Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон РФ от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Приказ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Приказ Минпросвещения России от 24.11.22 №1025 "Об утверждении ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ".
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
ПриказМинистерства образования и науки РФ от 19.12. 2014 г. N 1598АООП НОО ОВЗ вариант 1.3
Письмо Минпросвещения России от 11.01.2023 № АБ-25/07 "О направлении информации" (вместе с разъяснениями организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 2023 году).
Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «О направлении информации» (вместе с «Информацией о введении федеральных основных общеобразовательных программ»).
Письмо Минпросвещения России от 21.02.2023 № АБ-800/03 «Об обеспечении учебными изданиями».
Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных основных общеобразовательных программ»).
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.03.2023 №136н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»".
Письмо Министерства просвещения РФ от 20.03.2023 № 03-ПГ-МП-7643 “О рассмотрении обращения”.
Приказ Минпросвещения России от 01.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерств просвещения Российской Федерации от 22.03 2021 г. № 115».
Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287».
Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 №955 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся ФГОС общего образования и образования обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью".
Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 № 804 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания".
Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников».
Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2022 № 69822).
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 № 03-205 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по обеспечению возможности освоения ООП обучающимися 5-11 классов по ИУП»).
Письмо Министерства просвещения России от 19.05.2020 № ДГ-493/07 “О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями”.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28. Действует с 01.01.2021 г. до 01.01.2027 г.
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями на 27 октября 2020 года).
Письмо Министерства просвещения России № ДГ-493/07 от 19.05.2020 «Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации учащихся, освоивших адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью».
Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 г. № Р-93 "Об утверждении Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации".
Методические рекомендации "Об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации", утвержденные заместителем Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной 14 октября 2019 г. и первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Т.В. Яковлевой 17 октября 2019 г.
Минпросвещения России от 02.11.2018 № ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Письмо Заместителя Минобрнауки РФ от 07.06.2013 года № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09. 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18.04. 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Устав МОУ СКШИ г. Нерюнгри.
Цель предмета: обучение математике в классах является подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, обеспечение максимально возможной социальной адаптации выпускников. Курс математики имеет практическую направленность и способствует овладению обучающимися практическими умениями применения математических знаний в повседневной жизни в различных бытовых и социальных ситуациях. Содержание представленного учебного материала в классах предполагает повторение ранее изученных основных разделов математики, которое необходимо для решения задач измерительного, вычислительного, экономического характера, а также задач, связанных с усвоением программы по профильному труду.
Задачи предмета:
обучения математике на этом этапе получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) состоят:
― в совершенствовании ранее приобретенных доступных математических знаний, умений и навыков;
― в применении математических знаний, умений и навыков для решения практико-ориентированных задач;
― в использовании процесса обучения математике для коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
В 5-10 классах делается упор на получение обучающимися различных математических знаний, развитие их вычислительных навыков. В процессе обучения математики школьники учатся читать многозначные числа в пределах 1 000 000, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды. Обучающиеся знакомятся с алгоритмами выполнения различных арифметических действий, учатся складывать, вычитать, умножать, делить на однозначное и двузначное число натуральные числа, десятичные и обыкновенные дроби, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженными десятичными дробями.
Но изучение математики в специальной коррекционной школе носит предметно-практическую направленность и должно быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся.
В процессе обучения математики важно воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу, доводить начатое дело до завершения, а также формировать личностные качества будущих кадров рыночной экономики - их активность, самостоятельность, компетентность, деловитость, ответственность. Важно социально адаптировать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, осуществлять интеграцию в общество.
Математика в коррекционной школе имеет концентрическое расположение материала. Приобретая новые знания, обучающиеся постоянно воспроизводят знания, полученные на более ранних этапах обучения, расширяют и углубляют их. Неоднократное возвращение к одному и тому же понятию, включение его в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть им сознательно и прочно.
Систематический и регулярный опрос обучающихся являются обязательным видом работы на уроках математики. Важно приучить обучающихся давать развернутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. Рассуждения обучающихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника.
При обучении математики особое внимание учитель обращает на формирование у школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с небольшими числами, с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин должно постоянно включаться в содержание устного счета на уроке.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию (последовательное возрастание трудности) и интересными по изложению.
