Департамент образования администрации города Перми
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад No317» г. Перми
Программа дополнительного образования
«ЧемпионЧик»
ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Составитель:
Мокрушин А.В.,
Инструктор физической культуры
г. Пермь, 2023
Пояснительная записка
Главной ценностью для человека является его здоровье. Причем этаценность выступает на двух уровнях: личном и общественном. Дошкольныйвозраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организованно воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольника – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Оно предъявляет новые, все более высокие требования к человеку (в том числе к ребенку) – к его способностям и возможностям адаптации. Постоянно увеличивающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, как взрослых, так и детей, к снижению их физического и умственного потенциала. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно–мышечной системы, аллергические заболевания кожи, мочеполовой системы и органов пищеварения. Между тем, старший дошкольный возраст – особенно важный, ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Перед лицом этих проблем все более очевидным становится, что:
- современное состояние физического развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста характеризуется невысокой эффективностью;
- у значительной части детей отмечается неудовлетворенность традиционными занятиями физической культурой.
Следствиями этих негативных явлений становится: с одной стороны,потеря интереса детей к занятиям физической культурой; с другой – общееснижение уровня здоровья детей и их физической подготовленности. Данная неблагоприятная ситуация во многом объясняет тот факт, почему сегодня специалисты в области физического воспитания находятся в состоянии поиска организованных форм занятий, которые вобрали бы в себя, интегрировали все новое эффективное, созданное наукой и практикой в области оздоровительной физической культуры. Одним из интересныхнаправлений такого поиска является занятия общей физической подготовкой. Понимание воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания детей и формирование их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигаться активно.
Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать,прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребенок только на занятиифизической культуры может дать волю энергии, заложенной в нем. Но этого,конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия общей физическойподготовкой. На занятиях дети учатся не только красиво двигаться,преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиватьсядуховно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыкиграциозных движений, учатся аккуратности, целеустремленности.
Программа для кружковой работы спортивно – оздоровительнойнаправленности «Общая физическая подготовка» разработана с учетомтребований, предъявляемых к содержанию программ дополнительного
образования (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844).
Новизна данной программы заключается в том, что она направлена нетолько на укрепление здоровья. Развитие общефизических и спортивныхкачеств ребенка, но и развитие творческих способностей детей с разнойфизической подготовкой. Существуют разные дополнительные программыпо физкультурно – оздоровительному направлению, но многие из нихнаправлены на развитие тех физических качеств, которые необходимы длязанятий определенным видом спорта. Данная же программа развивает общие физические качества дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста более эмоциональные, поэтому для них подходит больше программа «Общая физическая подготовка» или просто «ОФП» в игровой форме.
Особенностью данной программы является физическое воспитаниедошкольников посредством разнообразных форм работы, которыеспособствуют функционированию и совершенствованию детского организма. Повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т. е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Занятия общей физической подготовкой не только добавляют настроения, улучшают фигуру, но и оздоравливают весь организм. Общаяфизическая подготовка незаменима для профилактики и лечения многихнедугов.
Целью программы является воспитание физически здоровой личностиребенка, средствами общей физической подготовки.
Содержание кружковой работы по ОФП позволяет решать триединые задачи физического воспитания.
Задачи:
✓ Образовательные: приобретение знаний, необходимых дляорганизованных и самостоятельных занятий по ОФП, освоениеправильных знаний, умений и навыков, необходимых дляорганизованных и самостоятельных занятий по ОФП, освоение правил,умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности вовремя самостоятельных занятий общей физической подготовкой;
✓ Воспитательные: содействие становлению и развитию потребности вотношении к собственному здоровью и здоровью окружающих как кценности; положительных черт характера, таких какдисциплинированное поведение, коллективизм, честность,отзывчивость. Смелость, настойчивость в достижении цели;воспитанность, координационные способности.
✓ Оздоровительные: содействие укреплению здоровья учащихся,формирование и поддержание правильной осанки, профилактикаплоскостопия; профилактика заболеваний, стрессовых состоянийсредствами аэробики; повышение умственной работоспособности;освоение навыков формирования здорового образа жизни средствамиОФП.
Срок реализации программы – 1 год. Возраст детей – 5-7 лет
Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность – 30 минут. Наполняемость группы составляет 15-20 человек.
Разработка данной программы шла с учетом возрастных особенностейдошкольников, их физического развития.
