Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Спорт и туризм
  3. План — конспект занятия по теме «Улучшенная защита Стейница в испанской партии»

План — конспект занятия по теме «Улучшенная защита Стейница в испанской партии»

В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Улучшенная защита Стейница в испанской партии». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции, дана им оценка и показан план игры. Указаны предпосылки успешной атаки на короля и способы его успешной защиты.

Предметы

Спорт и туризм

Категория

Спорт и туризм
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

План — конспект занятия по теме: «Улучшенная защита Стейница в испанской партии»

Продолжительность: 5 занятий по 90 минут

Цель занятия:

Дать юным шахматистам представление о Улучшенной защите Стейница в испанской партии

Задачи занятия:

1.Расширить дебютный репертуар.

2.Научить оценке позиции: выделять предпосылки успешной атаки на короля.

3.Научить находить оптимальную расстановку фигур для успешной атаки на короля.

4.Тренировочные партии с улучшенной защитой Стейница в испанской партии.

Учебный инвентарь:

1.Демонстрационные шахматные доски — 2 шт.

2.Компьютер — 1 шт.

3.Комплект шахмат — 15 шт.

4.Столы — 15 шт.

5.Стулья — 15 шт.

Введение:

Улучшенная защита Стейница в испанской партии начинается ходами:

1.e2 – e4 e7 – e5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 а7 – а6 4.Сb5 – a4d7 – d6

Х
од белых

Рис.1 Критическая позиция улучшенной защиты Стейница в испанской партии.

Это интересный и малоизученный вариант. Чёрные получают пассивную, но прочную и гибкую позицию.

Белые могут продолжать:

  1. 5.с2 с3. Этот ход применяют чаще других. Он ведёт к сложной игре с взаимными шансами. У белых часто пространственный перевес.

  2. 5.d2 – d4. Это продолжение не ставит перед чёрными серьёзных проблем.

  3. 5.Сb5: с6. Цель хода — ухудшить пешечную конфигурацию чёрных, но при этом чёрные получают преимущество двух слонов.

  4. 5.c2 – c4. Ход О. Дураса. Цель хода — усилить позицию белых в центре и при случае ходом с4 с5 разбить пешечный ряд противника.

  5. 5.0 0. Ход Р. Фишера. Этот ход ведёт к сложной игре с лучшими шансами у белых.

Методика проведения занятия:

Разыгрываем на демонстрационных шахматных доскахпартии начатые изучаемым вариантом.Получаем позиции показанные на диаграммах. По ним обучаемые дают оценку позиции,находят план продолжения атаки, или выигрывающию комбинацию.

1.Продолжение5.с2 с3.

КлявиньМикенас, 1959

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 а7 – а6 4.Cb5 – a4d7 – d6 5.с2 – с3 f7 – f5 6.e4 : f5 Cc8 : f5

7.0 – 0 Cf5 – d3! 8.Лf1 – e1 Cf8 – e7 9.Лe1 – e3e5 – e4 10.Kf3 – e1 Ce7 – g5! 11.Ke1 : d3?


Рис. 2 Ход чёрных

Рис. 2 У белых на фигуру больше, их ферзевый фланг не развит и на королевском фланге короля прикрывают только пешки. У белых под ударом ладья и конь. Это предпосылки успешной атаки на их короля.

Cg5 : e3 и Ce3 : f2. Отыгрывают материал и вскрывают позицию белого короля.

Фd8 – h4, Kg8 – h6 и Kh6 – g4, 0 – 0. Атакуют белого короля.

