Пояснительная записка
Дидактическая игра «Последний герой»
Проводится как внеклассное мероприятие по географии в рамках недели географии.
Для учащихся 6-8 классов
Цели и задачи: систематизировать и обобщить знания, полученные при изучении курса географии родного края; прививать интерес к предмету география через игру; повторить основные географические понятии; способствовать проявлению у учащихся активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.
воспитывать - чувство такта, устремленность к победе, сдержанность по отношению к соперникам; развивать умения – применять полученные знания на практике.
Оборудование: мультимедийный проектор; презентации; физическая карта Забайкальского края и Кыринского района; карточки-задания, дартс, 18 воздушных шаров; черный ящик; пластмассовые предметы; 6 бананов; 5 банок со сладкой водой и 5 трубочек для коктейля.
Для проведения игры набирается команда из 13 участников. В начале игры и при награждении звучит песня в исполнении Би-2 «Последний герой». После каждого испытания игру покидает один игрок, победитель один, который проходит все испытания. Все награждаются призами, от небольшого для первого выбывшего игрока, до главного приза – победителю. В течение игры задействованы болельщики, победители среди них награждаются небольшими призами и грамотами.
Оформление: На стене висят карты и плакат с названием игры.
«Последний герой»
Всем, всем добрый день! Добро пожаловать на игру «Последний герой»
Сегодня мы отправляемся на поиски приключений!
(Под музыку «В полет» участники игры (13 школьников) выходят в зал. Каждый зажигает свою свечку, которая будет оберегать его в пути).
Список участников…….
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант на час.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы начинаем внеклассный час!
Но не обычно, повседневно
Занятие с вами проведем.
Проявим силу и уменье,
И на кордон мы с вами попадем...
Героями я предлагаю вам стать.
И силы свои в игре испытать
И будет победа пусть непростой
Итак, начинаем, -
«Последний герой!»
Пройти вам надо несколько этапов,
Чтоб стать, в конце концов,
Героем среди всех.
В финале ПРИЗ героя ожидает,
А также популярность и успех.
Испытать себя решили 13 участников из 8 «б» и 8 «а» классов.Условия игры следующие: чтобы стать «Последним героем» нужно пройти различные испытания – это конкурсы. В каждом конкурсе, кто первым и правильно даст ответ становится победителем. Победитель каждого конкурса получает тотем. Все участники имеют право исключить кого-нибудь, кроме, обладателя тотема. По мере продвижения вперед, участники игры будут выбывать, и к финишу придет один.
Условия понятны?
Напутствие учителя
Песня: Остров географии в океане есть
Весь покрыт вопросами, абсолютно весь.
Весь покрыт вопросами, абсолютно весь,
Остров географии в океане есть.
Там живут учёные строгое жюри
На лицо…нормальные, добрые внутри
На лицо нормальные, добрые внутри
Там живут учёные строгое жюри
Чтоб игра пошла, как надо,
Я жюри представить рада:
Слева от меня……
Итак, судить вас будет наше многоуважаемое жюри в лице ______, _________, _________.
Итак, начинаем !
Забайкалье – это за Байкалом,Этотам,гдесопки итайга.
Это там, где снег по перевалам,Гдезимойбеснуетсяпурга.
Забайкалье – резкие морозы,Виней,снегзакутаназемля.
В шубах снежных сосны и берёзы,Под покровомснегаспятполя.
Здесь весна багулом красит сопки,Всинем небедымкой облака,
А в тайге чуть видимые тропкиПриведуткхрустальнымродникам.
Наша игра проводится на одном из заповедных кордонов, а заповедных кордонов много и первое задание следующее.
1 задание – «Заповедный кордон»
Прежде всего, мы должны выбрать кордон или достопримечательность заповедников «Сохондинский» и «Даурский» или национального парка «Алханай» на которые полетим, поэтому каждый из вас должен сейчас вытянуть карточку с названием кордона, достопримечательности особо охраняемых территорий Забайкальского края. Подумав, вы должны назвать заповедник, где находится данный кордон или достопримечательность, и показать его на карте Забайкальского края.
