Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Спорт и туризм
  3. План — конспект занятия по теме: «Вариант Рубенштейна в французской защите».

План — конспект занятия по теме: «Вариант Рубенштейна в французской защите».

В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Вариант Рубенштейна в французской защите». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и предложены схемы её проведения.

Предметы

Спорт и туризм

Категория

Спорт и туризм
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

План — конспект занятия по теме: «Вариант Рубенштейна в французской защите».

Продолжительность: два занятия по 90 минут.

Цель занятия:

Дать юным шахматистам представление о варианте Рубенштейна в французской защите.

Задачи занятия:

1.Расширить дебютный репертуар.

2.Научить оценке позиции: выделять предпосылки успешной атаки на короля.

3.Научить находить оптимальную расстановку фигур для проведения успешной атаки на короля.

4.Научить комбинировать

5.Тренировочные партии начатые вариантом Тарраша в французской защите.

Учебный инвентарь:

1.Демонстрационные шахматные доски — 2 шт.

2.Компьютер — 1 шт.

3.Комплект шахмат — 15 шт.

4.Столы — 15 шт.

5.Стулья — 15 шт.

Введение:Вариант носит имя Аки́ба Ки́велевича Рубинште́йна (1 декабря 1880 Стависки — 14 марта 1961 Антверпен) — польский шахматист, гроссмейстер, один из величайших шахматных стратегов всех времён.

Вариант Рубенштейна в французской защите начинается ходами:

1.е2 – е4 е7 – е6 2.d2 – d4d7 – d5 3.Kb1 – d2 d5 : e4 4.Kd2 : e4

Х
од чёрных.

Рис. 1. Критическая позиция варианта Рубенштейна в французской защите.

Чёрные могут продолжать: 4. . . Kb8 – d7, 4. . . Kg8 – f6, 4. . . Cf8 – e7.

Методика проведения занятия:

Разыгрываем на демонстрационных шахматных доскахпартии начатые изучаемым дебютом.Получаем позиции показанные на диаграммах. По ним обучаемые дают оценку позиции,находят план продолжения атаки, или выигрывающею комбинацию.

Продолжение 4. . . Kb8 – d7.

Добиаш – Подгорный, 1952

1.е2 – е4 е7 – е6 2.d2 – d4 d7 – d5 3.Kb1 – d2 d5 : e4 4.Kd2 : e4 Kb8 – d7 5.Kg1 – f3 Cf8 – e7 6.Cf1 – d3 Kg8 – f6

7.Фd1 – e2 0 – 0 8.0 – 0 Kf6 : e4 9.Фe2 : e4 Kd7 – f6

Рис. 2 Ход белых

Рис. 2. Стороны рокировались на королевский фланг. Фигуры белых активны: их слон на d3и ферзь на е4 атакуют пешку на h7,которую защищает конь на f6.Он же атакует ферзя белых на е4.

Фe4 – h4.

Cc1 – g5. Угроза: мат в два хода. Ответ чёрных 11. . .g7 – g6 вынужденный и он ослабляет чёрные поля в лагере короля чёрных.

c2 – c4, d4 – d5. Надвигают пешки с целью разрушения пешечного прикрытия короля чёрных по диагонали а2 — g8и вскрытия вертикали «е».

Лf1 – e1. Создают угрозу ходами Ле1 : е7 и С g5:f6полностью взять под контроль чёрные поля и этим создать угрозу мата королю чёрных.

10.Фe4 – h4 b7 – b6 11.Cc1 – g5 g7 – g6 12.c2 – c4 Cc8 – b7 13.d4 – d5! e6 : d5 14.Лf1 – e1 h7 – h6

Р
ис.
3 Ход белых

Рис. 3. Чёрные отразили угрозы белых ценой ухудшения позиции своего короля ходом 14. . . h7 – h6. Перегружена пешка на f7:она контралирует поля е6 и g6.Белые продолжают атаку на короля чёрных.

Фh4 : h6. Защищают слона и раскрывают позицию короля чёрных.

Лe1 – e6 и Cd3 : g6. Полностью раскрывают позицию короля чёрных.

