Проект
«Создание школьного журнала о природе»
«В гости к деду Сохондо»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мангутская средняя школа»
Кы ринский район
С.Мангут
Лапшина Виктория, 7 класс
Нимбуева Полина, 7 класс
Иванова Олеся, 8 класс
Сажина Анастасия, 7 класс
Сажина Александра, 9 класс
Руководитель: Сажина Елена Николаевна, учитель химии, музыки
Технический редактор: Шильникова Евгения Викторовна
2022г.
Содержание
Основные цели и задачи проекта
Актуальность и важность проблемы создания современного школьного журналаи его развития.
Содержание проекта
Ожидаемые результаты проекта
Материально – техническое обеспечение проекта
Вывод
Список используемой литературы
Приложения: осенний выпуск школьного журнала, презентация.
Презентация журнала в детской библиотеке с.Мангут
Журнал - это история мира за сутки.
Это история мира, в котором мы живем и события,
которые интересуют нас больше, чем относящиеся
к прошлому, существующему лишь в памяти.
А. Шопенгауэр
(Перефразировано)
I. Цели проекта:
Формирование активной жизненной позиции.
Социализация обучающихся школы.
Стимулирование интереса молодого поколения к решению актуальных проблем природы и общества.
Раскрытие творческих способностей обучающихся.
Освещение событий в природе, создание живой, активно работающей информационной среды.
Демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в школе.
Основные задачи проекта:
Развитие навыков критического мышления, коммуникативных навыков.
Приобретение навыков групповой работы.
Содействие в воспитании информационной культуры обучающихся: умение работать с документами, с любым письменным и печатным текстом.
Формирование чувства гражданской активности за социальную обстановку в своей школе, посёлке, районе.
Повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию, краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, района.
Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, стремления к здоровому образу жизни.
Реализация гражданско-патриотического воспитания.
Формирование у обучающихся толерантного сознания.
Реализация экологического воспитания.
II. Актуальность и важность проблемы создания современного школьного журналаи его развития.
В течение нескольких лет в школе назревала потребность в своей школьной прессе, выпускаемой самими обучающимися. Несмотря на занятость в кружках и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для постов в социальных сетях. Как соединить интересы ребят? Как активно включаться в школьную жизнь? Как стать защитником природы? Один из вариантов решения этих вопросов - выпуск печатного школьного журнала.
Что же такое – школьный журнал о природе? Школьный журнал – современное средство воспитания чувства ответственности за сохранение окружающей среды, патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Журнал моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг обучающихся, различных и по возрасту, и по интересам, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей. Но главное - что журнал помогает становлению личности ребенка – активной, думающей, толерантной, экологически грамотной.
Создание школьного журнала позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие обучающихся в школьной редколлегии поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию журнала между педагогами и обучающимися устанавливаются отношения взаимопонимания.
Журнал является самым простым и доступным школьным изданием, и потому мы начали свою издательскую деятельность именно с журнала, который является современным средством воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, бережного отношения к природе, а также средство повышения интереса к учёбе. Основная задача редакции нашего журнала – уметь рассказать о природе так, чтобы журнал заинтересовал обучающихся и педагогов.
Наш журнал действительно играет большую роль в жизни издающих её подростков. Он способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению задач охраны природы. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» журнал, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное… Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу. Для развития школьного издательского дела были объединены усилия администрации школы, педагогов, воспитателей, школьного ученического самоуправления и детской библиотеки.
Целью создания журнала является не только раскрытие творческих способностей обучающихся, освещение событий, происходящих в забайкальской природе, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в школе. На занятиях по компьютерной грамотности проводятся консультации и уроки по программам Corel Draw и Adobe Photoshop. Написать статью на актуальную тему, поставить свою подпись, зная, что журнал прочтет множество людей - все это ведёт к понятию "ответственность". Напечатанное остается, и юный "журналист", публикующийся в школьном журнале, должен всё время быть бдительным, как и его "собрат", журналист профессиональный, чтобы не провоцировать, не позорить, не клеветать, не оскорблять…
Школьный коллектив с удовольствием читает и обсуждает каждый новый номер журнала; следовательно, мы думаем об этом и печатаем то, что ему интересно. Мы печатаем об интересном в мире природы, и стараемся всевозможными путями установить самые тесные связи с читателями и со всеми теми, кто способен поддерживать жизнь журнала.
III. Содержание проекта
Чтобы издавать и распространять журнал, прежде всего, нужна крепкая команда. В редакционную коллегию входят обучающиеся 6-9-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Данный проект подразумевает организацию издательской деятельности на базе нашей школы силами обучающихся при поддержке педагогов и специалистов школы.
