.b2 : c3 Kf6 – e4 8.Фd1 – g4 g7 – g6 9.Cf1 – d3 Ke4 : d2 10.Kpe1 : d2 c7 – c5 11.h2 – h4?! Kb8 – c6 12.Лh1 – h3
Рис. 2 Ход чёрных
Рис. 2. Король белых в центре. Они ходами 11.h2 – h4 и12.Лh1 – h3 готовят атаку на королевский фланг чёрных. Чёрные играют в центре и на ферзевом фланге.
c5 : d4.Разменивают пешки с целью образования слабой пешки у белых на d4и вскрытия линий.
Фd8 – b6. Атакуют пешку на d4,чем вынуждают белых защищать её ходом Kg1 – f3. Этим ходом белые ограничивают ладью по третьей горизонтали.
Cc8 – d7.Подготавливают длинную рокировку.
0 – 0 – 0. Рокируют короля, чем опровергают игру белых на королевском фланге.
11. . . c5 : d4! 13.c3 : d4 Фd8 – b6 14.Kg1 – f3 Cc8 – d7 15.Фg4 – f4 0 – 0 – 0! 16.g2 – g4?!
Р
ис.3 Ход чёрных
Рис. 3. Король чёрных рокировался на ферзевый фланг, поэтому фигуры белых с королевского фланга не могут его атаковать. Ход белых16.g2 – g4 облегчает чёрным игру. Король белых в центре и чёрные фигуры атакуют его с ферзевого и королевского флангов, берут в клещи.
Фb6 – b4 и Фb4 – c3. Переводят ферзя на активную позицию.
f7 – f6 и g6 – g5. Надвигают пешки с целью открытия вертикалей.
Kc6 : d4. Разрушают центр белых.
16. . . Фb6 – b4+ 17.Kpd2–e2 f7 – f6!! 18.a2 – a3 Фb4 – c3 19.Лa1 – b1 g6 – g5! 20.Фf4 – d2 Kc6 : d4+ 21.Kf3 : d4 Фc3 : d4 22.e5 : f6 Фd4 : g4+ 23.Лh3 – f3 d5 – d4! Белые сдались
Глаузер – Келлер, 1966
1.е2 – е4 е7 – е6 2.d2 – d4 d7 – d5 3.Kb1 – c3 Kg8 – f6
4.Cc1 – g5 Cf8 – b4 5.e4 – e5 h7 – h6 6.Cg5– d2! Cb4 : c3
7.b2 : c3
Рис. 4 Ход чёрных
Рис. 4. В позиции закрытый пешечный центр, который не контролирует ни одна из сторон так как фигуры сторон не развиты. Задача белых: скорейшее развитие своих фигур и взятие под защиту пешечную цепь с3 — е5. Задача чёрных: разрушить пешечную цепь с3 — е5 до того, как белые фигуры возьмут её под защиту.
Kf6 – e4.Берут под контроль поле с5.
c7 – c5 и c5 : d4. Образуют у белых слабую пешку на d4.
Фd8 – b6и Kb8 – c6. Атакуют слабую пешку на d4.
7. . . Kf6 – e4 8.Фd1 – g4 Kpe8 – f8 9.h2 – h4 c7 – c5
10.Лh1 – h3 c5 : d4 11.c3 : d4 Фd8 – b6 12.Kg1 – f3 Kb8 – c6
13.Cf1 – d3! Kc6 : e5? 14.d4 : e5?? Фb6 : f2+ 15.Kpe1–d1 Фf2 : d2+!
16.Kf3 : d2 Ke4 – f2+ Белые сдались
Продолжение6. . . Kf6 – d7.
Мачульский – Гуревич, 1977
1.е2 – е4 е7 – е6 2.d2 – d4 d7 – d5 3.Kb1 – c3Kg8 – f6 4.Cc1 – g5Cf8 – b4 5.e4 – e5 h7 – h6 6.Cg5 – d2 Kf6 – d7
7.Фd1 – g4 Cb4 – f8 8.Kg1 – f3 c7 – c5 9.d4 : c5 Kd7 : c5 10.b2 – b4 Kc5 – d7 11.Kc3 – b5 g7 – g6 12.Cf1 – d3 h6 – h5?
Рис. 5 Ход белых
Рис. 5. Фигуры чёрных не развиты. Их чёрная пешка на f7перегружена: она защищает пешки на e6иg6.Чёрные поля в их лагере слабы. Фигуры белых активны, что позволяет им закончить игру матовой комбинацией.
Фg4 : e6. Жертвуют ферзя с целью раскрыть позицию чёрного короля. Ответ чёрных 13. . . f7 : e6 вынужденный.
Cd3 : g6, Cd2 – g5 и Kf3 – e5. Заматовывают чёрногокороля.
13.Фg4 : e6+! f7 : e6 14.Cd3 : g6+ Kpe8 – e7 15.Cd2 – g5+ Kd7 – f6 16.e5 : f6+! Kpe7 – d7 17.Kf3 – e5≠
Заключение:
Подводим итоги занятия, отмечаем обучающихся, которые активно работали на занятиях.Обращаем внимание детей на то, что контратака Мак-Кэтчона в французской защите можно включить в свой дебютный репертуар для игры в классических турнирах, а так же в турнирах с укороченным контролем времени.Анализируем интересные партии, сыгранные обучающимися данным вариантом.