муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Первомайского района города Ростова-на-Дону
«Центр развития творчества детей и юношества»
Реферат
«Принципы формирования аппликатурных
навыков в классе фортепиано»
Выполнила:
И.В. Софьянопуло
2024г
Принципы формирования аппликатурных навыков в классе фортепиано 1. Б. Милич о методике работы с учащимися над аппликатурой Б. Милич указывает на необходимость уже во втором классе, в связи с усложнением репертуара, включать в процесс разбора специальную работу ученика над преодолением художественно-звуковых и технических трудностей, в которой большое внимание должно быть уделено вопросам аппликатуры. Аккуратное выполнение учащимся обозначенной в тексте аппликатуры может удовлетворить лишь на первых этапах обучения. Постепенно он должен научиться свободно ориентироваться в аппликатуре, сознавая ее роль в раскрытии выразительности произведения. Технические закономерности удобного следования пальцев в поступенной позиционной и гаммообразной фактуре, коротких арпеджио, ломаных интервалов и гармонических фигураций учащийся усваивает на исполняемых произведениях, особенно на этюдной литературе. Уже с первого года обучения ребенок начинает ориентироваться в аппликатурных приемах, направленных на выразительность интерпретации мелодии и ритма. Например, плавное интонирование мелодии в самых легких пьесах-песнях «Ой за гаем, гаем», «Армянская детская песня», «Два приятеля» почти полностью осуществляется определенной аппликатурной группой – 2,3,4,5 пальцами, т.е. пластичности мелодии способствует столь же пластичная аппликатура. Для выявления четко пульсирующего ритма в коротких метрических группировках «Юморески» Л.Моцарта, «Пьесы» Г.Телямана подобрана однотипная, ритмично повторяющаяся аппликатурная группа – 2,3,4 пальцы. Четкой ритмике детских плясовых радостных образов соответствует естественная живность репетиционной аппликатуры в приемах стаккатной игры. Необходимость комплексной аппликатуры, способствующей объединению четырех коротких мотивов, разделенных паузами, в единую большую фразу, наглядно видна на примере первой части «Сонатины» А.Диабелли. Уже в разобранных произведениях ученик порой применяет «свою» аппликатуру, которая не во всем соответствует обозначенной в тексте. Часто такая непосредственно найденная учеником аппликатура оказывается вполне пригодной в пианистическом и художественном отношениях. Педагог должен всегда разъяснить ученику его удачи и просчеты в этом вопросе. Педагог должен своевременно подметить нелогичность выбранных учеником приемов аппликатуры и научить его исходить при решении этого вопроса из двух взаимосвязанных моментов – достижения выразительности звучания и пианистического удобства исполнения. Для этого педагог может прибегнуть к проверке на самом уроке аппликатуры, чтобы ученик мог самостоятельно решить, какая из них является наилучшей. 2. Новаторские принципы аппликатуры Ф.Шопена Новаторские принципы аппликатуры Ф.Шопена обусловлены прежде всего не техническим удобством, а эстетическим смыслом. Шопен рекомендовал своим ученикам оригинальную аппликатуру в соответствии с художественными соображениями (напевность, красочность, звуковое разнообразие). Он, например, стремился во имя достижения мягкой звучности и естественности исполнения к сохранению гибкости кисти при любых комбинациях пальцев, к плавной смене позиций руки. Шопен неизменно старался найти приемы, положение руки, наиболее подходящие для достижения совершенного legato. Отдавая предпочтения той или иной аппликатуре, он считался не столько с её техническими удобствами, сколько с её эстетическими особенностями, художественными возможностями. По его мнению, надежность, эффективность применяемой аппликатуры нередко противоположна видимым удобствам: никогда нельзя прельщаться её кажущейся легкостью. Исходя из подобных принципов, Шопен допускал подкладывание первого пальца не только под второй или третий, но под четвертый и даже под пятый палец. При этом он рекомендовал использовать соответствующий легкий наклон руки и, что всего существенней, запрещал какие-либо движения, которые могли бы воспрепятствовать общей звуковой выравненности исполнения. Шопен также допускал широкое применение первого и пятого пальцев на черных клавишах. В