В коррекционной школе учащиеся выполняют письменные работы в тетрадях. Работы школьников проверяются учителем.
Место учебного предмета
Данный учебный предмет входит в образовательную область – математика (5-10 классы Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5-10 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с неадекватным состоянием воспитанников коррекционной школы. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программа по математике определяет оптимальный объем знаний и умений учащихся, который доступен большинству школьников с интеллектуальным отклонением, в ней предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по степени их обучаемости. Обучающихся, которые незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим обучающимся, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким обучающимися следует давать посильные для них задания. Учитывая особенности этой группы школьников, программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Указания относительно упрощений даны в примечаниях.
Рабочая программа для обучающихся специальной коррекционной школы по математике рассчитана в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком. С целью проверки знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися, в течение учебного года данная рабочая программа предусматривает проведение 8 контрольных работ. Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная система.
На уроках математики применяются здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные технологии, традиционный урок с коррекционным компонентом.
7 класс – 102 часа в год, 3 часа в неделю;
I-семестр – 24 ч II- семестр-24 ч III- семестр- 18 ч IV- семестр-18 ч V- семестр-18 ч
8 класс – 102 часа в год, 3 часа в неделю;
I-семестр – 24 ч II- семестр-24 ч III- семестр- 18 ч IV- семестр-18 ч V- семестр-18 ч
9 класс – 102 часа в год, 3 часа в неделю;
I-семестр – 24 ч II- семестр-24 ч III- семестр- 18 ч IV- семестр-18 ч V- семестр-18 ч
10 класс – 34 часа в год, 1 часа в неделю;
I-семестр – 8 ч II- семестр-8 ч III- семестр- 6 ч IV- семестр-6 ч V- семестр-6 ч
Учебные действия освоения предмета
Личностные учебные действия освоения предмета
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Регулятивные учебные действия освоения предмета
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные учебные действия освоения предмета
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, умение добывать нужную информацию с помощью учителя.
Умение контролировать и оценивать свои действия с помощью учителя.
Умение сотрудничать с педагогом, сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своей действий; умение добывать нужную информацию.
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своей действий; умение добывать нужную информацию и применять её.
Умение контролировать и оценивать свои действия самостоятельно.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные учебные действия освоения предмета
Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную (с помощью учителя).
Умение планировать собственную деятельность на выполнение познавательных задач (с помощью учителя и родителей).
Умение планировать собственную деятельность на выполнение познавательных задач.
Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Умение планировать собственную деятельность.
Содержание учебного предмета 7 класс
Нумерация Все действия в пределах 1000.
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи).
Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне ТЫСЯЧ В пределах 1 000 000, устно, с записью получаемых при счете чисел, с использованием счетов.
Сложение и вычитание многозначных чисел
Письменное сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, деление с остатком чисел в пределах 1 000 000. Проверка арифметических действий. Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора.
Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени.Умножение и деление чисел на однозначное число.
Умножение и деление на однозначное число круглые десятки, двузначное число чисел, полученных при измерении двумя единицами измерений стоимости, длины, массы.
Обыкновенные дроби.
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Десятичные дроби.
Запись без знаменателя, чтение, запись под диктовку. Сравнение десятичных долей и дробей. Выражение дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях.
Место десятичных дробей в нумерационной таблице. Запись чисел, полученных при измерении двумя, одной единицами стоимости, длины, массы в виде десятичных дробей.
Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми и разными знаменателями.
Простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и конца события; на нахождение десятичной дроби от числа. Составные задачи на прямое и обратное приведение к единице; на движение в одном и противоположном направлениях двух тел.
Геометрический материал.
Параллелограмм, ромб. Свойства элементов. Высота параллелограмма (ромба). Построение параллелограмма (ромба).
Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры, ось, центр симметрии. Предметы, геометрические фигуры симметрично расположенные относительно оси, центра симметрии построение геометрических фигур относительно оси и центра симметрии.
Содержание учебного предмета 8 класс
Повторение.
