Программа кружка«Любители географии» для 5-6 классов
Автор-составитель: Ивенкова Ирина Викторовна
учитель географии МБОУ Павловская СШ.
Познавательный кружок «Любители географии» направлен на формирование общеинтеллектуального развития личности, позволяет всем участникам дополнительного образовательного процесса получить более глубокие и прочные знания по географии. Особенностью работы по данной программе является организация познавательной деятельности учащихся в игровой форме.
Программа кружка ориентирована на школьников младшего подросткового возраста, реализуется в работе с группой обучающихся 5-6-х классов и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год).
Цель данного курса: развитие познавательной мотивации обучающихся и формирование их ценностного отношения к науке, знанию, исследовательской деятельности через познание многообразия географических наук.
Задачи:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
4. Формирование навыков исследовательской, проектной социально- направленной деятельности.
5. Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителями, сверстниками и младшими школьниками при подготовке и проведении научно- познавательных занятий, проектов, акций.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения, об экологических проблемах человечества, ответственном отношении к судьбе своей малой родины, страны и планеты, о правилах конструктивной групповой работы, об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, логике и правилах проведения научного исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения к Земле, природе, биологическому разнообразию жизни, знаниям, науке и исследовательской деятельности, миру, сотрудничеству, человеку.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опята самостоятельного социального действия): учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности, публичного выступления по проблемным вопросам, природосберегающей и природоохранной деятельности, участия в гражданских акциях, опыт организации совместной деятельности с другими детьми.
Личностные результаты:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
3) умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
8) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
9) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
10) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
7) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание курса
Введение. Картография, физическая и социально- экономическая география. Обзор наук о Земле. Географические методы. Исследовательская проектная деятельность. История географии. Эпохи географических открытий. Великие географические открытия. Части света.
Картография. Картография. Карта, глобус, послойное окрашивание. Топография. План, условные знаки. Топонимика. Происхождение географических названий.
Физическая география. Астрономия. Звезда, планета, комета, астероид. Геоид. Геология. Полезные ископаемые. Геохронология. Тектоника. Земная кора, литосферные плиты. Сейсмология. Сейсмический пояс, землетрясение .Минералогия. Минерал, горная порода. Спелеология. Карст, пещера. Археология. Ископаемые останки. Гидрология. Физическое состояние воды, круговорот воды. Океанология. Море, залив, пролив. Мировой океан. Течения в Мировом океане. Лимнология. Озеро, сточные, бессточные озера. Потамология. Река, приток. Устье, дельта, меандр. Криология. Многолетняя мерзлота. Климатология. Климат, климатический пояс, погода. Показатели климата. Фенология. Времена года. Метеорология. Циркуляция атмосферы, атмосферное давление, средние температуры, амплитуда температур. Анемология. Ветер. Сила ветра. Флюгер. Биогеография. Эндемик, место происхождения. Почвоведение. Докучаев В.В. Почва, свойства почв, чернозем. Краеведение. Ландшафтоведение. Ландшафт. Ландшафтный дизайн.