своё время это произвело настоящую революцию в пианистическом искусстве и, как всякое нововведение, вызвало резкое противодействие со стороны людей, стоящих на старых позициях. Охотно применял Шопен беззвучную подмену пальцев на одной и той же ноте, особенно в тех случаях, когда эта подмена приводила к полному, совершенному legato. Разрешал также взятие двух нот одним и тем же пальцем и употребление одного и того же пальца на двух разных клавишах. Умение создавать впечатление legato, играя одним пальцем (так называемое воображаемое legato), Шопен придавал большое значение. Весьма ценил и часто использовал Шопен прием перекладывания пальцев (одного над другим) без участия большого пальца. В сущности, Шопен использовал старый прием клавесинистов, но вдохнул в него новую жизнь, применяя его и для исполнения кантилены. В свете этого становится понятно, почему Шопен столь настойчиво рекомендовал играть хроматически гаммы как первым, вторым и третьим пальцами, т.е. обычной аппликатурой, так и пятым, четвертым и третьим пальцами – путем необычного перекладывания пальцев. И почему он охотно придерживался принципа перекладывания пальцев при исполнении гаммообразных пассажей терциями, секстами и октавами. Значительно реже, чем другие пианисты, Шопен прибегал к распределению материала между двумя руками. Даже при неудобных положениях и поворотах руки он предпочитал играть пассажи всё же одной рукой, - опять таки с целью воссоздания определенной звучности. При репетиции – не слишком быстрой – Шопен избегал смены пальцев; он не считал её обязательной, так как при ней часто возникают дополнительные затруднения и нарушается единство звучания. 3. Аппликатура в клавирных сочинениях Баха по И. Браудо Баховские рукописи лишены аппликатурных обозначений. В органных и клавирных сочинениях Баха содержится лишь несколько аппликатурных указаний. Аппликатура, проставленная в нотах, принадлежит редактору. Надо научить ученика читать и изучать аппликатуру. Но выполнение аппликатуры является только первым шагом, который может не дать ещё понимания аппликатуры. Вслед за прочтением аппликатуры необходимо: выяснить, с исполнением, какого мотива, какой фразы связана данная аппликатура. Нет ли особых фразировочных моментов, объясняющих строение аппликатуры. найти свободные движения руки, которые не записаны, но без которых сама аппликатура теряет свою естественность и гибкость. Наряду с умением читать аппликатуру нужно вырабатывать у ученика умение самостоятельно создавать и записывать аппликатуру. Удобно для этих целей пользоваться свободным от аппликатуры текстом, или пересматривать редакторскую аппликатуру. В результате этой работы должна быть плавность и естественность течения музыки. С этого процесса начинается вникание в музыку, начинается всякое изучение произведения. Аппликатура в клавирных произведениях старинной музыки имеет целый ряд специфических особенностей. Приёмы, которые были распространены в XVII и первой половине XVIII века. Исполнение гаммообразных последовательностей без применения первого пальца. Восходящая последовательность в правой руке может исполняться аппликатурой: 3,4,3,4; нисходящая – аппликатурой: 3,2,3,2. Эти приёмы позволяют руке быть гибкой. Они сохраняют свою роль и в современном пианизме. При обдумывании аппликатуры связно исполняемого трёхголосного полифонического произведения следует определить исполнение среднего голоса. Нижний голос исполняется левой рукой, верхний голос – правой. Средний голос нужно распределить между двумя руками так, чтобы каждая рука смогла связно исполнить порученный ей двухголосный фрагмент. В четырёхголосном произведении голоса распределяются между левой и правой руками двумя способами: одна рука исполняет один голос, другая – три и каждой руке поручается два голоса. В первом случае рука не всегда может связно выполнять последовательность трезвучий. Однако и во втором случае не всегда можно связно исполнить одной рукой порученные ей два голоса. Простейшим примером могут служить параллельные сексты. Можно их исполнять: --при подмене пальцев, дающей возможность полного legato -- когда один голос исполняется legato, другой staccato. Аппликатура при восходящем направлении в правой руке 1/3, 1/4, 1/3, 1/4 или 1/4, 1/5, 1/4, 1/5. Исполняется