15.Фh4 : h6 Kf6 – g4 16.Фh6 – h4 Ce7 : g5 17.Kf3 : g5 Kg4 – f6 18.Фh4 – h6 d5 – d4 19.Лe1 – e6!! Лf8 – e8 20.Cd3 : g6! Чёрные сдались

Рихтер – Александреску, 1936

1.е2 – е4 е7 – е6 2.d2 – d4 d7 – d5 3.Kb1 – c3 d5 : e4 4.Kc3 : е4 Kb8 – d7 5.Kg1 – f3 Kg8 – f6 6.Ke4 : f6+ Kd7 : f6

7.Cc1 – g5 Cf8 – e7 8.Cf1 – d3 c7 – c5 9.0 – 0 0 – 0


Рис. 4 Ход белых

Рис. 4. Фигуры белых стоят активнее. Слон чёрных на с8 ограничен пешкой на е6 и ограничивает ладью на а8. Цель белых не дать чёрным улучшить положение своих фигур, усилить контроль центра с последующей атакой на их короля.

d4 : c5. Размен пешек открывает линии, что выгодно белым, как более активной стороне и освобождается конь белых на f3от защиты пешки d4.

Лf1 – e1. Берут под контроль вертикаль «е» с возможным переводом ладьи на королевский фланг.

Kf3 – e5.Блокируют пешку чёрных на е6, чем мешают им закончить развитие фигур ферзевого фланга.

10.d4 : c5! Фd8 – a5 11.Лf1 – e1 Фa5 : c5! 12.Kf3 – e5 h7 – h6?

13.b2 – b4!? Фc5 : b4?

Р
ис.
5 Ход белых

Рис. 5. Ходы чёрных 12. . . h7 – h6 (ухудшает пешечное прикрытие короля)и 13. . . Фc5 : b4 (открывает линии) плохи: ухудшают защиту короля чёрных. Нападая на ферзя чёрных белые выводят фигуры для атаки на их короля.

Лa1 – b1 и Лb1 – b5 Берут под контроль пятую горизонталь, защищают коня е5. Лe1 – e3 и Лe3 – g3, Cg5 – d2. Атакуют пешечное прикрытие короля чёрных.

14.Лa1 – b1 Фb4 – a5 15.Cg5 – d2 Фa5 : a2? 16.Лe1 – e3! Фa2 – d5 17.Лb1 – b5! Фd5 – d6 18.Лe3 – g3 Kpg8 – h8

Р
ис.
6 Ход белых

Рис. 6. Фигуры чёрных не развиты и, следовательно, не защищают позицию своего короля. Все фигуры белых развиты и нацелены на короля чёрных. Белые завершают атаку комбинационным ударом.

Лg3 : g7 иCd2 : h6. Разрушают пешечное прикрытие короля чёрных.

Фd1 – f3. С матовой атакой на короля чёрных.

19.Лg3 : g7!! Kph8 : g7 20.Cd2 : h6+!Kpg7 – g8 21.Фd1 – f3 Kf6 – e8 22.Фf3 – g4+ Kpg8 – h8 23.Ch6 – g7+!Ke8 : g7 24.Фg4 – h3+Ce7 – h4 25.Фh3 : h4+ Kg7 – h5 26.Фh4 : h5+ Kph8 – g7 27.Фh5 – g5+ Чёрные сдались

Вестеринен – Ниясака, 1972

1.е2 – е4 е7 – е6 2.d2 – d4 d7 – d5 3.Kb1 – с3 d5 : e4 4.Kс3 : e4 Kb8 – d7 5.Kg1 – f3 Кg8 – f6 6.Ke4 : f6+ Kd7 : f6

7.Cf1 – c4 с7 – с5 8.0 – 0 с5 : d4 9.Kf3 : d4 a7 – a6

10.b2 – b3 Cf8 – d6 11.Cc1 – b2 Фd8 – c7 12.Kpg1–h1 0 – 0

13.Фd1 – f3 e6 – e5? 14.Kd4 – f5 e5 – e4?

Рис. 7 Ход белых

Рис. 7. Чёрные не развили фигуры ферзевого фланга и начали в центре ходами 13. . . e6 – e5 и 14. . .е5 — е4 атаку на фигуры белых. В резудьтате этого позиция их короля ухудшилась: открылась диагональ а1 — h8, её контролирует слон на b2и белый конь, перейдя на f5, занял отличную атакующую позицию.

