Конспект внеурочного занятия
«Путешествие в страну этикета»
2 класс
Тема: Путешествие в страну этикета
Форма: игра-путешествие
Цель: повышение культурного уровня у учащихся о правилах поведения в обществе, во время разговора по телефону, в школе и за столом.
Задачи:
Образовательные:
формировать умение правильно вести себя в обществе, во время разговора по телефону, в школе и за столом
расширить знания учащихся о правилах этикета посредством анализа ситуаций
Развивающие:
Развивать умение сравнивать, анализировать и выделять главное в процессе игровой деятельности,
Развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Развивать умение слушать и слышать собеседника, вступать в диалог, помогать и строить совместную деятельность во время работы в группах
Развивать умение оценивать собственную деятельность во время рефлексии
Воспитательные:
Воспитывать ценностное отношение к правилам этикета
Планируемые результаты:
Предметные
Знают о правилах этикета
Проявляют правила поведения в школе, за столом и во время телефонного разговора
Метапредметные
Коммуникативные УУД:
Слушают и слышат собеседника, вступают в диалог, строят совместную деятельность во время работы в группах
Регулятивные УУД:
Оценивают собственную деятельность во время рефлексии
Познавательные УУД:
Проявляют умение сравнивать, анализировать и выделять главное в процессе игровой деятельности
Проявляют умение произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Личностные
Проявляют ценностное отношение к правилам этикета
План занятия:
Организационный блок занятия (2 минуты)
Диагностический блок (5 минут)
Конструирующий (основной) блок занятия (33 минуты)
-История этикета
-Станция «У меня зазвонил телефон»
-Физминутка
- Станция «Столовый этикет»
- Станция «Правила поведения в школе»
Итоговый блок (5 минут)
Оборудование: презентация, интерактивная доска, видеоролик, раздаточный материал (карточки с ситуациями)
Ход занятия
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые методы, формы, средства | Формируемые УУД |
Организационный блок занятия | Подготовить учащихся к занятию | - Здравствуйте ребята! Я очень рада всех вас видеть, таких красивых, прилежных и всех с хорошим настроением. Давайте улыбнемся друг другу, поделимся положительными эмоциями. | Средства: речь учителя Форма: фронтальная Методы: объяснение | ||
Диагностический блок | - Для того чтобы узнать тему занятия я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд, который состоит из загадок. (на слайде изображен кроссворд с выделенными клетками в середине, обозначена только одна буква Э) - Отвечаем с места не выкрикиваем. Поднимите две ладошки, кто готов. Тогда давайте начнем.
- Какие вы ребята большие молодцы. Все загадки отгадали правильно. Я сразу вижу, какие вы сообразительные. Посмотрите, какое слово у нас с вами получилось? О чем мы сегодня будем говорить? - Кто попробует сформулировать тему нашего занятия? - Спасибо за ваши варианты! Мы действительно сегодня будем говорить об этикете, но наше занятие пройдет необычно. Я думаю, что все из вас любят путешествовать, и поэтому я предлагаю вам отправиться в путешествие по разным станциям этикета. Итак, тема нашего занятия «Путешествие в страну этикета». - Давайте с вами определим задачи для нашего занятия. На слайде вы видите незаконченные предложения, вы должны их продолжить. узнать, что такое … узнать о ... научиться… - Итак, ребята, мы уже готовы, пора садится в наш поезд. Чтобы отправиться в наш путь, нам нужно произнести волшебные слова. Это разгоняя пух, Поезд мчится: чух-чух-чух! Поехали! | - гостей - спасибо - познакомиться - едим - привет - об этикете - правила поведения - этикет - правилах поведения в школе, за столом и вовремя разговора по телефону - правильно себя вести в школе, за столом | Средства: речь учителя, презентация Форма: фронтальная Методы: беседа | ПУУД:проявляют умение сравнивать, анализировать и выделять главное в процессе игровой деятельности; проявляют умение произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Конструирующий (основной) блок занятия | Обеспечить активность детей | Давайте посмотрим на карту, и узнаем, на каких станциях мы с вами побываем. Станция «История этикета» - На нашем пути появляется первая станция под названием «История этикета» А на ней нас встречает профессор История. Она хочет познакомиться с нами и рассказать кое-что интересное, но перед этим она спрашивает, знаете ли вы, что такое этикет? - Хорошо! А теперь я предлагаю вам послушать профессора Историю. Этикет – это правила поведения человека в обществе других людей. Правила поведения, как некоторые иногда думают, вовсе не придуманы меньшинством для того, чтобы мучить большинство. Они являются итогом многовекового развития традиций народов. Когда-то давно считалось высшим проявлением благородства и изысканности, когда кавалеры садились с дамами за обеденный стол парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала. Внимание к женщине — сохранилось до наших дней, хотелось бы надеяться, будет существовать и дальше. А вот есть из одной тарелки — это уже стало преданием давно минувших дней. Современный этикет наследует лучшие обычаи прошлого, традиции поведения всех народов. Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Народ из Скандинавии, это такой город, впервые ввели в этикет правило предоставлять наиболее почетное место за столом самому уважаемому гостю. Этикет охватывает все сферы жизни человека, появляются новые правила поведения. - Ребята, а как вы считаете, нужны ли такие общие правила? - Конечно. Они помогают людям разумно и красиво оформить свое поведение, чтобы другие почувствовали проявленное уважение к ним, чтобы им было приятно общаться друг с другом. - Какие правила этикета вы знаете? - Все ваши ответы были верными. Каждый должен быть аккуратным, опрятным, чтобы с ним было приятно другим. Он должен быть вежлив, чтобы никто с ним не испытывал чувство неловкости, точным, чтобы его никто не ждал, верным своему слову, чтобы никого не подводить. - Как мы называем человека, который всегда следует правилам этикета? - Это воспитанный человек. В 16 веке такой человек назывался Вежей. Вежа - это знаток правил поведения. - Итак, ребята, что же такое этикет? - Нужно ли его соблюдать? - Мы отправляемся с вами дальше и нам нужно произнести волшебные слова. Это разгоняя пух, Поезд мчится: чух-чух-чух! Станция «У меня зазвонил телефон» - Профессор История прощается с нами, а мы едем дальше. Снова садимся в наш поезд и отправляемся в путь. Что же это за станция виднеется на горизонте? Давайте посмотрим на карте. Это станция «У меня зазвонил телефон»! Здесь уже нас ждет Господин телефонный разговор. Он очень рад нас видеть. Он знаток телефонного этикета, а наш век – это век телефонного общения. Независимо от того, есть ли телефон в квартире, все должны уметь отвечать по телефону, уметь им пользоваться. А умеют ли вежливо разговаривать по телефону ребята, мы сейчас увидим, говорит нам господин телефонный разговор и предлагает интересное задание. - Слушайте правила очень внимательно для того, чтобы потом успешно выполнить задание. Я сейчас вам раздам по одной ситуации на группу (по две парты поворачиваются друг к другу), а вы их внимательно прочитаете и попробуете применить свои знания об этикете в этих ситуациях. Как нужно правильно поступить, что нужно сказать и как избежать тех или иных неприятных ситуаций. Работать вы будете в группах. На обсуждение вам дается не более пяти минут. Затем каждая группа, начиная с первого ряда, читает свою ситуацию, и озвучивают свое мнение по этому поводу, как бы они поступили. Кому не понятно как мы будем работать, поднимите руку! Давайте повторим правила работы в группах.
- Спасибо, ребята. Вы хорошо поработали. Теперь и я, и господин телефонный разговор точно уверены, что вы знаете правила этикета и умеете их применять. Давайте еще раз повторим правила, которые мы сегодня вспомнили или кто-то для себя узнал. Давайте прочитаем их.
