РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Решение практических задач по геометрии» для 9 класса
Учебно-методические и дидактические пособия:
1. Березин В.Н. и др. Сборник задач для факультативных и внеклассных занятий по математике: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1985. 175 с.
2. Готман Э.Г. Задачи по планиметрии и методы их решения: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. 240 с.
3. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 класс. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2004. 176 с.
4.Зив Б. Г. и др. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение,1991. – 171с.
5. Шарыгин И. Ф. Геометрия 9 – 11 кл: От учебной задачи к творческой: Учеб. пособие. - М.: Дрофа, 1997. -326с.
Цифровые образовательные ресурсы:
Геометрия. Четырехугольники-.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/55ad579d-9074-ace8-7bcc-eef7328f8973/26076/?interface=themcol
Геометрия. Площади. Решение задач. - school-collection.edu.ru/catalog/rubr/55ad579d-9074-ace8-7bcc-eef7328f8973/26078/?interface=themcol
Геометрия. Решение задач - 3.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/55ad579d-9074-ace8-7bcc-eef7328f8973/26128/?interface=themcol
Описание места учебного предмета в учебном плане:
В школе изучается курс «Решение практических задач по геометрии». в 9 классе, предмет введен в учебный план в часть, формируемую участниками образовательных отношений в размере 17 часов в год.
Изучение курса геометрии всегда вызывает у учащихся определенные трудности: непонимание необходимости доказательств, отсутствие геометрической зоркости, интуиции, геометрического воображения, неумение выстраивать чёткие логические рассуждения.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультативного курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, уметь решать учебную задачу творчески.
Данный курс предназначен для дополнительной подготовки учащихся 9-го класса к итоговой аттестации по геометрии и включает в себя темы, необходимые для успешной сдачи ОГЭ.
Цель факультативного курса:
дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, возможность углубленного изучения курса геометрии
рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода к их решению;
формировать интерес к предмету, развивать логическое мышление, интуицию, творческие способности;
развивать инициативу, настойчивость и сообразительность;
прививать навыки практического применения приобретенных знаний;
повысить уровень знаний по геометрии с целью более качественной подготовки к ОГЭ.
Задачи факультативного курса:
1. повторить и обобщить знания по геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
2. развитие умений применять полученные знания при решении
практических задач;
3. приобщение учащихся к работе с математической литературой;
4. вовлечение учащихся в практическую, проектную деятельность как
фактор личностного развития.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА«РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ГЕОМЕТРИИ»
Личностными результатами обучения учащихся являются:
самостоятельность мышления, умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения;
способность к самоорганизации;
готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей
успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения учащихся являются:
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий;
определение наиболее эффективного способа достижения результата;
выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, творческие работы и т.д.);
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения
разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметнымирезультатами обучения учащихся являются:
овладение основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также
использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
решать текстовые, логические задачи, измерять наиболее распространённые в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности);
представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Универсальные учебные действия:
Определение, свойства и признаки геометрических фигур:
- определять и классифицировать геометрические фигуры;
- распознавать свойства и признаки многоугольников;
- классифицировать треугольники и трапеции.
Решение задач:
- моделировать содержащие в задаче зависимости;
- планировать ход решения задач;
- анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
- конструировать алгоритм решения задачи;
- прогнозировать результат решения;
- контролировать свою деятельность;
- обнаруживать и устранять ошибки (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;
- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
Логико-математическая подготовка:
- определять истинность несложных утверждений;
- приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;
- конструировать составные высказывания;
- анализировать структуру предъявленного составного высказывания;
- актуализировать свои знания для проведения математических доказательств.
Работа с информацией:
- собирать требуемую информацию из указанных источников;
- фиксировать результаты разными способами;
- сравнивать и обобщать информацию;
- переводить информацию из текстовой формы в табличную.
Предполагаемая результативность курса:
Учащиеся должны знать:
Понятия и определения многоугольников;
Свойства и признаки многоугольников;
Формулы площадей многоугольников.
Учащиеся должны уметь:
Конструировать схему решения задач;
Правильно строить логику рассуждений;
Решать задачи с применением формул площади;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Владеть компетенциями:
познавательной; информационной; коммуникативной; рефлексивной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях; работать в группах; аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов; самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ГЕОМЕТРИИ»
Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов геометрии:
1 Углы - 2 часа,
2 Треугольники - 10 часов,
3 Четырехугольники - 5 часов
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: луч, угол, многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение геометрических фигур.
Геометрические фигуры.
Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников: теорема косинусов и теорема синусов. Замечательные точки треугольника.
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции.
Измерение геометрических величин.
Градусная мера угла.
Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.
Тематическое планирование курса
«Решение практических задач по геометрии»
№ п/п | Содержание учебного материала |
| Углы – 2 часа |
1 | Вертикальные и смежные углы. |
2 | Углы при параллельных прямых и секущей. |
| Треугольники – 10 часов |
3 | Треугольник. Признаки равенства треугольников. |
4 | Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. |
5 | Равнобедренный треугольник. |
6 | Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. |
7 | Перпендикуляр и наклонная. Неравенство треугольника. |
8 | Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. |
9 | Решение прямоугольных треугольников. |
10 | Треугольники общего вида. Средняя линия треугольника. |
11 | Подобие треугольников. Прикладные задачи. |
12 | Анализ геометрических высказываний. |
| Четырехугольники – 5 часов |
13 | Параллелограмм. |
14 | Прямоугольник, ромб, квадрат. |
15 | Трапеция. Средняя линия трапеции. |
16 | Равнобокая трапеция. |
17 | Анализ геометрических высказываний. |
6