связно верхний голос. -- оба голоса исполняются в одинаковой манере non legato. Исполнение последовательности секст свободным non legato производит часто более плавное впечатление, чем попытка связать трудно связуемое. Такое исполнение секст, может быть перенесено и на исполнение четырёх, пяти, шести голосов. Равномерное non legato приводит к большей плавности, чем попытка максимальной связи. Можно при помощи правой педали сочетать непринуждённые, свободные движения рук со связностью звучания. Педаль помогает связать созвучия, трудно связуемые рукой. Она даёт возможность расстаться с клавиатурой и в свободном движении готовиться к новому извлечению звука. Педаль, освобождающая руку от обязанности держать клавиши нажатыми, является как бы продолжением аппликатуры. Двухголосие и трёхголосие следует проходить в школе сначала без педали. После достижения мастерства к исполнению трёхголосия желательно привлекать педаль. А изучение четырёхголосия нужно изучать с педалью. -- педаль, взятая на сильном времени, может преследовать цель – продление аккордовых тонов. Подобие цифрованному басу, характерному для баховской полифонии. --педаль, взятая на слабом времени и снятая на сильном времени, подчёркивает движение затактов. --педаль обогащает фортепиано, более бедное обертонами, чем у клавесина, клавикорда и органа. 4. Е. Либерман. Об аппликатуре Выбор аппликатуры имеет немаловажное значение в работе. Аппликатуру нужно сознательно выбирать в начальной стадии работы. Необходимо тщательно изучать редакционные и особенно авторские указания. Бывают и неудачные, неудобные указания. Лучшая аппликатура та, «которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласиться с её смыслом. Это и есть верховный принцип художественно верной аппликатуры» Г.Нейгауз. Другой принцип – «принцип удобства аппликатуры для данной руки в связи с её индивидуальными особенностями и намерениями пианиста» Г.Нейгауз. Аппликатуру нужно выбирать, играя в быстром темпе. Если какойто отрывок вызывает сомнения, следует поучить его немного и попробовать в быстром темпе одной, потом другой аппликатурой. Соединить его с предыдущим и с последующим отрывками. Подходящую аппликатуру записать. В быстрых пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся по возможности реже. Но и в этом правиле встречаются исключения. Учащиеся должны овладеть аппликатурной дисциплиной. Нужно придерживаться правил, которые используются в гаммах, арпеджио, аккордах и не нарушать их. Правильно играть аппликатуру в аккомпанементах, когда бас играется пятым пальцем, а нижний звук аккорда следует играть не 5-м, а 3-м или 4-м пальцем. Употреблять на черные клавиши в басах пятый палец и ставить его поперёк черной клавиши. Тогда им попасть легче, чем на белые. Не бояться употреблять 1-й палец на черные клавиши, потому что им легче попасть, и он лучше может справиться с задачей, когда нужно показать характерный акцент. Внимательно следует относиться к аппликатуре аккордов, вкрапленных в одноголосные последовательности, в сложной фактуре с двойными нотами, в полифонии. В исполнении быстрых унисонов надо находить согласованную, «симметричную» аппликатуру, в которой частое использование 1-го пальца сделает недостижимым стремительный темп. Аппликатура хроматических гамм в зависимости от темпа меняется. «Классическая» - до 3-го пальца - самая удобная, которая даёт максимум силы и чёткости. Наиболее употребим – до 4-го пальца. А есть случаи, когда для самых быстрых темпов приходится использовать пятипалую аппликатуру. В отрывках staccato аппликатуру надо выбирать так же, как и всюду, чтобы при исполнении случайными пальцами игра в темпе не стала корявой, суетливой, чтобы одна рука не мешала другой руке. При перекрёстном положении рук, одна над другой, удобнее вовсе не играть 1-м пальцем, который не может так далеко вытянуться, как более длинные 2-й или 3-й пальцы. И участие 1-го пальца требует в этом положении рук очень неудобного, напряжённого поворота кисти, что крайне нежелательно. Хорошая аппликатура – серьёзная техническая проблема. Умение найти её приходит с опытом, а опыт накапливается в процессе сознательной работы. 5. Аппликатурные правила по К.Э.