Kf5 – h6.С шахом открывают ферзя, берут под контроль поле g8.

Фf3 : f6. Создают угрозу мата.

15.Kf5 – h6+ Kpg8 – h8 16.Фf3 : f6! Чёрные сдались.

​Со — Акобян, 2016

1.е2 – е4 е7 – е6 2.d2 – d4 d7 – d5 3.Kb1 – с3 d5 : e4 4.Kс3 : e4 Kb8 – d7 5.Kg1 – f3 Кg8 – f6 6.Ke4 : f6+Kd7 : f6

7.с2 – c3 c7 – c5 8.Cc1 – e3 c5 : d4 9.Се3 : d4 Сf8 –e7 10.Cf1 – d3 0 – 0 11.Фd1 – c2 h7 – h6 12.0 – 0 – 0 Фd8 – a5 13.Kpc1 – b1Лf8 – d8

Р
ис.
8 Ход белых

Рис. 8. В позиции разносторонние рокировки. Белые слоны и ферзь нацелены на короля чёрных. Фигуры чёрных пассивны. Если бы был их ход, то они могли атаковать короля белых ходами е6 е5 Сс8 е6, Ла8 с8, b7 – b5.

Kf3 – e5. Блокируют пешку чёрных на е6, чем припятствуют их контригре.

Фс2– e2 и Лh1 e1. Создают угрозу выигрыша пешек.

14.Kf3 – e5 Cc8 – d7 15.Фс2– e2 Сd7 – c6 16.Лh1e1 Сс6 d5 17.с3– c4 Сd5:g2?

Р
ис.
9 Ход белых

Рис. 9. Ход чёрных Сd5:g2?плох тем, что они приоткрыли вертикаль «g»и этим ослабили защиту своего короля. Слон белых на d4активен, но он под боем и беззащитен. Белые перестраивают фигуры для атаки на короля чёрных.

Cd4 – c3. Нападая на ферзя чёрных уводят слона из под удара.

Ле1– g1. Нападая на слона чёрных занимают вертикаль «g».

Ке5 : f7, Лg1 : g7, Фе2 : e6.Разрушают пешечное прикрытие короля чёрных.

18.Cd4 – c3 Фа5– b6 19.Ле1– g1 Сg2 – c6 20.Ке5 : f7 f8 : f7 21.Лg1 : g7+Kpf7 : g7 22.Фе2 : e6Фb6:f2 23.Фе6 : e7+Kрg7 – g8 24.Cd3 – h7+ Чёрные сдались

Продолжение 4. . .Kg8 – f6

Болеславский – Уфимцев, 1943

1.d2 – d4 e7 – e6 2.e2 – e4 d7 – d5 3.Kb1 – c3 d5 : e4 4.Kc3 : e4 Kg8 – f6?! 5.Ke4 : f6+ g7 : f6 6.Kg1 – f3 b7 – b6

7.Cf1 – b5+ c7 – c6 8.Cb5 – c4 Cc8 – a6 9.Cc4 – b3? Фd8 – c7

10.c2 – c4 Kb8 – d7 11.0 – 0 0 – 0 – 0 12.Фd1 – e2

Рис. 10 Ход чёрных

Рис. 10 В позиции разносторонние рокировки. Белый король защищён плохо: полуоткрыта вертикаль «g»и открыта диагональ b8 – h2.

Cf8 – d6.Сдваивают ферзя и слона поиагоналиb8 – h2.

Лd8 – g8, Лg8 – g4. Контролируют четвёртую горизонталь и вертикаль «g».

c6 – c5.Открываютдиагональb8 – h2 и занимают её слоном ходом Ca6 – b7.

12. . . Cf8 – d6 13.a2 – a4 Лd8 – g8! 14.a4 – a5 c6 – c5

15.a5 : b6 Фc7 : b6 16.Cc1 – e3 Ca6 – b7 17.d4 : c5 Kd7 : c5 18.Cb3 – d1 Лg8 – g4 19.Фe2 – d2?

