МБОУ ДО «ДШИ» с. Рышково
Курского района Курской области
План
Открытого урока в старших классах отделения «Музыкальный фольклор»
на тему: «Вокально-хоровая работа в старших классах отделения «Музыкальный фольклор» на примере шуточной народной песни «Задумал да старый дед» (в обработке В.Н. Железновой).
ПреподавателяЖелезновой В.Н.
Курская область, 2024г.
Тема урока: «Вокально-хоровая работа в старших классах отделения «Музыкальный фольклор» на примере шуточной народной песни «Задумал да старый дед»(в обработке В.Н. Железновой).
Цель урока: познакомить детей с новым музыкальным материалом и добиться грамотного звукоизвлечения посредством упражнений для развития певческого дыхания; «раскричек», скороговорок, распевания.
Урок направлен на улучшение компетенций по развитию и формированию музыкального слуха, ритма, памяти, эмоционального восприятия произведения.
Задачи:
1. Образовательная – добиваться правильного дыхания; опорного выкрика на диафрагме, через произношение имён; четкой дикции в произношении скороговорок; ансамблевого звучания при исполнении распевок по полутонам; образного исполнения песен, учитывая все составляющие элементы урока ансамбля.
2. Развивающая – формировать навыки мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, эмоциональности, ансамблевого пения в унисон и на два голоса.
3. Воспитательная – формировать художественный, эстетический вкус, любовь к национальным традициям русского фольклора; получать удовольствие от исполнения русского народного песенного творчества.
Тип урока: урок – репетиция.
Форма урока: групповая.
Методы обучения:
– словесные:изложение теоретического материала, беседа;
– наглядные:показ с голоса, видео, текст песни, ноты;
– практические: упражнения, произведения;
– здоровьесберегающие: при подборе музыкального репертуара учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, его состояние здоровья, возраст;
– интерактивные методы: использование игровых элементов.
Технология обучения:
Технология личностно-ориентированного обучения: выявление индивидуальности учащегося, опора на субъективный познавательный опыт, предоставление свободы выбора способов и форм работы.
Оснащение урока: нотный материал, фортепиано, ноутбук, текст песни, нотный материал.
Содержание урока:
I. Организационный момент.
II. Дыхание, «раскрички», скороговорки, распевание.
III. Знакомство с новым музыкальным материалом: шуточная народная песня «Задумал да старый дед» (в обработке В.Н. Железновой).
IV. Разбор 1 куплета шуточной народной песни «Задумал да старый дед». Запев: первая фраза – сопрано; вторая фраза: переход на два голоса – сопрано+альт; припев: сопрано+альт.
V.Объединение пройденных элементов в единый куплет. Закрепление полученного материала.
VI. Домашняя работа.
VII. Подведение итогов урока.
Ход урока:
Организационный момент – настроить ансамбль, объяснить цель и задачи урока.
Дыхание, раскрички, скороговорки, распевание:
1.Дыхание – диафрагмально - брюшное (глубокий вдох через нос, и активный выдох через рот) – добиваться, чтобы при вдохе живот надувался, а при выдохе сдувался; следить, чтобы плечи детей при вдохе не поднимались; использовать для дыхательной гимнастики разные парные и не парные звуки: з-с, ж-ш, в-ф, р; имитацию животных: кошка «Мяу», собака «Гав-гав»и т.д.
2.Раскрички – выработка опорного выкрика на диафрагме, через произношение имен, меняя ударения на слоги: «О-ля – О-ля; Ле-на – Ле-на; Я-ша – Я-ша».
3.Скороговорки– добиваться четкой дикции в произношении, начиная с медленного темпа, постепенно ускоряя:
– «Лина-лина» – произношение с разной эмоциональной окраской;
– «От топота копыт, пыль по полю летит» – обращать внимание на произношение зубного звука «т», язычкового «л» и губного «п»;
– «Ехал Грека через реку» – делать раскатистое ударение на сонорный звук «р».
4.Распевание:
– «Автомобиль» – это упражнение помогает подготовить голосовой аппарат к активной вокальной нагрузке, разогреть связки, учит правильно контролировать и расходовать дыхание, а также удерживать звук в верхнем резонаторном отделе. При выполнениидобиваться чистого унисона, общехорового дыхания по фразам.
– «Да-да-да» – пение распевки минорными трезвучиями по полутонам на «опёртом звуке», т.е. энергичном, собранном, окрашенным, легко несущимся.
– «Как на горке, на горе» – выработка единой манеры звуковедения на слогах с различными гласными: «как», «гор», «ке», «ре»; мягкой атаки звуков; отработка скачка на ч.5 (чистая квинту вверх) и поступенного движения мелодии; ритмического ансамбля.
III. Знакомство с новым музыкальным материалом: шуточная народная песня «Задумал да старый дед» (в обработке В.Н. Железновой).
– показ видео концертного варианта шуточной народной песни «Задумал да старый дед»;
– разбор текста песни, обращая внимание на новые слова – не понятные детям;
– проговаривание текста первого куплета по фразам, распевая гласные в единой манере звукоизвлечения на опертом дыхании в живот;
– обратить внимание и проговорить огласовки в припеве: «думал(ы)».
– отработать в разговорной форме распевание слогов: «да-а», «ры-ый», «де-ед» и т.д.
– закрепить пройденный материал.
IV. Разбор 1 куплета шуточной народной песни «Задумал да старый дед». Запев: первая фраза – сопрано; вторая фраза: переход на два голоса – сопрано+альт; припев: сопрано+альт.
– показ с голоса запева в партии сопрано, отработка скачка на ч.5 (чистая квинта) и унисона в партии;
– исполнение запева в партии сопрано с четкой подачей текста;
– разобрать и отработать отдельно каждую партию (сопрано, альт) в запеве и соединить вместе;
– припев: разобрать каждую партию отдельно, работая по фразам и учитывая возрастные особенности детей, их способность усвоения материала.
V.Объединение пройденных элементов в единый куплет. Закрепление полученного материала.
– пение по одному для закрепления своей партии;
– соединение изученных элементов музыкального материала в единый куплет, и его исполнение;
– пропевание нового материала вместе, обращая внимание на общее ансамблевое звучание куплета.
VI. Домашняя работа.
– упражнения на дыхание делать ежедневно перед зеркалом, обращая внимание на работу мышц живота;
– скороговорки учить в медленном темпе с четкой дикцией;
– текст шуточной народной песни «Задумал да старый дед» (в обработке В.Н. Железновой) проговаривать по фразам, распевая гласные на опертом звуке в живот;
– играть и петь свою партию наизусть.
VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.