- Итак, нам пора ехать дальше. Давайте попрощаемся с господином телефонным разговором. И мы снова в пути. Физминутка - Мы уже проехали большой путь и нам пора остановиться и отдохнуть. Ребята, я прошу вас встать так, чтобы вам ничего не мешало. Давайте представим, что в наших руках воздушный шарик. Шарик, шарик мой воздушный! Непоседа непослушный! (Подбрасывать воображаемый воздушный шарик то левой, то правой рукой) Шарик круглый, шарик гладкий, Шарик тонкий, шарик мягкий. Я на шарик нажимаю, из-под рук он вылетает. (Описать руками круг, потрогать шарик, погладить, нажать на него) Вверх! Но я его поймал, (Поднять руки вверх, «поймать» шарик) Нитку к пальцу привязал. («Намотать нитку» на палец) Вправо - шарик, влево - шарик, Мой светящийся фонарик! (Руки - параллельно - вправо и влево) Дай тебя я обниму («Обнять» шарик) И к щеке своей прижму. («Прижать» к щеке) Ты меня не покидай, Будь со мной, не улетай! - Спасибо большое ребята, а теперь спокойно присаживаемся на свои места. - Мы отправляемся с вами дальше и нам нужно произнести волшебные слова. Это разгоняя пух, Поезд мчится: чух-чух-чух! Станция «Столовый этикет» - И вот мы снова сели в наш поезд и отправились в путь. Следующая остановка – это станция «Столовый этикет». Посмотрите, кто же это у нашего города нас приветствует своей улыбкой? Это же знаменитый поваренок Кузя. - Жители города подготовили нам интересное задание, чтобы проверить наши знания о поведении за столом. Ну что, друзья, покажем им, что мы знаем? Тогда давайте начнем! - Жители этой станции предлагают нам внимательно посмотреть видеоролик и сказать, что же герой сделал неверно, и как нужно было ему поступить. Итак, смотрим! - Итак, ребята, что Зубок сделал неправильно? Почему нельзя вести себя так, как вел себя Зубок? А как надо было поступить? - Правильно! Теперь давайте мы обобщим правила, чтобы уж точно их запомнить, прочитаем все вместе со слайда.
- Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием. Я очень этому рада! А жители этой станции и поваренок Кузя прощаются с нами. А мы снова идем к нашему поезду. - Мы отправляемся с вами дальше и нам нужно произнести волшебные слова. Это разгоняя пух, Поезд мчится: чух-чух-чух! Станция «Правила поведения в школе» - И вот мы в пути. Подъезжаем к последней станции на нашем пути «Правила поведения в школе». Здесь нас встречает заведующий всех школ, господин Урок. Он говорит, что вы уже совсем большие и уже знаете о школе почти все, и предлагает поиграть в одну очень интересную игру, чтобы проверь ваши знания и сообразительность. Игра называется «Правильно-неправильно». Я буду вам называть разные правила школьного этикета. Если я верно назову правило, то мы будем хлопать в ладоши, а если неверно, то сидеть очень тихо. Кому не понятны правила игры? Поднимите руку! Если всем понятны, то мы начинаем.
- Спасибо ребята! Вы отлично справились с этим заданием. А теперь давайте еще раз обобщим правила школьного этикета, чтобы намного лучше их запомнить. Прочитаем их все вместе со слайда.
| - это правила поведения в обществе - да - всегда здороваться, не хамить, быть дружелюбными - воспитанный - не шуметь, помогать и слушать друг друга, учитывать мнение друг друга. | Средства: речь учителя, презентация, видео-фрагмент Форма: фронтальная, групповая Методы: беседа | ПУУД: Знают о правилах этикета Проявляют правила поведения в школе, за столом и во время телефонного разговора КУУД: слушают и слышат собеседника, вступают в диалог, строят совместную деятельность во время работы в группах. ПУУД:Проявляют умение сравнивать, анализировать и выделять главное в процессе игровой деятельности;проявляют умение произвольно строить речевое высказывание в устной форме. ЛУУД: Проявляют уважительное отношение иному мнению, доброжелательности и вежливости друг к другу; проявляют ценностное отношение к правилам этикета. |
Итоговый блок занятия | Подвести итоги | - Итак, ребята, наше путешествие подходит к концу. И нам нужно вернуться в школу, а для этого давайте произнесем волшебные слова Это разгоняя пух, Поезд мчится: чух-чух-чух! Мы с вами повторили, а может кто-то и узнал что-то новое о правилах этикета. Давайте подведем небольшой итог. Продолжите, пожалуйста, фразы: Сегодня на занятии я узнал (а) … Сегодня на занятии я вспомнил (а) … Сегодня на занятии я понял (а) … - Спасибо вам за это занятие. Вы сегодня были очень активны и внимательны. Ваша работа на занятии мне очень понравилась. До скорых встреч! | - о правилах поведения в школе - что такое этикет - что нужно быть воспитанным | Средства: речь учителя, презентация Форма: фронтальная Методы: беседа | РУУД: Оценивают собственную деятельность во время рефлексии |