Итак: берем все карточки и отвечаем. Кто первым верно покажет кордон или достопримечательность особо охраняемых территорий Забайкальского края, получит тотем
Название на карточках:
1.оз.Барун –Торей (Даурский заповедник)
2. оз.Зун - Торей (Даурский заповедник)
3. массив Адон – Челон (Даурский заповедник)
4 Заказник «Цасучейский бор» (Даурский заповедник)
5. Заказник «Долина дзерена» (Даурский заповедник)
6. Заказник «Горная степь» (Сохондинский заповедник)
7. Кордон «Агуца» (Сохондинский заповедник)
8. Кордон «Агуцакан» (Сохондинский заповедник)
9. оз. Букукун (Сохондинский заповедник)
10. Кордон «Енда» (Сохондинский заповедник)
11. голец Сохондо (Сохондинский заповедник)
Остается 12 человек.
2 задание – «Письмо»
Во время путешествия по достопримечательностям необходимо знать хотя бы один из международных языков. Каждому из вас пришло послание на сохондинском языке. Вам необходимо его перевести. Ктопервыйпереведеттекст,получаеттотем.
«Рогидоеурьядз!»
«Ым леамеж амв чудаи и вохуспе в ейашв греи «Длесийпон ойерг»! Селиывиргаретеоп,енжайвитерееп.Тоэкольтогира».
«Дорогиедрузья!»
«Мы желаем вам удачи и успехов в вашей игре «Последний герой», если вы проиграете, не переживайте. Это только игра».
(Пока игроки переводят текст, в зале зрителям раздаются листочки. Каждый зритель пишет свою фамилию и имя «героя», который останется, по его мнению, «последним героем». Затем эти листочки необходимо собрать, а в конце игры сверить ответы с результатом.
Через несколько минут игроки читают текст своего перевода. Игрок, у которого текст будет переведен быстро и правильно, получит защитный тотем. А остальные пишут имя игрока, который не сможет выжить на острове.)
Остается 11 человек.
3 задание – «Географическое лото»
Ведущий:
На этом этапе тотем получит тот участник, который ответит на большое количество вопросов.
1. Родина Чингисхана. (Монголия)
2. КакназываетсястолицаЗабайкальского края?(Чита).
4. Прибор для измерения азимута? (компас).
6. Каким по площади субъектом Российской Федерации является Забайкальский край?(12)
7. Огнедышащая гора. (Вулкан)
15.Какого зверя называют хозяином тайги? ( медведя)
16.Какая птица может двигаться по стволу вверх и вниз головой? (поползень)
17.Какой зверь на зиму становится весь белый, кроме кончика хвоста? (горностай)
18.Какой зверек в Забайкалье самый маленький?(землеройка)
19.Какая птица «поет» хвостом? (бекас)
20.Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (стрижи)
21.У какого зверя осенью в листопад рождаются детеныши? (заяц)
22.Какая птица выводит птенцов в любое время года - даже зимой? (клест)
23.У какой птицы «крепкий» хвост, который поддерживает птицу на дереве? (дятел)
24.Какой в Забайкалье самый крупный представитель оленей? (лось)
25. В степях Даурского заповедника встречается дикий кот - хищник. Он любит поохотиться ночью или на рассвете. Обычной пищей этих животных являются разные полевые грызуны, суслики, зайцы, мелкие птицы. Голова кота слегка приплюснута, уши маленькие, глаза имеют жёлтый цвет, зубы и когти острые. Мех густой светло - серый с рыжеватым оттенком. Что это за кот? (Кот – манул)
26. На территории Даурского заповедника можно увидеть большие стада грациозных животных, занесённых в Красную книгу России. По размерам животные близки к сибирской косуле, но несколько более массивны. Тонкие сильные ноги позволяют им развивать скорость до 70 -75 км/час, а в некоторых случаях и более. Эти животные могут преодолевать очень большие расстояния. Питаются травой и различными злаками. Что это за животные? (Дзерены)
27. В 1811 г. эту птицу на территории Даурии впервые увидел и описал путешественник П.С. Паллас. Сотрудники заповедника обычно называют эту птицу «даурцем». Птица является символом Даурского заповедника. В дикой природе встречается редко, занесена в Красную книгу. Юго-Восточное Забайкалье – это одно из важнейших мест обитания вида в России и в мире. Что это за птица?(Даурский журавль)
