МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТОЛКАЧЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО : РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА:
Зам.директора по УВР на заседании педагогического совета приказом № 47 от 02.09.2024г
Протокол №1 от 30.08.2024г. директор МКОУ Толкачевская
председатель педагогического совета ООШ»
____Н.Н.Селихова _____Н.Н.Селихова ______Г.Н.Дроздова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Уровень образования:основное общее образование 8 класс
Составил:
учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории
Андросова Марина Вячеславна
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству - издательство «Просвещение», 2018 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» М., «Просвещение» 2018 г
Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи программы:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в состоянии неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.
В основепрограммы - эмоционально-деятельностный подход:переживание художественного образа в форме художественных действий.Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.
Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Место предмета в базисном учебном плане
В базисном учебном плане на изучение предмета Изобразительное искусство отводится 0,5 час в неделю, 17 часов в год.
Содержаниепрограммы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СD-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры
-овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
Метапредметные результаты:
-воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, в национальных - образах предметно - материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств; изобразительных, декоративно-прикладных;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание предмета изобразительного искусства (ИЗО) 8 класс
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (5ч)
Тема. Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.
Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Жанровое многообразие театральных спектаклей.
Тема. Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.
Различия в творчестве сценографа и художника – живописца. Основные задачи театрального художника. Типы декорационного оформления спектакля.
Тема. Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения
Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима, прически от сценического. Костюм – средство характеристики персонажа.
Тема. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса – Барабаса
Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа персонажа. Виды театра кукол. Технологии создания простейших кукол.
Тема. Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.
Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль зрителя. Многофункциональность современных сценических зрелищ.
ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ. ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ - 4ч.
Тема. Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.
Становление фотографии как искусства. Искусство фотографии. Фотографическое изображение- не реальность, а новая художественная условность.
Тема. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Образные возможности цветной и черно - белой фотографии. Световые эффекты. Цвет в живописи и фотографии. Фотопейзаж – хранилище визуально – эмоциональной памяти об увиденном.
ФИЛЬМОТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? –4 ч
Тема. Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - эффект последовательной смены кадров, их соединение. Художественная условность пространства и времени в фильме.
Тема. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.
Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника – постановщика в игровом фильме.
Тема. От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.
Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции. Фильм – рассказ в картинках. Понятие кадра и плана.
Тема. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. История и специфика рисовального фильма.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА.
ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ - 4ч.
Тема. Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты.
Тема. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.
Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики.
Тема. В царстве кривых зеркал, или Вечные истина искусства.
Роль визуально –зрелищных искусств. В обществе и жизни человека. Позитивная и негативная роль СМИ.
Телевидение – регулятор интересов и запросов общества.
Календарно - тематическое планирование по предмету « Изобразительное искусство»
по программе Б. М. Неменского
8 класс
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Дата |
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. | 5 часов | ||
1 | Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. | 1 | |
2 | Сценография-особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. | 1 | |
3 | Тайны актерского перевоплощения. | 1 | |
4 | Художник в театре кукол. | 1 | |
5 | Спектакль- от замысла к воплощению. | 1 | |
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. | 4 часа | ||
6 | Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография-новое изображение реальности. | 1 | |
7 | Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. | 1 | |
8 | Фотография искусство "светописи". Вещь: свет и фактура. | 1 | |
9 | Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. | 1 | |
Фильм- творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино. | 4 часа | ||
10 | Пространство и время кино. | 1 |
11 | Художник и художественное творчество в кино. | 1 | |
12 | Фильм "рассказ в картинках". | 1 | |
13 | Искусство анимации. Многообразие жанровых форм. | 1 | |
Телевидение - пространство культуры. Экран - искусство - зритель. | 4 часа | ||
14 | Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. | 1 | |
15 | Видео этюд в пейзаже и портрете. Видео сюжет в репортаже, очерке, интервью. | 1 | |
16 | Современные формы экранного языка. Позитивная и негативная роль СМИ. | 1 | |
17 | Телевидение – регулятор интересов и запросов общества. | 1 | |
17 |