Рис. 11 Ход чёрных

Рис. 11. Положение короля белых ухудшилось: полуоткрыта вертикаль «g»,которую контролирует ладья на g4.Она связывает пешку на g2. Слоны чёрных контролируют диагонали а8 — h1иb8 h2.

Чёрные ходами Kc5 – e4,Ke4 – d2, Лh8 – g8 и Лg4 : g2 вводят все фигуры в атаку на короля чёрных, разрушают его пешечное прикрытие.

19... Kc5 – e4! 20.Фd2 – a5 Лh8 – g8! 21.Kf3 – e1 Лg4 : g2+! 22.Ke1 : g2 Ke4 – d2!! 23.Фa5 – d5 Cb7 : d5 24.c4 : d5 Фb6 : b2 25.Ce3 : d2 Фb2 : a1 26.Cd1 – f3 Cd6 : h2+ Белые сдались

Продолжение 4. . . Cf8 – e7

Мих. Цейтлин – Осипов, 1970

1.d2 – d4 e7 – e6 2.e2 – e4 d7 – d5 3.Kb1 – c3 d5 : e4 4.Kc3 : e4 Cf8 – e7 5.Kg1 – f3 Kg8 – f6 6.Cf1 – d3 Kb8 – d7

7.Ke4 : f6+ Kd7 : f6 8.Фd1 – e2 0 – 0

Рис. 12 Ход белых

Рис. 12. Белый король в центре, чёрный король рокировался на королевский фланг. Белые начинают атаку на него.

Cc1 – g5. Создают угрозу размена слона на коня, после реализации которой ухудшается защита короля чёрных и их контроль центра.

0– 0 –0.Подготавливают длинную рокировку, сдваивают ладьи по горизонтали.

Kpc1 – b1. Профилактика контригры чёрных: защищают пешку на а2 и уходят с открытой диагонали с1 — h6.

Kf3 – e5.Блокируют пешку на е6 с целью сковать фигуры чёрных.

h2 – h4 и g2 – g4. Надвигают пешки на позтцию короля чёрных.

9.Cc1 – g5 c7 – c5 10.0 – 0 – 0! c5 : d4 11.h2 – h4 Фd8 – a5 12.Kpc1 – b1 Лf8 – d8 13.Kf3 – e5 h7 – h6? 14.g2 – g4! h6 : g5?


Рис.13 Ход белых

Рис. 13. Ходы чёрных 13. . . h7 – h6 и 14. . . h6 : g5 плохие: они раскрывают позицию их короля. Белые заканчивают атаку на него.

h4 : g5.Открывают вертикаль «h».

f2 – f4.Открывают горизонталь для ферзя, берут под контроль поля е5 и g5.

Фe2 – e4. Сдваивают ферзя и слона по диагонали b1 – h7 с двойной угрозой.

15.h4 : g5 Ce7 – d6 16.f2 – f4! Cd6 : e5 17.g5 : f6 Ce5 : f6 18.g4 – g5 Kpg8 – f8 19.g5 : f6 g7 : f6 20.Лh1 – h7 Cc8 – d7

21.Фe2 – e4 f6 – f5 22.Фe4 : d4 Kpf8 – e7

Р
ис.
14 Ход белых

Рис. 14. В этой позиции белые делают ход, который может украсить любую шахматную задачу.

23.Cd3 – b5!!

Мат неизбежен. Чёрные сдались

Заключение:

Подводим итоги занятия, отмечаем обучающихся, которые активно работали на занятиях.Обращаем внимание детей на то, что вариант Рубенштейна в французской защите необходимо включить в свой дебютный репертуар для игры в классических турнирах, а так же в турнирах с укороченным контролем времени.Анализируем интересные партии, сыгранные обучающимися данным вариантом.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Защита Неймана в Королевском гамбите». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и выделены схемы её проведения.
0 ₽
В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Атака Маршалла в испанской партии». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведены тематические партии, оценка критической позиции с нахождением предпосылок успешной атаки на короля и выработка схемы игры.
0 ₽
В данном план — конспекте изложена последовательность проведения занятия по теме: «Венская партия». В ней указаны цель, задачи и порядок проведения занятия. Приведён анализ тематических партий. Выделены критические позиции и дана им оценка, в которой указаны предпосылки успешной атаки на короля и выделены схемы её проведения.
0 ₽