Числа целые и дробные. Нумерация чисел в пределах 100 000. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Умножение и деление на однозначное число. Умножение и деление на 10,100 и 1000. Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи. Умножение и деление на двухзначное число.
Нумерация
Числа целые и дробные. Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Умножение и деление на однозначное число. Умножение и деление на 10,100 и 1000. Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи. Умножение и деление на двухзначное число.
Обыкновенные дроби.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Нахождение числа по одной его доле. Площадь. Единицы площади. Сложение и вычитание целых и дробных чисел.
Обыкновенные и десятичные дроби.
Преобразование обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей. Целые числа, полученные при измерении величин. Десятичные дроби. Арифметические действия с целыми числами, полученные при измерении величин, и десятичными дробями. Сложение и вычитание. Умножение и деление. Числа, полученные при измерении площади, и десятичные дроби. Меры земельных площадей. Арифметические действия с числами, полученными при измерении площади.
Геометрический материал.
Линия, отрезок, луч. Угол. Треугольники. Прямоугольник. Многоугольник. Круг, окружность. Градус. Градусное измерение углов. Симметрия. Построение отрезка, треугольника, квадрата, симметричных относительно оси, центра симметрии. Периметр и площадь треугольника. Длина окружности. Площадь круга. Сектор. Диаграмма. Геометрические фигуры. Геометрические тела. Грани. Ребра.
Повторение.
Арифметические действия с целыми и дробными числами.
Содержание учебного предмета 9 класс
Нумерация.
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Умножение и деление на однозначное число. Умножение и деление на 10,100 и 1000. Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи. Умножение и деление на двухзначное число.
Десятичные дроби.
Преобразование десятичных дробей. Сравнение дробей. Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей.
Обыкновенные и десятичные дроби.
Образование и виды дробей. Преобразование дробей. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей. Все действия с дробями. Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями.
Проценты.
Понятие о проценте. Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью. Нахождение 1 % числа. Нахождение нескольких процентов числа. Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа. Запись десятичной дроби в виде обыкновенной. Запись обыкновенной дроби в виде десятичной.
Арифметические действия.
Арифметические действия с целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями.
Сложение и вычитание целых чисел.
Арифметические действия с целыми числами.
Геометрический материал.
Линии. Линейные меры. Квадратные меры. Меры земельных площадей. Прямоугольный параллелепипед (куб). Развертка куба и прямоугольного параллелепипеда. Объем. Меры объема. Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба). Геометрические фигуры. Геометрические тела.
Повторение.
Нумерация. Все действия с целыми и дробными числами.
Содержание учебного предмета 10 класс
Нумерация.
Чтение и запись чисел в пределах миллиона.Устные вычисления в пределах 10000.
Табличное умножение и деление.
Математические действия на сложение и вычитание
Все действия с многозначными числами в пределах 100 000.
Простые дроби: образование, чтение, запись (особое внимание случаям, где знаменатель единица с нулями – 10, 100, 1000).Соотношение со словами: 1/2 -половина, 1/3 –третья часть, ¼ - четвертая часть.
Нахождение части от числа.
Чтение и запись десятичных дробей.
Все действия с десятичными дробями.
Именованные числа:
Меры времени, стоимости, массы, длины, площади (в том числе понятие «сотка»), объема; их соотношения , преобразования. Соотношения объёма и массы (ложка, стакан, банка – граммы, килограммы)
Все действия с именованными числами.
Запись мер массы и стоимости в виде десятичных дробей. Преобразование мер массы и стоимости, записанных десятичной дробью в составные именованные числа.
Вычисление площади и периметра прямоугольника.
Зависимость между величинами: ценой, количеством и стоимостью.
Приемы работы с калькулятором. Работа с бытовыми весами. Работа с календарем. Работа с часами. Работа с денежными знаками: размен и замена бумажных купюр и монет разного достоинства.
Решение простых и составных арифметических текстовых задач:
- нахождение суммы, остатка- на разностное сравнение;
- увеличение и уменьшение на несколько единиц, в несколько раз;
- деление на равные части;
- деление по содержанию;
- пропорциональное деление;
- приведение к единице;
- нахождение одной и нескольких частей от числа;
- нахождение одного или нескольких процентов;
- на простое тройное правило: цена, количество, стоимость;
- вычисление времени: начало, окончание, продолжительность.