11. . . Cg5 : e3 12.Kd3 – b4 Ce3 : f2+! 13.Kpg1 : f2 Фd8 – h4+ 14.Kpf2 – g1 Kg8 – h6!! 15.g2 – g3 Фh4 – h3 16.d2 – d4 Kh6 – g4 17.Фd1 – e2 0 – 0 18.Cc1 – f4 g7 – g5! 19.Ca4 – b3+ Kpg8 – h8 20.Cb3 – e6 g5 : f4 21.Ce6 : g4 Фh3 – h6 22.Kb1 – d2 f4 – f3 23.Фe2 – d1 Kc6 : b4 24.c3 : b4 Фh6 – e3+ 25.Kpg1 – h1 Фe3 – f2 26.Cg4 – h3 Лa8 – e8 27.Лa1 – c1 e4 – e3 28.Лc1 : c7 e3 : d2 Белые сдались

ЛевинШияновский, 1961

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 а7 – а6 4.Cb5 – a4d7 – d6 5.с2 – с3 f7 – f5 6.e4 : f5 Cc8 : f5

7.d2 – d4 e5 – e4 8.Kf3 – g5d6 – d5 9.f2 – f3

Р
ис. 3 Ход чёрных

Рис. 3 Чёрные контролируют центр, их королевский фланг не развит. У белых не развиты фигуры ферзевого фланга и неудачно стоит конь на g5.Открыта диагональ e1 – h4, чем ослаблена безопасность белого короля. Белые угрожают ходами f3:e4иKg5 – f3 ослабить центр чёрных и улучшить положение своего короля. После 0 — 0 они получают хорошие предпосылки для успешной атаки на чёрного короля. Поэтому чёрные, жертвуя пешку ходом 9. . . e4 – e3, разрушают их замысел и ходами Cf8 – d6, Фd8 – e7 и Kg8 – h6.

9. . . e4 – e3!? 10.f3 – f4 Cf8 – d6 11.Cc1 : e3 Фd8 – e712.Фd1 – e2 Kg8 – h6! 13.Kg5 – f3 Cf5 – g4 14.h2 – h3?

Р
ис. 4 Ход чёрных

Рис. 4 Ход белых 14.h2 – h3 ослабил контроль диагонали e1 – h4, чем ухудшил положение белого короля.

Cg4 : f3.Разменом слона на коня чёрные усиливают контрольдиагоналиe1–h4.

Kh6 – f5. Угрожают выиграть слона на е3 и берут под контроль чёрные поля королевского фланга белых.

0 – 0 и Лa8 – e8. Ладьи занимают вертикали для атаки позиции белого короля.

14. . . Cg4 : f3 15.Фe2 : f3 Kh6 – f5 16.Kpe1 – f2 0 – 0 17.g2 – g3 Лa8 – e8 18.Лh1 – e1 Kf5 : g3!! 19.Фf3 : d5+ Kpg8 – h8 20.Kpf2 – g2 Kg3 – f5 21.Ce3 – f2 Фe7 : e1! Белые сдались

НюманЭстрин, 1975

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 а7 – а6 4.Cb5 – a4d7 – d6 5.с2 – с3 f7 – f5 6.e4 : f5 Cc8 : f5 7.d2 – d4?

Р
ис. 5 Ход чёрных

Рис. 5. Ферзевый фланг белых не развит, их король не рокирован. У чёрных не развиты фигуры королевского фланга. Ход белых 7.d2 – d4 позволяет чёрным захватить центр и развить свои фигуры королевского фланга.

e5 – e4. Оттесняют белого коня из центра.

d6 – d5.Защищают пешку е4 и освобождают поле d6для слона.

Cf8 – d6и Kg8 – f6. Заканчивают развитие фигур.

7. . . e5 – e4 8.Kf3 – g5 d6 – d5! 9.f2 – f3 h7 – h6! 10.f3 : e4 h6 : g5 11.e4 : f5 Cf8 – d6! 12.Фd1 – f3 g5 – g4! 13.Фf3 : g4 Kg8 – f6 14.Фg4 : g7

Р
ис. 6 Ход чёрных

Рис. 6. Белые потратили ходы на выигрыш пешек королевского фланга в ущерб развитию своих фигур ферзевого фланга. Выигрывая пешки они открыли линии для атаки чёрных на их короля. Неудачно стоит белый ферзь. Это позволяет чёрным нападая на него начать атаку на белого короля.

Лh8 – g8 и Лg8 : g2. Занимают вторую горизонталь.

Фd8 – e7. Занимают открытую вертикаль «е».

0 – 0 – 0 и Лd8 – g8. Обезопасили короля и ввели в игру ладью а8.