Во время реализации проекта участники делятся на рабочие группы: корреспонденты - сбор информации; редакторы - подготовка материалов, фотокорреспонденты – фотоматериалы.
С учетом мнений читателей будет корректироваться дальнейшая работа редколлегии. Реализация данного проекта необходима, прежде всего, для формирования у обучающихся знаний, умений и навыков работы с различными видами информации, принимать, редактировать материал, умение рассуждать, умение общаться с людьми, анализировать события, обрабатывать графическую информацию, искать необходимую информацию в различных изданиях, а также в сети Интернет. В журнале публикуются материалы, как из личных наблюдений за природой, так и информация, взятая из Интернета, из различных источников.
Участники проекта: обучающиеся 5-11 классов, педагоги, специалисты школы.
Продолжительность проекта: на длительный срок.
Учредитель проекта – Администрация МБОУ «Мангутская СОШ» Кыринского района Забайкальского края.
Кадры проекта:
Главный редактор – Сажина Елена Николаевна, учитель химии, биологии, музыки
Технический редактор – Шильникова Евгения Викторовна
Корреспонденты - из числа обучающихся школы.
Фотокорреспонденты - обучающиеся увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом.
Разработаны следующие документы:
Положение о школьном журнале.
Обязанности главного редактора.
Обязанности технического редактора.
Обязанности главного редактора:
В начале учебного года предлагает темы для творческого конкурса корреспондентов; занимается сбором и подбором сданного материала, как текстового, так и иллюстративного; при необходимости проводит литературную обработку текста; исправляет грамматические, орфографические и прочие ошибки; участвует в наборе текста; принимает участие в разработке оригинал – макета; просматривает и проверяет оригинал – макет издания перед печатью.
Обязанности технического редактора:
Проводит практическую работу по созданию макета журнала, согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы; осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование журнала на бумажных и электронных носителях; размещает очередные номера журнала на официальном сайте школы; набирает текст издания.
Корреспонденты газеты:
Обучающиеся 5-11 классов в начале учебного года избирают от каждого класса корреспондента в школьный журнал. Выбранные обучающиеся участвуют в собраниях редакционного коллектива, а также в подготовке материала и издании журнала, что является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ!
Корреспондент должен в меру своих творческих способностей помогать изданию школьного журнала, приносить в редакцию заметки.
При сдаче статей в редакцию автор должен руководствоваться нижеследующими нормами:
Статья должна быть сдана в печатном виде(желательно на электронном носителе). Если нет возможности напечатать работу, то нужно аккуратно переписать её на лист бумаги.
В сданной работе обязательно должно быть указано название статьи, заметки, фамилия и имя автора (полностью), класс. При отсутствии этих сведений работа засчитана не будет!
Если в статье используется иллюстративный материал, он также должен быть подписан или передан в редакцию на электронном носителе.
Разработка плана работы пресс-центра:
Разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;
Распределить обязанности между обучающимися, вошедшими в редакционную коллегию;
Организовать обучающие занятия по ИКТ:
-работаспрограммами: MS Publisher 2013, Adobe Photoshop, MS Word 2013, MS PowerPoint 2013, MS Excel 2013, Paint;
- работа с цифровой техникой: фотоаппаратом, МФУ, компьютером;
Посещение факультативов: основы компьютерной грамотности, культура речи, деловое общение;
Регулярный выпуск школьного журнала (1 раз в сезон: осень, зима, весна, лето).
Схема организации выпуска школьного журнала о природе
Каждый номер школьного журнала представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи обучающихся общей идеей, а их работу сделать направленной.
Школьный журнал о природе не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. СМИ отражает события в забайкальской природе, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Журнальные статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистический характер.
Примерный перечень рубрик школьного журнала о природе «В гости к деду Сохондо»:
Заказники. Заповедники.
Красная книга.
Самые. Самые.
Зеленое золото.
Легендарная личность.
Любопытный бурундук.
Наше творчество.
Конкурсы. Кроссворды.
Фотографируем. Рисуем.
Байки от Никифора Николаевича.
Важное.
"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Ответы будут различаться в зависимости от направленности издания. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей"(т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо динамическое и яркое событие.
Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью от начала до конца. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса школьного журнала - это его витрина, его товарный вид.