Формы работы.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения. Самостоятельная работа. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из примеров на разные виды арифметических действий и одной задачи.
Задания для учащихся создаются в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика. Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Методы работы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, карточки, тесты.
Типы уроков:
-урок объяснения нового материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок);
-комбинированный урок;
Коррекционная работа на уроках математики:
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавание; - развитие пространственных представлении и ориентировки; - развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие основных мыслительных операций; - формирование навыков соотносительного анализа; - развитие навыков группировки и классификации; - формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.)
4. Развитие речи, владение техникой речи.
5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
6. Совершенствование движений и сенсорного развития. - развитие мелкой моторики кисти
7. Развитие различных видов мышления; - развитие наглядно-образного мышления - развитие словесно- логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Коррекционная работа с воспитанниками строится на принципах сочетания слова, наглядного образа и практических действий.
Тематическое планирование учебного предмета в 7 классе
№ | Тема | Кол.часов | Основные виды деятельности учащихся | Формы контроля |
1 1 | Нумерация чисел в пределах 100000 | 12 ч. | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Практические задания на разбор чисел по разрядным слагаемым. Работа с арифметическими действиями в пределах 100000. Сравнение чисел. Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого. Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого. Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого. Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. Работа в парах, работа в группах. Рефлексия. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный. Входящая контрольная работа |
3 2 | Сложение и вычитание многозначных чисел. | 8 ч. | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Практическое задание на разбор чисел на разрядные слагаемые. Решение примеров и задач на сложение и вычитание без перехода через разряд. Сравнение чисел. Применение таблицы деления для решения примеров и задач на кратное сравнение чисел. Решение примеров на сложение и вычитание с переходом через разряд. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный |
4 | Умножение и деление чисел на однозначное число. | 13 ч. | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Повторение таблицы умножения и таблицы деления. Решение примеров и задач на сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей, на умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Умение применять таблицу умножения и правильно записывать умножение и деление на однозначное число и двузначное число в столбик. Правило умножения и деления на 10,100 и 1000. Рефлексия. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный |
5 | Действия с числами, полученными при измерении. | 18 ч. | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Практическое задание на разбор чисел на разрядные слагаемые. Повторение и закрепление мер стоимости, длины и массы. Решение примеров на сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы и стоимости, решение примеров на сложение и вычитание чисел записанных двумя мерами длины, массы и стоимости. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный |
Умножение и деление на круглые десятки. | 12ч. | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Повторение таблицы умножения и таблицы деления. Решение примеров и задач на умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Умение применять таблицу умножения и правильно записывать умножение и деление на однозначное число и двузначное число в столбик. Правило умножения и деления на 10,100 и 1000. Рефлексия. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный | |
Умножение и деление чисел на двузначное число. | 14 ч. | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Повторение таблицы умножения и таблицы деления. Решение примеров и задач на сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей, на умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Умение применять таблицу умножения и правильно записывать умножение и деление на однозначное число и двузначное число в столбик. Правило умножения и деления на 10,100 и 1000. Рефлексия. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный |
Обыкновенные дроби. | 14 ч. | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Правильная запись дробей и долей. Решение примеров и задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Повторение таблицы умножения для приведения дробей к общему знаменателю. Решение примеров и задач на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умение нахождение числа по одной его доле. Знание названия сторон у прямоугольника и квадрата. Формула нахождения площади прямоугольника. Повторение мер длины, меры площади. Рефлексия. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный | |
Десятичные дроби. | 10 ч. | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Правило сложения, вычитания, умножения и деления для решения задач с целыми числами, полученные при измерении величин, и десятичными дробями. Повторение мер земельных площадей. Решение задач на арифметические действия с числами, полученными при измерении площади. Рефлексия. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный Годовая контрольная работа. | |
