I Вступление
Тема: «Зоркие глазки» - профилактика нарушения зрения у детей.
Наше занятие разделено на два блока. В первом, теоретическом блоке, мы обсудим проблематику нарушения зрения у детей дошкольного возраста, влияние технологических процессов на зрение детей, методику профилактики зрительных расстройств у детей школьников Владимира
Филипповича Базарного.
Также мы предоставим ряд рекомендаций специалистов-офтальмологов по освещаемому вопросу.
Вторая часть – практическая. В ней будут представлены примеры игр и комплекс упражнений. Мы предложим проделать эти упражнения вместе с нами, чтобы в дальнейшем вы могли корректно использовать упражнения в работе с детьми.
В заключении мы обменяемся мнениями по озвученной проблеме.
II. Теоретическая часть
1. Проблематика нарушения зрения у детей школьного возраста. Влияние технологических процессов на детское зрение.
Мы отчетливо пониманием, зрение – один из важнейших органов для развития ребенка. Это ценнейшая, но в то же время весьма хрупкая система человеческого организма. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заботиться об этом органе. Именно зрение позволяет ребенку видеть, писать, читать, рисовать, а также заниматься различными видами деятельности.
И наша задача: помочь детям сохранить здоровье органа зрения, сделать процесс обучения, игровые процессы максимально полезными и эффективными для профилактики нарушения зрения.
Различные нарушения зрения возникают и развиваются незаметно, особенно у детей дошкольного возраста. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при чтении глазные мышцы напрягаются. Если вовремя, на эти явления не обратить внимания, то могут развиться различные отклонения от нормального зрения.
Главный зрительный закон гласит: «Когда глаз перемещается, он видит». Ведь если глаз или любой другой орган организма не загружать, он теряет свои функции, постепенно атрофируется. Глаза современного человека находятся в постоянном тонусе, постоянном напряжении. Проблема современного человека не в том, что его глаза не работают, а в том, что они работают в неправильном режиме.
Ухудшению зрения способствуют следующие условия:
увеличение нагрузки на зрение: рассматривание мелких предметов вблизи, при этом глаза делают однообразные движения вправо-влево;
практически не рассматриваем предметы вдали: не развивается так называемое «дальнее зрение»;
использование различных электронных гаджетов;
неправильное освещение рабочего места;
нарушение норм расстояния от предмета до органа зрения.
Используемые нами элементы методики Владимира Филипповича Базарного помогают снимать физическую напряженность глаз, служат профилактикой близорукости, тренируют глазные мышцы. Методика предполагает игровую форму, что позволяет осуществлять профилактические мероприятия по охране зрения ненавязчиво и интересно для ребенка.
2. Профилактика зрения детей дошкольного возраста
Методика Владимира Филипповича Базарного
В процессе развития ребенка значительная часть нагрузки падает на глаза ребёнка, задача педагога построить так свою работу, чтобы зрение детей не ухудшалось. Выбранные нами элементы методики Базарного позволяет успешно решать следующие задачи:
содействовать нормальному и естественному функционированию глаз путём снятия психических и физических напряжений;
тренировать глаза с помощью упражнений;
развивать остроту зрения, а также зрительную память, быстроту реакции;
сохранять зрение детей,- развивать « дальнее зрение».
Дети все задания выполняют охотно, с большим интересом. Периодически меняя позы «сидя», «стоя», ребёнок не испытывает чувства усталости. Постоянно снимая у детей физическое и психическое напряжение, необходимо помнить, что расслабление приводит к улучшению зрения.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Тренажеры «Зоркие глазки»:
- «Веночек», «Разноцветные платочки», «Красивый коврик», «Далеко -близко» и др.
2.Гимнастика для глаз. Рекомендации.
Зрительная гимнастика помогает:
улучшить кровообращение сосудов органов зрения;
снять утомление глаз.
Все упражнения выполняются стоя.
Самая простая гимнастика для глаз:
Посмотреть вдаль в течение 1-2 мин., переводя взгляд с предметов;
Поморгать глазами – 20 раз;
Дать «попрыгать глазками с лестницы» - посмотреть кверху и быстро опустить взгляд вниз.
3.“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
- Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
4 «Послушные глазки» Закрываем мы глаза, вот какие чудеса .(закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим (открывают глаза, взглядом рисуют мост).
Вверх поднимем, глянем вниз, (глаза поднимают вверх, опускают вниз).
Вправо-влево повернем (глаза смотрят вправо-влево).
Заниматься мы начнем. (глаза смотрят вверх ,вниз).
5.«Теремок»
Терем – терем – теремок ! (движение глазами вверх-вниз)
Он не низок , не высок, (движения глазами вниз – вверх)
Наверху петух сидит, ку-ка-ре-ку он кричит. (моргают глазами)
6.«Стрекоза»
Вот какая стрекоза – как горошины глаза ! (пальцами делают очки)
Влево - вправо, назад – вперед , (глазами смотрят влево- вправо)
Ну совсем как вертолет. ( круговые движения глаз)
Мы летаем высоко, (смотрят вверх)
Мы летаем низко. (смотрят вниз)
Мы летаем далеко, ( смотрят вперед)
Мы летаем близко (смотрят вниз )
IV. Вопросы и ответы.
V. Заключительная часть.
Как можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять пагубному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения?
Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Организуйте детей больше двигаться, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут им на пользу.
Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь, если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.
Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел за столом с конструктором или кубиками.
И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.
Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру.
(Предложить педагогам памятку игры-упражнения «Веселая неделька!»).