14. . . Лh8 – g8 15.Фg7 – h6 Лg8 : g2 16.Ca4 – d1 Фd8 – e7+ 17.Kpe1 – f1 0 – 0 – 0 18.Kpf1 : g2 Лd8 – g8+ 19.Cc1 – g5 Фe7 – e3! 20.h2 – h4 Фe3 – g3+ 21.Kpg2 – f1 Лg8 – e8 22.Cg5 – d2 Kf6 – g4 23.Cd1 : g4 Фg3 : g4 24.Фh6 – е6+Ле8 : е6 25.f5 : e6 Cd6 – g3! Белые сдались

Аутанович – Пинкас, 1975

1. е2 – е4 е7 – е5 2.Kg1 – f3Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 а7 – а6 4.Cb5 – a4d7 – d6 5.с2 – с3 f7 – f5 6.e4 : f5 Cc8 : f5

7.0 – 0 Cf5 – d3! 8.Лf1 – e1e5 – e4 9.Лe1 – e3Cf8 – e7 10.Кf3 – e1 Сe7 – g5! 11.Лe3 – g3?

Р
ис. 7 Ход чёрных

Рис. 7. Белые угрожают ходом Ке1 : d3разблокировать свой ферзевый фланг и после этого закончить развитие фигур ферзевого фланга. Чёрные припятствуя этому атакуют белого короля.

Cg5 – h4иCh4 : f2+. Чёрные жертвуют слона с целью раскрыть позицию белого короля.

Фd8 – f6, Kg8 – e7 и Ke7 – g6. Фигуры подключают к атаке на белого короля.

11. . . Cg5 – h4 12.Лg3 – h3 Ch4 : f2+! 13.Kpg1 : f2 Фd8 – f6+ 14.Лh3 – f3? e4 : f3 15.Ca4 : c6+ b7 : c6 16.Ke1 : d3 f3 : g2+

17.Kpf2 – g1 Kg8 – e7 18.Фd1 – e2 0 – 0 19.Фe2 : g2 Фf6 – f5! 20.Фg2 – e2 Ke7 – g6 Белые сдались

БалашовБайасас, 1976

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 а7 – а6 4.Cb5 – a4d7 – d6 5.с2 – с3 Kg8 – e7 6.d2 – d4 Cc8 – d7

7.Ca4 – b3 h7 – h6 8.Kb1 – d2 Ke7 – g6 9.Kd2 – f1 Cf8 – e7 10.Kf1 – e3 Kg6 – h4? 11.0 – 0 Kh4 : f3+ 12.Фd1 : f3 0 – 0?

Рис. 8 Ход белых

Рис. 8. Размен чёрными коней на f3для них плох, так как они теряют темпы, ослабляют свой королевский фланг и позволяют белому ферзю занять активную позицию. После хода чёрных 12... 0 – 0 у белых хорошие предпосылки для атаки на чёрного короля: белые фигуры активны, пешечное прикрытие чёрного короля ослаблено.

d4 : e5. Вскрывают вертикаль «d».

Лf1 – d1. Занимают её ладьёй.

Ke3 – f5. Атакуют поля g7 и h6.

Лd1 : d7. Уничтожают защитника. (отв. Фd8 : d7)

Фf3 – g4. Создают тактические угрозы.

13.d4 : e5 d6 : e5 14.Лf1 – d1! Ce7 – g5 15.Ke3 – f5 Cg5 : c1 16.Лd1 : d7! Фd8 : d7 17.Фf3 – g4 Фd7 : f5 18.e4 : f5 Cc1 – g5

Р
ис. 9 Ход белых

Рис. 9. У белых материальное преимущество: ферзь за ладью и коня. Их ферзь и слон атакуют позицию чёрного короля. К атаке на него белые подключают ладью и пешки королевского фланга.

h2 – h4. Ограничивают слона.

Лa1 – d1. Занимают вертикаль «d» ладьёй, чем создают угрозу захвата ею седьмой горизонтали.

Фg4 – h5. Уступаеют поле g4 для пешечной атаки и атакуют поле f7,чем сковывают чёрные фигуры..

g2 – g4 и g4 – g5. Пешечная атака на короля.

