Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области
«Орловская общеобразовательная школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Приложение № _____ к АООП образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 2 |
Программа
коррекционного курса
«Волшебные краски»
8 класс
Содержание
1. | Пояснительная записка …………………………………………... | 3 |
2. | Общая характеристика курса ……………..……………………… | 4 |
3. | Место курса в учебном плане…..………………………………… | 5 |
4. | Содержание учебного курса…….…..……………………………. | 5 |
5. | Тематическое планирование………………………………….… | 7 |
6. | Личностные и предметные результаты освоения курса………. | 10 |
7. | Материально-техническое обеспечение ………………………… | 10 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Волшебные краски» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. Данная рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
2.Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа «Волшебные краски» является программой коррекционно-развивающей направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции) от 29декабря 2012г. No 273 ФЗ
2. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Изобразительное искусство представляет собой один из предметов программы обучения тяжело и умеренно умственно отсталых детей, имеющий большое значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности. Оно является неотъемлемой частью всестороннего развития учащихся с нарушениями интеллекта и активно содействует этому развитию. Сама природа изобразительной деятельности благоприятствует решению этих задач, поскольку затрагивает сложный комплекс умений, навыков, интеллектуальных операций ребёнка с ОВЗ.
Цель:
- формирование первоначальных изобразительных навыков, используя нетрадиционные техники, способствующих социальной адаптации детей.
Задачи обучения:
формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
развитие интереса к деятельности и её результатам;
формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
обучение приёмам и средствам рисования, аппликации, лепки;
Задачи коррекционного курса:
совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
корригировать восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Основные направления коррекционной работы:
развитие сенсомоторной сферы;
развитие психических процессов и функций (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой и конструктивной деятельности;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Общая характеристика курса
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Основная часть времени на занятиях отводится на выполнение действий, лежащих в основе той или иной изобразительной техники. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет обучающимся чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Техники подобраны таким образом, чтобы обучающийся, в том числе с опорно-двигательными нарушениями, имел возможность действовать максимально самостоятельно.
Занятия включают в себя организационную и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, инструментов и организации рабочего места. Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. Обучающиеся выполняют изобразительные действия в определенной изобразительной технике. Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать обучающихся, побудить их к деятельности.
3. Место курса в учебном плане
Данный курс реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления учебного плана. В ходе реализации программы, обучающиеся закрепляют знания, полученные на уроках. На занятиях у обучающихся развивается кругозор, развивается и пополняется активный словарный запас, развивается память, воображение. На внеклассных занятиях обучающиеся узнают нормы и правила поведения в обществе, учатся жить и работать в коллективе.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в 8г классе, всего 68 часов в год. Срок реализации программы – 1 год.
4. Содержание учебного курса
Рабочая программа коррекционного курса «Волшебные краски» направлена на приобщение обучающихся к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа при освоении простых техник рисования. Развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности, необходимо помнить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь обучающих, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразностьданного направления.Необходимо уделять особоевнимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно для передачи красоты окружающего мира. На занятиях рисованием обучающиеся будут учиться бережному отношению к художественным материалам.
Рисование гуашью методом тычка, пальчиками, печать ладонями, жесткой кистью, зубной щеткой. Рисование гуашью методом тычка (ватным тампоном и ватной палочкой): для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры. Используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется по бумаге, держа вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Дети учатся владеть художественными инструментами, и поэтому детям легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. На каждый пальчик-кисточку свою краску. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами. А если разукрасить ладонь в разные цвета, то могут получиться забавные осьминоги, или веселое солнышко и красивая бабочка. Обучающие упражнения ватным тампоном, ватными палочками (тычок) и жёсткой кистью.
Рисование по сырому фону, примакивание, комкание бумаги, набрызг. Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
Примакивание - это способ рисования красками. Берем кисточку, набираем на неё краску (лучше гуашь) и плашмя прикладываем к бумаге.
Комкание бумаги. Закрепить умение комкать салфетки и делать из них цыплят, дорисовывать детали гуашью.
Набрызг. На зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д. Учить создавать образ звездного неба, используя набрызг. Развивать цветовосприятие.