Социально- экономическая география. Этнография. Этнос, раса. Культура. Страноведение. Государство. Страна восходящего солнца. Экономическая география. Энергетика, виды электростанций. Экология. Охрана природы. Заповедники, национальные парки.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Основные виды деятельности ученика(на уровне учебных действий) | Количе-ство часов | Дата прове-дения | |
Тео-рия | Прак-тика | ||||
Введение | |||||
1. | География. Система географических наук. | Слушают рассказ учителя; составляют схему «Система географических наук»; Придумывают свою науку и дают ей определение; Играют в «Географический пазл». Играют в познавательную игру «Самый, самый…» | 1 | ||
2. | Методология географии. Проектная, исследовательская деятельность. | Смотрят презентацию «методы географии»; Читают об особенностях проектной и исследовательской деятельности; Анализируют прочитанное, строят алгоритм выполнения проекта, исследовательской работы; Играют в игру «Отыщи на карте». | 1 | ||
3. | История географии. Географические закрытия. | Смотрят видео «Исследование Земли»; Слушают рассказ учителя о географических закрытиях; Играют в игру – путешествие «Хождение за три моря Афанасия Никитина» | 1 | ||
Картография | |||||
4. | Картография. Наш помощник - карта | Составляют определение науки из данных слов ; Слушают рассказ учителя о картах, Формулируют правила работы с картой; Играют в игру «Найди отличия» | 1 | ||
5. | Топография. От уровня моря. | Читают текст топография; Учатся определять высоту объектов по карте; Составляют план дороги от дома до школы; Играют в игру «Поход», Отгадывают топографический кроссворд. | 1 | ||
6. | Топонимика. Имена обычных вещей на карте. Изготовление топонимического лото для кабинета географии. | Слушают рассказ учителя о топонимике, интересных названиях географических объектов с просмотром презентации; Формулируют определение науки; Изготавливают карточки для топонимического лото, используя ресурсы интернета Играют в топонимическое лото. | 1 | ||
Физическая география | |||||
7. | Астрономия. Земля – шар? Дискуссия «Есть ли жизнь во Вселенной?» | Составляют определение науки из данных слов; Слушают сообщение учителя; Просматривают презентацию «Космические объекты»; Формулируют цели и задачи занятия; Участвуют в дискуссии. | 1 | ||
8. | Геология. Есть ли бесполезные ископаемые? | Пытаются сформулировать определение науки, Отвечают на проблемный вопрос «В чем отличие географии и геологии?»; Слушают рассказ учителя о полезных ископаемых; Отгадывают географические загадки – шутки. | 1 | ||
9. | Тектоника. Беспокойная планета. Земная лихорадка. | Отгадывают ребус с зашифрованным названием науки; Смотрят видео «Земная кора. Землетрясения»; Отгадывают кроссворд «Литосфера»; Играют в игру «Где это находится?» | 1 |
10. | Минералогия. Камень на службе человека. | Знакомятся с коллекциями минералов; Описывают 2-3 минерала, отмечая их отличия ; Определяют название минерала с помощью компьютерной программы «Атлас определитель минералов»; Играют в игру «Города» | 1 | ||
11. | Спелеология. Природные лабиринты | Слушают отрывок произведения М.Твена «Том Сойер» «Том и Бекки в пещере»; Смотрят видео «Кунгурская ледяная пещера»; Играют в игры «Отгадай кто я?», географический дартс. | 1 | ||
12-13. | Археология. Тень подводных королей. Подготовка и проведение научно- познавательного занятия для младших школьников «Археология – наука лопаты?» | Составляют определение науки из данных слов; Слушают рассказ учителя о методах науки и самых известных кладах; Подготавливают проект научно- познавательного мероприятия для младших школьников «Археология – наука лопаты?»; Представляют проект. | 1 | 1 | |
14. | Гидрология. Вода – чудо природы | Смотрят анимацию «Круговорот воды в природе», дают определение гидрологии; Игра «Пять подсказок» | 1 | ||
15. | Океанология. Бутылочная почта. | Отгадывают ребус «Океанология» формулируют определение науки; Смотрят отрывок фильма «Дети капитана Гранта»; Отвечают на проблемный вопрос «Как дети получили письмо?»; Выполняют на карте схему «Течения Атлантического океана»; Играют в игру «Ты – капитан» | 1 | ||