6 | Геометрический материал | 12 ч. | Применение линейки и циркуля для изображения фигур. Определение и различия линии, отрезка, луча. Классификация треугольников по углам и сторонам.Прямоугольник. Многоугольник. Круг, окружность. Градус. Градусное измерение углов. Построение оси симметрии. Построение отрезка, треугольника, квадрата, симметричных относительно оси, центра симметрии. Периметр и площадь треугольника. Длина окружности. Площадь круга. Сектор. Диаграмма. Геометрические фигуры. Геометрические тела. Грани. Ребра. Рефлексия. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный |
Итого: 102 ч
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса, планируемые результаты
Минимальный уровень:
знание числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 100 000;
знание таблицы сложения однозначных чисел;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);
знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение;
выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора;
знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин;
нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;
распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед), знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм);
построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости;
Достаточный уровень:
знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1 000 000;
знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100 (простые случаи в пределах 1 000 000);
письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000;
знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись, чтение;
выполнение арифметических действий с десятичными дробями;
нахождение одной или нескольких долей (процентов) от числа, числа по одной его доли (проценту);
выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2-3 арифметических действия;
распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда;
вычисление площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии;
применение математических знаний для решения профессиональных трудовых задач;
представления о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
Тематическое планирование учебного предмета в 8 классе
№ п/п | Тема | Кол- во часов | Основные виды деятельности учащихся | Формы контроля |
I. | Повторение | 11 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Составление таблицы разрядных слагаемых. Повторение записи чисел целых и дробных. Повторение таблицы умножения и таблицы деления. Решение примеров и задач на сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей, на умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Умение применять таблицу умножения и правильно записывать умножение и деление на однозначное число в столбик. Рефлексия. | Текущий. Устный опрос теоретических сведений. Индивидуальный. Контрольный. |
II | Нумерация | 22 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Повторение таблицы умножения и таблицы деления. Решение примеров и задач на сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей, на умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Умение применять таблицу умножения и правильно записывать умножение и деление на однозначное число и двузначное число в столбик. Правило умножения и деления на 10,100 и 1000. Рефлексия. | Текущий. Устный опрос теоретических сведений. Индивидуальный. Контрольный. |
III. | Обыкновенные дроби. | 30 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Правильная запись дробей и долей. Решение примеров и задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Повторение таблицы умножения для приведения дробей к общему знаменателю. Решение примеров и задач на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умение нахождение числа по одной его доле. Знание названия сторон у прямоугольника и квадрата. Формула нахождения площади прямоугольника. Повторение мер длины, меры площади. Рефлексия. | Индивидуальный. Текущий. Устный опрос теоретических знаний. Контрольный. |
IV. | Обыкновенные и десятичные дроби. | 48 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Запись обыкновенных дробей. Повторение таблицы умножения для решения примеров и задач на умножение и деление обыкновенных дробей. Запись десятичных дробей. Правило сложения, вычитания, умножения и деления для решения задач с целыми числами, полученные при измерении величин, и десятичными дробями. Повторение мер земельных площадей. Решение задач на арифметические действия с числами, полученными при измерении площади. Рефлексия. | Текущий. Устный опрос теоретических сведений. Индивидуальный. Контрольный. |
V. | Геометрический материал. | 10 | Применение линейки и циркуля для изображения фигур. Определение и различия линии, отрезка, луча. Классификация треугольников по углам и сторонам. Прямоугольник. Многоугольник. Круг, окружность. Градус. Градусное измерение углов. Построение оси симметрии. Построение отрезка, треугольника, квадрата, симметричных относительно оси, центра симметрии. Периметр и площадь треугольника. Длина окружности. Площадь круга. Сектор. Диаграмма. Геометрические фигуры. Геометрические тела. Грани. Ребра. Рефлексия. | Индивидуальный. Текущий. Устный опрос теоретических знаний. Контрольный. |
VI. | Повторение. | 15 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока. Решение примеров и задач на арифметические действия с целыми и дробными числами. Рефлексия. | Индивидуальный. Текущий. Устный опрос теоретических знаний. Контрольный. |
Итого 102 ч
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса, планируемые результаты
В 8-а классе к об-ся по АООП НОО ОВЗ варианту 1.3 А.И., предъявлены особые условия обучения – обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения (легкую умственную отсталость). Вариант 1.3 предполагает, что глухой обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями глухих сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1 - 6 классы).
Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах, в том числе со слышащими детьми и взрослыми, поэтапное формирование разных видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение).
Минимальный уровень:
знание числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 100 000;
знание таблицы сложения однозначных чисел;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);
знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение;
выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием калькулятора;
знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин;
нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;
распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед), знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм);
построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости;
Достаточный уровень:
знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1 000 000;
знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100 (простые случаи в пределах 1 000 000);
письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000;
знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись, чтение;
выполнение арифметических действий с десятичными дробями;
нахождение одной или нескольких долей от числа, числа по одной его доли;
выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2-3 арифметических действия;
знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда;
вычисление площади прямоугольника;
построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии;
Тематическое планирование учебного предмета в 9 классе
№ п/п | Тема | Кол- во часов | Основные виды деятельности учащихся | Формы контроля |
I | Нумерация. | 11 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Решение задач и примеров на сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей, умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Повторение таблицы умножения и таблицы деления для решения примеров на умножение и деление на однозначное число, . умножение и деление на двухзначное число. Рефлексия. | Текущий. Устный опрос теоретических сведений. Индивидуальный. Контрольный. |
II | Десятичные дроби. | 15 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Решение задач на сравнение дробей. Повторение формы записи целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин. Решение примеров и задач на сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей, умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Рефлексия. | Индивидуальный. Текущий. Устный опрос. Контрольный. |
III | Обыкновенные и десятичные дроби. | 22 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Преобразование из обыкновенных дробей в десятичные дроби. Решение примеров и задач на сложение и вычитание дробей, умножение и деление дробей. Рефлексия. | Текущий. Индивидуальный. Устный опрос. Контрольный. |
IV | Проценты. | 17 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Понятие о проценте. Преобразование процентов в виде десятичной и обыкновенной дроби. Решение примеров и задач на нахождение процентов. Рефлексия. | Текущий. Индивидуальный. Устный опрос. Контрольный. |
V | Арифметические действия. | 39 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Решение примеров и задач на арифметические действия с целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями. Рефлексия. | Текущий. Индивидуальный. Устный опрос. Контрольный. |
VI | Сложение и вычитание целых чисел. | 12 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Решение примеров и задач на арифметические действия с целыми числами в пределах 1000 000. Рефлексия. | Текущий. Индивидуальный. Устный опрос. Контрольный. |
VII | Повторение | 7 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Самостоятельное формулирование цели урока. Решение примеров и задач на арифметические действия с целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями. Рефлексия. | Текущий. Индивидуальный. Устный опрос. Контрольный. |
VIII | Геометрический материал. | 13 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Повторение линейных мер, квадратных мер. Меры земельных площадей. Прямоугольный параллелепипед (куб). Развертка куба и прямоугольного параллелепипеда. Понятие объема, мер объема. Решение задач на измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба). Различие геометрических фигур. Рефлексия. |
Итого 102 ч
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса, планируемые результаты
Минимальный уровень:
знание числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 100 000;
знание таблицы сложения однозначных чисел;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);
знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение;
выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора;
знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин;
нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;
распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед), знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм);
построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости;
Достаточный уровень:
знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1 000 000;
знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;
знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;
знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100 (простые случаи в пределах 1 000 000);
письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000;
знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись, чтение;
выполнение арифметических действий с десятичными дробями;
нахождение одной или нескольких долей (процентов) от числа, числа по одной его доли (проценту);
выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2-3 арифметических действия;
распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда;
вычисление площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба);
построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии;
применение математических знаний для решения профессиональных трудовых задач;
Тематическое планирование учебного предмета в 10 классе
Раздел | Тема раздела | Количество часов | Основные виды деятельности учащихся | Формы контроля Текущий. Устный опрос. Индивидуальный Годовая контрольная работа. |