19.h2 – h4 Cg5 – e7 20.Лa1 – d1 Лa8 – d8 21.Лd1 – d5 Ce7 – f6 22.Лd5 : d8 Лf8 : d8 23.Фg4 – h5 Лd8 – d7 24.g2 – g4 Чёрные сдались

​Тимощенко — Трапл 1978

1.e2 – e4 e7 – e5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 а7 – а6 4.Сb5 – a4 d7 – d6 5.c2 –c3 f7 – f5 6.e4 : f5 Сс8 : f5 7.0 0 Сf5 – d3 8.Лf1 – e1 Cf8 – e7 9.Ca4 – c2 e5 – e4 10.Cc2 : d3 e4 : d3

Р
ис. 10 Ход белых

Рис. 10. Чёрная пешка на d3блокирует развитие ферзевого фланга белых. Но она слабая. Белые могут разблокировать свой ферзевый фланг ходами Ле1 e3, Ле3 : d3,Лd3 – e3 и развить его ходами d2 – d4,Фd1 – b3,Кb1 – d2 и Кd2 – f1.

11.Ле1 e3 Кg8 – h6 12.Ле3 : d3 0 0 13.Лd3 – e3 Kc6 – e5 14.d2 – d4 Кe5 – g4 15.Лe3 – e2 Сe7 – h4 16.Сc1 : h6 Лf8 : f3 17.g2 : f3 Кg4 : h6 18.Кb1 – d2 Кh6 – f7 19.Фd1 – b3 Сh4 – g5 20.Кd2 – f1 d6 – d5 21.Лa1 – e1 Чёрные сдались

2.Продолжениие5.d2 – d4

С. Гарма — А. Демченко, 2014

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 а7 – а6 4.Cb5 – a4 d7 – d6 5.d2 – d4 b7 – b5 6.Ca4 – b3 Kc6 : d4 7.Kf3 : d4 e5 : d4 8.Фd1 : d4 c7 – c5 9.Фd4 – d5 Cc8 – e6 10.Фd5 – c6+ Ce6 – d7 11.Фc6 – d5 c5 – c4 12.Сb3 :c4 b5 : c4 13.Фd5 : c4

Р
ис. 11 Ход чёрных

Рис.11. Позиция открытая. Фигуры сторон не развиты. У чёрных слон за две белых пешки. Чёрные пешки а6 и d6слабые. У белых пешечное большенство на ферзевом фланге. Чёрные развивают фигуры ходами Kg8–f6, Cf8–e7,0–0.Они, имея на фигуру больше, обязаны атаковать белого короля. План белых должен включать рокировку короля на королевский фланг, атаку слабых пешек ферзевого фланга чёрных и продвижения всех пешек на ферзевом фланге.

13. . . Kg8 – f6 14.Kb1 – c3 Cf8 – e7 15.Cc1 – f4 0 – 0 16.0 – 0 – 0?

Р
ис. 12 Ход чёрных

Рис. 12. Ход белых 16.0 – 0 – 0? ошибочен. Их король на ферзевом фланге плохо защищён: на него полуоткрыты вертикали«b» и «с». Чёрные атакуют позицию белого короля ходами:

Cd7 – e6 и Ла8 с8. Переводят фигуры на атакующие позиции.

Лс8 : c3.Жертвуют ладью за коня с целью разрушения пешечного прикрытия белого короля.

Кf6 : e4 и Ке4 : c3, Ce7 – f6, Фd8 – c7, Лf8 – c8.Все чёрные фигуры атакуют белого короля.

18. . . Cd7 – e6 17.Фс4 – c6 Ла8 с8 18.Фс6 : a6 Лс8 : c3 19.b2:c3 Кf6 : e4 20.Лd1 – d4 Ке4 : c3 21.Лh1 – e1 Kc3 – d5 22.Cf3 – d2 Ce7 – f6 23.Лd4 – d3 Фd8 – c7 24.Kpc1 – d1 Лf8 – c8 25.Kpd1 – e2 Kd5 - c3+ 26.Kpe2 – f3 Ce6 – d5+ 27.Kpf3 – g3 Cf6 – e5+ Белые сдались

3.Продолжение5.Сb5: с6.