28. Учёным – орнитологам заповедника «Даурский» встречалась небольшая птица из рода лесных уток, имеющая красивый яркий наряд. Водится она в поймах крупных таёжных рек, маленьких речках с островками и протоками, лесных озерах с заросшими берегами. Птица маневренно летает, хорошо плавает и ныряет, по суше передвигается тоже очень быстро. Эта птица по праву считается одной из самых красивых в мире. Что это за птица? (Утка – мандаринка)
29. Не раз учёные Сохондинского заповедника встречали в лесу маленького грызуна. Шерсть у зверька серо - рыжего цвета, а на брюшке – от светло-сероватого до белого. Он хорошо лазает по деревьям, но жилище устраивает в норе, в старом гнилом пне или в густом кустарнике. Вход в нору тщательно маскируют листьями, ветками. За щеками у этого грызуна расположены большие мешки, в которых он переносит запасы питания на зиму. Как вы думаете, какого зверька встречали учёные в лесу? (Бурундука)
30. Смелый и ловкий зверь, главное достоинство которого - ценный, пушистый, густой мех. Предпочитает питаться белками, зайцами, рябчиками и пищухами. Зверек этот проворно лазает по деревьям, но живет и охотится на земле. У него отличный слух – заслышав писк мыши, он ныряет в снег, и ловко под снегом находит и ухватывает добычу. Животное находится под охраной государства. Назовите животное. (Соболь)
31. На водоёмах заповедника обитает удивительная птица. Оперение самца выглядит так, как будто над ним поработал художник: шея и голова птицы имеет блестящий темно – зеленый цвет. У самки оперение скромное - имеет маскировочный коричневый оттенок. Что это за птица?(Утка – кряква)
32. В Сохондинском заповеднике обитает птица, которая отличается неуклюжестью, тяжеловатостью и пугливостью, быстрой походкой и тяжелым, шумным полётом. Она имеет красивый окрас, поднятый вверх клюв, пышный хвост, похожий на веер. Птица обладают хорошим слухом, но когда самец поёт «серенаду» для самочки, он временно теряет слух и ничего не слышит вокруг, поэтому эту птицу назвали…?(Глухарь)
33. В Чикойских лесах учёными была замечена дикая, хищная кошка. У неё крупное тело с длинными и мощными лапами, короткий хвост, на ушах забавные кисточки. Мех имеет рыжеватый оттенок с пятнышками. Зрение у зверя очень зоркое. Это животное - прирожденный охотник, который может долго выжидать свою добычу. Что это за животное? (Рысь)
34. В небе над национальным парком «Чикой» встречается крупная птица, которая считается самой большой из всех хищных птиц. Размах её крыльев достигает 2, 5 метров. Для птицы характерен окрас темного или бурого цвета, на шее имеются перья золотистого цвета. У птиц большие глаза, которые занимают большую часть головы. Выслеживая добычу, птица может часами парить на высоте. Рацион их питания состоит из крупных грызунов, таких как зайцы, суслики и т.д. Назовите эту птицу. (Беркут)
35. На территории национального парка «Чикой» можно встретить крупное животное, которое является разновидностью благородного оленя. Это животное по размеру чуть меньше лося (сохатого). Самцы носят красивые ветвистые рога. У животного прекрасно развито обоняние, зрение и слух. Основная их пища - трава, ветки кустов, кора осин. Для того, чтобы подкрепить свой организм минеральными веществами они находят солонцы и слизывают на них соль. (Изюбрь)
36. Это мелкое парнокопытное животное похоже на безрогого оленя. Отличается от других видов животных наличием тонких, направленных вниз бивней - клыков, которые растут на верхней челюсти. У самцов длина клыков достигает почти 10 см., что является достаточно грозным оружием. Голова у животного маленькая, уши крупные и закруглённые, хвост очень короткий. Копыта длинные и тонкие. Животное это ловкое и быстрое, легко перемещается по гористой местности. Как оно называется?