Верстка остальных частей школьного журнала: материалы распределяются по темам, каждая из которых имеет постоянное место в школьном журнале, чтобы каждый читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы школьного журнала определяется иерархия: более значимые и важные материалы размещаются наверху, а фото, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям школьного журнала о природе гармоничную форму, приятную для глаз.
Каждая статья также имеет свою определенную структуру:
заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки;
"шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления;
вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть.
IV. Ожидаемые результаты проекта
Создание школьного пресс-центра;
Повышение информационной культуры участников проекта;
Приобретение участниками проекта навыков социального поведения и применения их в повседневной жизни;
Сплочение детского коллектива, развитие творческих способностей обучающихся, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности;
Развитие эстетических вкусов, обучающихся;
Развитие сотруднических отношений: обучающиеся – педагоги;
Качество и профессионализм журналов, созданных в рамках проекта.
Школьный журнал можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьный журнал о природе - это своеобразный катализатор и генератор идей, а содержание школьного журнала - это жизнь природы в самом широком смысле.
V. Материально-техническое обеспечение проекта
персональный компьютер с выходом в Интернет
ноутбук
МФУ
ксерокс
цифровой фотоаппарат,
брошюратор(для подшивки)
Вывод:
Что же такое – школьный журнал о природе?
Трибуна для высказывания своей точки зрения!
Эффективный информативный инструмент!
Пространство для сближения поколений!
Школа – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в школе должны быть свои СМИ. Вот и у нас есть свой школьный журнал.
Создание школьного журнал – один из способов повышения познавательной и творческой активности обучающихся и одновременно результат проектной деятельности школьников.
Отчетом о проделанной работе становится выпуск очередного номера школьного журнала.
Такая работа, во-первых, лично ориентирована. Во-вторых, мотивируема. В-третьих, поддерживает педагогические цели. В-четвертых, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле. Наконец, приносит удовлетворение школьникам, видящим продукт своего труда.
За период работы над проектом «Создание школьного журнала «»В гости к деду Сохондо» мы научились общению, научились работать со справочной литературой и научно - познавательными энциклопедиями, развиваем культуру речи и повышаем грамотность.
Тираж школьного журнала ограничен, поэтому возникла необходимость сделать школьный журнал более доступным. С этой целью на сайте МБОУ «Мангутская СОШ» создан специальный раздел школьного журнала, что позволяет:
расширить круг общения;
разместить на сайте оперативную информацию;
познакомить всех желающих с архивом выпусков школьного журнала.
Успех школьников, зависит от их педагогов! Для достижения поставленной цели педагогам необходимо помнить, что:
Ученик - это не сосуд,
который надо наполнить,
а факел, который нужно зажечь.
К. Ушинский
Список используемой литературы:
Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2012
Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. - М., 2001.
Основы творческой деятельности журналиста. / Под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000.
Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
Интернет-источники:
1. www.proshkolu.ru
2. www.testoch.com
3. www.festival.1september.ru
4. Портал школьной прессы - http://portal.lgo.ru/
5. Стенгазета. Всё для школьного издательства - http://1sg.ru/
6. Детский клуб «Таис» - http://www.taisclub.ru/contests/luchshaya-shkolnaya-gazeta
План реализации проекта:
Этап проекта | Сроки | Мероприятие, форма | Промежуточный результат |
Подготовительный | Май, 2022 г. | Анкетирование учащихся 5-11 классов «Есть ли необходимость издания школьного журнала?», изучение литературы по теме проекта | Выявлены актуальные проблемы особо охраняемой природной территории |
Создание творческой команды. | Май, 2022 г. | Работа в группах, собеседования с учащимися, деловая игра. | Из числа учащихся 5-11 класса сформирована проектная группа, разработана концепция журнала, положение о школьном журнале о природе, определен функционал каждого участника. |
Определение стиля журнала. | Июнь, 2022 г. | Работа в проектной группе, работа с литературой, Интернет – ресурсами. | Определить содержание, стиль журнала, его форму, название, с какой частотой будет выходить журнал, каков предполагаемый формат и объем журнала. |
Разработка плана работы пресс-центра. | Июнь, 2022 г. | Практическая работа с программами: MSPublisher, AdobePhotoshop, MSWord, MSPowerPoint, MSExcel, MSPaint, AABBYYFine Reader; с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером; | План работы пресс-центра. |
Схема организации выпуска журнала. | Июль, 2022 г. | Определение темы. Объединение статей учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной. | Создание макета первого номера журнала. |
Работа над выпуском журнала | Август, 2022 г. | Обработка материалов, подготовка публикаций, верстка журнала (создание 1 полосы, журнал. жанры, современный дизайн журнала, принципы верстки), печать журнала. | Выпуск первого номера журнала. |
Выпуск последующих номеров журнала | постоянно | Обработка материалов, подготовка публикаций, верстка журнала, печать журнала. | Выпуск текущих номеров журнала |
Этапы реализации проекта.