В. Маланюк — Я. Клован, 1982

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 а7 – а6 4.Cb5 – a4 d7 – d6 5.Са4 : с6+ b7:c6 6.d2 – d4 f7 – f6

7.Cc1 – e3Kg8 – e7 8.Фd1 – d2 Ke7 – g6 9.h2 – h4 h7 – h5 10.d4 : e5!?

Р
ис. 13 Ход чёрных

Рис. 13. Стороны не закончили развитие своих фигур. Белые ходом 10.d4 : e5 открывают линии, что выгодно чёрным, так как у них преимущество двух слонов.

Кg6: e5. Забирают пешку е5 конём g6потому, что он пассивен. В случае ответа белых Кf3: e5 чёрные ходятf6: e5, чем образуют сильную пешечную цепь с7 — е5, открывают вертикаль «f»и поле f6.

Cf8 – е7и Ce7 – f6.

10. . . Кg6: e5 11.Кf3: e5 f6: e5 12.Фd2 – c3 Cс8 – d7 13.Kb1 – d2Cf8 – e7 14.Kd2 – f3Фd8 – b8 15.Ce3 – g5Ce7 – f6 16.Kf3 – d2 0 – 0 17.Kd2 – c4a6 – a5 18.Kc4 : a5?

Р
ис. 14 Ход чёрных

Рис. 14. Ходом 18.Kc4 : a5 чёрные выиграли слабую пешку а5 и подставились под двойной удар.

Сf6: g5. Разменяв слонов, чёрные открыли вертикаль «f»для ладьи.

Фb8 – a7. Создали две угрозы: Фа7 : а5 и Фа7 : f2+.

18. . . Сf6: g5! 19.h4: g5 Фb8 – a7 20.Ка5 : c6 Фа7 : f2+ 21.Kре1 –d1 Фf2: g2 22.Фс3 –b3+Kpg8 – h7 23.g5 – g6+Kph7 : g6 24.Кс6 –e7+Kpg6 h6 25.Фb3 – e3+g7 – g5 26.Лh1 – e1 Лa8 – a4 Белые сдались

Гуфельд — Кнаак, 1980

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 а7 – а6 4.Cb5 – a4 d7 – d6 5.Са4 : с6+ b7:c6 6.d2 – d4 e5 : d4 7.Кf3: d4 c6 – c5 8.Kd4 – c6 Фd8 – h4 9.0 – 0 Kg6 – e7 10.Kc6 – a5 Фh4: e4 11.c2 – c4 Фe4 – g4 12.Фd1 – b3 Ke7 – f5

Р
ис. 15 Ход белых

Рис. 15. Чёрный король на открытой вертикали «е», его рокировка не подготовлена.

13.Лf1 – e1+Cf8 – e7 14.h2 – h3 Фg4 – g6 15.Фb3 – f3 Ла8 – b8 16.Ka5 – c6 Cc8 – b7 17.Kb1 – c3Kpe8 – f8 18.Фf3 – d5 Сb7 : c6 19.Фd5: c6 Kf5 – d4 20.Фc6 : c7 Лb8 – e8 21.Kpg1 – h1 Ce7 – d8 22.Ле1 : e8+ Kрf8: e8 23.Фc7 – b7 Фg6 – f5 24.Cc1 – d2 Фf5 – d7 25.Лh1 – e1+Kd4 - e6 26.Фb7: a6 f7 – f6 27.Kc3 – b5 Чёрные сдались

​Тимман — Спасский, 1983

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 а7 – а6 4.Cb5 – a4 d7 – d6 5.Са4 : с6+ b7:c6 6.d2 – d4 e5 : d4

7.Фd1: d4 c6 – c5 8.Фd4 – d3 g7 – g6 9.Kb1 – c3 Cf8 – g7 10.Cc1 – f4Kg8 – e7 11.0 – 0 – 0

Р
ис. 16 Ход чёрных

Рис. 16. Белый король на ферзевом фланге защищён плохо: полуоткрыта вертикаль«b»и чернопольный слон чёрных контролирует большую диагональ. Чёрные заканчивают развитие своих фигур и начинают атаку на короля белых.