Нумерация | 4 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Решение задач и примеров на сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей, умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Повторение таблицы умножения и таблицы деления для решения примеров на умножение и деление на однозначное число, умножение и деление на двухзначное число. Рефлексия. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный | |
II | Математические действия на сложение и вычитание | 6 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Решение примеров и задач на арифметические действия с целыми числами в пределах 1000 000. Рефлексия. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный |
III | Умножение и деление на однозначное и двузначное числа | 6 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока. Решение примеров и задач на арифметические действия с целыми и дробными числами. Рефлексия. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный |
IV | Проценты | 6 | Выполнять умножение и деление по алгоритму Находить площадь фигуры по формуле Решать задачи по образцу, их оформлять Применять знания и умения. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный |
V | Меры массы | 7 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Формулирование цели урока по схеме «вспомнить-узнать-научиться». Практическое задание на разбор чисел на разрядные слагаемые. Повторение и закрепление мер стоимости, длины и массы. Решение примеров на сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы и стоимости, решение примеров на сложение и вычитание чисел записанных двумя мерами длины, массы и стоимости. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный |
VI | Меры длины | 5 | Применять меры массы в решении задач и примеров Выполнять преобразование мер массы что такое прямоугольный параллелепипед, строить прямоугольный параллелепипед Применять знания и умения. Выполнять преобразование мер длины | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный |
VII | Меры площади | 3 | Применять меры площади в решении задач и примеров Выполнять преобразование мер площади Применять меры площади в решении задач и примеров Читать и записывать числа, полученные при измерении площади. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный |
VIII | Меры объема | 5 | вычислять объем прямоугольного параллелепипеда; Применять знания и умения | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный |
IX | Меры времени | 6 | Применять знания и умения. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный |
X | Обыкновенные дроби | 5 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Решение задач на сравнение дробей. Повторение формы записи целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин. Решение примеров и задач на сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей, умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Рефлексия. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный |
XI | Десятичные дроби | 8 | Включение учащихся в активную мыслительную деятельность. Решение задач на сравнение дробей. Повторение формы записи целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин. Решение примеров и задач на сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей, умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Рефлексия. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный |
XII | Повторение и обобщение пройденного материала | 7 | Выполнять совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. Применять знания и умения. Выполнять совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. Применять знания и умения. | Текущий. Устный опрос. Индивидуальный Годовая контрольная работа. |
Итого 34 ч
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, планируемые результаты
Минимальный уровень:
знать числовой ряд чисел в пределах 1 000 000, читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;
знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
выполнять устно арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении в пределах 1 000 000 (легкие случаи);
выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000 и проверку вычислений путем использования микрокалькулятора;
выполнять сложение и вычитание с обыкновенными дробями, имеющими одинаковые знаменатели;
выполнять арифметические действия с десятичными дробями и проверку вычислений путем использования микрокалькулятора;
выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
находить одну или несколько долей (процентов) от числа, число по одной его доли (проценту), в том числе с использованием микрокалькулятора;
решать все простые задачи, составные задачи в 3-4 арифметических действия;
решать арифметические задачи, связанные с программой профильного труда;
распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии;
вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (куба);
применять математические знания для решения профессиональных трудовых задач.
Достаточный уровень:
знать числовой ряд чисел в пределах 1 000 000, читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;
присчитывать и отсчитывать (устно) разрядными единцами и числовыми группами (по 2, 20, 200, 2 000, 20 000, 200 000; 5, 50, 500, 5 000, 50 000) в пределах 1 000 000;
знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
записывать числа, полученные при измерении площади и объема, в виде десятичной дроби;
выполнять устно арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении в пределах 1 000 000 (легкие случаи);
выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000 (все случаи) и проверку вычислений с помощью обратного арифметического действия;
выполнять сложение и вычитание с обыкновенными дробями, имеющими одинаковые и разные знаменатели (легкие случаи);
выполнять арифметические действия с десятичными дробями (все случаи) и проверку вычислений с помощью обратного арифметического действия;
выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
находить одну или несколько долей (процентов) от числа, число по одной его доли (проценту), в том числе с использованием микрокалькулятора;
использовать дроби (обыкновенные и десятичные) и проценты в диаграммах;
решать все простые задачи, составные задачи в 3-5 арифметических действий;
решать арифметические задачи, связанные с программой профильного труда;
решать задачи экономической направленности;
распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии;
вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (куба);
вычислять длину окружности, площадь круга;
применять математические знания для решения профессиональных трудовых задач.