ПластилинографияСоздание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Пластичность материала позволяет передавать форму и объем цилиндрических предметов: цветы, стволы деревьев, тела животных и насекомых, игрушек и сказочных героев; прямоугольные формы - дома, избушки. Передавать рисунок традиционных русских народных росписей. Плоскостная лепка, рисование пластилином. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности
Оттиск пробкой, пенопластом, поролоном, печатками из картофеля, ластика, печать природными материалами, тампонирование«Оттиск пробкой» - используются различные пробки и крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. (Правило - прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места).
«Оттиск печатками из картофеля» - из картофеля заготавливаются заранее печатки. Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски.
«Оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом» - способ получения изображения одинаков, что и выше перечисленный. Правило – не используется вода.
Ученикилёгким прикосновением к бумаге, после того как набрали краску на тампон, рисуют что–нибудь пушистое, легкое, воздушное, (облако, одуванчики, сугробы, волны на море, анималистические рисунки и др.) Отпечаток, состоящий из мелких пятен, создает ощущение бархатистой поверхности изображения, а при нанесении мазка получаются и нежные ветки с едва распустившимися листочками, и шелковая трава, наклоняющаяся от ветра, и ажурные кроны заснеженных деревьев Темы работ: «Домик»; «Цветочек для родителей»; «Узоры»; «Весеннее дерево»; «Фрукты».
Монотопия Ученик складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Выполняется монотопия пейзажей, насекомых.
Рисование свечой, восковыми мелками Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется. Правило - должен быть нажим на восковой карандаш так, чтобы след от него был чётким, ярким. Чёрный маркер и акварель. Учить рисовать кораблики, используя в качестве корабликов шаблон. Закрепление умения закрашивать рисунок Способ получения изображения: нарисовать свечой на бумаге. Затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым. Получается звездное небо, салют Победы.
Содержание разделов
п\п | Название разделов | Кол-во часов |
1. | Беседа. Дидактическая игра. | 2 |
2. | Пластилинография. | 22 |
3. | Рисование по сырому фону, примакивание, комкание бумаги, набрызг | 14 |
4 | Рисование пальчиками, ладонью | 6 |
5. | Рисование гуашью методом тычка, пальчиками, печать ладонями, жесткой кистью, зубной щеткой. | 15 |
6. | Монотопия. | 3 |
7. | Рисование свечой, восковыми мелками. | 6 |
Всего | 68 |
5. Тематическое планирование
п\п№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Вводное занятие. «Как художники составляют натюрморт» (беседа). Дидактическая игра «Составь натюрморт из овощей и фруктов». | ||
Дидактическая игра «Составь натюрморт из овощей и фруктов». | ||
«Яблоки поспели». Пластилинография | ||
«Яблоки поспели». Пластилинография. | ||
«Секреты художника-пейзажиста». Беседа. «Золотая осень». Рисование мятой бумагой - деревья, способом «набрызг» - листья деревьев. | ||
Рисование мятой бумагой - деревья, способом «набрызг» - листья деревьев. | ||
«Натюрморт из овощей и фруктов». Создание лепной картины с выпуклым изображением - пластилинография. |
«Натюрморт из овощей и фруктов». Создание лепной картины с выпуклым изображением - пластилинография. | ||
«Ветка рябины». Рисование пальчиками. | ||
«Ветка рябины». Рисование пальчиками. | ||
«Бабочка - красавица». Пластилинография. | ||
«Бабочка - красавица». Пластилинография. | ||
«Осень на опушке краски разводила». Печать листьев. | ||
«Осень на опушке краски разводила». Печать листьев. | ||
«Унылая пора». Беседа, рассматривание репродукций. «Идет дождь». Рисование по сырой бумаге. | ||
«Поздняя осень». Рисование по – мокрому. | ||
«Букет ко Дню матери». Рисование палочками, пробками, тампонированием. | ||
«Букет ко Дню матери». Рисование палочками, пробками, тампонированием. | ||
«Волшебный зонтик». Пластилинография. | ||
«Волшебный зонтик». Пластилинография. | ||
«Осенние мотивы». Раздувание краски, тычкование. | ||
«Осенний парк». Рисование монотипией. | ||
«Художники-анималисты рисуют животных». Рассматривание картин, беседа. «Кто живет в лесу». Рисование шерсти животных жесткой кистью, зубной щёткой. | ||