0 – 0. Уводят короля из центра и ладью включают в игру.

Лf8 – e8 и Cg7 – h8. Профилактика размена чернопольных слонов. Размен слонов выгоден белым: он снижает давление на позицию белого короля и ухудшает защиту чёрного короля.

Cc8 – e6. Сдваивают ладьи, создают угрозу выигрыша пешки на а2.

Ла8 –b8, Лb8 – b7 и Лe8 –b8. Сдваивают ладьи по вертикали «b».

11. . . 0 – 0 12.Фd3 – d2 Лf8 – e8 13.Cf4 – h6Cg7 – h8 14.h2 – h4 Ла8 –b8 15.a2 – a3 Cc8 – e6 16.Kf3 – g5Фd8 – c8 17.Kg5 : e6 Фс8 : e6 18.Kpc1 – b1 Лb8 – b7 19.Kpb1 – a1 Лe8 –b8 20.Лd1 – b1 Ke7 – c6 21.f2 – f4 Ch8 – d4 22.Фd2 – d3 a6 – a5 23.Фd3 – h3 f7 – f5 24.Лh1 – e1

Р
ис. 17 Ход чёрных

Рис. 17. Размен белыми своего коня на слона чёрных на поле е6 выгоде чёрным: их ферзь на е6 активен и белые ослабили контроль центра. Фигуры белых пассивны, их король стеснён.

Kc6 – b4. Создают угрозы мата. Ответ белых 25.a3 : b4 вынужденный.

a5 : b4. Открывают вертикаль «а» и ходоми Лb7 – a7 и Лb8 – a8 занимают её.

24. . . Kc6 – b4 25.a3 : b4 a5 : b4 26.Kc3 – a4Лb7 – a7 27.Фh3 – b3 c5 – c4 28.Фb3 – a2 Лb8 – a8 29.e4 : f5 Ла7 : a4Белые сдались

4. Продолжение 5.c2 – c4.

Тарновский –Kерес, 1950

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kg1 – f3Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 а7 – а6 4.Cb5 – a4d7 – d6 5.с2 – с4 Сс8 – d7 6.Kb1 – c3 g7 – g6

7.d2 – d4 Cf8 – g7 8.Cc1 – e3 Kg8 – e7 9.Фd1 – d2?! 0 – 0 10.h2 – h3?

Рис. 18. Ход чёрных

Рис. 18. Ходом 10.h2 – h3 белые ослабили свой королевский фланг.

f7 – f5! и f5 : e4. Захватывают вертикаль «f».

Ходом d4 : e5. Белые отдают чёрным поле е5.

Kc6 : e5 и Ke5–d3. Лишают белых рокировки.

Фd8–e8. Занимаем полуоткрытую вертикаль «е».

Ke7 – f5. Атакуем поле е3.

10. . . f7 – f5! 11.d4 : e5 f5 : e4! 12.Kf3 – g5 Kc6 : e5 13.Ca4 – b3 Ke5– d3+ 14.Kpe1 – f1 Kd3 – c5 15.Cb3 – c2 Фd8 – e8

16.Лa1 – d1 Ke7 – f5! 17.Ce3 : c5 e4 – e3!! 18.Фd2 – d5+Kpg8 – h8 19.Kc3 – e2 e3 : f2 20.Cc2 – e4 Cd7 – c6 21.Фd5 – d3 d6 : c5

22.g2 – g4 Cc6 : e4 23.Kg5 : e4 Лa8 – d8! 24.Фd3 : d8 Kf5 – e3≠

5. Продолжение 5.0 0.

Кремнецкий – Воротников, 1973

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kg1 – f3Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 а7 – а6 4.Cb5 – a4d7 – d6 5.0 – 0 Cc8 – g4 6.h2 – h3

Рис. 19 Ход чёрных

Рис. 19. Белые не развили фигуры ферзевого фланга, рокировались на королевский и ходом6.h2 – h3 ослабили пешечное прикрытие своего короля. Их конь на f3 связан.

h7 – h5. Защитили слона, подключили пешку и ладью к атаке на короля.