1 этап – Подготовительный.
Выявление проблемы, формулирование темы, целей и задач, сбор и изучение необходимой литературы, в том числе нормативных документов. Анкетирование учащихся, деловая игра.
2 этап - Создание творческой команды. Распределение функциональных обязанностей по выпуску журнала.
Чтобы издавать и распространять журнал, прежде всего, нужна крепкая команда. В редакционную коллегию входит группа учащихся 6-11 классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Распределение редакционных обязанностей.
1. Главный редактор.
2.Технический редактор
3.Корреспонденты - из числа обучающихся школы.
4.Фотокорреспонденты - обучающиеся увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом
3 этап - Определение стиля журнала.До начала издания необходимо хорошо обдумать и прийти к общему мнению относительно того, какой журнал мы собираемся выпускать? Определить содержание, стиль журнала, его форму, название, с какой частотой будет выходить журнал, каков предполагаемый формат и объем журнала.
4 этап - Разработка плана работы пресс-центра.
провести учредительное собрание для создания журналистского объединения;
разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;
разработать положение о школьном журнале;
выбрать название журнала;
предоставить возможность начинающим журналистам ежедневно пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты;
презентация первого номера;
способствовать расширению школьного журнала о природе (кол-во страниц и экземпляров, членов) – постоянно;
регулярный выпуск школьного журнала (1 раз в сезон)
5 этап - Схема организации выпуска школьного журнала о природе.
Каждый номер журнала представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.
Перечень рубрик журнала:
Заказники. Заповедники.
Красная книга.
Самые. Самые.
Зеленое золото.
Легендарная личность.
Любопытный бурундук.
Наше творчество.
Конкурсы. Кроссворды.
Фотографируем. Рисуем.
Байки от Никифора Николаевича.
Важное.
6 этап – Работа над выпуском журнала (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн журнала, принципы верстки)."Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Ответы будут различаться в зависимости от направленности издания. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо яркое событие; рассказать о решении администрации, властей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса журнала - это ее витрина.
Верстка остальных частей журнала: материалы распределяются по темам. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.
Статьи имеют свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть.
Финансовое и материально-техническое обеспечение проекта.
Технические средства для работы:
Компьютеры, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат.
Используемые медиаресурсы
Работа с программами: MSPublisher,AdobePhotoshop,MSWord,MSPowerPoint,MSExcel,MSPaint,AABBYYFineReader ресурсы, сети Интернет, школьного сайта.
Смета (на 1 учебный год).
№ | Наименование товаров. | Количество. | Цена. | Сумма. | |
1 | Бумага для принтера | 1 | 950 руб. | 950 руб. | |
3 | Расходные материалы для принтера: Картридж | 1 | 750 руб. | 750 руб. | |
4 | Папка с файлами | 2 | 35 руб. | 70 руб. | |
5 | Файлы | 50 | 1 руб. | 50 руб. | |
6 | Канцелярские товары | 200 руб. | |||
ИТОГО: | 2020руб. |
III. Итоговая (заключительная) часть
Выводы:Создание школьного журнала – один из способов повышения познавательной и творческой активности ребят и одновременно результат проектной деятельности школьников.
Отчетом о проделанной работе становится выпуск очередного номера журнала. За период работы над проектом мы научились общению, сбору и обработке информации, познакомились с законами о СМИ, научились работать со справочной литературой, постепенно овладеваем навыками профессии журналиста, развиваем культуру речи и повышаем грамотность. Создали благоприятные условия для развития личности.
Кропотливая работа над созданием школьного журнала развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к родному языку, повышает информационную культуру участников проекта.
развитие проекта.
Школьный пресс-центр совсем молод, но основные шаги к созданию журнала уже сделаны. Определено название – «Экологическая команда «9-1-1», формат журнал (объем – 30 стр., выходит раз в сезон).
Тираж журнала ограничен, поэтому может возникнуть необходимость сделать школьный журнал более доступным для школьников и родителей. С этой целью на сайте школы с помощью учителя информатики будет создана страничка в главном меню под названием «Пресс-центр «9-1-1» с целью расширения круга общения, размещения на сайте оперативной информации, ознакомления всех желающих с архивом электронного школьного журнала.