Структура занятия:
аэробная разминка и суставная гимнастика– 7 мин.,основная часть (в зависимости от цели занятия) – 15 мин, подвижные игры – 5 мин, релаксация- 2-3 мин.
Занятие включает аэробную нагрузку, растяжку,упражнения на развитие координации и баланса, упражнения общейфизической подготовки.
Ожидаемые результаты. Предполагается, что у воспитанников,
занимающихся по дополнительной программе общей физической подготовки
будут:
✓ развиты основные физические качества, координационные иритмические способности, гибкость, ловкость, выносливость, чувстводинамического равновесия;
✓ овладеют системой практических умений и навыков, обеспечивающихсохранение и укрепление здоровья;
✓ сформирована культура движений, правильная осанка, потребность вздоровом образе жизни;
✓ обогащен двигательный опыт физическими упражнениями собщеразвивающей и корригирующей направленностью;
✓ сформированы такие качества личности как организованность,толерантность, целеустремленность, любознательность,коммуникабельность, дружелюбие, организаторские способности.
Программа педагогического мониторинга спортивно –оздоровительного кружка «ОФП».
Критерии мониторинга: Высокий, средний и низкий уровень.
Планирование работы кружка по общей физической подготовки,основанное с учетом только самочувствия ребенка, его отношения кпроисходящему и интуиция педагога не может дать хороших результатов.
Необходимо вносить коррективы в планы работы, опираясь также напоказатели объективных измерений.
Осуществляя контроль за общей физической подготовленностью детей,посещающих кружок «ОФП», целесообразно проводить испытания попредлагаемой ниже тестовой программе дважды в течение учебного года: (на
первом занятии и на последнем).
Предлагаемые детям двигательные тесты сравнительно просты, однако,учитывая возрастные особенности испытуемых, необходимо, чтобы детизаблаговременно освоили контрольные упражнения достаточно хорошо,чтобы при тестировании основное внимание было направленно надостижение результата.
Учитывая психологические особенности дошкольников, тестированиепроводится в форме состязаний, в игровой форме. Такая обстановкавызывает у детей показать свой лучший результат. Перед каждым тестовымупражнением детям даются пробные попытки.
Контрольные нормативы
Для оценки общей физической подготовленности детей посещающих
спортивно – оздоровительный кружок «ОФП».
Нормативы
для оценки результатов в челночном беге на 3 х 10 м. (с.) (ловкость)
мальчики: низкий средний высокий
> 11,8 < 11,0 < 10,7
Девочки: низкий средний высокий
> 12,0 < 11,5 < 10,8
Для оценки результатов в прыжке в длину с места (в см) (сила ног)
Мальчики: низкий средний высокий
< 110 см. > 130 см. > 140 см.
Девочки: низкий средний высокий
< 100 см. > 120 см. > 130 см.
Для оценки результатов броска набивного мяча на расстояние, см.
(м. 1 кг.) (сила рук).
Мальчики: низкий средний высокий
< 200 см. > 250 см. > 300 см.
Девочки: низкий средний высокий
< 190 см. > 230 см. > 280 см.
Гибкость. Наклоны туловища вперед, стоя на скамейке, в (см).
Мальчики: низкий средний высокий
< 4 см. > 6 см. > 8 см.