(Кабарга)
37. В таёжных районах Алханая встречается крупный лесной зверь. Летом эти звери питаются травой, листьями деревьев и кустарников, речными водорослями и грибами. Зимой они обгладывают побеги ивы, акации, осины, молодые деревца сосны. Верхняя губа у него вздутая и сильно нависает над нижней. Самцы имеют характерное отличие – рога, у самок рогов нет. В народе это животное называют– сохатый, так как его рога напоминают древнее орудие труда – соху, которое крестьяне применяли для вспахивания земли. Назовите это животное. (Лось)
38. На территории национального парка «Алханай» учёными замечена редкая птица, занесенная в Красную книгу. Она отличается от других контрастным оперением - на фоне темного окраса всего тела выделяется белое брюхо, словно птица одета в чёрный фрак и белоснежную рубашку. Клюв и ноги у птицы красного цвета. Есть и характерное красное пятно вокруг глаз. Птица в высоту может достигать 1 метра, размах крыльев около 1,5 метров. Питается лягушками, ящерицами, небольшой рыбой, грызунами. Что это за птица? (Чёрный аист)
39. Маленький хищный зверёк, обладающий длинным и гибким телом. В основном обитает на земле, но иногда взбирается на деревья, чтобы найти для себя пропитание. Эти животные прекрасные охотники, в рационе их питания присутствуют мелкие грызуны, пернатые, земноводные, пресмыкающиеся. Зимой мех у зверька белый и только кончик хвоста черный. Вы узнали этого зверька? (Горностай)
40. Встречается в национальном парке «Алханай» величественная птица - лебедь, у которой есть особое прозвище. Это прозвище лебедь получил за громкий трубный крик, который он издаёт в полёте. Птица осторожная, она не подплывает к берегам и держится в широкой части водоёма. Семьи эти птицы создают раз и навсегда. Пара вместе гнездится, улетает на зимовку и возвращается обратно. Местом для гнезда служит побережье водоёма, заросшее обильной растительностью. Как же по - особому называется этот лебедь? (Лебедь – кликун)
Выбирают «лишнего игрока».
Остается 10 человек.
Под музыку «Поющая вода» начинается следующий этап игры.
4 задание – «Поиски еды».
Вы на кордоне уже 4 дня. Очень хочется есть. Вот вы увидели кедровую сосну. Высоко на вершине висят такие лакомые шишки. Но ломать дерево нельзя. Вы сделали лук и стрелу. Кто же первым сможет сбить шишки? Победит тот, кто первым сделает выстрел (попасть на размещенный на дартсе рисунок шишки) победитель получает тотем, а игроки выбирают «лишнего».
Остаются 9 игроков.
Звучит зодиакальная музыка «Стихия огня»
5 задание - «Раздобудь огонь».
А теперь нужно раздобыть огонь.
(Надуть воздушный шарик пока не лопнет.)
Вы все молодцы, все достойно справляетесь с заданиями. А теперь нам нужно отправляться дальше.
Остаются 8 игроков.
6 задание - «Черный ящик»
Учитель выносит Черный ящик с предметами и читает характеристику каждого. Задача команд – отгадать, о каком предмете идет речь. Время на обдумывание - 30 секунд.
То, что находится в черном ящике является паразитом. Его «дети», проникнув в древесину деревьев, сквозь повреждения в коре достаточно быстро прорастают. Он распространяется по всему дереву, разрушая его и делая трухлявым. Он наносит весьма существенный урон лесным хозяйствам, паркам, садам, деревянным постройкам. В зараженных деревьях могут появляться дупла, а стволы приобретают несвойственную им ломкость. Срок жизни у дерева заметно уменьшается.
Тело того, что находится в черном ящике, имеет характерную форму конского копыта.
Интересно, что, несмотря на свое паразитическую сущность (в отношении деревьев) используется людьми в различных областях: для лечения болезней, для разведения огня и даже для шитья. Теперь обо всем по порядку.
Для лечения
Обладает поистине удивительными лечебными свойствами. Он нашел свое применение для лечения при опухолях, кистах, фиброзах, туберкулезе легких, ожирении и болезнях селезенки. Эффективен и при лечении различных воспалительных заболеваний, помогает печени восстановить функции секреции, как желчи, так и иных ферментов, отвечающих в человеческом организме за расщепление жиров.