Учебно-методическое обеспечение
Учебная программа | Учебники | Методический материал | Дидактический материал | Дополнительная литература |
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (1 вариант)) | Учебник «Математика» 7 кл. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений . М. Н. Перова, Г. М. Капустина. Москва «Просвещение», 2017 г. Учебник «Математика» 8 кл. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений . В. В. Эк. Москва «Просвещение», 2017 г. Учебник «Математика» 9 кл. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений . А.Ю. Антропов, А.П. Ходот, Москва «Просвещение», 2022 г. Математика 5 класс,базовый уровень, учебник в 2 частях Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, 3е изд.,-прерраб. Москва: Просвещение, 2023 | М.Н. Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе» М.: Владос, 1999г Ф.Р. Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе» М.: Владос, 2007г | М.Н. Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе» М.: Владос, 1999г Ф.Р. Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе» М.: Владос, 2007г С.Е. Степурина «Математика 5-9 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения» «Учитель» 2009г. С.Е. Степурина «Математика 5-6 классы. Тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия» Волгоград: Учитель 2007г. Т.Н. Канашевич «Математика» Минск: Современная школа: Кузьма, 2009г. М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике» Москва: Вако, 2008г Т.П. Иванова «Математика. Коррекционно-развивающее обучение: 5-9 классы» Москва: Школьная пресса, 2005 г. Е.Б. Арутюнян «Математические диктанты для 5-9 классов» Москва: «Просвещение», 1991г. В.В. Эк «Дидактический материал по математике» Москва 1992г. О.И. Дмитриева «Поурочное разработки по математике» Москва: Вако 2009г Я.Ф. Чекмарев «Методика устных вычислений» Москва: «Просвещение» 1970г. О.А. Бибина «Изучение геометрического материала» Москва: Владос, 2005 г. М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Москва: «Просвещение» 1996г. | Перова М.Н., В.В. Эк. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. М.: Просвещение 1992 г. |
Материально-техническое обеспечение
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, так же наглядный материал:
Таблица умножения
Таблица классов и разрядов
Таблица «Компоненты при сложении и вычитании»
Таблица нахождения неизвестных компонентов
Таблица «Порядок действия в примерах»
Таблица «Письменное сложение многозначных чисел»
Таблица «Письменное вычитание многозначных чисел»
Таблица «Письменное умножение многозначных чисел»
Таблица «Умножение и деление на 10, 100, 1000»
Таблица «Письменное деление многозначных чисел на однозначное число»
Таблица «Соотношение мер длины, массы, времени»
Таблица «Скорость, время, расстояние»
Таблица «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем»
Таблица «Умножение и деление обыкновенной дроби на целое число»
Таблица «Нахождение части от числа»
Таблица «Нахождение целого по его части»
Таблица «Геометрические фигуры»
Демонстрационное оборудование:
Таблица умножения
Таблица классов и разрядов
Таблица «Римские цифры»
Таблица «Компоненты при сложении и вычитании»
Таблица нахождения неизвестных компонентов
Таблица «Порядок действия в примерах»
Таблица «Письменное сложение многозначных чисел»
Таблица «Письменное вычитание многозначных чисел»
Таблица «Письменное умножение многозначных чисел»
Таблица «Умножение и деление на 10, 100, 1000»
Таблица «Письменное деление многозначных чисел на однозначное число»
Таблица «Соотношение мер длины, массы, времени»
Таблица «Скорость, время, расстояние»
Таблица-алгоритм «Округление чисел до десятков, сотен, тысяч»
Таблица «Целое и дробное»
Таблица «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем»
Таблица «Умножение и деление обыкновенной дроби на целое число»
Таблица «Нахождение части от числа»
Таблица «Нахождение целого по его части»
Таблица «Геометрические фигуры»
29