Фd8 – f6 и Фf6 – g6. Атакуют слабую пешку g2, угрожают выиграть материал.

6. . . h7 – h5?! 7.Ca4 : c6 b7 : c6 8.d2 – d4 Фd8 – f6 9. c2 – c3 Фf6 – g6! 10.Фd1 – d3 Cf8 – e7 11.h3 : g4

Рис. 20. Ход чёрных

Рис. 20. Приняв жертву слона белые ослабили позицию своего короля.

h5 : g4. Вскрываем вертикал «h».

Kg8 – f6 с последующим Kf6 – h5.

0 – 0 – 0. Сдваиваем ладьи по восьмой горизонтали.

Лh8 – h4 и Лd8 – h8. Сдваиваем ладьи по вертикали «h».

11. . . h5 : g4 12.Kf3 – h2 Kg8 – f6 13.Kb1 – d2 0 – 0 – 0 14.Лf1 – e1 Лh8 – h4! 15.Kh2 – f1? Лd8 – h8 16.Kf1 – g3 Kf6 – h5

17.Kg3 : h5? Лh4 – h1+ 18.Kpg1 : h1 Фg6 : h5+ 19 Kph1 – g1 Фh5 – h1≠

ГельфандКурипко, 1980

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 а7 – а6 4.Cb5 – a4d7 – d6 5.0 – 0 Cc8 – g4 6.h2 – h3 h7 – h5?!

Рис. 21. Ход белых

Рис. 21. Атака чёрных не имеет предпосылок: у них не развиты фигуры и их король в центре. Белые рокировались на королевский фланг, их фигуры на ферзевом фланге не развиты. Белым необходимо опередить чёрных в развитии фигур.

d2 – d4. Открываем диагональ с1 – h6, создали угрозу d4 – d5

Ca4 – b3. Создали угрозу Cb3 : f7

h3 : g4. Развязываем Kf3

Kf3 – g5. Атакуем поле f7

7.d2 – d4 b7 – b5 8.Ca4 – b3 Kc6 : d4 9.h3 : g4 h5 : g4 10.Cb3 : f7+!? Kpe8 : f7 11.Kf3 – g5+ Kpf7 – e7?

Рис. 22 Ход белых

Рис. 22. Король чёрных на е7 мешает играть своим фигурам. Их конь на d4активен. Они ходами Фd8 – e8 и Фe8 – h5 могут создать угрозу мата белому королю.

с2 – с3. Нападают на коня с целью прогонать его, открывают диагональ а4 – d1.

Фd1 – b3. Создают угрозу мата чёрному королю на поле f7.

f2 – f4. Защищают белого короля от матовых угроз и ходом f4 : e5 вскрывают вертикаль «f» для включения ладьи к атаке на чёрного короля.

12.c2 – c3 Фd8 – e8 13.c3 : d4 Фe8 – h5 14.f2 – f4! Kg8 – f6 15.Фd1 – b3! d6 – d5 16.f4 : e5 Kf6 : e4

Чёрные создали матовые угрозы. Kg5 :e4. Защищаемся от угроз чёрных.

Cc1 – d2, с последующим Cd2 – g5.

Фb3 – d5 и е5 – е6. Атакуем чёрного короля.

17.Kg5 : e4 d5 : e4 18.Cc1 – d2! Фh5 – h2+ 19.Kpg1 – f2 Лh8 – h3 20.Cd2 – g5+ Kpe7 – d7 21.Фb3 – d5+ Cf8 – d6 22.e5 – e6+!

Чёрные сдались

P.Фишер — E.Геллер, 1961

1.e2 – e4 e7 – e5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 а7 – а6 4.Сb5 – a4d7 – d6 5.0 0 Сс8 g4?! 6.h2 – h3!Cg4 – h5 7.c2 – c3 Фd8 – f6?