16. | Лимнология. Удивительные озера | Смотрят презентацию «Удивительные озера»; Отвечают на вопросы викторины «Моря, озера, острова РФ» | 1 | ||
17-18. | Потамология. Голубые артерии Земли. Изготовление макета реки. Подготовка и проведение научно- познавательного эксперимента для дошкольников «Откуда берутся реки?» | Слушают сообщение учителя; Изготавливают макет реки; Проводят научно- познавательный эксперимент для дошкольников «Откуда берутся реки?» | 1 | 1 | |
19. | Криология. Природный холодильник | Составляют картосхему «Многолетняя мерзлота»; отвечают на вопросы викторины «Города на Волге и ее притоках» | 1 | ||
20. | Климатология. Климатические рекорды. Как приспосабливаются растения и животные к климатическим условиям. | Отгадывают ребус «Климатология»; Составляют таблицу «Самый, самый…» с климатическими рекордами; Играют в игру «Самый наблюдательный». | 1 | ||
21. | Фенология. Изготовление фотоальбома «Времена года на Смоленщине» | Играют в игру «Не сбиться с пути»; Изготавливают фотоальбом «Времена года на Смоленщине» с краткой описанием изменений в природе по месяцам. | 1 | ||
22. | Метеорология. Сам себе синоптик. | Составляют определение науки из данных слов; Слушают рассказ учителя; Играют в игры «Привал», «Большое путешествие по планете Земля». | 1 | ||
23. | Анемология. Проделки невидимки. | Смотрят видео «Ветер», Географически загадки – шутки; Играют в игры «Отыщи на карте», географический дартс. | 1 |
24-25. | Биогеография. Ты откуда? Исследователь ский проект «Исчезающие виды нашего региона: стратегия спасения» | Смотрят видео «Ты откуда»; Формулируют определение биогеографии; Составляют картосхему «Родина культурных растений»; Составляют план исследовательского проекта «Исчезающие виды нашего региона: стратегия спасения»; Распределяют обязанности по реализации проекта | 1 | 1 | |
26. | Почвоведение. Земля – кормилица. Съемка видеофильма для кабинета географии «Определение типа почв» | Формулируют самостоятельно определение понятия «Почвоведение»; Проводят эксперимент по определению типа почвы, снимают видео; Играют в игры «Города», «Географические ассоциации. | 1 | ||
27. | Краеведение. Проект «Красота родного края» | Слушают рассказ учителя; Заполняют таблицу «Краеведы Смоленщины», используя ресурсы интернета ; Изготавливают слайд – шоу из собственных фотографий «Красота родного края». | 1 | ||
28. | Ландшафтоведение. Ландшафтный дизайн. Подготовка и выполнение проекта «Клумба», совместно с учителями биологии, технологии | Читают статью «Ландшафтный дизайн», используя ресурсы интернета ; Разрабатывают проект «Клумба», подготавливают необходимые материалы для проекта; Выполняют проект. | 1 | ||
Социально- экономическая география | |||||
29. | Этнография. Культурное историческое наследие. Дискуссия «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?» | Смотрят презентацию «Культуры разных народов»; Участвуют в дискуссии. | 1 | ||
30. | Страноведение. Страна восходящего солнца. | Отгадывают ребус «страноведение»; Самостоятельно формулируют определение науки; Смотрят видео «Путешествие в Китай»; Играют в игры «Знаешь ли ты эту страну?», Географический дартс. | 1 | ||
31. | Экономическая география. Альтернативные источники энергии. | Слушают рассказ учителя; Смотрят видео «Альтернативные источники энергии»; Играют в игру «Расскажем вместе». | 1 | ||
32-33. | Экология. Охрана лика Земли. Природные лаборатории. Подготовка и выполнение проекта «Мусорный бак» | Участвуют в диалоге «Можешь ли ты улучшить экологию?»; Разрабатывают проект «Мусорный бак»; придумывают агитку, слоган | 1 | 1 | |
34 | Обобщение пройденного. | Отгадывают кроссворд «Науки о Земле»; Отвечают на вопросы викторины «В мире географии». | 1 |
Учебно- методическое и
материально- техническое обеспечение курса.
Учебно-методическая литература:
Для учащихся:
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.
2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
Для учителя:
1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru
5. География:Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru
6. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru
Материально- техническое обеспечение:
Фото- и видеоаппаратура необходимая для оформления отчетов, съемок