МБОУ ДО «ДШИ» с. Рышково
Курского района Курской области
Методические комментарии к
открытому уроку в старших классах отделения «Музыкальный фольклор»
на тему: «Вокально-хоровая работа в старших классах фольклорного отделения»
Преподаватель: Железнова В.Н.
Курская область, 2024г.
Тема урока: «Вокально-хоровая работа в старших классах фольклорного отделения».
Цель урока: подготовка детей к концертному исполнению песен посредством упражнений для развития певческого дыхания; «раскричек», скороговорок, распевания.
Урок направлен на улучшение компетенций по развитию и формированию музыкального слуха, ритма, памяти, эмоционального восприятия произведения.
Задачи:
1. Образовательная – добиваться правильного дыхания; опорного выкрика на диафрагме, через произношение имён; четкой дикции в произношении скороговорок; ансамблевого звучания при исполнении распевок по полутонам; образного исполнения песен, учитывая все составляющие элементы урока ансамбля.
2. Развивающая – формировать навыки мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, эмоциональности, ансамблевого пения в унисон и на три голоса.
3. Воспитательная – формировать художественный, эстетический вкус, любовь к национальным традициям русского фольклора; получать удовольствие от исполнения русского народного песенного творчества.
Тип урока: урок – репетиция.
Форма урока: групповая.
Методы обучения:
– словесные:изложение теоретического материала, беседа;
– наглядные:показ с голоса;
– практические: упражнения, произведения;
– здоровьесберегающие: при подборе музыкального репертуара учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, его состояние здоровья;
– интерактивные методы: использование игровых элементов.
Технология обучения:
Технология личностно-ориентированного обучения: выявление индивидуальности учащегося, опора на субъективный познавательный опыт, предоставление свободы выбора способов и форм работы.
Оснащение урока: нотный материал, музыкальные инструменты.
Содержание урока:
I. Организационный момент.
II. Дыхание, «раскрички», скороговорки, распевание.
III. Работа над казачьей песней «Там за речкой, там за перевалом», как концертного варианта.
IV. Отработка движений в разводке к казачьей песней «Там за речкой, там за перевалом».
V. Домашняя работа.
VI. Подведение итогов урока.
Ход урока:
Организационный момент – настроить ансамбль, объяснить цель и задачи урока.
Дыхание, раскрички, скороговорки, распевание:
1.Дыхание – (глубокий вдох через нос, и активный выдох через рот) – добиваться, чтобы при вдохе живот надувался, а при выдохе сдувался; следить, чтобы плечи детей при вдохе не поднимались; использовать для дыхательной гимнастики разные парные и не парные звуки: з-с, ж-ш, в-ф , р; имитацию животных: кошка «Мяу», собака «Гав-гав»и т.д.
2.Раскрички – выработка опорного выкрика на диафрагме, через произношение имен, меняя ударения на слоги: «О-ля – О-ля; Ле-на – Ле-на; Я-ша – Я-ша».
3.Скороговорки– добиваться четкой дикции в произношении, начиная с медленного темпа, постепенно ускоряя:
– «Лина-лина» – произношение с разной эмоциональной окраской;
– «От топота копыт, пыль по полю летит» – обращать внимание на произношение зубного звука «т», язычкового «л» и губного «п»;
– «Карл у Клары украл кораллы» – делать раскатистое ударение на сонорный звук «р».
4.Распевание:
– «Автомобиль» – это упражнение помогает подготовить голосовой аппарат к активной вокальной нагрузке, разогреть связки, учит правильно контролировать и расходовать дыхание, а также удерживать звук в верхнем резонаторном отделе. При выполнениидобиваться чистого унисона, общехорового дыхания по фразам.
– «Как на горке, на горе» – выработка единой манеры звуковедения на слогах с различными гласными: «как», «гор», «ке», «ре»; мягкой атаки звуков; отработка скачка на ч.4 (чистая кварта вверх) и поступенного движения мелодии; ритмического ансамбля.
III. Работа над казачьей песней «Там за речкой, там за перевалом», как концертного варианта:
– исполнение запева (тенора) в унисон и припева на три голоса (тенор, сопрано, альт) с четкой подачей текста, добиваясь вертикального и горизонтального строя ансамбля;
– обратить внимание на звуковедение по фразам, добиваясь целостности исполнения;
– отдельно проработать каждую партию: тенор, сопрано, альт на единую манеру звукоизвлечения;
– уделить внимание движениям под музыку в проигрыше после четвертого куплета, добиваясь целостного исполнения;
– закрепить пройденный материал.
IV. Отработка движений в разводке к казачьей песней «Там за речкой, там за перевалом»:
– отработать отдельные шаги и дроби, добиваясь четкости и синхронности;
– проработать проходки отдельных исполнителей, добиваясь четкости исполнения дробей;
– работа в движении над постановкой корпуса: одновременные движения рук и ног;
– отработать вставку-танец в проигрыше, добиваясь целостного исполнения;
– соединить все движения в общую разводку от начала до конца.
V. Домашняя работа.
– упражнения на дыхание делать ежедневно перед зеркалом, обращая внимание на живот;
– скороговорки учить в медленном темпе с четкой дикцией;
– Казачью песню «Там за речкой, там за перевалом»- петь припевы на «legato» без согласных звуков;
– отрабатывать отдельные шаги и дроби; следить за корпусом.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.