«Художники-анималисты рисуют животных». Рассматривание картин, беседа. «Кто живет в лесу». Рисование шерсти животных жесткой кистью, зубной щёткой. | ||
«Зима в произведениях русских живописцев». Рассматривание картин, беседа. «Зимушка-зима». Рисование в технике «набрызг». | ||
«Зима в произведениях русских живописцев». Рассматривание картин, беседа. «Зимушка-зима». Рисование в технике «набрызг». | ||
«Волшебная зима». Рисование свечой, восковыми мелками. | ||
«Волшебная зима». Рисование свечой, восковыми мелками. | ||
«Снеговик». Пластилинография. | ||
«Снеговик». Пластилинография. | ||
«Украсим елку к Новому году». Рисование пальчиками. | ||
«Украсим елку к Новому году». Рисование пальчиками. | ||
«Снегири на ветках». Пластилинография. | ||
«Снегири на ветках». Пластилинография. | ||
«Зайки белые сидят». Рисование в технике тампонирования. | ||
«Зайки белые сидят». Рисование в технике тампонирования. | ||
«Зимняя сказка». Рисование в технике «набрызг» | ||
«Зимняя сказка». Рисование в технике «набрызг» | ||
«По морям, по волнам». Рисование с помощью зубной щётки. | ||
«По морям, по волнам». Рисование с помощью зубной щётки. | ||
«Чудо – хохлома». Пластилинография. | ||
«Чудо – хохлома». Пластилинография. | ||
«Удивительная Дымка». Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. | ||
«Удивительная Дымка». Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. | ||
«Удалец городец». Пластилинография. | ||
«Удалец городец». Пластилинография. | ||
«Весенние цветы для мамы». Рисование палочками, пробками, тампонированием. |
«Весенние цветы для мамы». Рисование палочками, пробками, тампонированием. | ||
«Верблюд в пустыне». Рисование с помощью зубной щётки. | ||
«Верблюд в пустыне». Рисование с помощью зубной щётки. | ||
«Рисуем сказку». Пластилинография. | ||
«Рисуем сказку». Пластилинография. | ||
«Рисуем сказку». Пластилинография. | ||
«Рисуем сказку». Пластилинография. | ||
«Весеннее небо”. Рисование в технике "по сырому” (цветовая растяжка, лессировка), рисование отпечатком руки | ||
«Весеннее небо”. Рисование в технике "по сырому” (цветовая растяжка, лессировка), рисование отпечатком руки | ||
«Путешествие на другую планету». Рисование с помощью пищевой плёнки. | ||
«Путешествие на другую планету». Рисование с помощью пищевой плёнки. | ||
«Весенний лес». Рисование молодой листвы способом «набрызг». | ||
«Весенний лес». Рисование молодой листвы способом «набрызг». | ||
«Первые бабочки и стрекозы». Зеркальная монотипия | ||
«Первые бабочки и стрекозы». Зеркальная монотипия | ||
«Праздничный салют над городом». Рисование свечой, восковыми мелками. | ||
«Праздничный салют над городом». Рисование свечой, восковыми мелками. | ||
«Букет нежных ландышей». Рисование пальчиками. | ||
«Букет нежных ландышей». Рисование пальчиками. | ||
«Любимые рисунки». Рисование цветными мелками на асфальте. | ||
«Любимые рисунки». Рисование цветными мелками на асфальте. |
6. Личностные и предметные результаты освоения курса
Предметные результаты:
-оставлять графический след;
рисовать точки, линии;
выполнять «набрызг», отпечаток, оттиск;
раздувать краски (с помощью трубочки, груши и др.)
использовать различные художественные материалы для работы в разных изобразительных техниках;
повышение интереса к собственной изобразительной деятельности и изобразительной деятельности друг друга.
Личностные результаты:
- получение удовольствия от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
- развитие зрительного и тактильного восприятия;
- приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета;
- приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом.
7. Материально- техническое обеспечение
Компьютер
Наглядный материал
Расходные материалы:
- пальчиковые краски,акварельные краски, гуашь;
восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролон;
- трубочки коктейльные, кусочек плотного картона либо пластика (5*5 см); матерчатые салфетки;
- стаканы для воды; подставки под кисти, кисти; клеёнка;
- мягкие формы для позиционирования; столики для колясок; скотч; тазы, ведра.
Литература
Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб., 1997.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина. – Каро, 2007.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2004.