Девочки: низкий средний высокий
< 5 см. > 7 см. > 10 см.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
месяц | Тема: | Виды деятельности | Количе-ство занятий |
сентябрь | 1.Диагностика физической подготовленности. 2. «Со здоровьем дружен спорт» | 1.Выполнение диагностических упражнений на ловкость, прыгучесть, силу 2. О.Р.У. без предметов, упражнения на развитие прыгучести, прыжки в длину с места. П.И. «Мы веселые ребята», упр. на дыхание | 4 4 |
октябрь | 1. «Мой веселый звонкий мяч » 2.«Олимпийские звезды» | 1.О.Р.У. без предметов, упражнение на развитие силы рук, метание мяча на дальность. П.И. «Море волнуется…», упр. на коррекцию стопы. 2. О.Р.У. С гимнастической палкой, упражнения на развитие ловкости, челночный бег, эстафеты, П.и. «Волшебный лес», упр.Психогимнастики. | 4 4 |
ноябрь | 1. «Мы спортсмены». 2. «Друзья соперники» | 1.О.Р.У. с гимнастической палкой, упражнение на различные группы мышц. П.и. «Магазин». Упр. самомассажа. 2. О.Р.У. с обручем, эстафеты, подвижные игры, игра малой подвижности. | 4 4 |
декабрь | 1. «Ловкие ребята –ребята дошколята» 2. «Мы гимнасты» | 1.О.Р.У. с обручем, прыжки в длину с места, упражнения на развитие прыгучести, П.и. «Мы веселые ребята», упражнения на координацию 2. О.Р.У. без предметов, упражнения на растяжку, ловкость, равновесие, П.и. «Мороз – красный нос» | 4 4 |
январь | 1. «День мяча» 2. «Веселый стадион- поиграйка» | 1. О.Р.У. без предметов, бросок набивного и резинового мяча вдаль, П.и. «Медведь и пчелы», упражнения пальчиковой гимнастики. 2. О.Р.У. с кубиком, упражнения на различные группы мышц. П. и. «Вышли мышки…», упражнения на массажных ковриках для ног | 4 4 |
февраль | 1. «Малые олимпийские игры» 2. «Будем в армии служить» | 1. О.Р.У. с мячами, эстафеты, прыжки в длину с места. П.И.»Паук и мухи», упражнения на дыхание. 2.О.Р.У. с флажками, эстафеты, и подвижные игры, упражнения самомассажа. | 4 4 |
март | 1. «Мой друг волан». 2. «В любом месте веселее вместе» | 1. О.Р.У. с лентами, бросок мяча на дальность, игра в бадминтон. 2.О.Р.У. с лентами, упражнения на развитие прыгучести, силы мышц ног и рук, П.И. «Сова», игра малой подвижности | 2 2 |
апрель | 1. «Праздник спортивного мяча» 2. «Мы сильные, смелые, ловкие» | 1.О.Р.У. с мячами, различные упражнения и игры с мячами. П.И. «Удочка», упражнения психогимнастики. 2. О.Р.У. с кеглями, эстафеты, П.И. «Космонавты», упражнения пальчиковой гимнастики. | 2 2 |
май | 1. Диагностическое занятие 2. «Город физкультурный» | Выполнение диагностических упражнений. 2. соревнования, эстафеты, подвижные игры. Упражнения на осанку. | 4 2. |
Итого62 |
Содержание программы
Большая роль в воспитании здорового ребенка принадлежиторганизации его двигательной деятельности, обеспечению возможностиреализовывать его естественную потребность в движении. Формыорганизации двигательной деятельности в детском саду общеизвестны. Это традиционные утренняя гимнастика, подвижные игры, гимнастика после дневного сна, физкультурная пауза между занятиями и физкультминутка на занятии, физкультурные занятия, спортивные игры и спортивные упражнения, спортивные упражнения, спортивные развлечения и физкультурные праздники, индивидуальная работа по развитию движения.
Кроме того, за последние годы, в практику работы дошкольных учреждений вошли и такие виды двигательной деятельности, как оздоровительный бег, аэробика, общая физическая подготовка,спортивные секции и многое другое.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов – биологических,экологических, социальных, гигиенических, а также от характерапедагогических воздействий. Потребность в движении, повышеннаядвигательная активность – наиболее важные биологические особенностидетского организма.
Под воздействием упражнений ОФП улучшаются функции сердечно –сосудистой и дыхательной систем. Регулируется деятельность нервнойсистемы и ряд других физиологических процессов.
ОФП – это один из самых демократичных видов массовой физическойкультуры, так как здесь нет возрастных ограничений, а многообразие видов
ОФП позволяет каждому удовлетворить свои запросы.
ОФП – это выполнение общеразвивающих и силовых упражнений, атакже упражнений на развитие прыгучести, координации, ловкости, гибкостии др. физических показателей, объединенных в непрерывно выполняемыйкомплекс. Занятия оздоровительными комплексами ОФП стимулируютработу сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Аэробная работаположительно влияет на иммунную систему, повышая тем самымустойчивость организма к простудным инфекционным и другимзаболеваниям.
Занятия по программе «ОФП» включает в себя теоретическую и
практическую часть.
Теоретическая часть занятия включает в себя информацию о техникебезопасности во время занятий ОФП, требования безопасности к местамзанятий, оборудованию и инвентарю, основах здорового образа жизни, оразличных видах ОФП, играх.Санитарно – гигиенические требования к местам занятий, к одеждезанимающихся.Показания и противопоказания к занятиям.