Р
ис. 23.
Ход белых

Рис. 23. Чёрные угрожают разменом фигур наf3ухудшить пешечную структуру белых и ослабить их давление на центр. Королевский фланг чёрных не развит, их король не рокирован и белые контролируют центр. Белые играют на вскрытие центральных вертикалей с атакой по ним на чёрного короля.

g2 – g4. Развязывают коня на f3,чем усиливают свой контроль центра.

d2 – d4 и d4 : e5. Открывают вертикаль «d».

Cа4:c6и Кf3 : e5.Открывают вертикаль «е».

Лf1 – e1. Захватывают открытую вертикаль «е».

8.g2 – g4! Ch5 – g6 9.d2 – d4! Cg6 : e4 10.Kb1 – d2 Ce4 – g6 11.Cа4:c6+ b7 :c6 12.d4 : e5d6 : e5 13.Кf3 : e5 Cf8 – d6 14.Ke5:g6 Фf5 : g6 15.Лf1 – e1+ Kpe8 – f8 16.Kd2 – c4 h7 – h5 17.Kc4 : d6 c7 :d618.Сс1 — f4 d6 – d5? 19.Фd1 – b3 h5 : g420.Фb3 – b7! g4 : h3+ 21.Сf4 – g3 Ла8 — d8 22.Фb7 – b4+ Чёрные сдались

Саломе Мелия -Кати Гуларт Либрелато, 2023 г.

1.е2 – е4 е7 – е5 2.Kg1 – f3 Kb8 – c6 3.Cf1 – b5 а7 – а6 4.Cb5 – a4d7 – d6 5.0 – 0 Cc8 – g4 6.h2 – h3 h7 – h5?!

7.c2 – c4 Фd8 – f6 8.Фd1 – b3 b7 – b5?

Р
ис. 24 Ход белых

Рис. 24. Ход чёрных 8. . . b7 – b5 ошибочен.Он позволяет белым раскрыть ферзевый фланг чёрных.

c4: b5 и b5 – b6. Открывают диагонали а4 — е8 и а2 — g8.Конь на с6 связан.

d2 – d4. Атакуют центр и открывают диагональ с1 — h6.

9.c4: b5 Cg4: f3 10.b5 – b6!Cf3: e4 11.f2 – f3 d6 – d5 12.f3: e4 Cf8 – c5+ 13.d2 – d4 Cc5: d4+ 14.Cc1 – e3 Сd4: e3+ 15.Фb3: e3 Фf6 – d6 16.e4 : d5 Фd6: d5

Р
ис. 25 Ход белых

Рис. 25. Плохо в центре стоит чёрный ферзь. Он скован защитой коня на с6 и пешки на е5. У чёрных не подготовлена короткая рокировка, слаба пешка на f7.

Kb1 – c3. Напвдая на ферзя, заканчивают развитие фигур ферзевого фланга. Ответ чёрных 17. . . Фd5 – e6 вынужденный.

Ca4 – b3 и Ca4: f7. Лишают чёрного короля рокировки.

b6 : c7, Фe3 – c5 и Kc3 – d5. Включаются в атаку на чёрного короля.

17.Kb1 – c3 Фd5 – e6 18.Ca4 – b3Фe6 – h6 19.Ca4 : f7+ Kpe8 – d8 20.b6 : c7+ Kpd8 – c8 21.Фe3 – c5 Kg8 – e7 22.Kc3 – d5 a6 – a5 23.Kd5 : e7+Kc6 : e7 24.Фc5: e7 Лa8 – a7 25.Cf7 – e6+ Чёрные сдались

Заключение:

Подводим итоги занятия, отмечаем обучающихся, которые активно работали на занятиях. Концентрируем внимание детей на том, что Улучшенная защита Стейница в испанской партии надо включить в свой дебютный репертуар и активно её играть в турнирных партиях.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Защита Неймана в Королевском гамбите». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и выделены схемы её проведения.
0 ₽
В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Атака Маршалла в испанской партии». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведены тематические партии, оценка критической позиции с нахождением предпосылок успешной атаки на короля и выработка схемы игры.
0 ₽
В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Венская партия». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и выделены схемы её проведения.
0 ₽