Веберу Правильная аппликатура служит самой важной помощью для хорошего, удачного исполнения разных пассажей и для других технических трудностей. В общих чертах можно установить правила, основанные на хорошем вкусе, помогающие легкому и плавному исполнению пассажей и разных технических трудностей. 1. Не нарушать порядка пяти пальцев. Исключением могут быть только случаи, когда первый палец падал бы на черную клавишу. 2. Если пассажи стремятся в правой руке вверх или вниз в левой, тогда по возможности избегать частого употребления 4-го и 5-го пальцев. 3. Если пассажи повторяются, тогда не следует изменять прежнюю аппликатуру. 4. Если в пассаже находится отрывок из какой-нибудь гаммы и арпеджио, тогда лучше не изменять обыкновенной аппликатуры той гаммы или арпеджио. 5. Одним и тем же пальцем нельзя брать разные клавиши; исключения бывают очень редки, и разве если это будет особенно предписано самим автором. 6. Если одна и та же нота повторяется, тогда надобно непременно брать её разными пальцами. 7. Если не сразу и трудно разобрать пассажи относительно надлежащей аппликатуры, тогда должно положить вместе пальцы на группы нот и рука инстинктивно возьмёт их какими пальцами ей удобнее будет исполнение. 8. Не всегда удобно излагается начало пассажа на черной клавише первым пальцем; бывают случаи, когда пассаж выходит гораздо плавнее и даже спокойнее, если начать их именно первым пальцем. 9. Перед верхней клавишей нужно в пассажах большей частью ставить первый палец и после неё также обыкновенно практичнее ставит его, особенно если следующая клавиша отдалена от неё на три или четыре клавиши вверх. 10. Если в пассаже встречается расстояние больше кварты вверх или если пассаж кончается таким расстоянием, то во всяком случае надо класть первый палец на последнюю клавишу перед оными. 11. В арпеджио или в пассажах, похожих на арпеджио, надобно брать первым пальцем те клавиши (если они белые) в пассаже, на которых кончаются естественные группы, составляющие пассаж. 12. Если пассажи кончаются на чёрной клавише, не принадлежащей собственно к пассажу, то можно брать её четвёртым пальцем. 13. Во всяком случае, следует так постановить аппликатуру, чтобы пассажи кончались: вверх – не подставкой первого пальца, и вниз – не 3- м и 4-м пальцами. 14. Следует также соблюдать правильную аппликатуру в том случае, когда в аккомпанемент приходится играть какую-либо басовую ноту 5-м пальцем левой руки и принадлежащий к ней аккорд отдельно, а именно: не допускается никогда, чтобы 5-й палец участвовал в самом аккорде. Этот 5-й палец левой руки назначается всегда для низких басовых нот; иначе он помешает верности и ловкости игры тем, что не даст руке остановиться в прямом и спокойном направлении. Единственным исключением тут является, когда аккорд состоит из четырёх только нот. 15. Ряд двойных нот, терциями соединенных под дугой, довольно трудно связывается, в особенности, когда терции играются одновременно на верхних и на нижних клавишах. Например: ре-диез фа-диез и ми-соль или фа-диез-ля и соль-си-бемоль. Тогда первая терция играется правой рукой 2-м и 3-м, а вторая 1-м и 4-м пальцами; с левой же рукой, разумеется, наоборот. Если же требуется связать между собой аккорды, тогда, по крайней мере, одна клавиша должна быть связана в обоих аккордах. 16. Тоже надобно избегать излишнего употребления первого пальца в ровных (плавных) пассажах или в так называемых руладах (roulades). Чем реже рука переменяет свою позицию, тем спокойнее и плавнее будет исполнение рулады или вообще пассажа. Позицией руки в этом смысле называется то положение её, в котором она берёт клавиши без новой подставки первого пальца. 17. Вообще надобно соблюдать, чтобы рука, какой бы аппликатурой она не играла, всегда сохраняла бы спокойное и округлённое положение грациозного вида. Как только она начинает ковылять и вертеться, так что игра становится не ровной и плавной, тогда виной тому неправильная аппликатура. Список литературы 1. Милич Б. Воспитание ученика - пианиста – Киев, Музична Украина, 1977. 2. Браудо И.А.Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. - М.: Классика – XXI, 2001. 3. Вебер К.Э. Путеводитель при обучении игре на фортепиано. - СПб.: Союз художников, 2002. 4. Мильштейн Я. Советы Шопена пианистам. – М.: Музыка, 1967 5. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. – М.: Музыка, 1985.
10