Японские ученые в результате исследований смогли выделить из его плодовых тел «ланофил» - полисахарид, буквально заставляющий плохо работающую печень начать выделять желчь и иные ферменты, отвечающие за расщепления жиров в достаточном количестве, то есть восстанавливать нормальный обмен веществ.
Повышает иммунитет. В народной медицине часто применяется отвар. Для его приготовления необходимо одну столовую ложку измельченного его тела залить полутора стаканами воды, прокипятить в течение двадцати минут на маленьком огне, а после настоять четыре часа. Отвар процедить и пить по столовой ложке четыре-пять раз в сутки за полчаса до еды.
Пьют лечебный отвар пятнадцать дней. После недельного перерыва прием отвара можно начать опять. Кроме улучшения иммунитета этот отвар неплохо помогает и желающим похудеть в борьбе с лишним весом.
Вместо спичек
Название того, что находится в черном ящике, возникло отнюдь не случайно. Высушенную ткань его использовали как трут (т.е. материал, воспламеняющийся от искры, выбитой при помощи кремня), до изобретения в 1833 году спичек. Сегодня такое использование уже забыто, но название осталось.
Для шитья
Использовали наши предки это и еще одним весьма любопытным способом. Из них изготавливали материал, похожий одновременно на войлок и кожу. Нижний, трубчатый слой его аккуратно отделяли от тела и вымачивали в растворе щелочи около месяца. После чего его отбивали. Получившийся материал иногда теснили как кожу. Шили из него верхнюю одежду – рукавицы, шапки, куртки и т.д. Есть и один забавный исторический факт, который связан с таким производством. В 19 веке в Германии для архиепископа Фрайбургского была сшита ряса из этого материала, причем, сырьем послужил один огромный предмет, который находится в черном ящике..
Кто знает, может быть, что в недалеком будущем за новой дубленкой мы отправимся в лес, собирать эти предметы.. (Трутовик)
То, что находится в черном ящике представляет собой колонии существующих в симбиозе грибов и водорослей, а также цианобактерий.
Они способны выживать там, где не выживает другая растительность. Даже в Антарктиде, где встречается около 300 их видов, и это несмотря на экстремальный климат южного материка. Впрочем, в Антарктиде они встречаются в основном возле побережья, где климат относительно мягкий.
Всего в мире уже известно их более 26.000 видов. Не исключено, что их намного больше, просто не все они изучены. Новые их виды открываются и описываются учёными каждый год.
Они способны жить даже на отвесных скалах. Их часто обнаруживают высоко в горах, где температура уже слишком низка для высших растений.
Получить их можно и в лаборатории. Для этого достаточно скрестить подходящие грибы с водорослями и бактериями.
Первое упоминание практического их применение встречается в трудах древнегреческого историка Теофраста, датированных III веком до нашей эры. Он упоминает о том, что два вида того, что находится в черном ящике использовали для получения красителей.
Русское название этого появилось из-за визуального свойства этих организмов с кожными заболеваниями.
Для северных оленей они являются важным элементом рациона. Учёные установили, что северные олени питаются, как минимум, 112 их видами.
Скорость роста всех видов того, что находится в черном ящике очень невелика, менее 1 см в год. Те из них, что растут в холодном климате, и вовсе редко вырастают за год больше, чем на 3-5 мм.
Изучением этих растительных организмов занимается особая наука под названием лихенология. Она является одним из разделов ботаники.
В ископаемом виде сохраняются очень плохо, но палеонтологам всё-таки удалось найти некоторые образцы. Им около 415 млн лет! По возрасту они, судя по всему, лишь ненамного уступают мхам, которые возникли на Земле лишь немного позднее, чем водоросли.
Они не способны долго удерживать влагу, но, если её уровень падает до опасно низкого, переходят в неактивное состояние. Если условия изменятся на более благоприятные, даже абсолютно сухие экземпляры могут вернуться в жизни. В ходе одного из экспериментов удалось “воскресить” экземпляр, пробывший более 40 лет в виде гербария.
Из-за того, что растут они очень медленно, они могут выжить лишь там, где нет других растений. Именно поэтому они и облюбовали труднодоступные и суровые места, где другая флора практически не выживает.
