План — конспект занятия по теме: «Вариант Андерсена в французской защите».
Продолжительность занятия 90 минут.
Цель занятия:
Дать юным шахматистам представление о варианте Андерсена в французской защите.
Задачи занятия:
1.Расширить дебютный репертуар.
2.Научить оценке позиции: выделять предпосылки успешной атаки на короля.
3.Научить находить оптимальную расстановку фигур для проведения успешной атаки на короля.
4.Научить комбинировать
5.Тренировочные партии начатые вариантом Андерсена в французской защите.
Учебный инвентарь:
1.Демонстрационные шахматные доски — 2 шт.
2.Компьютер — 1 шт.
3.Комплект шахмат — 15 шт.
4.Столы — 15 шт.
5.Стулья — 15 шт.
Введение:
Вариант назван в честь Карла Эрнста Адольфа Андерсена (6 июля 1818 Бреслау — 13 марта 1879Бреслау) — немецкого шахматиста. В мире шахмат он известен как мастер комбинации и глава комбинационной школы, шахматный композитор. Создатель «бессмертной» и «неувядаемой» партий, которые вошли в теорию шахмат как шедевры комбинационной игры. Считался лучшим шахматистом мира. По профессии был педагогом, профессором математики и доктором наук.
Вариант Андерсена в французской защите начинается ходами:
1.е2 – е4 е7 – е6 2.d2 – d4 d7 – d5 3.Kb1 – c3 Kg8 – f6 4.Cc1 – g5 Cf8 – e7 5.Сg5 : f6
Х
од чёрных
Рис. 1 Критическая позиция вариант Андерсена в французской защите.
Методика проведения занятия:
Разыгрываем на демонстрационных шахматных доскахпартии начатые изучаемым дебютом.Получаем позиции показанные на диаграммах. По ним обучаемые дают оценку позиции,находят план продолжения атаки, или выигрывающею комбинацию.
Рихтер – Дарга, 1950
1.е2 – е4 е7 – е6 2.d2 – d4 d7 – d5 3.Kb1 – c3 Kg8 – f6 4.Cc1 – g5 Cf8 – e7 5.Сg5 : f6 Ce7 : f6 6.е4 – е5 Сf6 – e7
7.Фd1 – g4 0 – 0 8.Cf1 – d3 c7 – c5 9.d4 : c5 Kb8 – d7 10.Kg1 – f3 Kd7 : c5 11.0 – 0 – 0 Фd8 – a5?
Р
ис. 2 Ход белых
Рис. 2 Белые развили свои фигуры и контролируют центр. Король чёрных защищён плохо: его прикрывают пешки, а фигуры чёрных на ферзевом фланге.
Cd3 : h7+. Разрушают пешечное прикрытия короля чёрных.
Фg4 – h5+ и Kf3 – g5. Берут под контроль поля f7иh7
h2 – h4.Образуем на g5опорный пункт для коня.
12.Cd3 : h7+!Kpg8 : h7 13.Фg4 – h5+Kph7 – g8 14.h2 – h4! Лf8 – e8 15.Kf3 – g5 Ce7 : g5 16.h4 : g5 Kpg8 – f8 17.g5 – g6! f7 : g6
18.Фh5 : g6 Cc8 – d7 19.Лh1 – h7 Чёрные сдались
Шлехтер – Вольф, 1894
1.е2 – е4 е7 – е6 2.d2 – d4 d7 – d5 3.Kb1 – c3 Kg8 – f6 4.Cc1 – g5 Cf8 – e7 5.Сg5 : f6 Ce7 : f6 6.Kg1 – f3 0 – 0
7.e4 – e5 Cf6 – e7 8.Cf1 – d3 Cc8 – d7
Рис. 3 Ход белых
Рис. 3. Белые контролируют центр. Фигуры чёрных пассивны, их король защищён плохо. Белые атакуют его по той же схеме, как в позиции на рис. 2, но с другой последовательностью её реализации.
9.h2 – h4! f7 – f6? 10.Kf3 – g5! f6 : g5 11.Cd3 : h7+ Kpg8 : h7
12.h4 : g5+ Kph7 – g8 13.Лh1 – h8+!Kpg8 – f7 14.Фd1 – h5+ g7 – g6 15.Фh5 – h7+Kpf7 – e8 16.Фh7 : g6≠
Френклах – Ахраменко, 1981
1.d2 – d4 d7 – d5 2.Kb1 – c3 Kg8 – f6 3.Cc1 – g5 e7 – e6 4.e2 – e4 Cf8 – e7 5.Cg5 : f6 Ce7 : f6 6.e4 – e5 Cf6 – e7
7.Kg1 – f3 0 – 0 8.Cf1 – d3 Kb8 – d7?
9.h2 – h4! f7 – f6?? 10.Kf3 – g5! f6 : g5 11.Cd3 : h7+! Kpg8 : h7 12.h4 : g5+ Kph7 – g8 13.Лh1 – h8+ Kpg8 : h8 14.Фd1 – h5+ Kph8– g8
15.g5 – g6 Чёрные сдались
Заключение:
Подводим итоги занятия, отмечаем обучающихся, которые активно работали на занятиях.Обращаем внимание детей на то, что вариант Андерсена в французской защите необходимо включить в свой дебютный репертуар для игры в классических турнирах, а так же в турнирах с укороченным контролем времени.Анализируем интересные партии, сыгранные обучающимися данным вариантом.