Практическая часть занятий предполагает обучение двигательнымдействиям ОФП, ритмической гимнастики, акробатики, подвижных игр, корригирующих упражнений, составлению комплексов упражнений.
Практический раздел: Ознакомление и разучивание упражнений,используемых в занятиях ОФП: ходьба, бег, подскоки, прыжки.
Общеразвивающие упражнения, в положении стоя: упражнения для рук иплечевого пояса в разных направлениях; упражнения для туловища и шеи;упражнения для ног. Общеразвивающие упражнения в положении сидя илежа: упражнения для стоп: упражнения для ног в положении лежа;упражнения для мышц живота в положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе. Упражнения на растяжку: в полу-приседе для задней и передней поверхности бедра; полу-приседе длямышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.
Программа включает в себя 3 раздела:
1. Оздоровительные занятия по ОФП.
2. ОФП с предметами.
3. Подвижные игры.
Программа кружковой деятельности для детей подготовительнойгруппы детского сада «ОФП» способствует формированию личностных,регулятивных, познавательных, и коммуникативных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных действий будут являтьсяумения:
✓ ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», ОФП,характеризовать роль и значение занятий с оздоровительнойнаправленностью в режиме труда и отдыха;
✓ значение занятий по оздоровлению;
✓ ориентироваться в видах общей физической подготовке;
✓ выявлять связь занятий ОФП с досуговой деятельностью;
✓ планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости отиндивидуальных особенностей, состояния здоровья, физическогоразвития, физической подготовленности;
✓ осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике.
В сфере личностных универсальных учебных действий будетформироваться:
✓ установка на здоровый образ жизни;
✓ ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственныхпоступков, так и поступков окружающих людей в игровойдеятельности;
✓ знание основных моральных норм на занятиях ОФП и ориентации наих выполнение;
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться
умения:
✓ организовывать места занятий физическими упражнениями и играми смузыкальным сопровождением в сотрудничестве с педагогом;
✓ соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во времязанятий;
✓ адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей назанятиях.
✓ проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлениикомплексов упражнений, игровых ситуаций;
✓ организовывать и проводить игры самостоятельно, утреннюю зарядку смузыкальным сопровождением;
✓ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненияупражнений, заданий педагога и вносить коррективы в исполнение походу реализации и после.
Формирование данных учебных действий осуществляется через решениеследующих задач:
- Знание практических основ ОФП и здорового образа жизни.
- Физическое самосовершенствование и самовоспитание, формированиепотребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Развивать основные физические качества, координационные и ритмическиеспособности, гибкости, ловкости, выносливости, чувства динамическогоравновесия.
- Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающихсохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствованиепсихофизических способностей и качеств;
- Формировать культуру движений, обогащать двигательный опытфизическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующейнаправленностью.
- Самостоятельное использование ОФП, как метод снятия высокогопсихофизического напряжения.
- Обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечногокорсета средствами общей физической подготовки.
- Воспитывать личность ребенка с установкой на здоровый образ жизни,способной к сотрудничеству в творческой деятельности.
- Повышение работоспособности и двигательной активности. Развитиеэстетического вкуса, культуры поведения, общения.
Решение этих задач направленно на воспитание гармонично развитой
личности.
Организация образовательного процесса
На занятиях ОФП предусматривается использование следующихформ работы: фронтальная, групповая, индивидуальный методы освоения ирегламентации двигательных действий, использование в занятии ОФПпеременный, непрерывный, серийно – поточный, «интервальный», «круговойтренировки».
Методические рекомендации
Разработанная программа предусматривает изучение учебногоматериала по степени координационной сложности. Начинается обучение споказа и объяснения наиболее простых упражнений. Постепенно усложняякомплекс, переходим разучивать более сложные движения, которыевовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ иобъяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания,так как это снижает эффект и интерес к занятиям. Лучше показать движениеи сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачиватьдополнительное время на обучение.
Методическое обеспечение
Данная программа предполагает использование спортивного инвентаря (на
одну группу):
- гимнастические коврики – 15 шт.
- мячи – 15 шт.
- гимнастические обручи – 10 шт.
- гимнастические маты – 5 шт.
- скакалки – 10 шт.
Данная программа не ставит целью представить систему и методику работы по развитию основных движений и физических качеств детей дошкольного возраста. В предлагаемой программе сделана попытка представить варианты содержания некоторых форм организованной двигательной деятельности дошкольников вне занятий.