Разные их виды без вреда для себя переносят температуры от -47 °C до +80 °C, не боятся ни кислоты, ни щелочи, ни ультрафиолетового излучения Солнца в избыточном количестве. (Лишайник)
Остаются 7 игроков.
7 задание – «Собери грибы».
Ну, что развели костер, а есть-то все равно хочется. Наступила ночь. (Участникам завязать глаза). Вы днем видели, что поблизости с вами под деревьями растут грибы, но ничего не видно, так как новолуние и небо закрыто тучами. Тотем получит тот, кто соберет большее количество грибов (рассыпать по полу пластмассовые пробки или другие предметы) пока звучит музыка.
Выбирают «лишнего».
Остаются 6 человек.
8 задание – «Завтрак».
Вот пора уже на завтрак
Я открою вам секрет:
Лучше спелых сочных ягод
Ничего на свете нет.
Вы, конечно, собрали грибы, и наступила пора утолить голод, но большая часть грибов оказалась червивыми. А в рюкзаках осталось только шесть бананов. Это ваш шанс выжить. (Игрокам раздают бананы). Кто съест первым плод и не намусорит при этом, тот и получит тотем
Остаются 5 игроков
9 задание – «Поиски воды»
Ой, как хочется пить, а на острове нет поблизости источника пресной воды. И вдруг, набежала туча, полил дождь. Вы с большим трудом набрали дождевой воды и решили утолить жажду.
Раздать участникам банки (0,2 л) с кипяченой водой и трубочки для коктейля. Тотем получит тот, кто первым выпьет воду. Остальные игроки выбирают «лишнего».
Остаются 4 игрока.
Звучитмузыка «Уединение в горах»
10 задание – «Лучший танцор»
Ну вот, в цель попали, голод утолили, воду нашли. Идем дальше. Вдруг вы слышите музыку щаманского бубна (включить музыку «Шаманский бубен.Горловое пение»). Это сохондинские шаманы танцуют свой ритуальный танец, чтобы пройти не замеченным, всем надо присоединиться к танцу. Получит тотем тот, у кого лучше получится танец. По итогам конкурса выбирают «лишнего».
Остаются 3 игрока.
11 задание – «Угадай горную породу».
До отъезда домой остались считанные дни. Вам, конечно, хочется на память оставить на острове знак о том, что вы здесь были. Вы ищите подручный материал. Вот вы наткнулись на карьер, где когда-то добывали горные породы. Какие?
Показ презентации «Горные породы». Каждый должен назвать породы:
кварц, кварцит, мрамор, базальт, гнейс, уголь, гипс, сера, боксит, слюда, пирит, пемза, бурый железняк).
Или
(разгадать ребусы). Кто больше назовет, получит тотем (он же и выбирает, кто покинет игру).
Кто правильно назовет больше пород, тот и получит тотем, он же и решает, кого оставит на острове в качестве соперника.
Остаются 2 человека.
(Звучит песня «Последний герой»)
12 задание - «Картография. Следы невиданных зверей».
Последний конкурс опять картографический.
Прочитать текст с топографическими знаками. Определить, кому принадлежат следы.
Под звуки песни “Последний герой” победитель получает экзотический приз – «Сувенир «Сохондинского заповедника», поощрительные призы получают два участника игры, выбывших последними.
Зрители, угадавшие в начале игры реального «Героя», выходят на сцену и получают небольшие призы.
Ведущий:
Мой край родной!
Такой разнообразный.
Жемчужины озер, и степи, и тайга…
Покрыты сопки как косынкой газовой
Багульником.
Словно волшебная пурга
Рукою щедрой дымкой их окутала,
И соткала сиреневые сны.
И ароматами шальными убаюкала,
Подвинув зиму краешком весны….
Вот и подошла концу наша игра. Мне хочется поблагодарить всех участников игры и членов Жюри за плодотворную работу. До свидания! До новых встреч!
Звучит песня “Последний герой”.
(источник информации: журнал «География в школе» №8 -2003 г.
Ердавлетов Д.Е. Занимательная география. Алматы, 2005.
Касаткина Н.А. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах. Волгоград
Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя. М,: Просвещение, 1989.
Коринская В.А., Душина И.В. География материков и океанов 7 класс. М,: Дрофа, 2008)