Библиографический список
1. Воротилкина И. М. Физкультурно – оздоровительная работа вдошкольном образовательном учреждении., Москва «Издательство НЦЭНАС», 2004 г.
2. Голицына Н. С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников.Москва, 2006 г.
3. Козырева О. В. Лечебная физическая культура для дошкольников.Москва, Просвещение, 2005 г.
4. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду.«Издательство ГНОМ и Д», 2005г.
Тематическое планирование программного материала спортивно –
оздоровительного кружка «ЧемпионЧик» (ОФП)
Сентябрь
1-2 занятие. Тема: Диагностика физической подготовленности.
Виды деятельности. Выполнение диагностических упражнений на ловкость, прыгучесть, силу.
3-4 занятие. Тема: «Со здоровьем дружен спорт».
Виды деятельности. ОРУ без предметов, упражнения на развитие прыгучести, прыжки в длину с места. П. и. «Мы веселые ребята», упр. на дыхание.
Октябрь
1-2 занятие. Тема: «Мой веселый звонкий мяч».
Виды деятельности. ОРУ без предметов, упражнения на развитие силы мышц рук, метание мяча на дальность. П. и. «Море волнуется…», упр. на коррекцию стопы.
3-4 занятие. Тема: «Олимпийские звезды»
Виды деятельности. ОРУ с гимнастической палкой, упражнение на развитие ловкости, челночный бег, эстафеты. П. и. «Волшебный лес», упр. психогимнастики.
Ноябрь
1 – 2 занятие. Тема: «Мы спортсмены».
Виды деятельности. ОРУ с гимнастической палкой, упражнения наразличные группы мышц на тренажерах. П.и. «Магазин», упр. самомассажа.
3 – 4 занятие. Тема: «Друзья – соперники».
Виды деятельности. ОРУ с обручем, эстафеты, подвижные игры, игра малой подвижности.
Декабрь
1 – 2 занятие. Тема: «Ловкие ребята – ребята дошколята».
Виды деятельности. ОРУ с обручем, прыжки в длину с места, упражнения на развитие прыгучести. П. и. «Мы веселые ребята», упражнения на
координацию.
3 – 4 неделя. Тема: «Мы гимнасты».
Виды деятельности. ОРУ без предметов, упражнения на растяжку, ловкость, равновесие. П. и. «Мороз – красный нос», упражнения на развитие правильной осанки.
Январь
1 – 2 неделя. Тема: «День мяча».
Виды деятельности. ОРУ без предметов, бросок набивного и резинового мяча в даль. П. и. «Медведь и пчелы», Упражнения пальчиковой гимнастики.
3 – 4 неделя. Тема: «Веселый стадион – поиграйка».
Виды деятельности. ОРУ с кубиками, упражнения на тренажерах наразличные группы мышц. П. и. «Вышли мышки…», упражнения намассажерах для ног.
Февраль
1 – 2 неделя. Тема: «Малые олимпийские игры».
Виды деятельности. ОРУ с мячами, эстафеты, прыжки в длину с места. П. и.
«Паук и мухи», упражнения на дыхание.
3 – 4 неделя. Тема: «Будем в армии служить».
Виды деятельности. ОРУ с флажками, эстафеты и подвижные игры.
Упражнения самомассажа.
Март
1 – 2 занятие. Тема: «Мой друг волан».
Виды деятельности: ОРУ с лентами, бросок мяча на дальность, игра вбадминтон.
3 – 4 занятие. Тема: «В любом месте веселее вместе».
Виды деятельности. ОРУ с лентами, упражнения на развитие прыгучести,силы мышц ног и рук. П. и. «Сова», игра малой подвижности.
Апрель
1 – 2 неделя. Тема: «Праздник спортивного мяча».
Виды деятельности. ОРУ с мячами, различные упражнения и игры с мячами.
П. и. «Удочка». Упражнения психогимнастики.
3 – 4 неделя. Тема. «Мы сильные, смелые, ловкие».
Виды деятельности. ОРУ с кеглями, эстафеты. П. и. «Космонавты»,упражнения пальчиковой гимнастики.
Май
1 – 2 неделя. Тема: «Диагностическое занятие».
3 – 4 неделя. Тема: «Город физкультурный».
Виды деятельности: соревнования, эстафеты, подвижные игры.